Опарин А.А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии
Часть I. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии

Глава 12

Молитва по обетованию царского виночерпия

Пока в Иерусалиме шли дожди и Ездра боролся с оппозицией своих реформ, как извне так и со стороны многих иудеев, за ситуацией в Палестине, с болью в сердце, наблюдал один человек. Имя ему было Неемия (в пер. с евр. тот которого утешает Иегова). Он принадлежал к колену Иудину, но сумел как и некоторые его соотечественники приобрести большое влияние в Мидо-Персии и дослужиться до должности царского виночерпия. В наши дни человека, который наливает во время пира вино считают официантом и относятся, как правило весьма пренебрежительно. Но не так было в древности. Право наливать вино самому царю считалось величайшей честью и только немногие знатнейшие люди удостаивались её [1]. Но наливать вино было со стороны царя не только изъявлением чести данному человеку, но и говорило о доверии, которое монарх к нему питает. Ибо в руках виночерпия во многом оказывалась жизнь властителя. И хотя перед подачей царю кубка виночерпий обязан был сам отведать из него, чтобы удостоверить, что оно не отравлено им самим или другими всё же способов отравить правителя, как то свидетельствуют многие исторические примеры у виночерпия было очень много. Поэтому уже исходя из этого мы можем заключить, что подозрительный Артаксеркс I весьма доверял Неемии, особенно если учесть то, что тот являлся иудеем. Т.е. принадлежал к числу народа, который был во власти персов и следовательно мог питать к персидскому царю отнюдь не самые тёплые чувства, (хотя в целом мидо-персы и неплохо относились к иудеям, как то мы видели раньше). Словом у Неемии было всё о чём может мечтать любой человек: хорошая должность, достаток и власть. Однако этот человек понимал, что в жизни это не самое главное. Главное это Господь, вера, духовность. И поэтому все его помыслы были обращены к Иерусалиму, с которым он связывал восстановление нации и проповедь о Живом Боге. Поэтому он всегда живо интересовался событиями, которые происходили в далёкой Палестине. И вот, что произошло в один из дней по словам самого виночерпия. “И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным” (Неем. 1:2—4). Неемия понимал, что по-человечески разрешить сложившуюся ситуацию нельзя и только Господь силен разрешить её. И он обращается к Богу с молитвой, с особой молитвой, молитвой по обетованию. Он говорит: “Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: [если] вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; [когда] же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое. Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя” (Неем. 1:5-11). Итак, в своём прошении он полагается не на свои заслуги, а на слово, обетование, обещание, которое дал сам Бог. Ибо он знал, что “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?” (Числ. 23:19). Священное Писание содержит несколько тысяч различных обетований, которые можно разбить на определенные группы.

* Когда вы одиноки. “Не оставлю вас сиротами; приду к вам” (Ин. 14:18), “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (1Петра 5:7), “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику” (Пс. 54:23).

* Когда вы в состоянии депрессии: “Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя” (Ис. 43:2), “Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:38—39), “Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною” (Ис. 49:15—16).

* Когда вы в искушении. “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1Кор. 10:13), “Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь” (Евр. 2:18), “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение” (Иак. 1:2—3).

* Когда вы больны: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5:14—15), “И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой” (Исх. 15:26), “Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему” (Пс. 90:5, 6, 10), “Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины” (Иер. 33:6).

* Когда вы в материальной нужде. “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Мал. 3:10).

* Когда вы в печали. “И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся” (Ис. 51:11), “Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя” (Ис. 43:2).

* Когда вы в гневе. “Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой” (Евр. 10:30), “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем” (Еф. 4:26), “Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам” (Прит. 19:11).

* Когда вы потеряли кого-либо из своих близких: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним” (1Фес. 4:13—14), “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:55—57), “Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет” (Иов 33:28).

Таким образом практически на каждый случай жизни Св. Писание содержит Божье обетование, на которое мы, подобно Неемии, можем всегда положиться и верить, что Господь обязательно услышит нас. Все обетования, которые содержатся в Библии мы можем разделить на две большие группы: условные и безусловные. К безусловным относятся те, которые Господь хочет осуществить в жизни каждого без исключения человека. Это обетования о спасении, о прощении грехов “И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Ин. 14:13), “В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его” (Еф. 1:7), “Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде” (Рим. 3:24—25); о даровании мира и покоя, и радости в жизни — “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Ин. 14:27); о победе над грехом: “Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого” (2 Фес. 3:3), “В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло” (Иов 5:19), “Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего” (Гал. 1:3—4), “Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире” (1 Ин. 4:4). Чтобы эти прекрасные обетования осуществились в нашей жизни нам достаточно лишь попросить об этом Господа, приняв Его в своё сердце. Эти обетования не имеют каких-либо условий ибо спасение даётся Богом даром. “И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Откр. 22:17). Но есть большая группа и условных обетований, т.е. выполнение которых связано с рядом условий, которые должен выполнить человек. Эти условия следующие: 1) верить в его исполнение “Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1:6,7); 2) просить на добро “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4:3). Например, если мы просим, чтобы сократили на работе не меня, а вот того моего коллегу. 3) исполнять закон Божий “Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость” (Прит. 28:9). Т.е. если мы знаем, что день Господень по Библии (Исх. 20:8—11) суббота, а не воскресенье, но продолжаем в субботу работать, то Бог не может ответить на нашу молитву, более того она является мерзостью в Его глазах, и, наконец, 4) Бог часто не даёт нам просимое потому, что знает, что оно будет нам не ко благу. Так Господь хотел бы даровать финансовое благословение очень многим, но не делает этого потому, что знает, что для этих людей деньги станут камнем преткновения в деле спасения. Не отвечает Он порой иногда и на молитвы о физическом здоровье, ибо знает, что если этот человек будет исцелён, то он забудет о своей зависимости от Бога и будучи излечен в этой жизни погибнет навсегда для вечности. (Подробнее о Божьих обетованиях см. Драгоценные библейские обетования, Николаев, Медна, 1999). В своей молитве царский виночерпий просил согласно воле Бога, проводя праведную жизнь среди развращённого мидо-персидского двора и он был услышан Богом.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования