Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 17

Языческий царь

Евангельская весть

После страшной гибели Содома и Гоморры Авраам переселяется в окрестности Герара, бывшие весьма плодородными. В то время Герар принадлежал филистимскому царю Авимелеху. Зная глубокую испорченность и похотливость языческих царей, Авраам, чтобы сохранить себе жизнь, решает пойти на хитрость, выдав свою жену Сару за свою сестру. История, произошедшая несколько лет назад в Египте с точностью повторяется. Снова фигурирует царь, неравнодушный к прекрасному полу, и патриарх, опасающийся за свою жизнь. Тогда в стране на Ниле Господь зримо явил великую силу, избавив Авраама и его близких от опасности, но преподав прекрасный урок, что надо меньше страшиться людей и их коварных замыслов, а больше полагаться на Бога. И вот имея такой опыт веры Авраам вновь и в точности повторяет прежнюю свою ошибку, основой которой было недоверие Богу, сомнение, что Бог сможет ему помочь в сложной ситуации. Страх перед земным царем превзошел доверие к Царю Небесному.

Порой и мы следуем этим же путем, что и Авраам. Получив от Бога помощь и поддержку в трудных обстоятельствах мы, спустя короткое время в таких же обстоятельствах проявляем недоверие и пытаемся решить вопрос сами, своими силами, и порой не совсем чистыми и честными методами, страшась людей и их возможных действий по отношению к нам.

Итак, в этой главе книги Бытие мы сталкиваемся с такой проблемой, как страх.

Но Библия нам говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18), и, кроме того, Библия утверждает, что «Боязливых же, и неверных… участь в озере, горящем огнем и серою…» (Откр. 21:8).

Значит, если мы не научимся побеждать страх перед другими людьми, жизненными обстоятельствами, проблемами, то мы не только здесь, на земле, будем несчастнейшими из людей, но и не получим жизнь вечную. Ибо чувство страха мучит человека, как ничто другое.

Каким же образом Бог в Своем Слове — Библии советует нам избавиться от страха?

• «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Притч. 16:7).

Следуй Божьим путем и Господь уровняет твой путь.

• «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Притч. 29:25-26).

Последнее слово и судьба любого человека в руках Господа, и поэтому единственный выход избавиться от страха и забот состоит в том, чтобы вручить все свои проблемы, заботы Богу и перестать надеяться на людей.

• «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:33-34).

Как бы много мы не переживали и не страшились, мы не знаем, как и что будет завтра, так не лучше ли перестать волноваться и переживать?

• «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:17), — это прекрасное Божье обетование (обещание), обращенное к каждому из нас, если только мы положимся на Бога, можно использовать, когда только страх начинает овладевать нами. Евангельская весть избавляет нас от страха и мы обретаем покой.

Между тем Авраам, выдав свою жену за сестру, привел к тому, что царь Авимелех взял Сарру в свой дворец, но… вскоре он и весь его народ был наказан за это: «Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову» (Быт. 20:18).

И вот в одну из ночей Господь является во сне царю и говорит ему, чтобы он исправил свой грех, в противном случае Авимелеха ждет гибель. Отметим, что Бог никогда не наказывает человека, не дав ему шанса исправить свою вину.

Через Своих пророков, через Слово Свое — Библию Он предупреждает о горьком конце нечестивых, давая им шанс покаяться, как бы тяжел ни был их грех. Мы же люди, напротив, стремимся сразу же расквитаться за причиненную нам обиду, оскорбление, несправедливость с другими, поставить все точки над «i», не давая человеку никакого времени даже для того, чтобы обдумать свое поведение, осознать свою вину. Но Господь, к счастью, не таков, как мы. Он обращается с Евангельской вестью спасения к любому грешнику, к каждому без исключения человеку на земле, не спеша с наказанием и возмездием. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Втор. 30:19).

У филистимлян было много богов, отличающихся кровожадностью и распущенностью, религия которых учила жить людей по звериным законам. Но несмотря на это царь Авимелех услышал голос истинного Бога, обращенный к нему. Сейчас, возможно, кто-то из вас, дорогие читатели, спрашивает с недоумением: «А как же он мог не услышать голос Божий, если Господь напрямую обратился к нему?» А разве сегодня те, которые считают себя христианами, всегда слышат голос Господа, так же прямо обращающийся к ним или со страниц Библии, или через других людей, или через обстоятельства жизни?

Нет, к сожалению, далеко не всегда! Теперь представьте себе, насколько сложно это было сделать Авимелеху, выросшему в развращенном обществе, и очень мало знавшем о Боге. К тому же, в его языческом понимании Бог израильтян был одним из сотен богов, которым язычники поклонялись тогда. Но несмотря на все это он смог не только узнать голос Царя Царей, но и внять Ему. Какой контраст! С одной стороны патриарх, проявивший неверие, хотя прекрасно знал волю Божью и имел опыты веры с Богом, а с другой стороны язычник, проявивший повиновение Богу. Этот пример учит каждого из нас не спешить с оценкой людей только по их внешнему виду, положению в обществе и по первому, поверхностному впечатлению. Часто те, которые кажутся очень далекими от Бога, оказываются ближе к Нему, чем те, кто внешне производит впечатление добропорядочных высоко духовных и благочестивых христиан.

Но осудил ли Бог Авраама за проявленное им сомнение, недоверие? Мы об этом ни слова не находим в Библии, и в этом заключена замечательная Евангельская весть: какой прекрасный у нас Бог, всегда снисходящий к нашим слабостям, всегда понимающий и любящий нас. И эта любовь и доброта Божья по отношению к человеку часто оказывается более эффективной, чем наказание. Иисус Христос вновь помог Аврааму, чудесным образом разрешив его проблемы. И после этого нового опыта веры мы в последующих главах книги Бытие уже нигде не прочитаем о страхах, обуревавших патриарха. Напротив, страх в сердце Авраама уступил место уверенности в Боге, ни разу более патриарх не поколебался и не засомневался в самых сложных обстоятельствах, всегда будучи уверен в том, что Бог рядом и непременно разрешит все его проблемы и трудности.

Не кажется ли и вам, дорогие читатели, что нам стоит быть более снисходительными к людям, входя в их положение, чаще проявляя терпение и доброту и не торопясь осудить и наказать.


Археологический комментарий

Оправдание царя Авимелеха

Во многих книгах Библии, в том числе и книге Бытие, встречаются порой длинные родословия с труднопроизносимыми древними восточными именами.

Однако, при рассмотрении 10 главы мы увидели, что благодаря этим родословиям мы можем воссоздать этнические родословные народов земли, судьба которых, к тому же, была удивительно предсказана в эпохальном пророчестве Ноя.

Итак, в 20 главе книги Бытие мы изучали историю, произошедшую между Авраамом, Саррой и Авимелехом, царем филистимским. Трудно себе представить, сколько хлопот и дискуссий вызвал этот давно умерший правитель в научном мире. Из-за него даже некоторые богословы стали относить время Авраама к 12 веку до Р. Хр., то есть, на 600 лет вперед. Другие ученые из-за него высмеивали Библию, называя ее сборником небылиц, попирающие данные археологии. Ученых, поддерживающих Писание этот царь заставлял только разводить руками.

Чем же «провинился» перед историей царь Авимелех? Дело в том, что из истории достоверно известно, что филистимляне появились в Палестине только в 12 веке до Р. Хр., приплыв с острова Крита и основав весьма воинственные города-государства [1].

И поэтому «…одно из двух: либо Авраам жил не в 18, а в 12 веке до Р. Хр., либо приходится признать, что Библейский текст содержит в себе грубую историческую ошибку» [2]. Логика ученых и советских пропагандистов, казалось, была неумолимой. И тут на помощь пришла родословная из 10 главы книги Бытие, которая не только доказала правдивость Библейской истории, но и показала, что по Библии следует проверять достоверность научных выводов, а не наоборот. В кн. Бытие 10:14 сказано: «…Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим». Внимательное прочтение этого маленького, на первый взгляд, вроде бы ничего не значащего отрывка, и привело к открытию. Из истории известно, что древнее название острова Крита Кафтор. Как указывалось выше, филистимляне вторглись в Палестину с Крита, то есть получается, что их родоначальником надо бы назвать Кафторима. Но Библия называет Каслухима. Исследование древних летописей, изучение этносов привело ученых к следующему выводу. Первоначально предки филистимлян, потомки Каслухима, жили в Аравии, перебравшись затем в Египет, и прожив там некоторое время, и оставив по себе память в некоторых географических названиях: Пелузия и пелузийского рукава Нила (по-еврейски, филистимляне — плиштки). Затем они из Египта пришли в южную часть Ханаана. Родственное Каслухиму племя — потомки его брата Кафторима заселили остров Крит (Кафтор). Вследствие родства обоих народов они в истории именовались общим именем филистимляне, что видно и на Библейских примерах, где эти народы упоминаются вместе (см. 1 кн. Царств 30:14; Иез. 25:16; Соф. 2:5). Впоследствии хананейские филистимляне, вследствие внутренних неурядиц и постоянных войн с соседними племенами практически сходят со страниц истории. В отличии же от них — кафториты только в 12 веке до Р. Хр. весьма активно вторгаются на авансцену истории, сокрушив некогда грозную хеттскую империю и угрожая великому Египту, принеся в будущем столько бед Израилю. И все же еще во времена царя Давида сохранялось деление потомков Каслухима (хелефеев) и Кафторим (фелефеев) — 2 кн. Царств 8:18: «И Ванея, сын Иодая — начальником над Хелефеями и Фелефеями…».

Так благодаря одному Библейскому короткому тексту была раскрыта еще одна страница филистимской истории. А царь Авимелех «вернул» себе полное право именоваться царем филистимским, царем народа, жившего уже в 19 веке до Р. Хр., а не только с 12 века до Р. Хр., как полагали ранее, в Палестине и имевшего связи с Авраамом [3].


Археологический комментарий

Герар

Город Герар, в котором остановился Авраам и где он пытался выдать Сару за свою сестру, был обнаружен в 1927 году. В этом году английская археологическая экспедиция, проводившая раскопки в Телль-Джемле, в 30 километрах к юго-востоку от Газы, нашла остатки древнего города. В ходе последующих исследований было установлено, что это Герар. Было так же выяснено, что он существовал в 20 в. до х. э., то есть во времена Авраама и был крупным торговым городом [4].

 

Вопросы для размышления:

1. Не повторяешь ли ты свои собственные ошибки?

2. Не принижаешь ли ты, на деле или в мыслях, других людей, их поступки, интеллект и духовность, хотя они могут быть духовнее и лучше тебя, даже если и не носят имя христиан?

3. Хочешь ли ты знать, каким ты являешься в глазах Бога? Это легко определить, если ты честно ответишь на вопрос: хочешь ли ты, чтобы к тебе относился Бог так, как ты относишься к другим людям?

4. Заслоняет ли в тебе страх перед другими людьми или обстоятельствами Бога?

 

Постскриптум:

1. Не следует страшиться других людей и прибегать к различным ухищрениям.

2. Если ты доверишься Богу, Он избавит тебя от всякого страха и разрешит все твои проблемы, какими бы неразрешимыми они тебе не казались.

На следующих страницах мы узнаем об одном страшном месте, где обязательно должен был бы оказаться каждый из нас, если бы…

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 17 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] История Древнего мира. Древний Восток, Минск, Харвест, 1999, с. 577; Герни О., Хетты, М., Наука, 1987, с. 38.

[2] Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965, с. 69.

[3] И. Флавий, Иудейские древности, Минск, Беларусь, т. 1, кн. 1, глава 12, с. 40.

[4] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 83; Albright W. F. The archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко