Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля
Часть II. Иезекииль. Библейская археология Украины

Глава 5

Каменные бабы

У подножия Каменной могилы высятся несколько грубо высеченных каменных идолов. Сооружение большинства из них принадлежит половцам, народу, обитавшему в запорожских степях в XI—XIII вв. х. э. Подобные статуи можно увидеть в Харькове у Музея природы, куда они были доставлены с мест раскопок. Стоят они и в Евпатории напротив Краеведческого музея. Словом, почти в каждом городе юго-восточной Украины можно увидеть подобные каменные изваяния, называемые условно «каменные бабы». По сути эти идолы остались одним из немногих следов воинственного народа половцев. Первоначально их родиной были земли севернее Алтая в Прииртышье. Затем, вследствие изменения политической и климатической обстановки, после долгих мытарств половцы (или как они себя называли сами — кипчаки) оказываются в запорожских степях и в 1055 году впервые сталкиваются с русскими. В течение последующих 200 лет история половцев представляет собой нескончаемые войны с русскими княжествами, на которые они постоянно совершали набеги, уводя пленных женщин и детей. Борьба с половцами воспета в знаменитом древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». В 20 годы XIII века они были покорены монголами, которые окончательно разгромили их к середине XIII века. Вскоре после этого упоминание в летописях о половцах прекращается и они присоединяются к большой семье канувших в небытие народов.

Исследуя книгу пророка Иезекииля, пророчества о различных племенах и царствах, мы видим, что история любого народа зависит от его отношения к Богу и Его закону. Ни одно царство во всемирной истории не исчезло случайно или просто только в силу экономических или политических причин. В каждом случае ведущую роль в падении державы играла религия, которая предопределяет историю и будущность государства, его развитие и особенности [1]. Поэтому, исследуя историю половцев, одного из народов Каменной могилы, необходимо обратиться к их религии, чтобы разобраться в причинах горькой судьбы этой народности. Подавляющее большинство половцев на протяжении всей своей истории, вплоть до самого падения, оставалось язычниками. Одной из ведущих составных их религии была астрология, пользующаяся у них огромной популярностью [2]. «Гадания шаманов по звёздам, шаманские камлания над священными камнями и сгоревшими бараньими лопатками, святилища предков, окружённые сотнями убитых врагов, предрекали кипчакам борьбу, звали в далёкие походы» [3]. Таким образом, их религия, подобно исламу, призывала к войне. Поэтому культ войны (а их вели половцы постоянно) следует искать в первую очередь в их религии, а не в социально-экономических проблемах, которые играли лишь вторичную роль. Широкое распространение имел у половцев спиритизм. Через шаманов люди вызывали и обращались к злым и добрым духам, испрашивая у них помощи. Шаманы представляли собой целую прослойку в половецком обществе и власть их была огромна. Вызывая демонов, шаманы совершали перед собравшимся народом различные чудеса, повергая людей в трепет. Неотъемлемой частью шаманизма, как одной из религий, поклоняющихся бесам, является вера в бессмертие души. Половцы верили в бессмертие души и «Поэтому в могилы помещалось довольно много вещей: столько, сколько могли положить туда оставшиеся на земле родичи. Очевидно потусторонний мир представлялся половцам простым продолжением настоящего. Тем не менее, переходя в иной мир, душа предка приобретала, по мнению половцев, особые возможности и силы для того, чтобы помогать людям (обычно родным), приносящим ей жертвы» [4]. С этой верой напрямую связано сооружение над могилой каменных статуй. Бедные люди, которые не могли поставить своим предкам каменные статуи, ставили деревянные или ограничивались войлочным изображением предка, которое помещалось в обычной жилой юрте. Возле каменной статуи воздвигалось святилище и каждый проезжающий мимо половец должен был принести жертву такой статуе и поклониться ей, дабы заручиться её поддержкой. Поэтическое описание этого обряда оставил великий азербайджанский поэт XII в. Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина ...

Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,

Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,

Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,

Что оставить овцу перед идолом надо».

Однако следует отметить, что статуи окроплялись в основном детской кровью [5] (!), которая считалась наиболее достойной и угодной жертвой. Проблемы с добыванием этой крови не было. Пленных было очень и очень много, да и принесение в жертву своих детей считалось нормой. Итак, культ войны, вызывание бесов и поклонение им, принесение в жертву детей — такова была идеология этого народа. Долгие десятилетия они сеяли войну, кровь и слёзы. И, наконец, вопли убитых и зверски замученных мужчин, изнасилованных девушек, принесённых в жертву детей переполнили чашу Божьего терпения. И над половцами был произнесён приговор суда. И теперь только каменные бабы, пропитанные кровью детей, напоминают об этом народе. Всмотритесь в эти каменные изображения, прислушайтесь к звукам степи и вы услышите конский топот, крики о помощи, которые раздавались у Каменной могилы 800 лет назад, сначала жертв половцев, а затем и их самих, гибнущих под ударами монголо-татар.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 5 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] См.: Опарин А. А. Религии мира и Библия. Харьков, Факт, 2000, 2-изд. 2002

[2] Плетнёва С. А. Половцы, М, Наука, 1990, с. 33

[3] Там же, с. 33-34

[4] Плетнёва. Указ. соч., с. 139

[5] Плетнёва. Указ. соч., с. 140


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2003 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2003 Юрий Цупко