Глава 2
В истории Древнего Востока 7 век до Р. Хр. является
одним из ключевых. В этот период происходит упадок Ассирийской
империи, бывшей доминантой тогдашнего мира на протяжении нескольких
веков, кроме того, появляются на политической арене Мидия и Новый
Вавилон. Последние два государства обрели самостоятельность в
результате ослабления центральной власти в Ниневии, которая уже не
могла сдерживать национально-освободительные движения своих бывших
провинций или зависимых царств. В 673 году до Р. Хр.
мидяне подняли восстание против Ассирии, в результате которого
ассирийцы были вытеснены из страны. Царем независимой Мидии
становится глава восставших — царь Фраорт (673—652 гг. до Р. Хр.). Тем временем пламя освободительной войны охватило и
другую ассирийскую провинцию — Вавилонию. И если в 689 и 652 гг.
до Р. Хр. правительству Ниневии удалось подавить в
крови восстание вавилонян, разрушив многие города, то с восстанием,
вспыхнувшем в 626 году, ему справиться не удалось. Во главе этого
восстания стал халдейский вождь, бывший ассирийский ставленник
Набополассар. В ходе десятилетней войны он несколько раз разбивает
ассирийцев, заняв, наконец, в 617 году Ниппур, а в 616 году Урук,
получив, таким образом, контроль над всей Вавилонией. Пользуясь
очередным разгромом и без того ослабевшей Ассирии, новый царь Мидии
Киаксар (625—584 гг. до Р. Хр.) вторгается в ее
провинцию Арапха (615 г. до Р. Хр.), а в 614 году его
войска подступают к крупнейшему городу Ассирии Ашшуру, который
вскоре был взят. Тем временем царь Вавилона Набополассар с новой
энергией включается в борьбу, вторгшись в Ассирию и направившись на
соединение с мидийским войском. На развалинах Ашшура Киаксар и
Набополассар заключают союз, скрепленный династическим браком сына
Набополассара Навуходоносора и мидийской принцессы Никотриды,
имевший целью полное уничтожение Ассирии как государства. В 612
году их соединенные армии подступают к Ниневии, которая после
трехмесячной осады была взята. На помощь агонизирующей Ассирии
спешит ее союзник — египетский фараон Нехо, войска которого
соединяются с остатками ассирийцев. В 610 году до Р. Хр. они терпят сокрушительное поражение от вавилонян.
Окончательно война была завершена битвой при Кархемыше в 605 году
до Р. Хр., в которой египтяне были полностью
разгромлены вавилонянами во главе с Навуходоносором. Подчинив,
кроме этого, царя Иудеи Иоакима, Навуходоносор узнает вскоре о
смерти отца и спешно возвращается в Вавилон, захватив с собой
знатных иудейских заложников (в том числе будущего пророка
Даниила), чувствуя ненадежность ситуации в Иудее. В сентябре 605
года до Р. Хр. на престол Вавилона официально вступает
новый царь — Навуходоносор Второй, одна из интереснейших личностей
в истории, переживший небывалый взлет могущества, блеска и славы, а
также небывалое падение и семилетнюю душевную болезнь, и, наконец,
обращение к истинному Богу. Его имя занимает немалое место в
Библии, в том числе, в пророчествах о Египте, Ассирии, Иудее и
Тире. Поэтому анализ этого интереснейшего правления мы разобьем по
отдельным событиям ввиду их значимости в контексте нашей книги. Его
отношения с Тиром, Ассирией, Египтом мы будем рассматривать в
главах, посвященных этим странам. Здесь же отметим только, что царь
совершил еще три похода против Иерусалима (в 601, 598 и 586 гг.
до Р. Хр.), результатом которых стало уничтожение
Иудейского царства, разгром Иерусалима и плен иудейского народа.
Вскоре после присоединения Иудеи к Вавилону, Навуходоносор
разбивает и покоряет царства Моав, Аммон и Эдом. С 586 по 573 гг.
до Р. Хр. он осаждает и разрушает материковую часть
неприступной финикийской крепости Тира, заставив жителей
перебраться в островную часть. В 567 году до Р. Хр. он
совершает победоносный поход в Египет. Одновременно с активными
внешнеполитическими мероприятиями он занимается строительством,
воздвигая города и крепости. Практически заново были отстроены
Кута, Сиппар, Вавилон, Борсиппа. Его постройки в Вавилоне, такие,
как Висячие сады, ворота Иштар, восстановление Вавилонской башни,
система укреплений являются шедевром мирового искусства. Трудно
сказать, как закончил бы свою жизнь Навуходоносор: умер бы ли в
зените славы, упоенный сознанием своего величия, как Александр
Македонский, или был бы предательски убит, как Сеннахириб, или стал
бы свидетелем собственного поражения, как Ашшурбанипал, или пал бы
в сражении, как Кир, если бы не встретился с иудейским пленником
Даниилом, перевернувшим жизнь и воззрения грозного царя. Мы
предлагаем читателю открыть Библию и самостоятельно прочитать
первые две главы книги пророка Даниила, а следующие три главы мы
подробно разберем вместе. Навуходоносор, потрясенный увиденным, решает упрочить свою власть и могущество Вавилона сделать вечным, о чем будет рассказано в следующей главе. |