Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 23

Белый камень

Евангельская весть

«А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии» (Быт. 32:1).

Если спросить у большинства людей, встречали ли они в своей жизни ангелов, то ответ, скорее всего, будет отрицательным. А у многих такой вопрос вызовет улыбку. Ну еще бы, в век технического прогресса говорить… об ангелах! Кто их видел, да и вообще существуют ли они? А между тем каждый из живущих на земле встречался с ангелами и даже получал от них помощь и защиту. В Библии мы читаем, что ангелы выполняют следующие функции:

• вестники, провозглашающие волю Божию, Его намерения, пророчества (Лк. 2:10-12; Мф. 28:5-7; Исх. 14:19).

• исполнители Божьих судов (1 Пар. 21:15 — наказание за грех Давида; 4 Царств 19:35 — уничтожение ассирийского войска; Деян. 12:23 — наказание царя Ирода).

• хранители, защитники и помощники людей (Мф. 18:10; Деян. 12:7; Пс. 33:8), свидетели всей жизни каждого человека — его слов, дел, поступков.

• находятся в непосредственном присутствии Божьем (Пс. 148:2; Откр. 8:2; Мк. 8:38).

У каждого человека есть свой ангел-хранитель, данный ему от рождения, находящийся всегда возле вас до самой смерти, готовый придти на помощь, защитить, наставить, утешить, поддержать, но только по указанию Божию, а это случиться лишь в том случае, если мы обращаемся к Богу с просьбой об охране во имя Христа. В некоторых конфессиях приняты молитвы, обращенные непосредственно к ангелам, но весь контекст Библии говорит о бесполезности этого, так как молитвы человека должны быть обращены только к Богу во имя Иисуса Христа, «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Героям Библии нередко казалось, что в беде они остались один на один со своими врагами. Подобное произошло со слугой пророка Елисея, когда сирийское войско окружило их дом, он испугался, и Бог по молитве Елисея «открыл» глаза Гиезию и тот увидел множество ангелов, защищающих их (4 кн. Царств 6:14-17). Описаны в Библии и случаи, когда ангелы являлись ее героям под видом простых людей, например, путников, как Аврааму и Лоту. То и дело в печати и по телевидению стабильно мелькают сообщения о том, что в результате каких-то катастроф, террактов, стихийных бедствий «по счастливой случайности жертв не оказалось, никто не пострадал». Нам радостно слышать о благополучном исходе, но порой редко кто задумывается над природой «счастливой случайности». Во-первых, подобных «случайностей» слишком много, а во-вторых, очень часто они имеют все черты настоящего чуда: сошел поезд с рельс, перевернулись вагоны, но никто при этом не пострадал, в то время как в идентичных ситуациях гибнут все пассажиры. А сколько сообщений звучало о том, как по непонятным причинам в руках террористов не взрывались гранаты, хотя после проведения экспертиз оказывалось, что они в полном порядке и неминуемо должны были взорваться. Немало сообщений было и о чудом не случившихся авариях, о непонятно как управлявшихся машинах с отказавшими тормозами на горных трассах. А как объяснить, что в периоды эпидемий чумы, холеры, натуральной оспы врачи, контактирующие с больными, в большинстве своем не заболевали, хотя с человеческой точки зрения не имели никаких преимуществ? Если каждый человек задумается, то увидит, что в его жизни многократно встречались подобные «счастливые случаи» — то ли непонятным образом удавалось избежать опасности, несчастья, то ли приходила внезапно помощь, хотя ее и ждать-то было неоткуда, то ли удивительно благоприятно складывались обстоятельства, хотя все по-другому должно было произойти, и пр.

Все это люди часто приписывают простому стечению обстоятельств, «случайности», везению, но не стояли ли за всем этим ангелы, незримо приходящие вам на помощь? Проанализируйте подобные «случайности» в вашей жизни и вы увидите, что далеко не «случайно» все это происходило с вами. Ибо за всем этим чувствуется любовь к нам и забота о нас, что возможно только со стороны одушевленного существа. Да и вообще, существуют ли случайности? Взглянем хотя бы на природные явления: малейшая случайность в механизмах солнечной системы грозит гибели планеты. Случайность в работе организма приведет к болезни, а случайность в генетическом коде никак не улучшит наследственность, но приведет к уродствам. Нет, природа, и наш организм в том числе, не знает случайностей. Не известны они и Всемирной истории. Исследуя анналы истории, мы видим, что каждое событие имеет свой смысл и связь с предыдущим и будущим. Неудача фашистской Германии в разработке ядерного оружия, смерть Сталина на пороге 3 мировой войны, практически мгновенный развал СССР, серия неудач Наполеона при Ватерлоо — просто серия ряда случайностей? Но ведь если бы хотя бы одна такая «случайность» не осуществилась, то Гитлер применил бы ядерное оружие, Сталин развязал бы Третью Мировую войну, а на территории СССР и стран социалистического лагеря была бы по-прежнему невозможной проповедь Евангелия о скором Втором Пришествии Христа.

Нет, история земли держится не на случайностях, как и жизнь любого человека управляется не случайностями, не везением, а все они имеют свою природу и обусловлены вмешательством либо Божьих ангелов, либо сатанинских.

Но вернемся к Иакову, который, даже увидев ангелов, продолжал страшиться встречи со своим братом Исавом.

Не бывает ли такого и с нами, когда, получив благословение, испытав на себе Божью чудесную защиту, мы продолжаем испытывать страх перед грядущими событиями. По-человечески Иаков пытался сделать все, чтобы встреча с Исавом прошла безопасно. Но чем больше он делал, тем больше чувствовал никчемность своих усилий, хорошо понимая, что от обиженного им и разгневанного Исава, который шел на встречу Иакову с четырьмястами вооруженных людей, спасти может только Бог. И он обращается в молитве к Богу (см. кн. Бытие 32:9-12). Чему учит нас молитва сына Исаака? Во-первых, в начале любой молитвы следует воздать Богу честь, славу и благодарность за те милости, которые Он даровал нам, сознавая свою полную от Него зависимость. Во-вторых, молитва — это не набор красивых ритуальных фраз, когда-то нами слышанных или прочитанных, какими молился кто-либо. Молитва — это откровенный разговор с Богом, потребность нашей души, а порой и крик души, в котором мы открываем своему Небесному Отцу все, что нас страшит, тревожит, волнует, мы должны говорить то, что у нас на сердце, не пытаясь это замаскировать и спрятать в красивых витиеватых оборотах или недоговоренностью. Иаков боялся мести со стороны Исава, своей гибели и гибели близких, и честно поведал об этом Богу. В-третьих, в молитвах мы можем выражать свои просьбы о помощи, о защите, конкретно говоря о своей нужде. В-четвертых, доверие Богу должно основываться, прежде всего, на доверии Его Слову, Его обетованиям (обещаниям). Священное Писание содержит 3753 Божиих обетований, относящихся к различным сторонам жизни человека и обращенным к каждому, кто доверяет Богу. Иаков обращался к Богу, полагаясь именно на Его обетования. И мы в молитве по обетованию можем просить Бога выполнить то, что Он обещал и что записано на страницах Библии. И мы можем быть уверенными в том, что Бог всегда сделает то, что обещал, потому что «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» (Числа 23:19).

Приведем несколько примеров обетований, записанных в Библии, на разные случаи жизни, но вначале сделаем важную оговорку: обетования относятся к тем, кто не просто не отрицает существование Бога, но доверяет Ему, желает идти Его путем, проявляет послушание к Божьим требованиям — Его заповедям.

Если вы полагаетесь на Бога, но, тем не менее, переживаете страшные минуты жизни, время отчаяния, подобное тому, какое переживал Иаков, попробуйте обратиться к Богу молитвой по обетованию. Одно из таких обетований записано в книге Исайи 54:17 — «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь». Но следует также помнить, что просить Бога следует в соответствии с Его волей, иными словами, наши просьбы Бог не выполнит, если они могут принести вред или ущерб другим людям или нам самим, если они направлены на удовлетворение наших эгоистических желаний.

На все случаи жизни в Библии есть прекрасное обетование, записанное в Евангелии от Иоанна 14:13-14, где Христос говорит вам и мне: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».

Вы сами сможете убедиться в действенности молитвы по примеру Иакова, полагаясь на Божьи обетования, и на приведенное, в частности.

Отправив жен и слуг в более безопасное место, Иаков остался один на берегу потока Иавок, где он встретил Бога лицом к лицу, Бога в человеческом облике. Что же символизирует собой эта малопонятная на первый взгляд борьба патриарха с Господом, описанная в кн. Бытие 32:24-29? Об этом много написано в христианской литературе, а в Библии всего лишь несколько строк, но как много за ними кроется. На пустынном берегу вначале Иакову показалось, что это разбойник напал на него, но потом он догадывается, что это ни кто иной, как Бог. В этой борьбе Иаков понял, что всю свою жизнь он боролся с Богом, желание быть с Ним пытался осуществить человеческими методами, которые не мог одобрить Бог: ложь, коварство и лукавство по отношению к брату в далекой юности, обман отца, нелюбовь к Лии, хитрость по отношению к Лавану (эпизод с пестрыми овцами), попытка человеческими средствами — подарками «задобрить» брата, своими силами обеспечить безопасность жен, детей и домочадцев, обращаясь, правда, к Богу, но в то же время и полагаясь на себя. И только в момент схватки на берегу бурного потока Иаков понял, что вся его надежда, его защита — только Бог, сам для себя ничего он сделать не может и не сможет никогда. За одну ночь Иаков переоценил свою жизнь и стал другим человеком: вместо хитреца и обманщика Иакова на утро с Исавом встретился человек, одержавший самую большую победу, какая только возможна на земле, победитель самого себя, Израиль. Правда, хромой, но победитель! Как эта история похожа на жизнь многих. Мы часто сопротивляемся Богу, сражаемся с ним, думая, что все те неблагоприятные обстоятельства и «случайности», которых так много в нашей жизни, мы должны преодолеть, не подозревая при этом, что этими обстоятельствами и «случайностями» Бог влечет нас к себе, и нам единственно что нужно, так это полностью положиться на Господа, доверив Ему самих себя, наши семьи, наши проблемы, позволить Ему преобразовать наши жизни и характеры. Из этой борьбы мы тоже нередко выходим «хромыми», пожиная последствия своих неразумных поступков, грехов, которых могло и не быть, если бы не сопротивлялись Богу в течение порой всей жизни. Так и в жизни Иакова все могло сложиться иначе, если бы не его сопротивление Божьему водительству: обещанное Богом первородство он бы непременно получил, но не путем обмана, не было бы и нелюбимой жены и долгого рабского труда на Лавана, но… посев, однажды сделанный, принес и соответствующую жатву. И пусть хромым, пусть после многих лет борьбы, но Иаков стал победителем. Каждому из нас Бог также желает даровать победу, и ведет нас к ней долгим порой путем, и не Бог в этом виновен, что мы к финишу приходим хромыми, а мы сами, но этот путь был необходим для Иакова, ибо без него Бог не смог бы даровать ему вечную жизнь, так и преобразование нашей жизни и характера также может быть долгим и мучительным, но необходимым ради нашего же блага.

И вот настал момент, которого ждал Иаков: встреча с Исавом. Более двадцати лет назад Иаков покинул отчий дом в страхе перед местью брата, и вот теперь расстояние между ними сокращается на глазах. «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4). Священное Писание говорит: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Пр. 16:7). Понимаем ли мы, что этот стих может стать действенным и в нашей жизни, что он также является обетованием Божьим, обращенным к каждому из нас. Кто на протяжении своей жизни не страшился недругов, грозных начальников? А у кого не было недоброжелателей явных и скрытых, действий которых также приходилось опасаться? Многие, наверное, имели и открытых врагов, не упускающих случая свести счеты. Но Библия нам говорит, что всех этих трудностей и переживаний, отравляющих нашу жизнь, можно избежать. И более того, наши явные и тайные враги и недоброжелатели могут стать дружески расположенными к нам, помогая и поддерживая нас. Хотим ли мы этого? И если да, то для этого достаточно поручить свою жизнь Богу, как это сделал Иаков. Еще совсем немного времени назад казалось, что примирение братьев невозможно, что встреча их окончится кровавой трагедией. Но то, что по-человечески было невозможно, с Богом обрело реальность.

Нам также часто в жизни кажется, что существуют проблемы, которые никогда не будут решены, и нам суждено долгие годы находиться под их гнетом. Это касается и семейных отношений, и конфликтов на работе, и последствий грехов прошлой жизни без Бога, и пр. Но «…Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Есть ли у вас в жизни нерешенная проблема? Господь хочет, чтобы вы доверили ее решение Ему, и Он решит ее подобно тому, как это было в истории Иакова и Исава…

Господь сказал: «…побеждающему … дам … белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17). В древности оправданному на суде вручали белый камень, как символ победы, а виновному — черный камень, как символ осуждения. Иаков символически получил белый камень — камень победителя с написанным на нем новым именем — Израиль. А какой камень получим мы с вами?..


Археологический комментарий

Башня Гадер

Эта древняя башня, бывшая одним из сторожевых постов в Палестине, просуществовала (не раз разрушаясь и восстанавливаясь) вплоть до 4 в. х. э., когда ее видел Иероним, путешествовавший в этих краях и давший ее описание. История этого сооружения изучена крайне плохо, известно лишь, что сегодня на ее месте стоит мечеть, пользующаяся огромной популярностью, собирая толпы паломников. Напомним, что в исламе библейские патриархи пользуются большим уважением и почитанием, так же, как и в христианстве [1].

 

Вопросы для размышления:

1. Благодарен ли ты Господу за охрану ангелами или ты вообще не задумывался над этим?

2. Не формальна ли твоя молитва, обращение, нахождение в церкви?

3. Пережил ли ты ночь борьбы Иакова в своей духовной жизни?

4. Одержал ли ты победу над своим «Я»?

5. Получил ли ты новое имя, Белый камень?

 

Постскриптум:

Каждый человек, если он желает быть спасенным, в ходе духовной борьбы получит Белый камень, новый характер, став другим человеком.

В следующей главе мы узнаем историю одной древней любви, вскрывающую проблемы очень близкие и понятные современной молодежи.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 23 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Albright W. F. The archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко