Опарин А.А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии
Часть I. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии

Глава 9

Советник по иудейским вопросам

Шестая глава книги Ездры заканчивает повествование 516 г. до х. э., когда был освящён храм в Иерусалиме, седьмая же глава начинает с описания событий, произошедших в 457 г. до х. э. (Ездр. 7:7). Эти шестьдесят лет истории были весьма печальны. Со смертью Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова Иудея не имела в последующие годы духовных и выдающихся правителей. [1]. Правителя в Иерусалиме после Зоровавеля не назначили, а сама Иудея подчинялась теперь правителю Самарии, что сводило на нет её некоторую политическую самостоятельность, полученную при первых Ахеменидах. Преемники первосвященника Иисуса занимались лишь исполнением внешних храмовых обрядов, не заботясь ни об укреплении общественного строя и благосостояния граждан, как в материальном, но главное и в духовном отношении. Народ оказался без пастыря. Обетования Божьи после восстановления храма казалось перестали исполняться и даже напротив ситуация всё ухудшалась. Энтузиазм и вера начали катастрофически падать. У людей опустились руки. И показалось, что в не зависимости от их образа жизни, действий ничего не изменится. Они будут продолжать оставаться жалкими рабами великой империи. Стали раздаваться голоса сомнения в любви Иеговы и истинности слов пророков. Те которые старались исполнять все внешние предписания закона, недоумевали, каким образом их ревность не приносит немедленных видимых плодов. [2]. На этом фоне происходит резкое имущественное расслоение народа. Богатые иудеи, забыв законы стали самым бессовестным образом обирать своих единоплеменников, вынуждая их закладывать свои участки и продавать себя и своих близких в рабство. Начало процветать ростовщичество, так обличаемое в своё время древними пророками. Народ начинал терять чувство национального единства, которое его так отличало в первые годы переселения. Одновременно с этим происходит усиление контактов иудейской общины с окружающими языческими народами. Стали вовсю практиковаться смешанные браки. Дети рождённые от языческих жён чаще всего не знали родного языка и не имели представления о религии Истинного Бога. Да и сам Иерусалим стали покидать жители, ибо город стоял без стен и банды грабителей легко творили разбой, что заставляло иудеев переселяться в сёла, что меньше привлекает внимания злодеев. Словом нация таяла на глазах. И вот в этот момент, когда казалось дьявол добился своего и Иерусалиму не суждено стать светом спасения для мира Господь воздвигает человека, которому суждено было сыграть огромную роль в истории иудейского народа, которого многие сравнивают с Моисеем. Для одних он был и остаётся примером величайшего и безответного служения людям. Другие видят в нём страшного фанатика, предтечу инквизиторов средневековья. Третьи, принимая в целом позитивно его деятельность считают всё же, что некоторые из его поступков носят неоправданный по суровости характер. Давайте же ближе познакомимся с этим интересным историческим деятелем, посмотрим кто прав в оценке его деятельности, рассмотрим, что этот человек сделал для нас живущих сегодня. Имя этому человеку Ездра. Ездра принадлежал к древней священнической семье, уходящей своими корнями к Аарону. Получив в плену, в котором он и родился священническое образование Ездра глубоко познакомился с трудами волхвов, астрологов и мудрецов Мидо-Персии [3]. Все учения древнего мира от индийских “Упанишад” и “Бхагавад-Гиты”, трудов китайцев Конфуция и Лао-Цзы до пророка Заратустры предстали пред его взором. Таинственные гороскопы, вавилонские рукописи, раскрывающие якобы тайны звёзд были известны этому человеку. Знал он и видел воочию силу магии, распространённой в Мидо-Персии. Он очень глубоко исследовал анналы истории и особенно хронику своего народа, желая понять почему будучи Богоизбранным народом его постигло завоевание и плен. Это не были просто исследования во имя обогащения знаний, это были исследования и поиск Живого Бога в истории народа и отдельного человека. Это были исследования, направленные на то, чтобы разобравшись в причинах трагедии 586 г. до х. э. не дать ей повториться вновь. Благодаря своей мудрости Ездра был известен при дворе и пользовался особым расположением и дружбой царя Мидо-Персии [4]. Ездра служил в центральной канцелярии в Сузах и был царским советником по иудейским вопросам [5]. Зная, какая печальная участь постигла его народ в Палестине он движимый Господом решает отправиться туда. “Решив вернуться в Иерусалим и взять туда с собою несколько живших в Вавилоне иудеев, Ездра обратился к царю с просьбою выдать ему на имя сирийских сатрапов письмо, для удостоверения своей личности. Царь дал ему на имя сатрапов письмо следующего содержания: „Царь царей… приветствует священнослужителя и знатока божественных законов Ездру. Считая, долгом врождённого мне человеколюбия разрешить возвратиться в Иерусалим тем из ещё остающихся в моей столице иудеям, священникам и левитам, которые бы того пожелали, я решил следующее: Согласно желанию моему и моих советников, пусть всякий желающий из иудеев отправляется в Иерусалим, чтобы там непреклонно управлять Иудеею по законам Предвечного; пусть они возьмут с собою те дары израильскому Богу, которые я и друзья мои дали обет пожертвовать Ему. Равным образом пусть все то серебро и золото, которое было посвящено Господу Богу и ещё находится в стране вавилонской, будет доставлено целиком в Иерусалим и употреблено на жертвоприношения Предвечному… Вам же (т.е. сатрапам — прим. А.О.) ещё раз настоятельно напоминаю освободить от всяких налогов, поборов или поставок священнослужителей, левитов, певчих, привратников, прислужников и писцов храма. Ты же, Ездра, по Божьему указанию, назначь следующих в законах твоих судей…“” [6]. Как видим исторические хроники подтверждают библейское сообщение об указе Артаксеркса (Ездр. 7:11—26). Указ этот был выпущен на седьмом году правления Артаксеркса I, т.е. в 457 г. до х. э. [7]. “Получив это письмо, Ездра очень обрадовался и тотчас же вознёс молитву к Предвечному, приписывая только Ему причину расположения к себе царя и желая поэтому одному Ему быть всецело благодарным” [8]. Получить столь милостивое письмо от Артаксеркса I было действительно чудом, особенно для тех, кто как Ездра хорошо знали этого монарха. Мидо-Персия времён Ездры была уже не той непобедимой державой, какой её видели Зоровавель и первосвященник Иисус. Дарий I (521—485) о котором мы писали выше очень много сделал для возвышения своего государства проведя ряд мудрых реформ и держась взвешенной внутренней и внешней политики. Лишь конец его царствования был омрачён неблагоразумно начатой войной с Грецией в которой он потерпел поражение. Но несмотря на это он оставил своему сыну Ксерксу мощное государство. В отличии от взвешенных Кира и Дария Ксеркс походил более на неуёмного Камбиза. Мечтая о дальнейшем распространении мидоперсидской монархии Ксеркс решает продолжить начатую его отцом войну с Грецией, которая оборачивается для него полной катастрофой. Начинаются мятежи в сатрапиях. К ним присоединяется экономический кризис, с которым администрация царя не справляется. Вследствии непредсказуемого поведения и часто необоснованных жестокостей царём стали недовольны, как сановники государства, так и члены его семьи. Эти недовольства, наконец, выливаются в дворцовый переворот, в августе 465 года в результате которого Ксеркс был убит в своей собственной спальне [9]. В заговоре видимо принимал участие сын Ксеркса и его преемник Артаксеркс (465—424) [10]. Новый царь, вступив на трон самолично заколол своего родного брата Дария и так же приказал умертвить и его детей. [11]. Весть о перевороте вызвала серию восстаний в провинциях. Опасаясь свержения Артаксеркс истребляет всех остальных своих братьев. Так была открыта череда кровавых дворцовых переворотов, которые теперь будут сотрясать Мидо-Персию. Не успел царь утвердиться на престоле, как весть о новом мятеже потрясла страну. На этот раз восстал Египет (460 г. до х. э.). Восстание было вызвано тяжелейшими налогами и суровостью персидских наместников, выказывающих к тому же неуважение к местным египетским святилищам. В течении нескольких лет персы вели войну с восставшей провинцией, которую хотя и сумели сохранить, но вынуждены были признать главных мятежников владетельными князьями, что очень ярко свидетельствовало о слабости Мидо-Персии [12]. Через несколько лет восстанием будет объята провинция Заречье (и только одна её область Палестина будет одним из спокойнейших мест в государстве Ахеменидов) [13]. И в этом безусловно заслуга принадлежит Ездре, который с Божьей помощью сумел поднять дух народа, обратить его взоры к Господу и искать счастье не в восстаниях и мятежах, а в молитве и приходу к своему Создателю. В то время, как Иудея благодаря начатым реформам обретала стабильность в других землях государства царил страх и неопределённость, которая выразилась в частности в надгробной надписи сидонского царя Езмунацара, открытой в 1855 году х. э. “В месяце Бул, в год 14-й царствования его, царя Езмунацара, царя Сидонского, сына царя Табнита, царя Сидонского, сказал Езмунацар, царь Сидонский, говоря: „поражён, пленён я, наследник дней героев; сошёл в ад сын бога смерти. И теперь я лежу в саркофаге этом и в гробе этом, на месте, которое я построил. Заклятие моё пред всем царством и всем человечеством. Никто да не вскрывает гробницы этой, да не ищет в ней сынов маммоны (т.е. богатств — прим. А.О.), потому что нет там сынов маммоны, да не поднимает с места саркофага, в котором я лежу, и да не оскорбляет гробницы этой внесением другого гроба. Если же какой-либо человек будет советовать это тебе, ты не слушай таких внушений, будь они даже от царской власти. А всякий человек, кто откроет вход гробницы этой и кто снимет с места саркофаг, в котором я лежу, и кто оскорбит меня в гробнице этой, да не будут они погребены в гробнице, да не будет таковым места покоя с рефаимами, да не будут они погребены в гробнице, да не будет у них сынов и потомства после них; боги святые да истребят их вместе с тем царём проклятым, который будет царствовать над ними, и который да будет лишён власти. Если же тот человек, который откроет вход гробницы этой и который выбросит саркофаг этот и семя царское это, если человек этот будет из народа, то да не будет ему корня внизу и плода вверху и процветания между живыми под солнцем. Да, я поражён, пленён, наследник дней героев, сошёл в ад сын бога смерти. Я, да, я, Езмунацар, царь Сидонский, сын царя Табнита, царя Сидонского, а мать моя Ем-Астерот, жрица Астарты, госпожи нашей, царица, дочь Езмунацара, царя Сидонского. Вот мы построили дом богов, дом Астарты в Сидоне, земле приморской, и вселили Астарту дарами богатыми. Мы те, что построили дом Езмуна, озаряющего глаза слабых, который и воздал мне дары богатые. Мы те, что построили домы Елону сидонскому в Сидоне, земле приморской, дом Ваалу сидонскому, и дом Астарте, супруге Ваала. И ещё: владыка царей дал нам Дор и Иоппию, землю лучшего хлеба, что при Шар-Шароне за то великое, которое я совершил и прибавил нам земли на границе между Хананеянами и Сидонянами во век. Заклятие мое пред всем царством и всем человечеством. Никто да не вскрывает входа моего и да не переделывает входа моего; да не оскорбляет меня в гробнице этой; да не сдвигнет с места саркофаг гробницы моей; иначе сокрушат его боги святые эти и истребят его — будет ли он царь или человек из народа — и потомство его на век...“” [14]. Мы специально привели полный текст этой надгробной надписи, с целью чтобы показать какие настроения царили у народов, живущих в непосредственной близости от иудеев. В надписи этого правителя царит дух уныния: “я пленён, поражён”. У него нет надежды. Боги, которым он служил верой и правдой всю жизнь не могут спасти его, они бессильны оказать ему какую-либо помощь, даже охранить его гробницу. Он грозит возможным грядущим осквернителям своей могилы, но если внимательно вчитаться в текст то в нём звучит бессилие угроз, которое понимает и сам монарх. Как понимает и то, что его гробница будет осквернена. И от этого его слова звучат ещё горче, ибо гробница это самое дорогое, что у него есть и что остаётся после него. Но не только сидоняне были в духовном тупике и депрессии. Весь мир времён Ездры искал смысл жизни и пути к счастью, искал, но так и не нашёл. Многие историки называют это время осевым. Однако, история этих поисков весьма интересна и поучительна ибо многие из нас сами того не ведая идут по пути древних народов в поисках познания истины.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания

[1] Дубнов. Указ. соч., часть 1, с. 150

[2] Тураев. Указ. соч., том 2, с. 191

[3] Уайт. Указ. соч., с. 379

[4] Иосиф Флавий. Указ. соч., том 2, книга 11, глава 5, 1, с. 60

[5] Дандамаев. Указ. соч., с. 185

[6] Иосиф Флавий. Указ. соч., Т2, книга 11, глава 5, 1, с. 60-61

[7] Тураев. Указ. соч., Т2, с. 192, История Древнего мира. В 3т. // Под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С., М, ГРВЛ, 1983, Т2, с. 204

[8] Иосиф Флавий. Указ. соч., том 2, книга 11, глава 5, 2, с. 61-62

[9] О деятельности Ксеркса в свете библейских источников и пророчеств см. Опарин А.А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книги Есфирь, Харьков, Факт, 2002

[10] Дандамаев. Указ. соч., с. 176

[11] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, книга 11, 69, 4

[12] Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта, СПб, Нева, Летний сад, 2000, с. 447-449

[13] Дандамаев. Указ. соч., с. 184

[14] Galling K. Syrien in der Politik der Achameniden bis rum Aufstand des Megabyrus 448v. Chr. - DAO. Bd. 26, 1937, пер. текста проф. Олесницкого А.А., 1890 год


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2003 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2003 Юрий Цупко