2 октября 562 года до Р. Хр. в Вавилоне умирает царь
Навуходоносор Второй. Казалось, что дыхание жизни, покинувшее
великого царя, покинуло и созданную им империю. Примирившись с
Богом, правитель оставил непримиренное, терзаемое внутренними
смутами государство. Зная открытый ему Господом ход всемирной
истории и убедившись на собственном горьком опыте, что изменить его
нельзя, царь, видимо, чувствовал приближение срока Серебряного
царства, которое должно было смести все плоды его деятельности. Но
этого факта не желала принимать жреческая и военная знать, которая
сразу после похорон великого царя начала борьбу за власть. В
течение пяти лет на престоле побывали три царя — Авель-Мардук
(562—560 до Р. Хр.), сын Навуходоносора, Нериглассар
(560—556 до Р. Хр.), зять Навуходоносора и
Лабаши-Мардук (556—556 до Р. Хр.), сын Нериглассара,
внук Навуходоносора, поставленные на престол и умерщвленные этой же
знатью.
Последний переворот произошел в мае 556 года до Р. Хр., когда жрецы, недовольные начинаниями Лабаши-Мардука,
умертвили царя. На опустевший трон они возводят сына одного из
арамейских вождей Набонида, имевшего весьма опосредованное
отношение к правящей династии. Но тут жрецы ошиблись, ибо в новом
царе они получили религиозного реформатора. Матерью нового царя
была Аддагуппи, жрица бога Сина (бога Луны). И поэтому, находясь
под сильным влиянием матери, правитель начинает выдвигать бога Сина
на первое место в вавилонском пантеоне богов. Делал он это также и
для того, чтобы ограничить власть всесильных жрецов бога Мардука,
центром которых был храмовый комплекс Эсагила (куда входила и
Этеменанка — знаменитая вавилонская башня). Одновременно с этим
Набонид приступает к активной внешней политике. В 553 году до
Р. Хр. он захватывает у мидян Харран, воспользовавшись их
войной с персами, а затем и область Тейму в Центральной Аравии.
Туда же в 549 году он переносит свою резиденцию, оставив управление
Вавилоном на своего сына Валтасара (Бел-Шар-Уцуру), внуку
Навуходоносора по материнской линии. Имя последнего долгое время
вызывало нескончаемые споры в научных кругах. Дело в том, что на
протяжении веков это имя упоминалось только в Библии (см. главу 5
книги пророка Даниила), в то время когда все другие источники
говорили только о Набониде, как последнем царе Вавилона, не
упоминая имени Валтасара. Еще более неясным на этом фоне выглядел
29 текст 5 главы книги пророка Даниила: «Тогда по повелению
Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на
шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве». Почему
третьим? Почему не вторым, когда первым и единственным повелителем
Вавилона был Набонид? В конце концов, споры закончились тем, что
Валтасару было отказано в исторической реальности, а глава 5 книги
пророка Даниила, под громкие овации атеистов, была объявлена
сказкой! Но в защиту своего правителя подали голос вавилонские
хроники…
|