Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 10

Война царей

Евангельская весть

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг» (Быт. 13:1). Вернувшись из Египта в Ханаан, Авраам и его близкие вновь сталкиваются с проблемой: «И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт. 13:6-7). Авраам предложил выход из создавшегося положения своему племяннику: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою… ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:8-9). На первый взгляд, между дядей и племянником произошел самый обычный, ничем не примечательный разговор. Но в Библии каждая деталь, каждая, на первый взгляд, мелочь играет весьма важную роль. Так и данный разговор раскрывает истинный характер человека. Ну что особенного предложил Лоту Авраам? Выбрать себе землю? Но давайте вспомним, что дело происходило в Древнем Востоке, и Авраам был патриархом, главой рода, власть его была огромна и беспрекословна, каждое слово его было законом для близких, и вот этот владыка предлагает своему племяннику право выбора. Часто ли сегодня приходится видеть, чтобы вышестоящий оставлял последнее слово за нижестоящим? Причем в важных вопросах? В данном случае, в вопросе выбора земли, территории проживания. В древности слово земля отождествляло собой урожай, пастбища, колодцы с драгоценной особенно в тех местах водой, стратегически важные высоты, враждебных или дружественных соседей, и пр. Словом, хорошая земля — залог счастья, плохая — неудачи и разорение. И вот в таком жизненно важном ключевом вопросе право выбора Авраам предоставляет Лоту. В данной истории каждому из нас преподан урок смирения и скромности. Ибо без этих качеств характера наши взаимоотношения с людьми не будут совершенными, а мы окажемся непригодными для Небесного Царства. Приобрести эти качества каждому из нас может помочь только Христос, но при условии, что мы осознаем в них свою нужду. Мы должны помнить, что нам неизвестно, что с нами будет завтра, и какое бы высокое положение мы не занимали, в одну минуту мы можем потерять все, в том числе и жизнь. Вспомним быстрое свержение Н. Чаушеску в Румынии, многочисленные заказные убийства бизнесменов или банальное падение кирпича на голову — все это является ярким примером.

Часто достигнув более или менее высокого положения, ранее скромные и смиренные люди забывают друзей, свысока начинают смотреть на окружающих, не вспоминают о Боге, считая себя «королями положения» и приписывая только себе свой успех. Как тут не вспомнить богача из притчи Иисуса Христа: «…у одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он… сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк. 12:16-20). У Авраама было много земель и житниц, но, в отличие от богача из притчи, он всегда осознавал свою зависимость от Бога, не полагался на самого себя и свои богатства, был смиренным и скромным человеком. Итак, патриарх предоставил право выбора Лоту, который с радостью принял это предложение. Он не возразил Аврааму, не сказал, что недостоин выбирать, что это право принадлежит дяде, а он довольствуется тем, что выпадет на его долю. Нет! Алчность взяла верх над скромностью и признательностью, и Лот выбрал самые прекрасные земли, «всю окрестность Иорданскую». Нескромность, проявленная Лотом, не встречается ли и в нашей жизни, в наших взаимоотношениях с другими людьми? Желание урвать для себя кусок получше не закрывает ли нам порой глаза, и не идем ли мы напролом, не считаясь ни с кем и ни с чем? Взять хотя бы бытовые мелочи: посадку в городской транспорт, желание занять место у окна, как часто в этом стремлении люди расталкивают всех на своем пути, не считаясь, что рядом дети, что кого-то толкнули. А разговоры друг с другом, так, мимоходом, если задели при этом нас? Когда же речь заходит о каких-то серьезных вопросах, вот тут люди нередко и вовсе теряют свое лицо. Но нередко бывает и так, что то, за что человек так упорно боролся и чего наконец-то добился, оказывается для него проклятием, ибо все, что приобретено неправедным путем, никогда не принесет счастья. Так произошло и с Лотом. Урвав себе прекрасные земли, он надеялся быть в выигрыше, но… Однако, прежде, чем узнать, что произошло в дальнейшем, отметим еще раз, что именно заставило Лота сделать свой выбор: «Лот возвел очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).

Итак, эти земли действительно были прекрасны. Более того, приведенный текст подчеркивает, что эти земли напоминали собой потерянный рай. Однако, только напоминали… За красивыми долинами и садами, за тучными пастбищами и уютными домами скрывалось истинное лицо этих земель: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13). Вот что скрывалось за прекрасным внешним видом: постыдные грехи содомлян были повсеместно известны, и Лот не мог о них не знать. Однако, в своем выборе он руководствовался материальной стороной вопроса, а отнюдь не духовными соображениями. Лот забыл, что Господь недаром повелел не жить вместе с язычниками, ибо их образ жизни и их влияние будут неизбежно сказываться. Грех всегда имеет очень привлекательную оболочку, красивый фасад, за которым кроется пропасть. Но Лот поступил по велению своих очей. Часто и мы поступаем по велению своих очей. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИДВидят ли сегодня люди за стеклами роскошных иномарок, за долларовыми счетами в банках, легкой любовью ночных красавиц, сияющими витринами казино и баров обратную сторону: заказные убийства, тюремную решетку, венерические болезни, СПИД и наркоманию? Видимо, нет, ибо жажда обладать всем этим сегодня растет у людей в геометрической прогрессии. Дьявол очень тонкий психолог, способный найти ключ к сердцу практически каждого, кто не полагается на Бога. И поэтому Господь через Библию вновь и вновь обращается к сердцу каждого из нас, чтобы мы «…не ходили вслед … сердца и … очей, которые влекут… к блудодейству» (Числа 15:39). «И сказал Господь Авраму, после того, как Лот отделился от него: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:14-15). Итак, Авраам, который сделал, по-человечески, ошибку, отдав Лоту самые лучшие земли, на самом деле выиграл, ибо помощь Божья и благословения были на его стороне. Вместо греховных земель Содома, дни которого были сочтены, патриарх получил в наследство весь Ханаан. Так и мы можем быть уверенны в том, что, проявляя смирение и скромность, следуя Божьим путем, мы получим от своего Небесного Отца «…жизнь… с избытком» (Ин. 10:10). Спустя немного времени после отделения Лота от Авраама, в этих краях вспыхивает война между местными палестинскими царями Содома, Гоморры, Адмы, Севоима и Сигора против коалиции царей, возглавляемых правителем Вавилона (см. ниже). Однако попытка палестинцев освободиться от месопотамского ига заканчивается полным провалом. Их объединенная армия была уничтожена, города разграблены, а население уведено в плен, в далекое Междуречье. Среди пленников оказался и Лот. И, видимо, Лот так бы и погиб на чужбине, если бы не Авраам. Авраам забывает о непочтительности и самонадеянности племянника и спешит ему на помощь. Он не взвешивает свои возможности, не страшится грозной вавилонской армии. Авраам просто знает, что Бог идет рядом с ним, потому что прекрасно осознает, что сила его в Боге и все предает в руки Божьи. Ведь «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Пр. 21:31). И действительно, нагнав вражеское войско, он одерживает блестящую победу: «И возвратил все имущество и Лота… также и женщин и народ» (Быт. 14:16). Возвращаясь назад, Авраам в долине Шаве встречается с Мелхиседеком, Священником Бога Всевышнего и царем Салима, получив от него благословение. «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:20). Здесь мы впервые встречаемся с понятием десятины Господней, иными словами, каждая десятая часть от нашей зарплаты, урожая и других доходов принадлежит Богу. Кстати, эта информация для каждого жителя бывшего СССР не новость, так как из наших зарплат государство отчисляло (отчисляет и сегодня) налог в размере 10% от общей суммы. Думаю, интересно будет узнать тем, кто об этом не задумывался, что эта идея взята из Библии.

По опросам общественного мнения сегодня мало кому на земле хватает денег, причем, как бедным, так и мультимиллионерам. Нехватка средств стала настоящим бичом нашего времени, одной из причин увеличения криминогенной обстановки, семейных проблем, и пр. В этой нехватке средств каждый из нас склонен винить государство, отдельных политиков, своих конкурентов, жизненные обстоятельства, но… только не себя. Но даже те, кто все же понимает, что в чем-то мы и сами виноваты, все же до конца не осознает причину своего бедственного финансового положения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что мы привыкли взирать на обыденные проблемы чисто по-мирски, плотски, забывая о духовной стороне вопроса. А ведь именно в этом и сокрыты ключи счастливой жизни, благополучия, в том числе и финансового. И таким ключом является десятина: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10). Десятина — это ключ от Божьей сокровищницы благословений, которую Творец готов раскрыть для каждого из нас. В случае же, если мы отказываемся возвратить Богу Богово, Его, то мы становимся ворами, как это не обидно, быть может, звучит: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы тебя? «десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал. 3:8-9). Нам следует сознавать, что мы не платим Богу десятину, а лишь возвращаем Богу Его собственность, которую Он отделил для Себя, и, делая это, мы признаем Его Авторитет. Из этого следует аксиома: тот, кто возвращает Богу десятую часть от своих доходов, никогда не нуждается, и это исполнится в жизни любого человека, что автор книги может подтвердить и на собственном опыте. Но, если вы не верите этому, попробуйте сами, хотя бы один раз, принесите десятину, и вы убедитесь, что данная аксиома действует и в вашей жизни. Ключ к разрешению многих проблем находится в ваших руках. Но возвратимся к Аврааму. «Когда он возвращался после поражения… царей… царь Содомский вышел ему на встречу… и сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу… Что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил Аврама…» (Быт. 14:17, 21-23). Бескорыстие — это слово сегодня фактически вышло из обихода, став устаревшим, Ибо в наше время почти никто никому ничего не делает даром, не рассчитывая получить что-то взамен. Бескорыстный человек в понимании современного общества — это глупец, или в лучшем случае человек странный, «белая ворона». Но Авраам не стеснялся выглядеть ни «белой вороной», ни непрактичным. В своей помощи Лоту он не видел ничего особенного, ведь он сделал лишь то, что был должен сделать, он просто не мог поступить иначе. По этому поводу Христос сказал: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). И здесь уместным будет еще раз привести текст, который был приведен ниже: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24). Наше бескорыстие является ключом к самой успешной проповеди Евангелия этому погибающему миру. Авраам учит нас, что, делая кому-либо добро, мы не только ничего не должны ожидать взамен, но и сознавать, что ничего особенного мы не сделали. Проявляем ли мы бескорыстие в своей жизни? Если да, то искренне ли оно, несмотря на красивые слова? Смогли ли бы мы поступить подобно Аврааму, этому замечательному, и что очень важно для каждого, такому же человеку, как и мы с вами.


Археологический комментарий

Первая всемирная война

В 14 главе книги Бытие описывается первая война, с которой мы встречаемся на страницах Библии. Ее действие примерно относится к 2000 году до Р. Хр., и подобно подавляющему большинству других военных конфликтов того времени, ее история восстанавливается с трудом.

«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все они соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое… И вышли… и вступили в сражение с ними… В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившиеся в бегство, упали в них; а остальные убежали в горы. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры… и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова… и ушли… И пришел один из уцелевших, и известил Аврама… Аврам… вооружил рабов своих… триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана… напал на них ночью… и возвратил все имущество… и народ…» (Быт. 14:1-16).

Определимся вначале с участниками этой войны и с государствами, принимавшими в ней участие. Бера, Бирша, Шинав, Шемевер — были царями городов Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, располагавшихся на территории современного Мертвого моря и уничтоженные около 1980 года до Р. Хр. Богом. О раскопках этих городов см. комментарий к 19 главе книги Бытие.

Последний царь этой коалиции, Бела, правил в городе Сигоре (в переводе — Малый), который находился вблизи от современного Мертвого моря. Сегодня на его месте остались жалкие развалины, плохо поддающиеся датировке. Как полагают ученые, каждый из этих городов, имея своего царя, все же объединялись в минуты опасности под главенством царя Содома: «…дела у содомитян были в цветущем положении, так как, с одной стороны, богатства их умножились, а с другой — у них было много юных воинов» [1].

Проведав об этом богатстве, правители Месопотамии устремили за ними свои полчища.

Итак, вторая коалиция состояла из царя Сеннаара (Вавилона), Елассара (Ларсы), Елама (Элама) и Гоима (?). Идентификация Библейских имен царей с хронологией государей этих стран весьма сложна. Во-первых, мы не знаем точного времени битвы (±40 лет), во-вторых, неизвестны точно даты правления государей Вавилона, Элама и Ларсы. По подсчетам различных ученых они колеблются, порой, до ±300 лет. Несмотря на это, на сегодня установлено следующее:

1. сам факт упомянутой в Библии войны действительно имел место в истории.

2. историческое описание войны [2] почти тождественно Библейскому описанию: «Авраам… решив поспешить к ним на помощь, он тотчас исполнил это, выступил и напал около пятого часа ночи… у Дана (один из истоков Иордана) и предупредив возможность им вооружиться, одних убил в то время, как они, не предвидя нападения, спали, а других, которых, хотя и не спали, но не были вследствие опьянения в силах сражаться, обратили в бегство» [3].

3. найдены и исследованы города, через которые двигалось месопотамское войско к Содому (Быт. 14:5-7): Аштероф-Карнаим, названный в честь двурогой богини Астарты, за свою историю менял несколько раз название (в период господства хананеян он назывался Восор, израильтян — был левитским городом Беештера, при римлянах — Бостра), Гам, Шаве-Кириафаим, Эл-Фаран, Хацацон-Фамар. Большой вклад в изучение этих городов внес доктор Олбрайт, обнаруживший в 1929 году близ Харрана на восточной границе Галаада и Моава курганы, скрывающие под собой древние города. В ходе этих раскопок было доказано существование этих городов, до этого упоминавшихся только в Библии, в 2000 году до Р. Хр. [4].

4. «Память о той карательной экспедиции жива и по сей день среди обитателей этой страны. Она отражена в названии дороги, бегущей к востоку от Мертвого моря, пересекая местность, которая в древности называлась землей Моав, и направляющейся к северу. Кочевники на Иордане очень хорошо знали ее. Местное население дало ей замечательное имя — «Царская дорога». Мы встречаемся с ней в Библии, где она называется «царской большой дорогой»… и это та самая дорога, по которой хотели пройти сыны израильские через земли Едома к земле обетованной (Числа 20:17-19). В христианскую эпоху римляне пользовались «царской дорогой» и усовершенствовали ее. Сейчас она частично входит в сеть дорог государства Иордания. Ясно различимый с воздуха, этот древний путь темной полоской пересекает страну» [5].

И последнее: часто многие, узнающие об этой истории, полагают, что очень уж нереально выглядит утверждение о победе Авраама всего лишь с 319 слугами над целой коалицией месопотамских царей. Но… «…только те, кто незнаком с тактикой бедуинов, могут считать эту историю неправдоподобной» [6].

Действительно, в истории известны многие примеры, когда горстка людей побеждала, благодаря внезапности и отваге целые армии. Мы так же помним событие у Фермопил, в период греко-персидских войн, когда тысячный отряд греков сдерживал несколько десятков тысяч персов. Так же следует учитывать и то, что армии Вавилона, Ларсы, Элама в те времена насчитывали не более 2000 человек [7]. Так что количественный их перевес над воинами Авраама даже математически был не очень-то велик.


Археологический комментарий

Забытые народы

В предыдущем очерке мы исследовали Войну царей, описанную в 14 главе книги Бытие. Однако это глава интересна не только описанием крупного военного конфликта того времени и политической ситуацией, сложившейся в результате него. Она интересна и тем, что упоминает ряд народов: рефаимов, зузимов, эмимов, хорреев и др. Но, к сожалению, многие, читая Библию, вообще пропускают эти места, трудные для чтения и содержащие малопонятные названия. Но давайте вдумаемся, что за ними стоят целые народы, состоящие из таких же людей, как и мы с вами, людей со своими судьбами, проблемами, радостями и печалями. Они упомянуты в Библии всего несколько раз, очень кратко, но, несмотря на это, мы знаем, что ни одного лишнего слова в этой Книге нет. И упоминания этих народов не случайны. Благодаря только этим кратким текстам Библии в истории сохранилась память об этих народах. Кроме того, это говорит о Библии как о Книге, содержащей точные исторические сведения, и, наконец, и это также очень важно, судьбы этих народов учат нас, людей почти третьего тысячелетия, что отвержение Господа приводит не только к гибели, но и полному забвению.

В задачу данной книги не входит подробное исследование упомянутых народов, поэтому мы остановимся очень кратко на их характеристике.

• Хорреи (или хурриты). «Хурриты принадлежат к тем древневосточным народам, былая роль которых забыта исторической традицией и выявлена заново в 19 веке по материалам археологических раскопок. Единственное, что сохранилось, — это наименование хурритов в форме hori(m), дошедшее до нас в Ветхом Завете», — пишет один из ведущих современных хурритологов доктор Гернот Вильхельм [8]. В ходе жепоследовавших с конца 19 века и продолжающихся по сей день раскопок (Хаттусы, Мари, Угарита, Эмара, Алалаха, Нузы и пр.) была открыта хурритская культура.

Древний народ хурриты за время своего существования создал четыре крупных государственных образования:

1. царство Уркеша и Навара (современная граница Сирии и Турции), существовало в 20-19 веках до Р. Хр.

2. царство Митанни, существовало в 1600-1200 гг. до Р. Хр.

3. царство Киццуватна, 1500-1400 гг. до Р. Хр.

4. царство Халаб Алалах.

Помимо этого хурриты создали ряд городов-государств, охватывавших территорию от Палестины до Месопотамии. На Библейских землях они проживали около Сеира, возле едомлян и в Сихеме.

История хурритов наполнена постоянными войнами с хеттами, египтянами, ассирийцами, их главными врагами.

Основная масса хурритов была уничтожена «народами моря» (филистимлянами и пр.) в 12 веке до Р. Хр. В пантеоне хурритских божеств первые места занимали Тешшуп, Бури и Царь богов (Тейшеба). Несмотря на типичную языческую сущность, религия этого народа, видимо, благодаря соседству с израильтянами, а также сохранившейся памяти об истинном Боге, имела ряд общих черт с ними: «…очистительный ритуал, встречающийся в хеттской обрядовой литературе, несущий хурритский отпечаток, имеет чрезвычайно близкую параллель в Ветхом Завете. В книге Левит, 16 главе описывается, как в процессе ритуального очищения храма жрец возлагает руки на голову козла и затем отсылает его в пустыню… Прикосновением жреца животное превращается в носителя нечистоты, а жрец тем самым очищается. Этот мотив «козла отпущения» в ритуалах из Киццуватны подтверждается большим числом разнообразных примеров» [9]. Носителями скверны в них могут выступать различные животные — быки, овцы, козлы… Термином, обозначающим носителя нечистоты, служит хурритское слово nakkusse, что в переводе обозначает «отпущенный» [10].

Но если о хорреях (хурритах) история оставила нам обширные сведения, то о рефаимах, зузимах, эмимах и пр. на сегодняшний день сведения весьма скудны.

Известно лишь, что эти племена проживали на территории Палестины, отличаясь весьма большим ростом и физической силой. Огромные гробницы этих народов, получившие названия долменов (дольменов) по имени доктора Г. Далмана, впервые описавшего их в 1918 году, обнаружены сегодня в Палестине [11].

Дольмены — это надмогильные сооружения, состоящие из одного или нескольких блоков грубо обтесанного камня, в основном, базальта (см. главу «Царства, порожденные грехом» данной книги). Обнаруженные скелеты огромных людей (около 3-х метров) и рассказы древних историков о гигантах [12] свидетельствуют о действительном существовании на нашей планете племен великанов, наравне с пигмеями, которые существуют и поныне на африканском континенте.

Огромный рост этих древних людей объясняется сегодня по-разному. Так, по одной из версий причина этого лежит в наследственном нарушении обмена гормона роста соматотропина.

Эти народы были истреблены около 17 века до Р. Хр. аммонитянами, поселившимися на их землях. Однако часть их уцелела, и ее представители правили даже в царстве Васан, пока оно не было израильтянами при Моисее.

Хорреи, рефаимы, зузимы, эмимы, народы, исчезнувшие на 3500 лет из анналов истории, сегодня «возвращены» к жизни, благодаря лопате археолога.

Единственным источником, сообщавшем о них, на протяжении многих веков была только Библия, и свидетельства этой Книги об этих народах, особенно о великанах, воспринимались многими с насмешкой, как сказка. Кстати, в сказках и легендах многих стран народная память сохранила сведения о людях-великанах.

И единственным памятником этим исчезнувшим народам стали не храмы или дворцы, а их могилы — дольмены.

Такая же горькая участь постигнет на Последнем Суде и всех тех, кто отвергает сегодня призыв Божественной милости и против которых в памятной книге у Бога будет стоять приговор — ВИНОВЕН!

 

Вопросы для размышления:

1. Часто ли ты поступаешь только лишь по велению твоих очей?

2. Проявляешь ли ты смирение, скромность, предоставляя свое право выбора другому, зависимому от тебя человеку?

3. Не относишься ли ты с высокомерием к тем, кто по общественному положению стоит ниже тебя?

4. Готов ли ты прийти в любой момент на помощь к другому человеку?

5. Полагаешься ли ты только на себя, или прежде всего уповаешь на Бога?

6. Часто ли ты проявляешь дух бескорыстия?

7. Верен ли ты Богу в возвращении десятины?

 

Постскриптум:

1. Делая выбор, нельзя руководствоваться только внешней стороной дела, ибо грех, а вместе с ним и смерть, всегда упакованы в красивую обертку.

2. Совершая добрые дела, мы не должны рассчитывать и претендовать на какую бы то ни было награду и думать, что делаем что-то особенное.

В следующей главе мы узнаем о самом главном ключе, обладание которым дарует жизнь, а потеря — смерть. А так же узнаем о «резаном» договоре.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 10 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] И. Флавий, Иудейские древности, кн. 1, гл. 9, с. 34.

[2] И. Флавий. Иудейские древности, кн. 1, гл. 9, 10.

[3] Там же, с. 35.

[4] Albright W. F. The archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.

[5] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 87-88.

[6] Там же, с. 87.

[7] О численности населения в то время см. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада, М., Наука, 1976, с. 45.

[8] Вильхельм Г. Древний народ хурриты, М., Наука, ГРВЛ, 1992, с. 21.

[9] Kummel H. M. 1967. Ersatzrituale gur den hethitischen Konig. - SboT, 3.

[10] Brock N. Van 1959. Substitution rituelle - RHA, 17, fasc. 65, c. 117-146; Вильхельм, указ. соч., с. 123.

[11] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 154.

[12] И. Флавий, Иудейские древности, т. 1, кн. 1, глава 9, с. 35.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко