Опарин А.А. Древние города и Библейская археология

Часть II

Города Библии

Краткий словарь-справочник


Наас. Город, принадлежавший колену Иудину (1 кн. Паралипоменон 4:12). В переводе — «змей».

Нагалал. Город, принадлежавший колену Завулонову (кн. И.Навина 19:15), впоследствии отошел левитам (кн. И. Навина 21:35). В переводе — «пастбище».

Назарет. Галилейский город, принадлежавший колену Завулонову. Город, где прошло детство нашего Спасителя. Жители города отличались бедностью и низкой нравственностью. Упоминается в Библии в Евангелии от Матфея 2:23; 21:11; Евангелии от Луки 1:26; Евангелии от Иоанна 1:45; Деяния 10:38. В переводе — «отрасль, или огражденное место».

Назарет, родной город Иисуса Христа
Назарет, родной город Иисуса Христа

Нившан. Город, принадлежавший колену Иудину (И. Навин 15:62). В переводе — «плодородный».

Никополь. Упоминается в послании апостола Павла к Титу 3:12, где Павел намеревался провести зиму. Предполагают, что город находился в Македонии. В переводе — «город победы».

Ниневия. История города подробно изложена нами в книгах: «Всемирная история и пророчества Библии» и «Древние города и Библейская археология» (6 глава).

Нофа или Нова. Город находился в составе древнего Моава, затем — в колене Рувимовом. Упоминается в кн. Числа 21:30 и кн. Судей 8:11. В переводе — «дыхание».


Одоллам или Адоллам. С названием этого древнего города встречаемся на страницах книги Бытие 38:1, 20; 2 кн. Царств 23:13; в кн. Михея 1:15. Город был в древности резиденцией одного из ханаанских царей, затем достался колену Иудину. В 1 кн. Царств 22:1 мы читаем о том, что в пещере Адолламской скрывался Давид от царя Гефского Анхуса.

Пальмира, греческий город в Сирийской пустыне
Пальмира, греческий город в Сирийской пустыне

Он или Илиополь. См. город Илиополь. В переводе — «солнце».

Оронаим. Древний моавитский город; встречаемся с упоминанием о нем в кн. Иеремии в 48 главе, в пророчестве о Моаве. В переводе — «две пещеры».


Паф. Город, находившийся на Кипре, встречаемся с упоминанием о нем в кн. Деяния в 13 главе, где читаем историю о том, как Павел и Варнава проповедовали слово Божие проконсулу Сергию Павлу, и как Елима, противодействовавший им, был поражен слепотой.

Пергам. Столица древнего Пергамского царства; город Пергам гордо носил свое имя — «высокий замок». Он горделиво высился не только в политико-экономическом, но и духовном смысле над городами и народами Древнего мира. И это не мудрено, ибо этот город считал себя правопреемником Древнего Вавилона — золотой головы, былой столицы мира.

Храмы в Пергамском замке
Храмы в Пергамском замке.
По рисунку Р. Бона в отчетах о пергамских раскопках
Два мидийских посла
Два мидийских посла.
Изображение с персепольского рельефа, Иран

Именно в Пергам после разгрома Вавилона переехал центр мирового жречества, центр богоотступнических сил. Именно в этом городе впервые в мире возводится храм в честь римского императора Августа в 29 году до Р. Хр., цель которого состояла в том, чтобы поднять человека до уровня Бога, сделав равным Ему. Тем самым утверждалось, что любой человек может стать рано или поздно равным Богу. Город являлся и центром поклонения таким языческим божествам, как Зевс — бог грома, Афина — богиня-воительница, Дионис — бог виноделия, Асклепий — бог искусства врачевания. Каждому из этих богов были воздвигнуты великолепные храмы. Кстати, современный знак врачей, змея и чаша, ведет свое происхождение от символа Асклепия.

Остатки персидской столицы Персеполя, Иран
Остатки персидской столицы Персеполя сохраняют лишь отблеск прежнего великолепия

Но особой популярностью пользовался храм Зевса, который многие приплюсовывали к семи чудесам Древнего мира. Город был знаменит и библиотекой, насчитывающей тысячи ценнейших манускриптов. При царе Евмене была изобретена знаменитая бумага, названная в честь города пергаментом. Период Пергамской церкви (кн. Откровение 2:12-17) охватывает период с 323 по 538 гг. по Р. Хр. и характеризуется союзом церкви и государства, христианства и язычества. Именно в этот период в учение церкви проникают такие лжеучения, берущие свое начало в язычестве, как почитание воскресного дня (языческий день солнца) вместо библейской субботы, ибо «…благословил Бог седьмой день, и освятил его…» (кн. Бытие 2:3); поклонение памятным местам, святым заступникам, деве Марии, что противоречит истине, изложенной на страницах Священного Писания: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Послание апостола Павла к Тимофею 2:5), «…если бы кто согрешил, то имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника, Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (Первое послание апостола Иоанна 2:1, 2); введение пышной церковной службы, строительство пышных храмов, — все это привело к отступлению от чистоты Христова учения и от закона Божьего: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины…» (Первое Послание апостола Иоанна 2:3-4).

Правители Пергамского царства Атталиды (282-133) правили 149 лет.

1. Филетер Первый (282-263)
2. Евмен Первый (263-241)
3. Аттал Первый «Спаситель» (241-197)
4. Евмен Второй (197-159)
5. Аттал Второй «Филадельф» (159-138)
6. Аттал Третий (138-133)

Пефор. Упоминается в книге Числа 22:5; город, где жил Валаам, к которому Моавитский царь Валак отправил послов с просьбой проклясть народ Израильский. Эту весьма поучительную историю полезно перечитывать не один раз, в ней урок для нас, как один единственный грех — жадность, погубил когда-то Божьего пророка Валаама (кн. Числа 22, 23, 24 главы и 31:1-8). В переводе — «истолкование снов».


Равва. История города изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Раввиф. Древний хананейский город, принадлежавший после раздела Палестины колену Иссахара (кн. И. Навина 19:20). В переводе — «обширный».

Рама или Рамафа, или Рамафаим. Несколько городов носили это название. Город Рама принадлежал колену Вениаминову, неподалеку от него Девора жила под пальмой: «В то время была судьею Израиля Девора пророчица…» (кн. Судей 4:4-5). Города под этим названием: город, принадлежавший колену Неффалимову; город колена Ефремова, где родился пророк Самуил; город колена Асирова; город колена Симеонова, находившийся в пределах колена Иудина, упоминаются в Библии: кн. И. Навина 18:25; 19:36; 19:29; 19:8; 1 кн. Царств 1:1. В переводе — «высота».

Ресен. Упоминается в книге Бытие 10:12. В переводе — «сильный».

Рецеф или Рецев. Упоминается в Библии в 4 кн. Царств 19:12; кн. Исайи 37:12. В переводе — «твердыня».

Рибла или Ривла. Упоминается в Библии в кн. Числа 34:11; в 4 кн. Царств 23:33. В переводе — «плодоносный».

Риммон. Город колена Завулонова, который впоследствии стал принадлежать левитам. Считают, что другое название города — ДИМНА. Упоминается в кн. И. Навина 19:13; 1 кн. Паралипоменон 6:77. В переводе — «гранатовое дерево».

Рим. История города изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Внутренности римского дома
Внутренности римского дома.
Вид из Атриума через таблинум на перистиль

Часть руин города Эфеса
Часть обширных руин города Эфеса (в современной Турции), по которым можно судить о достоинствах архитектурной планировки греческих и римских городов

Римский акведук Пон-дю-Гар
Строительством акведуков Рим немало способствовал развитию цивилизации и гигиены в эпоху античности. Пон-дю-Гар перебрасывал один из таких водопроводов через реку в город Рим, где поступавшая по нему вода шла в общественные бани, фонтаны и источники, а также по дворам горожан

Роглим. Упоминается в Библии во 2 кн. Царств 17:27; 19:31. В переводе — «место валяльщиков сукон».


Салха. Город, принадлежавший половине колена Манассии. Упоминается в Библии в кн. Второзаконие 3:10; кн. И. Навина 12:5. В переводе — «странствование».

Самария. История города изложена в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Сардис. История города изложена в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Севина или Цафона, или Цафон. Город, принадлежавший колену Данову. Упоминается в Библии в кн. И.Навина 13:27; кн. Судей 12:1.

Севоим. Город был истреблен вместе с Содомом и Гоморрой; упоминается в кн. Второзаконие 29:23; кн. Осии 11:8.

Секелаг или Циклаг. Упоминается в Библии в 1 кн. Царств 27:6. В переводе — «угнетенный».

