Опарин А.А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина
Часть I. Поверженные боги

Глава 3

Униженные боги

Несмотря на многочисленные призывы Моисея отпустить Израиль для совершения служения в пустыне, фараон отвечал не только отказом, но и утяжелением работ для евреев, а так же хулой на Самого Бога. И тогда Господь явил Свою мощь не только фараону, но и гордому Египту, считавшему себя центром Вселенной, обрушив на страну десять язв: вода в реке превратилась в кровь, нашествие жаб, мошки, песьи мухи, моровая язва, воспаление с нарывами, град, саранча, тьма и, наконец, смерть первенцев (Исх. 7-12 главы). Читая о казнях, которые Господь обрушил на строптивых египтян, мы их обычно воспринимаем лишь в контексте физических страданий, которые они причинили египтянам. Мы часто проводим аналогии между бедами, обрушившимися на египтян и различными природными катаклизмами, такими, как землетрясения, наводнения, эпидемии, приносящими много бед в наше время. Однако, это верно лишь отчасти. Чтобы глубже понять, как египтяне воспринимали 10 казней, нам поможет, если мы будем рассматривать их не с позиции современного человека с его секулярным мировоззрением, а с позиции египтянина XVI в. до х. э., вся жизнь и философия которого были неотделимы от религии. Итак, рассмотрим некоторые из 10 казней в этом аспекте. «И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял Аарон жезл, и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх. 7:20-21). О роли Нила в жизни Египта очень точно сказал древнегреческий историк V в. до х. э. Геродот: «Египет, куда эллины плавают на кораблях, недавнего происхождения и является даром реки» [1]. Но не только основание, но и повседневная жизнь страны целиком зависела от Нила. Бог Нила Хапи Поэтому неудивительно, что бог Нила Хапи пользовался огромным уважением в стране. «Египтяне объясняли и разливы, и их отсутствие проявлением божественной воли могучей и великой реки. Нил, от которого зависело благополучие всей страны, естественно, не мог не быть в глазах людей местным божеством — ему поклонялись и приносили жертвы в разных местах» [2]. И вот случается, что с Нилом, который в сознании египтян был всем, случается нечто невероятное. Его воды окрашиваются в цвет крови и становятся негодными для питья, а рыба умирает. Нил знал приливы и отливы, полноводья и засухи, но такого еще не было, что произошло после слов Моисея. Любое необычайное происшествие египтяне, в отличие от нас, списывающих всё на случайность, истолковывали как благословение или наказание от своих богов. И поэтому их страх и смятение было более велико, ибо объективных причин для недовольства ими Хапи не было. Более того, и это было еще страшнее в глазах египтян, великий бог Нила, оказывается, не контролировал происходящее на реке. Ибо жрецы Хапи, бывшие его представителями на земле, не могли объяснить происходящие бедствия. А во-вторых, несчастья на Ниле начались с того момента, как их предрёк, а затем наслал пророк еврейского народа. Получалось, что Бог народа, который египтяне презирали, оказался намного сильнее их бога Хапи. В-третьих, претензии египтян на богоизбранность, а так же на особое предназначение Египта, как центра цивилизации, рухнули. Это была страшная ломка духовных представлений. Но трагедией на Ниле события не окончились. Казалось, еврейский пророк Моисей поставил своей задачей унизить в глазах людей всех египетских богов, показав их полную несостоятельность. И следующей казнью, постигшей Египет, стало нашествие жаб. «…И воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую» (Исх. 8:3-4, 6). Ибо в Египте «обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат» [3]. Убивать это священное животное считалось большим прегрешением, напротив, ему молились в трудных обстоятельствах. Но ниспосланная на страну вторая казнь нанесла удар по этим обычаям. Во-первых, она поставила египтян перед необходимостью убивать жаб, заполонивших всё и вся и сделавших просто кошмарной жизнь в стране. Вот как описывает это бедствие в своей «Истории» Иосиф Флавий: «Страну наводнило несчетное множество лягушек, которыми была переполнена река, так что люди, бравшие воду, могли получить лишь жидкость, насыщенную остатками околевших в воде и заражавших ее таким образом животных. И вся страна была страшно