Глава 2
Такой вопрос можно часто услышать от неверующих сегодня. Частично мы уже касались этого вопроса в главе «Что? Как? Почему?» В этой мы остановимся на нем более подробно.
Люди, выступающие против Бога, либо отвергают бытие Божие, либо становятся на путь критики Бога. Они дерзко заявляют: «Будь мы на месте Бога-Творца, мы бы создали мир намного лучше и совершеннее. Почему мудрый Бог создал наравне с полезными и нужными растениями и животными множество вредителей и паразитов, как в животном, так и в растительном мире, при этом, подводя итог Своих дел, самодовольно произнес: «…вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31)? И с насмешкой добавляют: «Да, ведь Он-то, ваш Бог, и не разбирался, что хорошо и что худо».
Что можно ответить на это?
Когда мы рассматриваем историю творения, а затем историю грехопадения, то картина выглядит совершенно иначе, чем ее представляют люди, «не знающие Писания, ни силы Божией». «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3,11).
При творении растительного и животного мира Господь не творил хищников и паразитов. Они появились гораздо позже, как следствие грехопадения.
«Когда Земля вышла из рук Творца, она была необычайно красива. Ее украшали горы, холмы и равнины, спокойно текущие реки, чудесные озера; горы не устрашали своей неприступной крутизной и жуткими безднами, как в наши дни. Остроконечные скалистые выступы земли покоились под слоем плодородной почвы, покрытой роскошной растительностью. Не было ни отвратительных болот, ни бесплодных пустынь, но пышные кустарники и нежные цветы повсюду ласкали взор. Деревья, намного более величественные, чем в наши дни, украшали вершины гор и холмов. Воздух, не зараженный вредными испарениями, был чист и здоров. Сады самых великолепных дворцов меркнут в сравнении с красотой первозданной Земли. Небесные воинства с восхищением рассматривали картину прекрасных дел Божьих.
После того как сотворенная земля с многочисленными животными и богатой растительностью была приготовлена для человека, венец творения Божьего вступил в свои владения. Ему была отдана власть над всей землей… (Быт. 1,26-27).
…но Творец дал им еще одно доказательство Своей любви, создав рай, который должен был стать их домом. В этом саду росли различные деревья, гнувшиеся под тяжестью изумительных душистых плодов; с великолепных виноградных лоз свисали тяжелые гроздья соблазнительных ягод, переливающихся всевозможными оттенками. Из ветвей, покрытых роскошной листвой и плодами, Адам и Ева сделали для себя жилище. Повсюду благоухали чудесные цветы. Посреди рая стояло дерево жизни, затмевающее своей красотой все деревья сада. Золотисто-серебряные плоды его давали силу долголетия». [257-1]
Но что произошло после. Первая чета не выдержала испытания, которое было поставлено перед ней. Сатана хитростью и лукавством обманул человека. Последний вкусил запрещенного плода с дерева познания добра и зла. Е.Г. Уайт пишет: «Господь намеревался уберечь невинную чету от греха. Он щедро наделил их всеми благами и в то же время скрыл от них зло. Но, вопреки Его повелению, они съели запретные плоды и с этого времени должны были вкушать их, познавая зло во все дни жизни своей». [257-2]
Так на земле начал действовать грех, стало развиваться зло, и, в результате, проклятие постигло землю — она начала вырождаться, появились мутанты в животном и растительном мире в виде хищников, вредных насекомых, паразитов, «терний и волчц». Бог, удерживавший в природе проявление злых сил, разрешил им действовать, когда человек добровольно избрал зло. Быт. 3,17-19: «Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», — проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».
Адам, подчинившись дьяволу, утерял право быть управителем на Земле. Новый хозяин захватил власть. Господь не воспрепятствовал этому, ибо это был добровольный шаг со стороны человека. Человек пошел по пути познания зла. Теперь сатана по своему начал править миром. В совершенном до сих пор творении Божьем стали проявляться черты характера нового хозяина. Мирные до этого животные вырождались, превращаясь в хищников. Чудесные насекомые превращались во вредных. Творение, которое было создано, чтобы служить на благо человеку, стало жить для себя, за счет других. Но Господь не оставил человека погибать в беде. Он заложил баланс равновесия в природе: появились насекомые, которые уничтожали насекомых-паразитов. Хищные звери питаясь грызунами и другими мелкими животными, часто причинявшими вред, поддерживали равновесие, которое сохраняло природу от саморазрушения. Иногда люди пытались включаться в эту борьбу, но это приводило к отрицательным последствиям.
«Как-то, вскоре после Отечественной войны, на энтомологическом съезде я, случайно, услышал спор двух его участников, — пишет автор книги «Тайны мира насекомых». — Один из них, практик, специалист по борьбе с насекомыми, расхваливал преимущества новых инсектицидов:
— Теперь проблема вредителей решена. Вредные насекомые скоро все будут уничтожены. Нам поможет ДДТ и ГХЦГ, — с уверенностью убеждал он своего собеседника.
— Подождите, подождите, — отвечал ему энтомолог, изучавший образ жизни насекомых. — А какое влияние окажут эти яды на полезных насекомых? Ведь этими ядами они также будут уничтожены все до единого.
— Это не имеет значения, — запальчиво возражал энтомолог-борьбист. Для нас теперь ничего не значат насекомые-враги насекомых, ведь среди них, все равно больше вредителей. — И он решительно рассек воздух ладонью.
Эти слова задели энтомолога-биолога. Он покраснел и, едва скрывая неудовольствие, сказал:
— Вы, энтомологи-борьбисты, имеете примерно такое же отношение к энтомологии, как артиллеристы к антропологии!
Два энтомолога долго продолжали спор в повышенном тоне, потом разошлись и больше уже не подходили друг ко другу. Каждый из них упорно придерживался своего мнения.
С того времени прошло более 20-ти лет…
Ученые разочаровались в химических средствах ДДТ и ГХЦГ. Они разрушали сложные связи, установившиеся в природе, погубили многих полезных насекомых, у вредных вызвали появление устойчивых к ядам форм, в общем принесли немало зла. И еще оказалось, что яды постепенно отравляют растения, животных и человека, изменяют биологические процессы в почве, заражают сельскохозяйственные продукты, с которыми и попадают в наш организм. Проблема борьбы с вредными насекомыми оказалась гораздо сложнее, чем предполагали.
Многоликая природа не выносит грубого вмешательства. Природу надо тщательно изучать, прежде чем вносить в нее какие-либо изменения. С вредными насекомыми следует бороться не только при помощи химических веществ, а умелым управлением взаимоотношений между вредными и полезными насекомыми…
Вспомнив этот разговор, мимолетно услышанный, я подумал о другом…
А во что бы превратились наши поля и леса, луга и степи, пустыни и горы?! — Постепенно исчезли бы все цветы, и наш глаз уже не радовали бы их яркие краски и чудесные формы. Все фруктовые деревья и многие огородные культуры исчезли бы. Их некому стало бы опылять, а те растения, которые и могли бы самоопыляться, постепенно выродились бы. Питание человека стало бы значительно однообразней, скуднее. Медицина лишилась бы многих лекарственных растений.
Исчезло бы множество птиц, услаждавших наш слух пением, и некоторые охотничьи промысловые птицы. Погибли бы многие животные: летучие мыши, землеройки, кроты, ежи, барсуки и другие.
Долгое время в природе царил бы хаос. Сорняки, ранее уничтожавшиеся насекомыми, размножились бы в большом количестве. Вероятно, на земле развелись бы различные мелкие, мышевидные грызуны, ранее вымиравшие от болезней, переносимых насекомыми. Понадобились бы многие тысячелетия для восстановления какого-то подвижного равновесия в мире, из которого ушли маленькие создания, игравшие такую важную, но незаметную роль. Земля стала бы пустыней, с однообразной растительностью, без цветов, без аромата, без щебета птиц, неузнаваемо серая, монотонная и неприглядная. И стало бы на ней скучно и безотрадно ее главному жителю человеку.
Нет, уж лучше пусть живут на Земле все ее жители, и красивые и безобразные. На нашей планете должно быть место всему, что создано…» [258]
Природа вступила в сферу влияния зла, которое поработило ее. Изменения произошли как в животном, так и в растительном мире. Многие животные и растения настолько изменились под действием греха, что обрели совершенно новый вид и строение. «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее)» (Рим. 8,20).
Не это ли приводит в замешательство ученых, которые находят кости неизвестных животных, остатки совершенно неизвестных растений. В них замечают что-то родственное современным видам. Но вместо того, чтобы изучить это явление во свете Священного Писания многие ученые пустились на путь отступления, запутавшись в гипотезах и предположениях. Как мы уже заметили, каждый придерживается своего мнения; поистине получается: «сколько голов — столько толков». Сейчас даже трудно разобраться, кому верить, кто ближе к истине. Выработались теории «эволюции», «естественного отбора» и прочие, которые ничего общего с истинной наукой не имеют.
Чем больше мир погружался в грех, тем большие изменения происходили в природе. Менялся и сам человек. Он был создан для того, чтобы развиваться и постигать все новые горизонты познаний, но грех сделал свое дело. Сегодня это научно подтверждается.
Появились «крупные дисгармонии в человеческой природе… служащие источником многих бедствий…» [259] Между тем, как человек был «спроектирован на вечную молодость и жизнь… старость (и смерть) не была «запрограммирована» вначале». [260] Не было в плане Творца, чтобы человек старился и умирал. Человек сам избрал себе этот удел, вкусив от дерева «познания добра и зла» и потеряв доступ к «дереву жизни», он подвергся болезням и смерти.
Сегодня ученые уже видят несостоятельность теории «естественного отбора». «Несмотря на то, что естественный отбор отметает всё дисгармоническое, не приспособленное к условиям существования и закрепляет все приспособленное, в настоящее время человеческая природа проявляет многочисленные и крупные дисгармонии…» [261]
Открытия показывают, что наши прародители не были низшими существами, не были обезьяно-человеки, а были высшими интеллектуальными существами. Человек был устроен по «образу и подобию» Творца. «Бог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29) и вследствие этого на нашей планете под воздействием греха и смерти господствует не «естественный отбор», а «естественный упадок», не прогресс, а регресс. Движение идет не по восходящей, а по нисходящей. И только Тот, Кто предназначил человека «на вечную молодость и жизнь», способен поднять и облагородить павшую человеческую природу, если человек обратится к Нему.
Однако мир продолжал погружаться в грех, и три проклятия последовали одно за другим.
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,17-19).
Результатом этого проклятия стало появление вредных животных и растений, усталость, старение и смерть.
«И сказал Господь Каину: «…ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4,11-12).
Результатом этого проклятия стало общее истощение почвы. А человек стал скитальцем и кочевником в поисках лучших условий существования.
«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8,22).
Это третье проклятье, которое постигло землю за грехи допотопного мира. Результатом его стало изменение климата.
Первое проклятие мы уже рассматривали раньше, поэтому перейдем к следующим двум проклятиям и посмотрим на те изменения, которые произошли на Земле под действием сил зла.
Убийство Каином своего брата Авеля было второй ступенью падения человека. Смерть пожала первую человеческую жертву. Грех настолько поработил человека, что начал проявлять в нем свои результаты. Каин погряз в зависти, эгоизме и злобе настолько, что вместо любви к своему брату проявил самую жестокую ненависть, выразившуюся в убийстве. Это повлекло за собой новое проклятие. По мере того, как человек всё дальше удалялся от Бога, не желая Ему покоряться, природа всё больше освобождалась из-под влияния человека и преподносила ему вместо благословения всё новые проклятия. Человек должен был теперь «в поте лица» обрабатывать землю, а она не давала ему тех урожаев, что раньше. Земля теряла силу плодородия.
Сейчас мы знаем, что для того, чтобы поддерживать плодородие почвы люди вносят много биологических и химических удобрений. Но не всегда было так. Было время, когда земля во всей своей силе служила человеку. После грехопадения, Бог допустил, чтобы грех истощал почву, а в некоторых местах превратил ее в пустыни или солончаки.
Люди пытаются обвинить Бога в том, что Он проклинал всю землю за грехи отдельных людей. Но, когда мы изучаем природу греха, то становится ясным, что не Бог виноват в этом, а человек. Погружаясь в грех, человек испытывал на себе новые проявления зла. О чем же говорит выражение: «Господь сказал: «проклята земля»? Этим Господь объяснял, что сатана, присвоивший себе роль хозяина Земли, вступал в более полные права господства над ней, а человек терял сферы своего влияния. И Господь не препятствовал этому, потому что сам человек передал свое право правления покорившему его дьяволу.
«С этого времени человеческий род подвергался искушениям сатаны. Вместо необременительной приятной работы, предопределенной людям, их участью станут заботы и тяжелый труд. Их постигнут разочарования, скорбь, страдания и, наконец, смерть.
Находясь под проклятием греха, вся природа должна была свидетельствовать человеку о том, что значит восстать против Бога, и к чему это приведет.
Пока Адам оставался верен принципам Неба, природа была подчинена ему. Но, когда он нарушил Божественный закон, подвластный ему животный мир восстал против его правления… Такая школа, необходимость которой вызвана грехопадением, должна научить человека обуздывать себя и свои страсти и развивать самообладание. Это являлось частью великого замысла Божьего в возрождении человека из бездны греха и падения». [262-1]
Природа не сразу проявила к человеку всё свое возмущение и сопротивление. Каин пытался обвинять Бога в несправедливости проклятия земли за грех Адама, но когда испытание коснулось его, он также не устоял, хотя и был предупрежден об опасности: «И сказал Господь Каину: «…у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,6-7). Однако, несмотря на это, Каин пренебрег советом Божьим и, как результат, он испытал на себе новый удар.
Проходили столетия. Мир всё глубже и глубже погружался во зло. Дошло до того, что человечеству угрожало самоистребление, и Бог был вынужден вмешаться, чтобы сохранить жизнь на планете. Это было достигнуто через истребление нечестивого поколения, «грехи которого достигли неба», в водах потопа, и через сохранение рода человеческого в восьми душах семьи Ноя. Мир был потоплен, но на планете остался новый след проклятия.
«После потопа земля являла собой неописуемое зрелище хаоса и опустошения. Горы, которые были когда-то так прекрасны в своей соразмерности, превратились в беспорядочное нагромождение земли и различных пород. Поверхность ее покрывали обломки камней и скал. Во многих местах бесследно исчезли холмы и горы, а там, где раньше простирались равнины, теперь тянулись горные цепи. Но не везде произошли одинаковые изменения. Края, когда-то славившиеся богатыми запасами золота, серебра и драгоценных камней, носили самые тяжелые следы проклятия, а ненаселенных частей земного шара и тех мест, где грех господствовал не в такой сильной мере, проклятие коснулось меньше.
Громадные леса были погребены под землей. Постепенно они превратились в обширные залежи угля, существующие и до наших дней, а также в большое количество нефти». [262-2]
Вследствие греха допотопного мира третье ужасное проклятие постигло землю (Быт.8,22).
До потопа на земле существовал влажный умеренный климат, который был одинаков для всей суши земного шара. «Пар поднимался от земли, и орошал все лице земли» (Быт. 2,6). После потопа бури, ураганы, наводнения стали частым явлением. А устойчивый умеренный климат сменился резко-континентальным.
Ученые давно заметили это изменение. Раскопки показали, что когда-то теплые влажные субтропики были в тех местах, где в настоящее время господствует вечная мерзлота. Кроме того, до потопа умеренный климат не изменялся круглый год, т. е. не было различия между летом и зимой. Исследуя причины этого, ученые обратили внимание, что «земная ось составляет с площадью орбиты угол в 66,5 градусов». [263-1]
Возник вопрос: почему земная ось не перпендикулярна к площади орбиты Земли? Когда и почему произошло отклонение оси на 23,5 градуса от прямого угла в 90 градусов? Какой был бы климат, если бы не было этого наклона?
Оказывается, если бы ось земли оставалась перпендикулярной к площади орбиты, то на земле не было бы разницы между летом и зимой, и в каждой точке планеты круглый год был бы один и тот же сезон. Какой? — «Для умеренного и полярного поясов его можно назвать весной. Дни всегда и везде были бы равны ночи… В жарком поясе изменения в климате оказались бы не так заметны; на полюсах… солнце никогда не заходило бы, а целый год скользило бы по горизонту… Стояло бы вечное утро. Суровый полярный климат был бы заметно смягчен». [263-2]
Примерно такова картина наблюдалась до потопа.
Последствия третьего проклятия земли привели к существующему в настоящее время наклону земной оси, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Природа всё больше и больше восставала против правления человека. Человек из управителя делался подвластным и должен был, подобно природе, подчиниться полностью законам природы.
На этих трех видимых изменениях дело не остановилось. Стихии природы высвобождались, всё учащаясь по мере приближения к концу времени, в виде вулканов, землетрясений, наводнений, разрушительных ураганов, морских цунами и пр.
А вот еще одно изменение, которое произошло на земном шаре в древности. Читаем 1Пар. 1,19: «У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля…» (см. Быт. 10,25).
Очень краткое историческое сообщение огромного события: «земля разделилась». Уже давно ученые заметили «поразительное сходство в очертаниях берегов Атлантики; если их сдвинуть вместе, то выступ Бразилии почти точно войдет в Гвинейский залив, а далеко выступающая в океан Западная Африка удобно уместится в Карибском море…»
«Схожи не только очертания материков по обеим сторонам Атлантического океана. Гвианское нагорье в Южной Америке словно является продолжением гор Судана. Одинаковое происхождение и возраст имеют не только осадочные и вулканические породы на берегах Африки и Америки, даже отдельные слои в недрах земли и там и тут чередуются в одинаковом порядке. Что это?..
На берегах Америки и Европы… находили в земле останки одних и тех же животных: мамонтов, диких лошадей, мускусных быков… На обоих берегах Атлантики росли платаны, секвойи, болотные кипарисы, тюльпанные деревья. Как они могли перебраться через океан?
…На Шпицбергене и в Антарктиде (когда-то) шумели зеленой листвой тополя, магнолии, кипарисы, даже саговые пальмы». [264-1]
Впервые этим вопросом заинтересовался австрийский геофизик Альфред Вагнер в 1910 году. Он сделал заключение, что когда-то «все нынешние материки составляли одну исполинскую глыбу суши — Пангею». [264-2]
В наши дни этим вопросом ученые занялись вновь.
Это открытие подтверждает ход истории и свидетельство Библии. Нам становится легче понять, как появились первые люди за океаном.
Перед учеными встал целый ряд вопросов: «Почему земной шар так сильно менял наклон оси своего вращения? И почему первоначально суша находилась в одном Южном полушарии? Почему она не раскололась раньше? и др». [264-3]
Правильный ответ на все эти вопросы может дать только наука всех наук Священное Писание или Библия.
Таким образом опять делаем вывод, что окружающая нас природа не только свидетельствует о Боге, но также свидетельствует и о грехопадении. Ап. Павел в Рим.8,19-23 пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне: И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».
Перед нами проходит вся история грехопадения. Как зародилось и развивалось зло, как человек терял господство над созданной для его блага природой. Как природа, будучи однажды на высоком уровне развития, постепенно, будучи порабощенной грехом, всё более и более вырождается.
Еще больше дополняют наши познания в этих вопросах открытия, которые сделала наука. Хотя некоторые ученые пытаются отрицать бытие Божие, открытия науки всё чаще говорят в пользу Вечного Творца.
И чем больше открытий, тем яснее. Чем точнее открытия, тем труднее противникам отрицать существование Бога. «Будет ли состязующийся со Вседержителем ещё учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов. 39:32).