Глава 36
Страшная ночь осталась позади, как и скалы Аэндорской пещеры. Солнце осветило гору Гелвуй, а вместе с тем и израильских и филистимских воинов, стоящих друг против друга. В тот день заканчивалась великая трагедия царя Саула, который всё, буквально всё делал в последний раз в своей жизни. Последний раз он облачается в доспехи, последний раз приветствует родных и воинов, последний раз отдаёт приказы войску. Всему в этой жизни, где пока господствует смерть, приходит свой конец. Но для Саула этот день мог быть не последним, он мог не приветствовать в последний раз, мог не отдавать приказы в последний раз, если бы вовремя осознал свою зависимость от Бога и пришёл бы к Нему всем сердцем. Сколько людей гибнут духовно, а затем и физически раньше времени, сколько жизней, столь прекрасно начатых, заканчиваются крахом. “Между тем филистимляне сошлись с израильтянами в очень ожесточенной битве, победили евреев и перебили множество их. Царь же израильский, Саул, и его сыновья сражались доблестно и с полнейшим самоотвержением, потому что вся их слава заключалась в том только, чтобы доблестно умереть, нанеся врагам своим по возможности больший урон. Другого они ничего не добивались. Поэтому они ринулись в самый центр врагов, были немедленно окружены со всех сторон и, умертвив множество филистимлян, пали как доблестные воины. То были сыновья Саула, Ионаф, Аминадав и Мелхис. Когда они пали, войска евреев дрогнули, произошли страшное смятение и свалка, наконец, бегство и смерть от руки налегавших на них неприятелей. Бежали также и Саул с толпою своих приближенных и, так как филистимляне выслали в погоню за ними всех своих копейщиков и стрелков, то почти все спутники Саула были убиты. Сам же Саул бился отчаянно и получил такое множество ран, что он не был более в состоянии выдерживать натиск и даже стоять на ногах. Не имея сил убить самого себя, царь приказал оруженосцу извлечь меч и поразить им его раньше, чем он попался бы в руки врагов; но так как оруженосец не решался убить своего господина, то Саул взял свой собственный меч и, укрепив его рукояткою в земле, бросился на него” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 14, 7. С. 322]. На глазах Саула гибнет все, для чего он жил. Гибнут его дети, войско, страна. В последние минуты своей жизни он увидел, к чему привел его грех. Как жаль, что и сегодня многим из нас для того, чтобы увидеть себя в истинном свете, нужно переживать подобное тому, что пережил Саул. В Последнее время нечестивые и сам дьявол так же перед своей вечной смертью осознают и увидят, к чему привело их отпадение от Бога. Но исправить что-либо тогда уже будет нельзя. “На другой день Филистимляне пришли грабить убитых, и нашли Саула и трех сыновей его, павших на горе Гелвуйской. И отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу. И положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-сана” (1 Цар. 31:8—10). Спустя три тысячи лет, археологам, а благодаря им и всему миру, удалось посмотреть, что называется, в лицо той древней трагедии царя Саула: “Издалека видно, что на краю Изреельской долины вздымается большой каменный курган под названием Телль-эль-Хасн. На этом месте находился древний Беф-Сан. При расчистке развалин на северном и южном склонах холма появился прочный фундамент стен, окружавших два храма. Их обнаружили в 1921 и в 1933 гг., почти в то же самое время, когда был найден замок царя Саула в Гиве. Раскопки производили археологи из Пенсильванского университета под руководством Кларенса С. Фишера, Алана Роу и Г.М. Фитцжеральда. Среди руин были обнаружены предметы культа, преимущественно медальоны и небольшие талисманы с изображением змей. Судя по таким находкам, эти храмы были посвящены Астарте, Ханаанской богине плодородия, и Дагону, верховному божеству филистимлян, который был полурыбой-получеловеком. Эти стены подтвердили библейское сообщение о том, как филистимляне поступили с Саулом: “И положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-сана” (1 Цар. 31:10). Капище Астарты находилось среди руин храма на южной стороне. “…и голову его воткнули в храме Дагона” (1 Пар. 10:10). Это произошло в храме, который был найден при раскопках на северном склоне холма” [Келлер. Указ. соч. С. 212]. “Камни этих храмов были свидетелями последнего акта филистимско-израильского конфликта, окончившегося гибелью мужественного царя и трёх его сыновей. Попутно археологи обнаружили интересную историческую подробность: толстый слой пепла, закопчённые камни и разбитые статуэтки богов доказывают неопровержимо, что город пал жертвой внезапного нападения и пожара. Это даёт основание предполагать, что Давид разрушил Беф-Сан в отместку за глумление над телом его предшественника” [Косидовский. Указ. соч. С. 320]. А глумление над поверженным врагом было поистине вопиющим. “Филистимляне ознаменовали свою решающую победу варварским изуверством. Они изуродовали трупы Саула и его сыновей, отрезали им головы и с триумфом отвезли их тела в Беф-Сан… Тела их распяли над воротами Беф-Сана, а филистимская чернь глазела на них, забрасывала камнями и подвергала надругательствам” [Лендей. Указ. соч. С. 227]. “И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней” (1 Цар. 31:11—13). Жители Иависа помнили, как в своё время Саул спас их от аммонитян и теперь, рискуя собственной жизнью, решили почтить память несчастного царя. Царя, который закончил свою жизнь самым страшным образом — самоубийством. В любом человеке на подсознательном уровне живёт инстинкт самосохранения, срабатывающий лучше любого рефлекса. Но что же тогда подвигает людей к решению свести счёты с жизнью? Что это за люди? Сколько их? Почему они сделали такой выбор? Прежде, чем рассмотреть причины подобного выбора, необходимо отметить, что “статистические данные зарубежных стран, публикации ООН и ВОЗ свидетельствуют о том, что самоубийства в наши дни стали одной из глобальных проблем мирового сообщества” [Жариков Н.М., Иванова А.Е., Анискин Д.Б., Чуркин А.А. Самоубийства в Российской федерации как социопсихиатрическая проблема // Общие вопросы неврологии и психиатрии. 1997, №6. С. 9]. “Во второй половине XX века самоубийства вышли на четвертое место в ряду причин смерти, причём в последнее время наблюдается тенденция к росту” [Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Никифорук Р.И. Проблема суицидов в Украине // Международный медицинский журнал, 1999, №1. С. 52]. Данные статистики действительно повергают в ужас. Так “В настоящее время Украина вошла в группу стран с высоким уровнем суицидной активности — свыше 20,0 самоубийств на 100000 населения. При этом данный показатель неуклонно повышался с 19,0 самоубийств на 100000 населения в 1988 г. до 29,9 в 1996 г.” [Там же. С. 52]. Так же и “Российская федерация вошла в число государств с наиболее неблагоприятной суицидологической обстановкой” [Жариков. Указ. соч. С. 10]. Говоря о статистике самоубийств и её характеристике необходимо сразу же подчеркнуть полнейшую несостоятельность ряда укоренившихся представлений, к которым относится мнение, что наибольший процент суицидов совершается в экономически бедных странах или странах, переживающих экономический кризис. Мнение о том, что кончают жизнь самоубийством в подавляющем большинстве случаев бомжи, алкоголики, наркоманы, психически больные люди, лица, страдающие неизлечимыми болезнями, старики и одинокие. Итак, во-первых, самоубийства — это проблема, в первую очередь, экономически развитых стран с высоким уровнем культуры, науки и техники. Так среди европейских стран “Наиболее неблагоприятной страной в этом отношении является Финляндия, где показатель смертности соответствует 37/100 тыс. населения. Также высокий уровень самоубийств среди молодых людей в Швейцарии — 34/100 тыс.; Австрии — 31/100 тыс.; Венгрии — 27/100 тыс.; Норвегии — 24/100 тыс.; Германии — 21/100 тыс. … Франции и Швеции 17/100 тыс.” [Корнетов А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте. С. 76—77]. Статистика показывает, что среди индустриально развитых стран, к примеру, в США, наблюдается один из самых высоких уровней самоубийств. “Так каждые 42 секунды в США совершается суицидальная попытка и каждые 17 минут — завершённый суицид” [Hart-Hester S., Smith P.O. Suicide in Mississippi — a growing concern // J. Mississippi State. Med. Assoc — 1998 — Vol 39, №8. P. 277—281]. В свою очередь в экономически развитых странах, стоящих на первом месте по числу самоубийств, среди лиц, кончающих жизнь суицидом, первое место принадлежит молодежи (!), причём студентов из социально благополучных семей. Так в США “Суицид — вторая ведущая причина смерти среди студентов колледжей. Суицид является третьей причиной смерти среди лиц в возрасте от 15 до 34 лет. Показатель суицидов для молодых мужчин в возрасте от 15 до 24 лет возрос в три раза по сравнению с 1950 годом” [Крыжановская Л.А. Особенности суицидального поведения в США. С. 97]. Эта закономерность проявляется и в странах бывшего СССР. Так исследования, проведенные, в частности, в Свердловской области, показали, что “Две трети больных имеют высшее и среднее специальное образование. 81% пациентов — в возрасте от 20 до 50 лет. Таким образом, в Свердловской области больший суицидальный риск представлен в группах высокообразованного населения наиболее активного возраста” [Поташева А.П., Перцеев М.Г. Особенности организации суицидологической помощ и в Свердловской области. С. 76]. На Украине так же, как и по миру “суицидные попытки чаще всего совершают молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет, в подавляющем большинстве живущие в развитых промышленных районах” [Чуприков. Указ. соч. С. 53, 52]. Эти же самые данные характерны и для России, где идёт стабильный рост суицидов, и особенно среди молодёжи [Иванова А.Е., Ермаков С.П. Социальное самочувствие российского населения в статистике самоубийств. М., 1995, 5:28—36]. У студентов Оксфордского университета — элитнейшего ВУЗа мира, где могут позволить себе учиться особенно богатые и талантливые, распространённость суицидов составляет 269 случаев на 100 тыс., что превышает в сотни раз средние показатели по стране” [Корнетов. Указ. соч. С. 77]. По мировой статистике “Возрастной промежуток между 15 и 24 годами является пиковым в отношении суицидальных попыток у представителей обоих полов [Корнетов. Указ. соч. С. 79]. “Чем выше социальный статус пациента, тем выше риск суицида (!)” [Helmkamp J. Occupation and suicide among males in the US Armed Forces // Ann. Epidemiol. 1996. Vol 6. №1, p. 83—88; Lester D. Unemployment and suicide in American Indian youth in New Mexico // Psychol Rep. — 1997 — Vol 81, №1. P. 58; Stack S. Suicide among artists // J. Soc. Psychol. — 1997, Vol 137, №1. P. 129—130]. По сравнению с экономически развитыми странами, государства Африки, в которых господствует практически повсеместно тяжелейший экономический упадок, огромная смертность, самая высокая в мире заболеваемость СПИДом, голодоморы, уровень самоубийств остаётся одним из самых низких [Петров В.И. Культуральные и этнические проблемы психического здоровья. Вып. II. — Москва — Ижевск: Ижевский полиграф-комбинат, 1997. С. 47—49], хотя вроде бы факторов для совершения суицида там больше, чем где бы то ни было. Итак, суицид распространён преимущественно в экономически развитых странах, среди молодёжи, и среди обеспеченных людей, которые не страдают ни от физических, ни от психических болезней, алкоголизма или нужды. Суицид встречается среди самых образованных слоёв общества. Словом, суммируя все эти данные, получается, что кончают жизнь самоубийством те, кто ею должен быть больше всего доволен (?!). Среди же диких племён Океании или нищих стран Африки процент самоубийств — самый низкий в мире. Поэтому роль экономических факторов, которой отводилось наибольшее значение среди причин, приводящих к самоубийствам у психически здоровых людей (о самоубийствах среди больных шизофренией и др. психическими расстройствами мы скажем отдельно), сегодня отвергается. Какие же группы факторов выделяют сегодня учёные, как приведшие к бурному, небывалому ещё в истории распространению суицидов? П “рост самоубийств в значительной мере обусловлен ослаблением роли традиционных социальных и религиозных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными людьми. С другой стороны, устойчивость институтов семьи, брака, сохранение традиционного уклада жизни являются мощными антисуицидальными факторами” [Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Клинико-психологическое исследование самоубийства. С. 66]. Итак, безбожие и сексуальная революция, разрушившие институт семьи, и которые все еще порой воспринимают, как символ свободы, привели к тому, что люди начали бежать от этой свободы в мир иной. П “Во многих случаях поводом суицидального поведения у молодёжи может быть и простое подражание, копирование поведенческих образов, демонстрируемое с экранов телевизоров, с которыми неразрывно связано современное поколение и откуда оно черпает готовые схемы и решения эмоциональных и житейских проблем” [Там же. С. 69]. “Подростки воспринимают эти публикации как модель разрешения психотравмирующей ситуации, используя их как основу для имитационного поведения” [Чуприков. Указ. соч. С. 54]. Итак, телевидение, заполненное сегодня фильмами о насилии, зле, самоубийствах, песни многих рок-музыкантов, прославляющие самоубийство, воздействуют на мозг человека самым разрушающим образом, незримо кодируя его на зло, похоть и самоубийство. П “увеличение количества различных псевдорелигиозных образований” [Там же. С. 53]. Сегодня, как никогда ранее, расцветают экстремистские секты, начиная от Белого братства и Аум Сен Рикё и заканчивая обществами Блаватской, Хаббарда, сатанистами. У многих из них самоубийство — это величайший акт служения высшей силе. И потому людей приучают любить смерть и стремиться к ней, как то некогда делали у нас на Руси староверы, сжигавшие себя во имя Бога целыми деревнями. Большую опасность в связи с этим представляет и проникновение на нашу землю различных восточных религий. Так, было отмечено, что у индуистов отношение к самоубийству весьма спокойное, и это обусловлено тем, что смерть для индуиста — всего лишь переход к новой форме жизни [Корнетов. Указ. соч. С. 79]. Как показано в многочисленных работах, “Влияние религии на суицидальное поведение прослеживается на протяжении многих веков” [Там же. С. 79]. Итак, если христианство на протяжении веков сдерживало эту проблему, то сегодня, в век секуляризма, оккультизма, сектантства это сдерживающее начало потеряно. П Но не только изуверские фильмы, где культивируются самоубийства, оказывают своё страшное действие, но и сообщения в новостях о суицидах оказывают своё негативное влияние. Но значит ли это, что надо умалчивать о проблеме? Послушаем экспертов: “Косвенное воздействие оказывают средства массовой информации, сообщающие о реальных самоубийствах, суицидальных попытках, обсуждающие проблемы суицида… S. Stack указывает на очевидность связи повышения количества самоубийств с освещением в средствах массовой информации о суицидах знаменитостей, особенно в области политики и развлечений. По мнению D.P. Shillips et al, уровень самоубийств не возрастает, если mass-media не ставят такую информацию на первый план. В исследованиях отмечается, что важную роль в возможных последствиях, в виде количества и качества суицидального поведения в популяции играют форма подачи темы суицидальности, включая подробное описание и сопутствующую информацию” [Корнетов. Указ. соч. С. 80]. Наше развращенное общество ждёт сенсаций, похотливых подробностей и смакования жестокости. СМИ, вместо того, чтобы воспитывать аудиторию, выполняют социальный заказ, с упоением и никому не нужными подробностями рассказывая о самоубийствах, прикрываясь при этом порой ещё и “научным” анализом. П Употребление наркотиков и алкоголя [Чуприков. Указ. соч. С. 53]. “Исследования, проведенные в разных странах, показали, что среди наркоманов наблюдается повышенный риск совершения суицида. Показатель суицидов для лиц, злоупотребляющих героином, в 20 раз выше, чем для обычного населения” [Kaplan and Sadock’s synopsis of psychiatry: behavioral sciences, clinical psychiatry // H.I. Kaplan, B.J. Sadock (Eds). 8th ed. — Baltimore: Williams Wilkins, 1998 — 1401 p]. Сегодня во многих странах наркотики можно свободно приобрести, а организованное пьянство в виде тех же праздников пива, стало так же одним из символов свободы и независимости. Но вновь ищущие свободы в наркотиках или вине люди затем настолько пресыщаются ею, что хотят убежать от неё, но, порой, им это удаётся только путём совершения самоубийства. Воистину убивающая “свобода и современность”. П Сегодня в обществе и особенно среди молодёжи через различные средства информации навязывается, или, точнее, уже “навязался” определённый тип современного человека, на которого должны все равняться, если, конечно, хотят жить в ногу со временем. Этот тип включает в себя такие параметры, как обладание большим достатком (он директор фирмы или банка), победами у женщин (у него много любовниц), он очень силён и смел (как Шварценегер), он умеет решать быстро и эффективно любой вопрос, у него, конечно, мерседес, сотовый телефон и т.д. Несмотря на некоторую утрированность описанной нами картины, она действительно такова. И подавляющий процент молодёжи, порой не отдавая себе в этом отчёта, стремится соответствовать в своей жизни именно этим параметрам. Ведь только тогда они будут приняты обществом и любимыми. Автор этих строк знает очень многих хороших ребят, которые встали на этот опасный путь. Ибо “Если субъект в процессе своего функционирования берется за решение задачи, превосходящей его личные возможности, не осознаёт и не решает противоречия между своими данными, возможностями и социальными требованиями, то он оказывается в ситуации предела своих психических и даже физиологических ресурсов. Деятельность человека может быть результативной социально, но те усилия или даже степень трудностей, с которыми он вынужден сталкиваться ежедневно, могут поглощать его жизненные силы, работоспособность, уничтожая удовлетворённость жизнью. Тогда, в конечном итоге, все жизненные силы человека будут уходить на заполнение этого несоответствия. Постоянно живя с таким сознанием, человек неизбежно деградирует как личность, соглашаясь на низший уровень самореализации, или совсем отказываясь от самореализации, да и от самой жизни” [Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. Абульхановой-Славской А.А., Брушлинского А.В., Воловиковой М.И. М., 1995. С. 76—95]. Сколько молодых людей, задумаемся еще раз, пыталось и пытается стать супергероями, заставляющими склоняться мужчин и восхищаться женщин, пытается, но безрезультатно, вводя себя в состояние депрессии, вызванное утраченным и иллюзиями вместо того, чтобы задуматься над смыслом жизни. П Сегодня психиатры и психологи показали, что одной из глубинных причин, приводящих к самоубийству, является отсутствие у человека смысла жизни. “Анализ полученных данных позволяет утверждать, что подавляющее большинство пациентов, склонных к суицидальному поведению, отличается низкой осмысленностью собственной жизни” [Амбрумова. Указ. соч. С. 74]. “Основной источник удовлетворённости — в возможности служить идее, следовать нравственным и мировоззренческим принципам, служить ясной цели. Только достижение этой цели, осуществление смысла жизни делает человека по-настоящему счастливым” [Там же. С. 74—75]. Итак, сегодня независимые учёные пришли к тому, что человеку необходим смысл жизни, духовный стержень. А ведь этот смысл может дать и даёт только Бог, отход от которого стоил стольких человеческих жизней. П Депрессия. Состояние депрессии является тем мостиком, который соединяет психически здорового человека с больным. Это грань, переход которой ведёт к различным психическим нарушениям. “Суицидальные мысли почти всегда связаны с серьёзной депрессией” [Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. М.: Фолиум, 1994]. “Расстройство настроения — это диагноз, который наиболее часто ассоциируется с суицидом” [Beskow J. Depression and suicide // Pharmacopsychiatry — 1990, Vol 23, Suppl 1—P3.]. Недаром поэтому дьявол пытается вогнать человека в состояние ропота, недовольства, страха, уныния, ибо в таком состоянии воля человека ослабевает и становится более податливой для его страшных воздействий. Говоря выше о шизофрении, маниакально-депрессивном психозе мы отметили, что в очень многих аспектах данные состояния напоминают одержимость, описанную в Библии. Поэтому и немудрено, что среди людей, страдающих данными душевными заболеваниями, в огромном проценте распространены суициды. “Около 30% больных шизофренией совершают суицидальные попытки и почти 10% погибают в результате суицида” [Vieta E., Nieto E., Gasto C. Suicide risk in schizophrenia // Am. J. Psychiatry — 1998, Vol 155, №11, P. 1640]. Итак, на земле почти каждую минуту кто-то кончает жизнь самоубийством. В основном это те, кто молод, достаточно обеспечен и образован, у кого ещё впереди вся жизнь, которая могла бы сложиться совершенно иначе, если бы этот человек пришёл к Богу, осознал бы свою зависимость от Него, обрёл бы смысл жизни и счастье. У американских индейцев была богиня Икстаб — богиня самоубийства, изображаемая в виде повешенной женщины с маской черепа на лице. Изуверские и духовно деградированные индейцы с радостью служили этой богине, принося ей в добровольную жертву самих себя. Сегодня наш мир не преклоняется пред богиней Икстаб, никто не кадит, вроде бы, у её алтарей. Но жертвы ей всё возрастают и возрастают. Выбирая свой путь в жизни, не согласовав его со Словом Божьим, влекомые похотью своих очей и разумом своего сердца, современные люди начинают, не отдавая себе в том отчёта, шествование к алтарю этой богини. У кого-то проходит совсем немного времени, у кого-то больше, пока он не оказывается перед её зловещим идолом. И многие, подобно Саулу, настолько далеко зашли в своём отступлении от Господа, что им ничего не остаётся, как вознести себя в жертву страшной Икстаб. Куда идём сегодня мы, по чьему пути следуем: пути гордости и силы, по которому шёл Саул, или по долгому пути духовного преобразования, порой через падения и ошибки, но пути к Богу, как Давид?…