загрязнена, так как лягушки рождались и околевали, и домашний обиход стал невозможен, потому что их находили в пище и в питье, и они прыгали по постелям. Вместе с тем распространялось невообразимо страшное зловоние от околевших и разлагающихся лягушек» [4]. Недавнее почтение, царившее в Египте по отношению к лягушкам, сменилось ненавистью, к которой примешивался страх. Во-вторых, внезапное появление, а затем такое же внезапное исчезновение жаб по повелению иудейского вождя говорило о полном бессилии богини Хекат. Это показало то, что даже в своей собственной жизни эти «животные боги» не властны (это относится и к мошкам и песьим мухам — третьей и четвертой казни, обрушившихся на страну: «В Египте чтили не только рыб и животных, но и насекомых, всевозможных мошек и в частности пчёл» [5]). Пятая казнь показала еще большее бессилие египетских богов, которые теперь уже сами стали жертвами болезней! «…То вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего» (Исх. 9:3-6). Дело в том, что среди представителей животных богов египтян особое место занимал бык. Уже во времена I династии существовал культ быка Аписа [6]. «С культом Аписа связано одно из самых сенсационных открытий XIX в. в истории египтологии. Французский египтолог Огюст Мариет… начал вести раскопки… и наткнулся на некрополь Аписов — Серапеум. Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего Серапеума — здесь были обнаружены погребения 64 быков, множество стел и разного рода памятников… Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты рождения, „вступления в должность“ Аписа и смерти — с точностью до одного дня царствования того или иного фараона… Египетский бог Пта (Птах) Ритуалу погребения Аписа придавалось исключительно большое значение… Апис был мемфисским божеством, он связывался с богом Пта. В Большом папирусе Харрис I (44, 9) об Аписе сказано, что он — душа бога Пта; во-вторых, Апис рассматривается как оракул бога Пта (Morenz S. La religion egyptienne. Paris, 1962, стр. 112-143), и, наконец, объединяется с богом Осирисом, являя божество Апис-Осирис… Египетский бог Осирис Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими императорами» [7]. Однако, в Египте Апис был не единственный обожествленный бык. «В Гелиополе поклонялись чёрному быку Мневнсу. Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. Обнаружены заупокойные скарабеи… на одном из них — формула, почти тождественная формуле на скарабеях, применяемых для мумификации людей» [8]. Мневис был оракулом бога Ра и его воплощение на земле [9]. Распространен был и культ коров: «Очень любопытно уникальное изображение времён XXI-й династии в гробнице (№68) жреца бога Амона-Неспнефхора в Фивах: жрец и его жена возлагают дары на три жертвенника, установленных перед коровами. Коровы с коронами на головах. Все три коровы разные» [10]. «В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Египетский бог Хнум Так на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте… баран был воплощением местного бога Харшефа… Воздавались почести барану и в Фивах — фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами… В 1906 г. известный французский археолог Клерион-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума… Здесь были найдены мумии священных баранов» [11]. Из вышесказанного видно, какую роль играли быки в религии древних египтян, ассоциируясь у них с богами. И вот в результате пятой казни на быках, этих душах богов или, более того, их зримых образах, появляются отвратительные гноящиеся раны, от которых скот умирал прямо на глазах. Но для египтян, отметим это еще раз, это был не просто какой-то скот, это были их боги. И вот эти боги покрываются язвами, а затем умирают. Более зримого унижения великих египетских богов представить невозможно. Следующая казнь, в результате которой язвами покрылись люди, показала полную беспомощность египетских богов в оказании помощи своим почитателям, а так же бессилие египетских врачей, считавших, что они могут вылечить любую болезнь, в том числе путем наговоров и молитв к богам. Последовавший затем страшный град явился доказательством того, что небесные боги Египта совершенно бессильны в своих владениях. Казнь, в результате которой на страну обрушилась саранча — «она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской» (Исх. 