Софокл
Софокл.
Мраморная статуя в Ватикане

Села (Петра). История города изложена в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Петра
История столетиями проходила мимо Петры. Но когда-то город был узловым пунктом караванных путей между Персидским заливом и Красным морем

Сепарваим или Сифара. Из этого сирийского города часть населения была переселена в Самарию после завоевания города Сирийским царем Салманассаром (4 кн. Царств 17:24).

Сидон. История этого города изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии». В переводе — «рыбная ловля».

Силом. Город колена Ефремова. Здесь была установлена Скиния с Ковчегом Завета, и она находилась здесь до Илии и Самуила, который воспитывался при ней. Упоминается в Библии в кн. И. Навина 18:1; кн. Судей 18:31; Псалтири 77:60. В переводе — «спокойствие».

Сиракузы. Древний город, основанный в 735 году до Р. Хр. и бывший на протяжении ряда веков столицей самостоятельного государства, в котором сменялись периоды республики и тирании. Имея прекрасный порт, город контролировал средиземноморскую торговлю.

Греческий храм в Дельфах

Греческий храм в Дельфах

Греческий храм в Дельфах


Раскопки, проведенные в городе, говорят о его необычайном богатстве. В 214 году город был разгромлен римлянами, после чего лишился политической самостоятельности. Большую известность Сиракузам принес знаменитый математик Архимед, который родился в этом городе, и в нем же погиб от руки римского война. В Библии упомянут в кн. Деяния 28:12.

Правители Сиракуз:

1. Гелон (485-477),
2. Гиерон Первый (477-467)
3. Дионисий Первый Старший (406-367)
4. Дионисий Второй Младший (367-357) (346-343)
5. Дион (357-346)
6. Тимолеон (343-337)
7. Агафолк (317-289)
8. Гиероклес (289-270)
9. Гиерон Второй (270-215)
10. Иероним (215-214)

Сихем или Сихарь. Один из древнейших хананейских городов, при Иисусе Навинё вошел в состав Израиля. В Библии упомянут в кн. Бытие 12:6; 37:12-14; кн. И. Навина 20:7; 21:21; 24:1-25; кн. Судей 8:31; 3 кн. Царств 12:1; Евангелия от Иоанна 4:5. В переводе — «плечо».

Скифполь или Беф-Сан или Скифский Град. Город принадлежал колену Манассии, но находился на территории колена Иссахара. Упоминается в кн. Судей 1:27. В переводе — «город скифов».

Эврипид
Эврипид.
Мраморная статуя в Ватикане

Смирна. Один из древних городов Малой Азии, историю которого можно разделить как бы на два периода. Первый, до 627 года до Р. Хр. — полулегендарный, пока город не был разгромлен Мидией; второй, начавшийся при Александре Македонском, который восстановил город, превратив его в крупнейший торговый и политический центр Древнего мира. В последующие затем бурные столетия Смирна находится на стороне Рима, который, в конце концов, подчиняет себе недавнюю столицу. Путешественников город поражал обилием храмов и дворцов, высившихся во всех его частях. В отличие от многих других городов Малой Азии Смирна не только не была уничтожена в горниле истории, но напротив, всегда сохраняла важное экономическое значение, существуя и в наше время. Сейчас это крупный турецкий порт Измир.

Период Смирнской церкви, описанный Иоанном в книге Откровения 2:8-11, охватывает период с 101 по 323 гг. Это было время самых ужасных гонений, которые сатана через римских императоров обрушил на христианскую церковь, стремясь ее уничтожить. Сотни тысяч христиан были подвергнуты нечеловеческим пыткам, распяты, сожжены, затравлены дикими зверями. Но, руководимая духом Святым, церковь прошла эти испытания, с честью пронеся свое имя — Смирна, т. е. «благоухающая».

Содом. История города изложена в главе 7. В переводе — «горящий».


Общий вид древнего афинского акрополя.
По приблизительному плану, восстановленному Г. Ренлендером

Сохо. Упоминается в кн. И. Навина 15:48. Город принадлежал колену Иудину. В переводе — «кустарник».

Сонам или Сунем. Город колена Иссахарова. Упоминается в кн. И. Навина 19:18. В переводе — «неровное место».

Сува или Сова. Древний хананейский город. Упоминается в 1 кн. Царств 14:47. В переводе — «основание».

Сур. Город на пути из Палестины в Египет, также называется и пустыня. Упоминается в кн. Бытие 16:7. В переводе — «стена».


Табафа. Упоминается в кн. Судей 7:22. В переводе — «знаменитый».

Танис. История города изложена нами в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Тарс. Родина Савла, который впоследствии стал апостолом Павлом. Упоминается в кн. Деяния 9:11; 21:39.

Тевец. Упоминается в книге Судей 9:50. В переводе — «сияние».


Гера.
Мраморная голова в вилле Лудовизи (в Риме). Эпоха Праксителя
Зиккурат
Частичная реконструкция большого зиккурата в Уре.
Нечто подобное могла представлять собой Вавилонская башня

Тель-Авив. Упоминается в кн. Иезекииля 3:15. В переводе — «груда колосьев».

Тир. История города подробно изложена в книге «Всемирная история и пророчества Библии». В переводе — «скала».


Ур. История города подробно изложена в главе 12.


Филадельфия. Один из лидийских городов, воздвигнутый царем Пергама Атталом Вторым Филадельфом. Последний получил свое прозвище Филадельф, т. е. «любящий брата», за то, что оставался верен своему брату Евмену, когда того постигли тяжелые испытания. После включения Пергамского царства в состав Рима в 133 году до Р. Хр. город становится одним из центров выращивания винограда. На протяжении своего существования Филадельфия несколько раз подвергалось разрушению в результате землетрясений. Период Филадельфийской церкви (кн. Откровения 3:7-13) охватывает период с 1833 по 1844 гг. и характеризуется мощным провозглашением вести о скором втором пришествии Иисуса Христа и возвращением к истокам апостольской церкви.

Фаанах. Упоминается в кн. И. Навина 12:21; кн. Судей 5:19. В переводе — «песчаный грунт».

Фекой. В Библии упоминается в 2 кн. Царств 14:2; 4; 9; 23:26. В переводе — «прикрепление».

Фессалоника. Греческий город; упоминается в кн. Деяния 17:1. Город, где проповедовал апостол Павел, где была организована церковь. Упоминается в Библии кн. Деяния 17:1; 11; 13; Послании к Филиппийцам 4:16; Втором Послании к Тимофею 4:10.

Фивы. История города подробно изложена в книге «Всемирная история и пророчества Библии».

Фимнафа. В истории об израильском судье Самсоне упоминается этот город в книге Судей 14:1.5. В переводе — «удел».

Фиатира. Один из богатых торговых городов Малой Азии, где процветало гончарное, медеплавильное, портняжное и красильное ремесла.

Период Фиатирской церкви (кн. Откровение 2:18-29) охватывает промежуток времени с 538 по 1798 гг. и характеризуется полным отступлением от учения Христа Иисуса, папским террором и деспотизмом, запретом на чтение библии под страхом смерти, инквизицией. Название города в переводе — «неутомимая жертва», что как нельзя лучше соответствует этому периоду в истории церкви.


Хали. Город в колене Асировом, упоминается в кн. И. Навина 19:25. В переводе — «украшение».

Хамаф. Город в колене Неффадима, упоминается в кн. И. Навина 19:35. В переводе — «горячие источники».

Харошеф-Гоим. Упоминается в книге Судей 4:2. В переводе — «искусство».

Хеврон. Упоминается в кн. Числа 13:23. В переводе — «связь».

Хеврон
Хеврон — типичный библейский город

Хелкаф. Упоминается в кн. И. Навина 21:31. Город принадлежал колену Асирову, позже перешел к левитам. В переводе — «удел».

Хифлис. Город колена Иудина (кн. И. Навина 15:40). В переводе — «отделение».

Хуб. Упоминается в кн. Иезекииля 30:5.

Хутма. Город колена Иудина (кн. И. Навина 15:54). В переводе — «крепость».


Цаир. Упоминается в 4 кн. Царств 8:21. В переводе — «слабый».

Цер. Город колена Неффалима (кн. И. Навина 19:35).


Шаараим. Город колена Иудина (кн. И. Навина 15:36). Упоминается также в 1 кн. Царств 17:52; 1 кн. Паралипоменон 4:31.

Шагацима. Город колена Иссахара (кн. И. Навина 19:22). В переводе — «холм».

Шамир. Упоминается в кн. Судей 10:1. В переводе — «терн».


Эрех. Город в царстве Нимрода (кн. Бытие 10:10). В переводе — «длина».


Юта. Город колена Иудина (кн. И. Навина 15:55).


Яац. Упоминается в книге Второзаконие 2:32. В переводе — «гладкое место».




 Rambler's Top100      Яндекс цитирования