Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля
Часть I. Проклятие Иезекииля

Глава 1

Колесо в колесе

В жизни каждого человека бывают состояния плохого настроения, страха, отчаяния, душевной боли, безысходности. Они могут быть вызваны смертью или болезнью близкого человека, неприятностями на работе, предательством друзей, непониманием в семье, социальными проблемами. В жизни так же часто бывают обстоятельства, которые мы просто не в силах ни понять, ни объяснить. Почему, для чего это произошло? Почему это случилось именно у меня? Почему пострадали именно мои дети? Порой особенно тяжело переносят скорби некоторые верующие. Они говорят: «Почему, если существует добрый Бог, в мире столько зла? Зачем Господь допускает подобное в моей жизни, ведь я хороший человек? Почему плохие люди живут хорошо, а я вынужден страдать?» Многие люди уходят вследствие этого даже из церкви. Смотря сегодня программы новостей, поражаешься обилию зловещей информации: террористы захватили самолёт в Турции, страшное землетрясение в Индии, небывалое наводнение в Праге, зверский расстрел учителем школьников в Германии, бомбёжка Ирака, появление нового маньяка, и пр. Страшная круговерть событий и явлений, буквально захлёстывающих нашу жизнь! Мы не только не успеваем анализировать события, происходящие в нашей душе, личной жизни и окружающем нас мире, но и просто регистрировать их. Потоки страшной информации приводят людей к состоянию страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что происходит в нашем мире? Что будет дальше? Эти вопросы сегодня уже задаёт не только нищее население Африки и Латинской Америки, но и многие в экономически вроде бы благополучных странах Западной Европы и США, особенно после событий 11 сентября 2001 года, когда было продемонстрировано, что жизнь миллионов людей висит на волоске и возможность ядерной войны вполне реальна. Итак, страх и отчаяние стали настоящей чумой начинающегося XXI века. Где найти панацею от этого? Как в своей собственной жизни обрести радость, мир и покой вне зависимости от окружающих обстоятельств, когда все предлагаемые самими людьми средства не оправдали себя (начиная от психотерапии и заканчивая глобальными программами ООН)? Ответ на это даётся в Библии, в книге пророка Иезекииля, в первой её главе. Две тысячи шестьсот лет назад израильский народ переживал страшную трагедию. Их страна Иудея была покорена, Иерусалим и другие города разрушены, сыновья и мужья убиты, жёны и дочери обесчещены, народ уведён в плен за много сотен километров от родины в чужую страну. Однако, удар коснулся не только материальной, но и духовной стороны жизни. Иерусалимский храм, бывший на протяжении веков символом иудейской нации, символом его религии, местом обитания в глазах людей Бога был разграблен, а вскоре и разрушен грубыми язычниками. На протяжении столетий израильтяне были уверены, что с ними ничего случиться не может, ибо Господь силён избавить их от любой беды, что было доказано не раз на протяжении истории. Здесь и исход их предков из Египта, и расступившиеся воды Красного моря, и падение Иерихона... И вот теперь храм их Бога осквернён. Почему? Как это могло случиться? И есть ли вообще Господь? Эти вопросы терзали сердца иудеев. Произошедшие события заставляли их как бы отречься от прошлой жизни, истории и веры. Вместо этого Вавилон, где они оказались предлагал им свою религию. Религию без всяких ограничений. Религию радости и удовлетворения всех желаний души и плоти. «Зачем ограничивать себя какими-то заповедями: не прелюбодействуй, не пожелай? Чего добился ваш народ, проповедуя это? — говорили вавилоняне. — Мы же ни в чём не ограничиваем себя, и в результате: вы рабы, а мы хозяева. Так чья религия верна?» Сегодня эти вопросы так же часто поднимаются неверующими людьми, когда они обращаются к христианам и говорят: «Что вам дала и даёт ваша религия, ведь трудностей и бед у вас порой больше чем у нас». И подобно нам, иудеи так же не могли дать тогда ответа. Им было ещё сложно и от того, что у них уже не было ни царя, ни первосвященника, ни священников, которые могли бы собрать народ воедино, дать почувствовать себя единой нацией, дать совет. И вот в этот момент всеобщего смятения, духовного брожения умов Господь воздвигает величественную фигуру пророка Иезекииля. Задача, стоявшая перед ним, была с человеческой точки зрения непосильной. Ибо ему предстояло возвестить и без того убитому горем народу весть, что Иерусалим вскоре будет окончательно разрушен, а храм сровнен с землёй. Но с другой стороны было необходимо дать весть надежды о возвращении из плена и возрождении нации. Но если первое было практически зримой реальностью, в которую нетрудно было поверить, то донести до народа вторую весть, против которой говорило всё, было очень тяжело. Но пророк знал, что с ним Бог, а значит и эта весть будет донесена до народа и тот не погибнет в языческой стране.

О личности самого Иезекииля (в пер. «Бог укрепит») мы знаем немного. Известно, что он происходил из священнического рода и сам был священником. Он был женат и счастлив в браке. В 597 г. до х. э. вместе с царём Иехонией был уведён в плен. Своё пророческое служение он начал 31 июля 593 года, в возрасте 30 лет и продолжалось оно в течение 22 лет до 26 марта 571 года. К этим исторически подтверждённым сведениям примыкает ряд древних преданий. Они говорят о том, что Иезекииль был учеником пророка Иеремии, а в вавилонском плену встречался с пророком Даниилом. Убит был Иезекииль по приказу одного из иудейских князей, которого он обличал в идолопоклонстве. Гробница пророка была сооружена вблизи Вавилона по приказу царя Иехонии, который, якобы, распорядился также, чтобы в неё был положен автограф пророчеств Иезекииля, пред которым должна была постоянно теплиться лампада. Эта гробница является сегодня одним из мест паломничества для восточных иудеев и мусульман. Но насколько достоверны эти сведения, передаваемые преданием сказать трудно, хотя достоверность их весьма вероятна.

Итак, 31 июля 593 года в селении Тель-Авив при реке Ховаре Иезекиилю было дано первое видение. Тель-Авив был селением, отведённым вавилонянами для жительства пленных иудеев. Река Ховар представляла собой канал, который был прорыт от реки Евфрата в восточном от Вавилона направлении, близ города Ниппура. В 1893 году археологом доктором Гильпрехтом при раскопках Ниппура были найдены древние таблички V в. до х. э. На этих табличках упоминается канал Нару ка ба-ру, как большой судоходный канал, около 36 метров в ширину. В переводе с персидского Кабару означает «великий». Некоторые считают, что своим именем он обязан наместнику области Говару, построившему этот канал. И вот на берегах этого канала перед пророком представала величественнейшая картина: «В пятый день месяца [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, [и крылья их легкие]. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:2—28). Прочитав первый раз эту главу, создаётся мало понятное впечатление. Какая-то буря, огонь, животные с четырьмя лицами, странные колёса, радуга. Словом, много сложных загадок и неясных символов. Однако необходимо помнить, что пророческие книги Библии написаны символическим языком, который раскрывается при этом в самом Священном Писании. Что же символизируют собой загадочные образы из первой главы? Во-первых, животные (в дословном переводе — живые существа) — это херувимы или ангелы. Об этом говорит сам пророк в Иез. 10:18—22 «И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами. И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними. Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих. А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, — и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его». Что же собой символизируют их четыре лица? Итак,

• лев — символ власти и могущества (Откр. 5:5; Быт. 49:9).

• телец — символ терпения и верности (Ис. 1:3).

• человек — символ мудрости в познании Божественной воли и свободы выбора (Быт. 1:27; И.Навин 24:14—15).

• орёл — символ быстроты и дальнозоркости (Втор. 28:49).

Таким образом, четыре живые существа представляют собой силу, терпение, мудрость и быстроту ангелов в их служении людям. Будучи постоянно в присутствии Бога, херувимы прикрывают свои лица и тела крыльями в знак почтения (см. Ис. 6:2—3).

• Способность херувимов двигаться во все стороны (Иез. 1:12) указывает на Божью вездесущность.

• Огонь, который ходит между животными, является символом Святого Духа (см. Деян. 2:3—4), Божьего присутствия (Исх. 19:18).

• Сияние в виде радуги, бывшее над Божьим престолом (Иез. 1:27—28), является символом завета между Богом и людьми. «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9:13—17).

• Образ человека на престоле (Иез. 1:26, сравни Дан. 7:13—14) символизирует грядущего Мессию (Ис. 9:6; Мф. 17:9).

• Наличие глаз в колёсах — это признак, что они являются символом разумных сил, контролируемых Богом (Еф. 1:18).

Итак, мы расшифровали значение основных символов первой главы, теперь же, вставив значение их в главу, посмотрим, что же Бог хотел открыть Своему пророку, а через него иудеям и нам, грядущим поколениям. «Иезекииль, плачущий и скорбящий пророк, находившийся в изгнании в Халдейской земле, увидел видение, содержащее в себе урок веры в могущественного Бога Израилева... Колёса так чудно находились в колёсах, что на первый взгляд Иезекиилю всё это показалось совершенной путаницей. Но когда они пришли в движение, он увидел, с какой изумительной точностью и совершенной гармонией они двигались. Небесные существа двигались этими колёсами, а превыше всего, на сапфировом престоле восседал Вечный днями; великолепная радуга окружала престол, как эмблема милости и любви. Потрясённый грандиозной славой всего увиденного, пророк пал на лицо, но голос повелел ему подняться и слушать Слово Господне... Это видение было дано Иезекиилю в то время, когда его сердце было наполнено мрачными предчувствиями. Он видел землю своих отцов лежащей в запустении. Город, который однажды был полон людей, больше не имел в себе жителей. Голос радости и веселия больше не раздавался на его улицах. Сам пророк был пришельцем в чужой земле, где господствовала жестокость и произвол. То, что он видел и слышал о человеческой жестокости и несправедливости, угнетало его душу, и он тяжело страдал день и ночь. Но то, что он увидел при реке Ховаре, говорило ему о неизмеримо большей силе и могуществе, чем земная власть. Над гордостью и жестокостью монархов Ассирии и Вавилона царила Божья милость и истина. Путаница в колёсах была кажущейся, на самом деле они управлялись Рукой Законодателя. Дух Божий управлял и двигал этими колёсами и приводил их в совершенную гармонию; так и весь мир [вся сложная система человеческих событий] находится под Его контролем. Мириады сияющих существ были готовы при одном Его слове вмешаться в действия нечестивых людей и сделать всё возможное для блага Его верных детей... В видениях, данных... Иезекиилю... мы видим, каким образом небо соединено с событиями, происходящими на земле, и как велика забота Божья о тех, кто верен Ему. Мир не без правителя. Программа будущих событий находится в руках Божьих. Величие Неба держит в Своих руках судьбу всех народов и в такой же мере заботится о Своей церкви, как о Своих детях. Мы разрешаем себе слишком много заботиться, беспокоиться и тревожиться в работе Божьей. Ограниченным людям не было поручено нести всю тяжесть ответственности. Мы нуждаемся в том, чтобы доверять Богу, верить в Него и идти вперёд... В видении, данном Иезекиилю, Бог держал Свою руку под крыльями серафимов. Это учит Его слуг тому, что их успех заключается в божественной силе. Он будет работать с ними, если они останутся чисты в своём сердце и жизни. Яркий свет, метнувшийся среди животных, подобно молнии, символизирует собой ту быстроту, с какой эта работа будет завершена. Тот, Кто не дремлет и постоянно работает над осуществлением Своих планов, в состоянии вести Своё великое дело очень слаженно и гармонично. И то, что кажется ограниченному разуму запутанным и непонятным, рука Божья может держать в совершенном порядке. Он может выработать такие планы и средства, которые ниспровергнут намерения нечестивых людей, и Он приведёт в замешательство советы тех, кто замышляет причинить вред Его народу... Сегодня не время для отчаяния и слёз; сегодня не время для сомнений и неверия... Он — царь, Господь воинств; Он восседает между херувимами и среди борьбы и мятежа продолжает охранять Свой народ. Он — Тот, Который управляет на небе. Он — наш Спаситель... Его народ найдёт покой, находясь в Его руках» [1]. И когда нам будет плохо и тяжело, когда мы не будем понимать, что происходит вокруг нас и что нас ждёт впереди, давайте тогда вспоминать загадочное видение, данное Богом Иезекиилю при реке Ховаре. В жизни не бывает случайностей. И то, что кажется сегодня непонятным, обретает смысл спустя время. Важно помнить, что Бог держит в своих руках всемирный штурвал событий и жизнь каждого отдельного человека. Это видение дало Иезекиилю мир, покой и радость, оно дало ему необходимые для служения силы и способность поделиться этой вестью Евангелия со своим народом, который благодаря этому выжил и устоял в чужой стране среди идолов и греха. И это видение и содержащаяся в нём весть даст силу и каждому из нас устоять сегодня, в это злое время, получив мир, покой и радость от осознания близости Бога и Его любви к нам.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 1 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Уайт Е. Свидетельство для церкви. В 9 т. К., Джерело життя; Калининград, Янтарный сказ. 1996, т. 5, с. 610-612


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2003 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2003 Юрий Цупко