10:15) — показала, что благосостояние страны зависит не от воли языческих богов, якобы дающих урожай, а от воли Бога Израиля, управляющего всем, в том числе даже тучами саранчи. Египетский бог Солнца Ра На протяжении долгих веков главным богом Египта был бог Солнца Ра [12]. «Согласно мифу, изложенному в папирусе Бремнер-Ринд, Ра в течении дня плывет по небу и к вечеру подплывает к западным горам Египта, в которых, по представлению египтян, находился подземный мир. Дневной путь Ра по небу окончен. Бог переходит из дневной ладьи манджет на ночную ладью месктет. На этой ладье в окружении свиты он погружается в подземный мир. Здесь, в царстве мрака, происходят ожесточенные схватки сил света и сил тьмы, из которых Ра и его свита неизменно выходят победителями. Проплыв по подземному миру и одолев всех врагов, Ра снова переходит на дневную ладью и появляется в полном блеске на восточном небосклоне — суточный цикл повторяется» [13]. Но вот однажды в один из дней «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх. 10:22-23). Произошедшее для древнего египтянина означало, что Ра потерпел поражение. Ра, на котором держался весь мир и жизнь людей, оказался захваченным в подземном миру. И вновь по воле иудейского Бога, Который превзошел в мощи самого Ра, оказавшегося бессильным. Теперь дальнейшая жизнь всей страны встала на грань гибели. Именно поэтому тьма так напугала фараона и народ! Именно поэтому эта казнь стоит девятой по нарастающей линии бедствий, обрушивающихся на Египет. Здесь мы вновь видим разницу в мировоззрении современных людей и древних египтян. Для нас большим горем стала бы проблема с водой и страшные болезни. Для египтян же наступившая тьма явилась зловещим предзнаменованием конца, ибо жизнь в их понимании связывалась с Ра. Поэтому мы только приблизительно можем себе представить весь ужас, царивший в сердцах египтян, сопоставимый в наше время, наверное, лишь с известием, что на город, где вы живете, летят самолеты, несущие атомные боеголовки. В течении считанных дней вся религиозная система Древнего Египта была повержена в прах. Великие боги, имеющие великолепнейшие храмы и статуи из чистого золота, были унижены перед лицом всего мира. Но почему, в таком случае, после всего этого язычество ещё 1500 лет царило в стране на Ниле, а ее народ продолжал преклоняться перед Ра, Хнум, Себек и другими? Ответ на этот вопрос очень прост: люди всегда хотят верить в то, что удобно и привычно. Порочная религия древних египтян, о которой мы расскажем ниже, была очень близка греховному человеческому сердцу, она очень устраивала его. Однако, говоря о религии египтян сегодня, не стоит употреблять всё, связанное с ней, в пошедшем времени. Оказывается, религия фараонов оставила нам богатейшее страшное наследство, которым сегодня пользуются миллионы людей, а другие (иногда и неосознанно) очень стремятся его заполучить. Это наследство люди получают там, где меньше всего этого ожидают. Что же за наследство оставили нам фараоны, мы узнаем ниже, а так же узнаем, что боги Египта не погибли вместе с цивилизацией фараонов, но подолжают жить и в наши дни. Причем мы, порой сами того не ведая, принимаем участие в служении им.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 3 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Геродот. История. - СПб.: Ладомир, 1999, книга II, 5, стр. 97.

[2] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 199.

[3] Kees H. Der Gotterglaube im Alten Agypten. Berlin, 1955, стр. 62.

[4] Иосиф Флавий. Иудейские древности, в 2 т. - Минск: Беларусь, 1994, книга 2, глава 14, 2, стр. 103.

[5] Брэстед Д. История Египта. - М.: 1915, т. 1, стр. 35.

[6] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 18.

[7] Коростовцев. Указ. соч., стр. 18-20.

[8] Spiegelberg W.A. Heart Scarab of the Mnevis Bull // JEA. 14, 1928, стр. 12; JEA, 15, 1929, стр. 109.

[9] Коростовцев. Указ. соч., стр. 20.

[10] Caris Davies N. de. A Scene of Worshipping Sacred Cows // JEA, 20, 1944, стр. 64.

[11] Kakosy L. Beitrage zum Totenkult der heiligen Tiere // ZAS. 96. 1970, стр. 109-115.

[12] Мифы народов мира, в 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1982, т. 2, стр. 359.

[13] Коростовцев. Указ. соч., стр. 96.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко