Д. О. Юнак. Миф или Действительность

Глава 3
(часть третья)

Открытия науки свидетельствуют о Боге

ХИМИЯ

По существу, в конце предыдущего раздела, мы уже коснулись химии. Химия — наука о строении вещества, его свойств и взаимодействий. Атеисты считают химию самой безбожной наукой. Однако изучение этой науки говорит об обратном. Химия глубже раскрыла нам мир, сотворенный Всемогущим Творцом.

«После того, как в 1869 г… русский химик Д.И. Менделеев открыл периодический закон… было найдено еще около сорока новых элементов, и все они заняли соответствующее место в таблице Менделеева. Теперь она от самого легкого элемента водорода, — до самого тяжелого из ныне известных — нобелия (№ 102), открытого в 1957 году, не имеет ни одной пустующей и ни одной лишней клетки.

Кроме основных элементов открыто множество «изотопов». Изотоп, по-гречески, означает «занимающий то же место». Сейчас уже известно и более или менее изучено свыше 1500 изотопов всех без исключения ста двух элементов». Изотопы находят широкое практическое применение, и в частности, так называемые «меченые атомы».

«Мечеными атомами» называют изотопы, добавляемые к изучаемому элементу с тем, чтобы обнаруживать его перемещение при разных физических и химических процессах.

…Метка проще всего достигается добавлением ничтожного количества радиоактивного изотопа. Тогда меченое вещество или продукты его превращений легко обнаруживаются по активности». [332]

Так, с помощью «меченых атомов» следят, как, скажем, растение усваивает удобрение из почвы и удобрение, внесенное в почву. Вносимое удобрение метят радиоактивным изотопом, и скоро во всех частях растения обнаруживают радиоактивность. После этого легко вычислить процент потребленного удобрения и быстроту его продвижения в организме растения.

Еще больше тайн сокрыто в органической химии. В чем секрет такого разнообразия органических соединений, где участвует ограниченное число элементов: водород, углевод, кислород и некоторые другие. Какие чудные взаимодействия открывает нам химия. Мир с его творением — беспредельны. Это мы обнаруживаем, изучая химию.

А тот изумительный порядок, который существует между элементами, подверженный периодическим законам, не доказывает ли он того, что элементы не случайное явление, но наперед продуманное и рассчитанное творение. Все это подтверждает то, что только Высший разум мог спроектировать и создать это многообразие элементов. Когда Менделеев открыл периодический закон, он оставил многие клетки пустыми в периодической таблице, определив их место и предсказав вес и некоторые другие их свойства. Этого требовала закономерность открытого закона. Ученый несомненно верил, что хотя эти элементы еще не открыты, но они существуют, потому что о них свидетельствовал закон.

Если бы Менделеев пользовался понятием атеистов: «Бога нет, потому что Он невидим и не обнаружен», — то он отверг бы открытый им закон, как не получивший полного подтверждения. Однако он терпеливо ждал, и время вознаградило его ожидания. Так и мы можем быть уверены, что наше терпение и вера вознаградят наши ожидания, и наступит время, когда наука вынуждена будет признать, что Бог существует. И это, кажется уже наступило. Мы можем заметить, что каждое новое открытие науки все авторитетнее требует ответа: кто автор? Кто законодатель? Кто был прежде? Придет время, когда от этих вопросов невозможно будет уклониться, не дав на них истинного ответа. И Бог будет признан всей наукой.

ФИЗИКА

Физика — это наука, изучающая физические свойства предметов и физические явления природы. Уже о многом свидетельствуют, открытые этой наукой законы природы. Но о еще большем говорят новейшие открытия в области физики.

Открытия А. Эйнштейна, его теория относительности, достойны того, чтобы их рассмотреть глубже. Мы говорим часто: Вселенная вечна, она не имеет границ в пространстве и во времени. Вот об этом и свидетельствует теория относительности.

А. Эйнштейн рассматривал свойства пространства и времени в зависимости «от движения материальных тел, от пространственного расширения материи». Он вывел соответствующие формулы, и все же ученые слишком мало знают, что такое время. Идут споры, предположения, но пока ясно одно:

«Человек — щепка, брошенная в реку времени», а в окружающей природе все стремится к покою, к смерти. Но не то замечается во Вселенной: «В…просторах Вселенной ярким спектром красок горят бесчисленные звезды… Астрофизики давно пытались раскрыть секрет долговечности звезд. И вот к какому заключению они пришли. Жизнь звезд определяют не только процессы ядерных превращений. Что-то еще качественно иное, непознанное, дает дополнительную энергию». [333-1]

В это «что-то» включается время, но анализируя это предположение подробно, мы можем заметить, что время только проводник силы, исходящей из «чего-то». Рассмотрим пример из вышеприведенной статьи: «Не может пуля одновременно быть в стволе ружья и пробить мишень. Иначе говоря, причина и следствие всегда разделены временем и пространством». [333-2]

Видим из приведенной цитаты, что время и пространство только разделяют причину от следствия, сами не являясь причиной. Пуля оставалась бы вечно в стволе, не воздействуй на нее выталкивающая сила сгорающего пороха. Без этой энергии одно лишь время не дало бы ей силы пробить мишень или, хотя бы, долететь до мишени. О чем все это свидетельствует? О том, что тайну движущей силы звезд надо искать в другом. Священное Писание отвечает в Ком: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом?» (Ис. 40,26) Это Он — Бог.

Теория относительности раскрывает нам еще одно познание. Ученые рассчитали: если предпринять путешествие во Вселенную со скоростью света, то время для путешественника практически остановится, и он сможет путешествуя жить вечно. Так, «на основе теории относительности Эйнштейна, немецкий ученый Зенгер рассчитал, что если человек полетит на фотонной ракете со субсветовой скоростью (т. е. близкой к скорости света), то течение времени для него будет резко замедляться. Время на часах такого путешественника будет сильно отличаться от земного. Так, например, центра Млечного Пути он достигнет за 14 лет, а возвратившись на Землю, узнает, что с начала его путешествия прошло 66.000 лет». [334]

К сожалению, человек не сможет вырваться в просторы бессмертия своей силой, ибо для человека световая и даже субсветовая скорости недостижимы. Вот что нам сообщают об этом:

«…Скорости в сотни и тысячи километров для жидкостной ракеты невозможны. Ее пришлось бы делать равной Луне, чтобы до ближайшей звезды долетела хотя бы крупинка. Расчеты показали, что необходимой космической скорости можно достигнуть, если материю превратить в световую энергию, в поток световых частиц — фотонов». [335]

«По расчетам Е. Зенгера…, создание которой будет вряд ли по силам даже нашим потомкам». [336]

Таким образом над человеком господствует приговор смерти: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3,19). Но, если бы даже и удалось как-то человеку осуществить свою мечту, то существуют другие опасности, которые также открыты, благодаря работам Эйнштейна.

Эйнштейн доказал еще и о существовании во Вселенной антимиров. Что это такое? Ученые дают такое объяснение: «Там вокруг отрицательных ядер атомов мчатся позитроны, а не электроны». Современная физика предупреждает, что «посадка» на такие планеты — гибель. «Земная материя сольется с антивеществом в ослепительной вспышке… Время в мирах, построенных из антивещества имеет обратный ход. Это не значит, что в них события протекают, как в кинофильме, пущенном наоборот. В таком случае нарушилась бы причинно-следственная связь. Мир с обратным ходом времени равноценен нашему миру в его зеркальном отражении. В нем «право» и «лево» меняются местами». [337]

Это сравнение и объяснение дается очень туманно. Рассматривая этот вопрос глубже, мы можем сделать следующие выводы: так называемые «антимиры» имеют все противоположное, что мы привыкли видеть на земле. Что же характерно земной природе? Как уже было подмечено выше, в начале этого раздела, на земле все стремится к покою (к смерти), значит в «антимире» наоборот: природа стремится к совершенному развитию и к вечной жизни. А так, как смерть на земле — следствие проклятия греха, то на антимире вечная жизнь — следствие святости. Уже по этим двум противоположным признакам можем сделать заключение, что ученые обнаружили во Вселенной не что иное, как непавшие миры. Посадка на такую планету представляла бы гибель. Для кого? — Конечно же для незваного гостя, ибо над жителями непавшего мира смерть не имеет власти.

Читаем в одной гипотезе: «…мгновенная вспышка, вызванная не столько переходом кинетической энергии звездолета в тепловую, сколько раскованной энергии части высвободившейся из железных пут гравитации сверхсжатой материи. Впрочем слабой части этой энергии с избытком довольно для того, чтобы превратить звездолет в раскаленный клубок плазмы…» [338]

А почему наступит смерть?

Зараженное грехом не может устоять перед чистотой святости — грех горит. Господь через пророка Амоса заявляет: «Хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их» (Амос. 9,2). «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20,11).

Поэтому напрасно человек ищет различные жаростойкие сплавы, для того чтобы укрыть в них тех, кто полетит. «Земная материя» горит на непавших мирах. «Но скажу вам братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божьего, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (1Кор. 15,51-54).

Мы имеем Библейские примеры о тех, которые возносились от земли в святое небо. Они не стремились защитить свое тело какой-либо несгораемой одеждой, наоборот, все земное оставалось на земле, возносился только преображенный человек: «Когда они шли дорогою и разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница Его! И не видел его более… и поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад…» (4Цар. 2,11-13).

Огонь небесный не причинял вреда телу Илии, ибо оно преобразилось.

Итак, грех и греховную плоть нельзя укрыть ни под какой жаростойкой одеждой. Необходимо поискать для этого другие одежды — «одежды праведности» (Ефес. 6,14).

Когда придет Господь господствующих, Он сможет восхитить Своей силой и «притяжением» Своих искупленных на небо. Для них тогда наступит бессмертие не оттого, что они поднимались со скоростью света, а оттого, что им будет возвращено право вкушать от дерева жизни: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4,17). И «мертвые во Христе воскреснут прежде» (ст.16). «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20,4). «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22,2). «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые записаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21,27). «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Откр. 20,14).

Так «теория относительности» поясняет нам эти события, а ученым предсказывает о незыблемости авторитета Священного Писания. Только необходимо прислушаться к голосу этих открытий, увидеть в них проблески истины.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Это наука, изучающая законы электроэнергии, электричества. Благодаря этой науке мы имеем представление о том, что такое электрический ток. Мы узнаем, что это движение электронов в проводнике. Ученые доказали, что не во всякой среде электроны могут свободно двигаться. В некоторых металлах они очень трудно отрываются, такие вещества называются полупроводниками; а в других — они вовсе не отрываются, такие — названы изоляторами. Рассматривая эти явления сталкиваешься с вопросом: что за сила двигает электроны в проводниках (металлах) и удерживает электроны в непроводниках, изоляторах? Если движение самозарождается, почему электроны до сих пор не пришли в движение сами собой в непроводниках; а полупроводники, почему не станут проводниками? Что было бы если бы все в природе проводило электрический ток? — Это значит, что жизнь прекратилась бы. Все живое погибло бы. А если наоборот?..

Видел ли кто-нибудь движущиеся по проводнику электроны? Как они заставляют накаляться нить лампочки, в то время, как провод даже не нагревается? Кто мог все так чудно устроить? Не свидетельствует ли это о разумной силе, сотворившей все?!

ГЕОГРАФИЯ, ГЕОДЕЗИЯ, СТРАТИГРАФИЯ, ГЕОМОРФОЛОГИЯ

Эти науки занимаются описанием земли и ее поверхности. Уже многое, что доказали географы, мы рассматривали в предыдущих разделах. Стратиграфия занимается изучением напластований горных пород. А как чудно устроен состав земли — ее почва!

«Давайте представим на время, что вдруг исчезла почва — верхний слой земли, который словно чехол одел сушу нашей планеты. Сразу же поблекнут травы и цветы, безжизненно повиснут, а потом и опадут листья с деревьев, все вокруг омертвеет». [339] Это и понятно, потому что питание растения получают из почвы. Если такое устройство всего лишь проявление случайности, то как произошло, что пища не находится везде — в почве, под почвой; почему она не перемешана со всеми пластами до самого ее центра?

Геоморфология занимается изучением рельефа земли и выявляет те изменения, которые произошли на нашей планете после потопа. Если взглянуть на теперешний рельеф планеты и сравнить его с допотопным, то можем видеть какие ужасные последствия причинил грех. Горы, скалы, ущелья, пропасти, пустыни — все это вечные свидетели потопа. Но географы открыли еще и другое, что земля — шар. Этим своим открытием они нанесли удар по ложному учению и еще раз доказали правоту свидетельства Библии: «Он… повесил землю ни на чем» (Иов. 26,7). «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли…» (Ис.40,22).

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Наука, изучающая неживую природу называется естествознанием. Сколько чудесного открывает эта наука. Чудные сплавы, металлы, драгоценности. Кто их автор? Природа? Глубокое изучение этой области говорит о другом.

А образование органических остатков, залежей угля, нефти — чье это искусство? Деревья и трупы живых организмов после потопа не превратились в прах, а остались не только как свидетели потопа, но и для пользы человека. Человек пользуется ими для личного блага. «Вырывают рудокопный колодец в местах, забытых ногою, спускаются вглубь…» (Иов. 28,4). «… и все драгоценное видит глаз Его» (ст.10). «… и сокровенное выносит на свет» (ст.11).

А какое разнообразие истории рассказывают нам известняки, свидетельствуя о том множестве живых организмов, которые населяли землю со дней ее творения.

БОТАНИКА

Это наука о растениях. Сколько их на земном шаре?

«В конце 18-го века выдающийся шведский ученый Карл Линней писал, что существует 7.000 видов растений… Сколько же растений мы знаем теперь? Научный сотрудник Всесоюзного института растениеводства Г.Н. Шлыков подсчитал, что в настоящее время известны 320.000 видов высших цветковых растений, из которых человеком используется 30.000 видов, а возделывается не более 12.000 видов». [340]

Какое разнообразие!

А кто не любовался строением самого простейшего цветка? Как он изумительно устроен! В чем секрет запаха цветов и растений? Тайна запаха до сих пор не раскрыта учеными. Могла ли мертвая материя создать такое чудо? Кто истинный творец растительного мира? — «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт. 1,11).

Кто наделил семена растений силой жизни?

Кто вложил в растения целебные свойства? Почти каждое растение содержит их в себе.

Кто не слыхал о женьшене (по другой транскрипции — жен-шень, жень-шень) — растении, о котором слагались легенды, которое называли «чудом мира», «даром бессмертия». «Восточные врачи применяли женьшень буквально при всех болезнях. И, действительно, отвары и настои, порошки и мази из женьшеня, снимали переутомления, прогоняли старческую слабость, помогали при малокровии, расстройстве деятельности легких, почек, сердца, нервной системы. Считалось даже, что женьшень возвращает молодость.

В настоящее время этого растения в диком виде почти не осталось. Зато поиски ботаников и медиков увенчались успехом, и в Приморье найдено новое растение — кустарник 2-4 метров высотой, называемый элеутерококк (чертов куст). Оно почти не уступает женьшеню. Элеутерококк даже задерживает рост раковых опухолей». [341]

Кто вложил в эти растения чудные свойства, несущие здоровье и долголетие? Мертвой материи не было нужды в этом… Значит это работа Бога — их Творца.

В растительном мире на острове Ямайка, встречается дерево «лагетта линтеария», ствол которого покрыт «тончайшей лубяной тканью, напоминающей кружева. Осторожно снятый с дерева натуральный «тюль» служит прекрасным материалом для изготовления шарфов и других изделий». [342-1]

А кому не приходилось слышать о бамбуке. Это растение «за два месяца вырастает до 30-40 метров… За сутки иногда может подняться на целый метр… Цветет очень редко — раз в несколько десятков лет и, потому, размножается с помощью подземных корневищ. Куда бы не пробилось корневище — под каменистое дно ручья или бетонную площадку, оно дает ростки. Подобно тарану бамбук повсюду пробивает себе дорогу и, выйдя на поверхность земли, быстро поднимается ввысь». [342-2]

«Удивительные растения эвкалипты. Это гиганты, достигающие в высоту 155 метров, равные 52-этажному небоскребу. Растут они в Австралии. В Калифорнии растут другие — деревья-мамонты, достигающие 145 метров, а в диаметре 12 метров. Характерно, что оба эти дерева очень долголетны, живущие до 5-ти тысяч лет. Прорастают из маленького семени до двух миллиметров в диаметре».

Кто заложил в них такую силу? Есть растение — «бутылка», которое в своем стволе накапливает влагу на случай засушливого лета.

«Самое легкое дерево в мире — это бальса. Толстое бревно длиною в 5 м. может унести один человек. А тонкая дощечка бальсы, поднятая ветром, порхает, словно листок бумаги.

Самое тяжелое дерево — «пиратннер», или «змеиное дерево». Оно тонет в воде как камень.

В Панаме встречаются деревья с прямоугольными стволами. Возрастные круги этих деревьев, четко видимые на распиле — вовсе не круги. Они имеют правильную четырехугольную форму.

В Южной части Приморского края растет «железная» береза или береза Шмидта, которую не берет ни самый острый топор, ни пуля; и древесина которой по прочности на изгиб приближается к прочности сварочного железа.

В Коста-Рике, Эквадоре и других странах Латинской Америки растут деревья, которые местные жители называют «сорвейра» — соска, потому что они выделяют молочный сок. Стоит только надрезать ножом кору дерева да подставить посуду. В течение часа с дерева можно получить около литра молока по вкусу похожего на коровье. Так как сок быстро густеет и начинает горчить, то деревья быстро «доят» по мере необходимости в любое время года». [343]

«Мох сфагнум… может творить чудеса. Мох сфагнум может заменить вату… (и) до некоторой степени йод, может служить перевязочным материалом». [344]

Вернемся вновь к цветам.

Розы, до чего они разнообразны, как нежны и привлекательны, но мало кому пришлось видеть голубую розу. «Она растет… в Румынии на берегу Черного моря». [345]

А вот другой цветок — королевская примула. Цветок растет только на Яве, в горах Панеранго, где находится один из многочисленных действующих вулканов. Местные жители дали примуле другое имя — цветок разрушения. С давних пор они обнаружили удивительную закономерность: королевская примула вырастает на вершине вулкана накануне извержения. Увидев цветок жители окрестных деревень спешат уйти подальше от вулкана.

Кто поставил этого стража? Бессмысленная природа не могла сделать это.

«Один из самых больших цветов, известных ныне ботаникам — Раффлезия Арнольда. Вес цветка достигает шести и даже десяти килограмм. Она растет на Суматре. Это растение — паразит. Живет на стволах тропических деревьев. Диаметр его ярко-красных, издающих сильный запах падали, цветов — около 1 метра. Даже цветы королевской Виктории (водное растение) с ее двухметровыми листьями, способными удержать на воде ребенка, достигают в диаметре не более 30-40 см». [346]

Семена же этого гиганта еле заметны невооруженным глазом.

Есть растение с воздушными корнями, которое устраивается на деревьях — это разновидность фикуса.

Есть подземные цветы: «В Австралии один фермер обнаружил на глубине 30 см. подземные цветы. На горизонтальном корневище были плотные белые стебли с большими бутонами, похожими на цветы орхидеи. Подземная орхидея цветет и дает семена в полной темноте. Цветы обладают удивительной способностью изменять свой цвет от светло-розового до фиолетового». [347]

Всех растений в настоящее время насчитывается по последним подсчетам 500.000 видов.

Теперь послушайте о других загадках растений: «Казалось бы, величайшая тайна природы разгадана. Ученые научились извлекать из листьев хлоропласт, а электронные микроскопы позволяют им рассмотреть внутреннее строение этого крошечного «зеленого сфинкса».

Но, как же все-таки работает такая миниатюрная «фабрика», равной которой по производительности нет в мире? Приступив к решению поставленной задачи, ученые столкнулись с удивительным явлением.

Химические связи молекул воды и углекислого газа настолько прочны, что разорвать их удается только при температуре около 2.000 градусов. Но как только температура упадет ниже этого предела, связи немедленно восстанавливаются. В зеленом же листе эти соединения распадаются при обычной температуре. И продукты реакции не воссоединяются друг с другом.

К середине 18-го века выяснилось, что из воды и углекислого газа под влиянием солнечного света в зеленых растениях образуются органические вещества — углеводы. Этот процесс получил название фотосинтеза.

Процесс фотосинтеза — самый замечательный процесс на нашей планете — превращает в потенциальную энергию органических веществ столько солнечного света, сколько могут дать за это же время 200.000 таких гигантских электростанций, как Куйбышевская ГЭС. Поэтому луч света, упавший на зеленое растение, не исчезает бесследно.

В клетках листа были обнаружены загадочные тела — хлоропласты, а в них комочки зеленого пигмента — хлорофилла, что в переводе с греческого означает «зеленый лист».

Было подсчитано, что все растения земного шара выделяют в год четыреста миллиардов тонн кислорода, поглощают триста миллиардов тонн углекислого газа и создают триста восемьдесят миллиардов тонн питательных веществ. Получалось, что растения не только очищают воздух, но и кормят и одевают лес, превращая в питательные вещества «ничто» — углекислый газ, и дают человеку 96% всей энергии, которую он получает с пищей или использует в технике и в своем быту.

Казалось все ясно, и многие мечтали уже о том времени, когда будут созданы фабрики, где белки, жиры и углеводы будут возникать из воды, углекислого газа и солнечного света». [348]

Но это получилось не так просто. Даже создать ничтожно малое количество хлорофилла искусственным путем составляет целую проблему. Вот пример:

«В течение семи лет, с 1905 по 1912 год Вильштеттер занимал профессорскую кафедру в Цюрихской высшей технической школе. Здесь он занялся изучением хлорофилла, притягивавшего к себе все большее число ботаников, физиков, химиков. Имея хорошую лабораторию и деятельных помощников, Вильштеттер… чтобы добыть грамм хлорофилла… изводил сотни килограммов зелени. В лаборатории Вильштеттера хлорофилл извлекали чаще всего из крапивы. Студенты, приносившие своему профессору мешки, набитые этим жгучим сорняком, вечно ходили с распухшими красными руками и даже на лекциях расчесывали свои волдыри. Один из коллег Вильштеттера сказал ему однажды шутливо: «Герр Рихард, я полагаю, что огородники Цюриха и его окрестностей пришлют вам благодарственный адрес. Вы истребили всю крапиву в округе!» [349]

А вот еще одна загадка растений: «Если отпилить от дерева тонкий круг и положить его на день-два на черный конверт с фотобумагой, то он может рассказать о самых страшных днях человечества. На проявленной фотобумаге четко отпечатаются 18 траурных колец. Черные круги — это следы радиоактивного излучения. В 1945 году, когда над Японией прогремели первые ядерные взрывы, деревья всего мира бесстрастно записали для потомства эту дату первым кольцом. 18 лет шли испытания атомных и водородных бомб, и каждый год отмечался новым кольцом, пока 5 августа 1963 года не был подписан договор о запрещении ядерных испытаний». [350]

Так разнообразен и чудесен растительный мир. Это кладовая жизни, красок, аромата, лекарств, многого другого чудесного и изумительного. Все это свидетельствует о Мудром, Всесильном, Могучем Творце. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут… и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них… траву полевую… Бог так одевает…» (Мат. 6,28-30).

ЗООЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЯ и ЭНТОМОЛОГИЯ

Зоология изучает животный мир и птиц. Энтомология изучает насекомых. Фенология занимается изучением периодических явлений в развитии животного мира, природы, обусловленных сменой времен года. Например, сроки прилета и отлета птиц.

«Живая природа — это увлекательная, еще не прочитанная нами книга. Мир животных, окружающий нас, так близок и так иногда загадочен». [351]

«Науке известно сейчас около 2000000 видов различных животных. Но еще большее число живых существ предстоит классифицировать ученым. Энтомологи, например, полагают, что одних только насекомых на земле живет около 10000000 видов». [352-1]

Всех животных на Земном шаре, находящихся в воздухе, на суше, под землей и в воде, ученые разбили на 14 типов стройных и схожих по строению внутренних органов. Новый 14-ый тип открыт только в наше время (см. раздел «Океанология и Ихтиология»).

Кто заботится об этом разнообразии мира?

Иисус Христос лично ответил на этот вопрос: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Матф. 6, 26).

Начнем с птиц. Как разнообразен их мир. И больше всего человек любуется этим творением. Птицы бывают дивных окрасок. Вот некоторые из этих удивительных созданий:

«В лесах Новой Гвинеи и на прилегающих мелких островах живут птицы с яркими тонкими, шелковистыми и длинными перьями. Это райские птицы. Так их называют натуралисты… Сейчас известно свыше 40 видов райских птиц, удивительно разнообразной окраски и формы оперения. У маленькой птички «изумруд», например, голова и шейка ярко-зеленого цвета, а огромный хвост украшен тремя поперечными полосами: красный, желтый и перламутровый. Есть райская птица, носящая ярко-красные «штаны», черный бархатный «жилетик» и золотистую прозрачную «мантию». А птицы вида «эрцгерцог», «рудольф» одеты в «костюм» цвета сапфира с розовыми полосками на грудке… Папуасы называют райских птиц «детьми радуги». Местные поверья приписывают им волшебную силу». [352-2]

«Об этих интересных птицах рассказывается великое множество сказок. Даже было время, когда люди искренне верили, что у райских птиц нет ни ног, ни крыльев, и что они действительно обитают в раю». [353]

Много интересного можно было бы рассказать о перелетных птицах, которые пересекают океаны, точно ориентируются даже в местах, где нет земных ориентиров. Весной каждая возвращается в свое гнездо. Этими вопросами и занимается особый раздел биологии — фенология.

До чего удивительные, всем известные, ласточки! Кто не любовался их ловкости и мастерству.

Теперь другие тайны птиц.

«За справкой о паводке или наводнении обращайтесь к дроздовидной камышевке. Получите самые точные сведения. Даже за пол месяца вперед! Эта бурая птица, самая крупная среди родственников, селится в камышах рек, прудов и болот. Ее гнездо — опрокинутый колпачок — размещается над водой не выше метра, и если в этом году строится выше — ожидайте подъема воды. Поднимется она ровно на столько, на сколько высота гнезда отклонится от нормы». [354-1]

Одно из наибольших чудес, которое поражает человека, это строительство гнезд:

«Глина — древний излюбленный строительный… материал. Нравится она не только людям, но и птицам. Например печнику и скалистому поползню. Они лепят глиняные гнезда.

Скалистый поползень живет в Закавказье и Средней Азии. Родина печника — Южная Америка. Оба — из отряда воробьиных. Собственно говоря, скалистых поползней два — большой и малый, который превзошел мастерством не только брата, но и многих птиц. А какой он трудолюбивый — судите сами: вес его гнезда достигает иногда 18 кг, а заокеанского печника — только 4-5 кг. Правда, «по конструкции», — оно проще. Но пусть решает читатель, кому отдать пальму первенства.

Гнездо поползня — выпуклый и неровный пласт глины, толщина которого по краям сходит на нет. Он куполом покрывает углубление. В центре — отверстие, ведущее в глубь гнезда, иногда удлиненное трубкой.

А теперь махнем за океан.

Вот гнездо печника в виде нароста. Оно с большую шляпу и сделано из глины. Впереди отверстие аркой, а все сооружение напоминает печь для выпечки хлеба (вот откуда название птицы).

Внутреннее строение гнезда походит на спираль раковины моллюска. От входа влево сантиметров 15 идет «коридор», повторяя выпуклость внешней стенки. Он заканчивается почти крутой 8-ми сантиметровой «комнаткой». Здесь у входа вертикальная стенка высоким порогом защищает гнездовую камеру. Стены входа и комнатки гладкие, будто полированные. Пол ковром покрывают тщательно переплетенные трава и перья.

Детская комнатка скалистого поползня выстилается тем же материалом с добавлением тряпочек, шерсти и линных шкурок рептилий. Этими шкурками, как обоями, покрываются иногда все внутренние стенки глиняного гнезда, в которые часто втыкается галька. Ее бывает столько, что вспоминаешь брусчатку!

Внутренняя поверхность трубки входа, а в некоторых гнездах — даже всей крышки купола, блестит отлакированная слюной хозяина. Не забыта и внешняя отделка. И здесь проявляется пристрастие к гальке. Да и чего только не найдешь у гнезда! Смола можжевельника, пучки шерсти, прутья, кусочки навоза, клей дикой вишни, тряпочки, разные палочки, цветные перья птиц, раздавленные жуки, пчелы, соломинки и т.п.

Иногда встречаются просто удивительные коллекции. Однажды нашли гнездо, покрышка которого была сплошь утыкана блестящими зелеными надкрыльями златок и бронзовок…

Гнездо поползня почти всегда находится под защитой скал, а открытое покрывается толстым слоем вишневого клея и живицей можжевельника. Тогда дождь ему не страшен. Очень часто птица не останавливается на строительстве гнезда и обмазывает глиной все неровности вокруг него. И тогда вес использованной глины достигает просто невероятной цифры — 32 кг! Так кому же вы присудили пальму первенства?!» [354-2]

Перейдем к животным.

Разнообразие животных так велико, что трудно даже охватить воображением. Своеобразен мир Австралии. «Большинство существующих здесь видов, обитает только на этом континенте. Австралия полна загадок для зоологов. Характерные животные Австралии — это сумчатые. Кенгуру — крупнейшее из сумчатых животных и потому наиболее известное. Он иногда достигает трех метров в длину. В Австралии живет сумчатый медведь (бесхвостый коала), размерами с игрушечного медвежонка. Другой родственник коала — вомбат, он значительно крупнее, а его предки были величиной с бегемота. В Австралии живет сумчатая белка, сумчатый волк, сумчатые крысы, сумчатый зверь со страшным именем «дьявол», черный, как смоль, с непропорционально большой головой, украшенной маленькими глазками. Он смело выходит на единоборство со страшной тигровой змеей, от которой разбегаются все другие обитатели леса, побеждает ее и пожирает. Интересное животное Австралии — утконос. Это животное со шкурой зверя и птичьим клювом». [355]

В Индонезии на острове Комодо встречаются гигантские 3-метровые ящеры вараны.

«В Новой Зеландии живут редчайшие на земле животные: первоящер гуатара и удивительная бескрылая птица киви». [356] Первоящер — это потомок древних драконов.

Человек пользуется услугами многих животных, которые настолько сближаются с человеком, что хорошо понимают своего хозяина.

Чудесные превращения происходят в организме животных. Это целые заводы и химические лаборатории. Взять хотя бы молоко обыкновенной коровы. Сколько нужно химических превращений, чтобы утром съеденная трава превратилась вечером во вкусное молоко?!

Под силу ли человеку такие превращения? Кто Творец этих чудных живых фабрик? Думаю, вы согласитесь, что не мертвая природа!..

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол» — говорит Господь (Иов. 40,10).

Мир грызунов.

«Нет более многочисленной группы млекопитающих, чем грызуны. Их более 250.000 различных видов! Многие из них основные вредители сельского хозяйства, переносчики болезней, эпидемий». [357]

Здесь спешат задать нам вопрос: «Если Бог Творец животного мира, то зачем Он создал вредителей грызунов и вредных насекомых? Ответ дает нам Библия. Не все было создано Творцом в таком виде, как мы встречаем сегодня в природе. Вся природа была создана для блага человека, но когда человек воспротивился правлению Божьему, природа воспротивилась правлению человека. Зло покорило природу и коренным образом изменило характер многих живых существ и растений. По мере приближения к концу истории земли увеличивается и сфера влияния зла. Природа вырождается, выявляются все новые и новые вредители. Они свидетельствуют о грехопадении. Это мутанты греха.

«Насекомые. Кому не известны эти существа?! Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, холодной тундре, тенистых лесах, солнечных степях и жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса — это настоящее царство насекомых!

Природа щедро одарила насекомых богатством видов… Потрясающее многообразие форм, окрасок, всевозможнейших приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в форме насекомых». [358]

Уже упоминалось, что науке известно около 10 млн. видов насекомых. И как разнообразен их мир. Обособилась отдельная наука, изучающая мир насекомых, энтомология. Среди насекомых очень много приносящих пользу. Всем известна труженица пчела, но мало кому известно, что крыло пчелы является самым подвижным. Оно делает до 2500 взмахов в секунду.

Удивителен мир муравьев. Это полезные насекомые. В Карпатах специально разводят муравейники. «Самым сильным животным является муравей; слон, весящий 5 тонн, с трудом поднимает ношу весом в полторы тонны, а муравей, весящий 50 миллиграммов, тащит жука в 500 миллиграммов». [359]

Теперь бабочки, как изумительны их окраски. Они обладают самым тонким обонянием. Некоторые бабочки чувствуют друг друга за два-три км.

«Мир зрительных ощущений у насекомых совсем иной, чем у человека и, наверное, по особому богат. Они, например, видят ультрафиолетовые лучи, различают недоступный человеку поляризованный свет». [360]

«В Северной Америке и Австралии широко распространены небольшие коричневато-черные бабочки «монахи». До сих пор многое в их образе жизни остается загадкой. Например, монахи регулярно в больших количествах перелетают из Австралии в Новую Зеландию… проделывая около 2.000 км над океаном! На еще более далекие расстояния летят их североамериканские собратья. Каждую весну в одиночку или парами монахи отправляются с берегов Мексиканского залива на север и многие долетают до Канады». [361] Перелетные бабочки есть на всех материках и во всех странах. Причины необыкновенных перелетов до сих пор еще покрыты тайной.

«Задумывался ли когда-нибудь читатель над тем, что все величайшее разнообразие цветов, весь этот мир, богатый красками, причудливыми формами, нежнейшим ароматом и сладким нектаром, неистощимое число комбинаций, все что нас так восторгает, создано природой для насекомых. И только ради того, чтобы обратить внимание, приманить, привлечь и перенести немало пыльцы с одного растения на другое. Природа избрала насекомых соучастниками брачных дел растений не случайно. Кто же, как не они, обитают в мире в таком большом количестве, летают по воздуху, облачены в полосатые костюмы, столь удобные для переноса крохотных пылинок, способны довольствоваться довольно маленькими капельками нектара!

В опылении растений принимают участие самые разнообразные насекомые, но более всех активны пчелы, вынужденные собирать пыльцу и нектар для пропитания своей семьи и воспитания потомства. А какую пользу приносят домашние пчелы!.. Опытами доказано, что если в саду установить улей с пчелами, то урожай фруктов повысится на 40%. Среди пчел домашняя пчела — активная опылительница. Достаточно проследить за ее работой в течение нескольких минут, чтобы убедиться сколь велика ее энергия, как она тороплива и неутомима в работе. Специальные наблюдения показали, что за пять-шесть минут пчела опыляет 50 бутонов яблони, а в течение всего сезона ее безудержная деятельность способствует появлению 2.843.890 яблок.

Насекомые выполняют неоценимую работу… и трудно сказать, что стало бы, если бы исчезли эти маленькие труженики…

Как часто мы забываем об этой великой обязанности, которая легла на наших маленьких друзей, бездумно насыщая сильнейшими ядами сады и огороды для уничтожения какого-нибудь одного вредного насекомого, не думая о множестве полезных…» [362]

А как разнообразен мир крылатых зверей. Мы привыкли только к летучим мышам, но не всем известно, что существуют летучие лисицы. Они обитают в той же Австралии, где так чудесен животный мир. Яванский крылан (летучая лисица) обладает телом «около полуметра в длину, а размах крыльев почти полтора метра». Крылатых зверей насчитывают до 400 разновидностей. [363]

А сколько можно увидеть в мире пресмыкающихся! Как страшен мир змей! И все же человек охотится и на змей, даже на таких страшных, как кобра, гремучая змея. На охоте змей берут живыми, забирают у них яд и вновь отпускают на волю. Яд идет для приготовления лекарств. Сколько риска сопряжено с этим. Не лучше ли создать змеиный яд искусственно? Высшему представителю природы — человеку — это не под силу. Как же природа создала такую фабрику. Ответ дает Библия: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1,20-24). Так появилась жизнь из неживой материи, из земли и воды. Сила Божья вызвала жизнь из неживого.

«И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, — у птицы небесной, и возвестит тебе. Или побеседуй с землею и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12,7-10).

О животном мире морей и океанов рассказывалось в разделе «Океанология и Ихтиология».

МИКРОБИОЛОГИЯ

Эта наука изучает микроорганизмы (микробы) — их жизнь, развитие, деятельность. «Микроорганизмы распространены всюду — в воздухе, в воде, в жидкостях, в почве, в растениях, в организме животных и человека. Сколько их? Микробиологи установили, что только в одном грамме ила живут… целые миллиарды микроорганизмов! А знаем мы лишь некоторых из них».

«Изучить жизнь микробов… это не совсем просто — сознают ученые».

«Кто же они эти невидимки? Какова их роль в нашей жизни? В каких процессах они участвуют? Друзья они нам или враги? Это сейчас не может сказать никто». [364]

Так вынуждены признать микробиологи. А Библия отвечает: «Ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… Все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1,16-17).

ЭТНОГРАФИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ и ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ

Антропология изучает происхождение человека и рас, культурно-бытовые и другие особенности народов мира. Мы уже рассматривали достижения и открытия в области этих наук. Видели, как под влиянием окружающих условий человечество разделилось на расы. Это также последствия греха. Соломон в свое время сказал об этом: «Все создал Он прекрасным в свое время…» (Еккл.3,11).

«Палеоантропология изучает ископаемые остатки человека; открывает, каковы были характерные черты древних человеческих рас и дает сведения об их распространении. Этнография изучает культурные циклы, т. е. центры ареалов распространения различных форм цивилизации отсталых народов. Позволяет сделать некоторые выводы о цивилизациях доисторической эпохи». [365]

Антропология располагает многочисленными сведениями, доказывающими огромное и никем не заметное влияние среды обитания на формирование человеческой личности. Приводим описание отдельных найденных детей, выросших без человеческого участия, а затем возвращенных в человеческое общество.

Мальчик, похищенный леопардом, и освобожденный спустя три года охотниками, бегал только на четвереньках, но чрезвычайно быстро и ловко. Он прекрасно кусался и тем, кто неосторожно подходил к нему близко сильно от него доставалось. Мясо и другую пищу он пожирал урча, как маленький леопард.

Люди начали его очеловечивать, но продвигалось это туго. Лишь через три года ребенок научился есть из посуды, держаться прямо на ногах, однако, если он чуял какую-нибудь опасность, то он, по-прежнему, убегал на четвереньках.

А вот еще один пример:

«В 1920 году в Индии крестьяне заметили в волчьей стае двух человекоподобных существ, которые и были отняты. Это были две девочки 8-ми и 3-х лет. Старшую назвали Камала, а младшую Амала. По поведению девочки ничем не отличались от волчат. Камала очень не любила солнечного света, потому днем она либо стояла на четвереньках, не двигаясь у стены, либо забивалась в угол и спала. С наступлением сумерек она оживала и отправлялась в сад. Ночью дети завывали по-волчьи. Ели они только мясо, раздирая его без помощи рук, зубами. Воду они тоже пили, лакая как волки. Всякую другую пищу не трогали, сколько бы им ее ни подавали. Позднее Камала научилась пить молоко, но этим ее меню ограничилось. Спали они свернувшись и прижавшись друг к другу как волчата. Камала не признавала никаких одежд: рубашек, платьев, одеял — и ожесточенно срывала все, что на нее пробовали одевать. Настоящая борьба разгорелась, когда ее хотели мыть. Передвигалась Камала только на четвереньках, ступая на землю ладонями и коленями; бегала она очень быстро, но тогда касалась земли только ладонями и ступнями. Всех людей Амала и Камала считали врагами, и если кто-нибудь подходил близко, по-волчьи скалили зубы. Зато очень ласково и хорошо они относились к щенятам… С большим трудом, понемногу, воспитатели прививали Камале человеческие привычки. Очень трудно было с языком. Через 6 лет она знала всего 40 слов. В дальнейшем ее лексикон расширился до ста слов. Через 7 лет она в общем-то научилась прямохождению, но если грозила опасность, убегала на четвереньках… Умственное развитие Камалы в 17 лет соответствовало развитию четырехлетнего ребенка». [366]

Подобное мы уже проследили раньше.

Еще одна особенность, которую мы могли заметить, изучая эти науки. Несмотря на множество рас и народностей на протяжении тысячелетий у всех сохранились сказания о творении, грехопадении, потопе и других событиях, записанных на страницах Библии. Хотя часто эти сведения искажены, все же они говорят о том, что, несмотря на грех, уводивший человека от Бога, в основе ложных представлений о мире, все-таки остались истины, полученные от патриархов, которые, в свою очередь, получили их от Бога.

«Начальные страницы истории всех народов земли, континентальных и островных, народов цивилизованных и стоящих на обочине центральных магистралей исторического прогресса, связаны с представлением о богах, приходящих с неба. Эти боги длительное время жили среди людей, общались с ними, преподносили им первые знания, помогали бороться с антагонистическими силами природы, были первыми советниками людей, законодателями и основоположниками их морали.

Подобные представления очень устойчивые в мировом фольклоре воззрения. Под воздействием каких событий люди обратили свой взор к «пустому» небу и приковали свое внимание к небесной сфере? Каковы те пути, по которым развились так называемые астральные взгляды человечества? Если в ранней истории человеческого коллектива не было никакого сошествия «богов» с неба, то как и из чего возникли образы легшие в основу сказаний, существующих у всех народов земного шара? Видимо таки сошествия богов были». [367]

Бог всегда оставался истинным, хотя понятие о Нем извращалось. «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1,23-25).

ФАРМАКОЛОГИЯ, ФАРМАЦИЯ, ФАРМАКОТЕРАПИЯ

Это науки о лекарствах, их составлении и действии на человеческий организм. В наши дни медицина в этой отрасли достигла огромных результатов. Человек хвалится, что он победил болезни. Но оказывается не все: с каждым днем ученые составляют новые лекарства и в то же время с каждым днем выявляются новые болезни, которые часто не поддаются лечению. Это выявляет бессилие человека, который пытается поставить себя выше Творца. Дальнейшие исследования фармакологии показали, что лекарства на самом деле не лечат. Они только действуют на организм, который начинает бороться с болезнями, реализуя запас жизненной энергии (иммунитет). Больше помогает вера человека в лекарство. Вот пример:

«Случай, который был с одним знаменитым английским ученым, доктором Гемфри Дэви. Об учености и искусстве этого доктора много говорили, и поэтому больные относились к нему с большим доверием. Однажды Дэви пришел к больному. Тот видел этого доктора в первый раз, но он слышал, что у него есть какое-то новое лечебное средство, очень хорошо действующее. На самом деле никакого такого средства у доктора Дэви не было. Тем не менее случилось вот что: у доктора был градусник нового устройства. Доктор стал ставить градусник больному, чтобы узнать нет ли у него жара. Но он вложил градусник не под мышку, а в рот. Больной вообразил, что это и есть новое средство против его болезни и тотчас же почувствовал, что ему как будто стало легче. Умный доктор заметил это. Он пришел к больному во второй раз и опять поставил градусник в рот и при этом еще сказал: «это великолепное средство против вашей болезни! Вот вы увидите, как скоро поправитесь. Все это было сказано решительно и уверенно. Больному стало еще легче. Доктор приходил к нему несколько раз и лечил все тем же средством. В конце концов болезнь совсем прошла.

Что же, собственно, излечило больного? Вера в доктора и в новое лечебное средство». [368]

Кроме этого известно еще и то, что в то время, когда лекарство химического состава положительно действует на одни органы и способствует выздоровлению, на другие органы может действовать отрицательно. Поэтому врачи предупреждают: будьте осторожны!.

Вот примеры:

«Пирамидон» один или в смеси с «кофеином» хорошо помогает при головной боли. Но если применять его длительно и бесконтрольно, он может вызвать заболевание крови. Известное средство «фенацетит», также помогающее при головной боли, при длительном, а иногда даже кратковременном приеме может вызвать поражение почек и кровеносной системы». [369]

Опыты показали, что лекарство из растений превосходит химическое по простоте и безопасности. Существует более 200 видов растений, применяемых в научной медицине. Вспомним о чудо-растении женьшене: «Ни одно растение на земном шаре не пользуется столь громкой славой, как легендарный женьшень. Ни у одного растения нет таких многозначительных названий: «корень жизни», «чудо мира», «сто сил», «Божественная трава», «соль земли», «дар бессмертия», «зерно земли», «душа яшмы» и прочее. В этих названиях отражено представление народов Востока о женьшене, как о чудодейственном целебном средстве». [370]

И в вечности искупленные будут пользоваться лекарственными растениями (см. Откр. 22,2).

Бог, предвидевший грехопадение и его последствия, вложил в природу источник силы, здоровья и долголетия человека, которым бы он воспользовался. Везде видим невидимую надпись: «Это сделала мудрость Божья».

ГЕРОНТОЛОГИЯ

Это учение о старости и старении организмов. Почему организм человека и животного стареет? Открытия науки показали, что в основе своей человеческий организм «спроектирован на вечную молодость». Старение — это результат потери возможности питаться плодами дерева жизни. Это последствие греха. До потопа люди жили веками, имея в организме запас энергии («эликсир молодости»), полученной от дерева жизни. Геронтология как наука подтверждает авторитет Священного Писания.

С тех пор как существует человечество, оно борется со старостью. «В средние века алхимики занимались поисками «камня бессмертия». Сегодня медицина ищет методы избавления от болезней и продления жизни. Все это говорит о том, что человек не желает мириться со старостью и смертью. Такова природа человека. Не будь это заложено в основу жизни Богом Творцом, для мертвой материи было бы безразлично в каких видах она существует — в живом ли организме или в мертвом прахе земли.

Наблюдения за долгожителями открыли некоторые «секреты» их долголетия.

«Одним из важнейших стимулов здоровой и долгой жизни является творческий труд человека. Жизнь — это деятельность. Интересующая человека полезная работа — «труд по душе» — несомненно удлиняет жизнь.

Правильное чередование труда и отдыха, соблюдение перерыва на обед, сон в положенное время — все это сохраняет хорошее состояние нервной системы, укрепляет ее, а значит, сохраняет здоровье и работоспособность.

Питание — одна из основных жизненных потребностей человеческого организма. От его характера зависит жизнедеятельность, работоспособность и продолжительность жизни человека. В древней Греции жизнерадостного человека называли «эйколосом», что значит «человек с добрыми кишками».

Соблюдать умеренность питания, следить за разнообразием пищи, принимать ее регулярно, в этом сущность режима питания. Древнегреческий философ Сократ говорил: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

В нашей стране долголетием отличается Дагестан: «По переписи 1926 года здесь было зарегистрировано 2007 человек старше ста лет. Из них — 35 в городах (9 мужчин, 26 женщин), 1972 — в селах (805 мужчин, 1167 женщин). Чем же объяснить долголетие жителей Дагестана? Благоприятно сказываются на здоровье географические и климатические особенности горной и предгорной частей республики, простая молочно-растительная пища. Соблюдение личной гигиены, любовь к труду и изумительная подвижность — черты долгожителей, приобретенные в борьбе с суровой природой Дагестана.

Наибольшее число долголетних проживает в горной части республики, особенно в ее высокогорной зоне, и в предгорном Дагестане, но очень мало в равнинной части.

Самым примечательным признаком у долголетних является то, что они никогда ничем не болели и в настоящее время многие отличаются хорошим состоянием здоровья. Нет среди них ни одного человека с ожирением или с гипертонией.

Все долгожители — очень добродушные люди, с крепкой, уравновешенной нервной системой, отличающиеся большим трудолюбием, что выработало в них выносливость и высокую сопротивляемость к болезням. Долгожители Дагестана — люди, отличающиеся строгими нормами этики, высокочеловеческой моралью». [371]

Библия и Пророческие Откровения говорят о том же. Если мы будем соблюдать санитарные и моральные законы — инструкцию на долговечность, данную Самим Творцом, — то избежим разрушительной силы греха. «Будет тебе благо и будешь долголетен на земле…» (Ефес. 6,3). Геронтология говорит в пользу Библии, которая советует: «Я, Который заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его… Ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30,16 пер. ч. 20 вт. ч.).

РЕАНИМАТОЛОГИЯ

Это раздел медицины, изучающий возможности оживления организмов.

Н. Рубакин пишет: «Что значит мертвый человек? Это такой человек, у которого все тело совершенно не может действовать: не действует сердце, не бежит кровь по всему телу, не поднимается и не опускается грудь, не раздуваются легкие, которые находятся внутри груди и которыми человек дышит, не сокращаются мышцы, а значит не могут двигаться руки, ноги, голова и все тело. Без дыхания кровь становится холодной, а значит, делается холодным и все тело. Мозг отмирает, поэтому глаза, уши и другие органы чувств тоже не могут действовать, а от этого совершенно замирают и пропадают в человеке решительно все ощущения, решительно все мысли, и чувства, и желания, и воля. Тело мертвого человека — та же сломавшаяся машина, которая не может действовать вследствие того, что совершенно испортилась какая-то ее составная и очень важная часть.

У разных народов ходит множество рассказов о воскресших мертвецах, в некоторых из них идет речь о действительных случаях, которые когда-то произошли». [372-1]

Возможно ли воскрешение или оживление? Медиками установлено, что смерть делится на этап клинической (первые несколько минут) и этап биологической смерти, при которой происходит распад клеток организма.

«Современная медицина считает оживление людей возможным по прошествии не более пяти-шести минут пребывания в состоянии клинической смерти, а в условии охлаждения трупа даже до шестидесяти минут. Это связано главным образом с тем, что нервные клетки могут без питания существовать при обычной температуре только в течение пяти-шести минут, а при низких температурах — несколько больше. Мозг отдельно от тела, если ему обеспечено питание, может жить не более двух с половиной часов. Другие органы могут сохранять жизнеспособность намного дольше». [372-2]

Ученый Вайсман пишет: «Смерть противна самой натуре человека. Люди всегда хотели долгой и счастливой жизни на земле. Нет такого возраста, когда человеку хочется умирать…» [373]

Почему человек стремится к бессмертию? Кто зовет его к этому? Почему медицина не может оживить организм, который в стадии биологической смерти?

Можно сказать с уверенностью, что в этом случае нужна творческая сила, которая недоступна человеку, а присуща только Творцу. Христос воскресил Лазаря, который был три дня во гробе и тело которого подверглось тлению, разложению. «Уже смердит», — сказали Христу, — но Христос проявил творческую силу и разбил необоснованное обвинение, якобы Он воскрешает не мертвых, а только потерявших сознание, либо в крайнем случае тех, которые еще не подверглись тлению — словами современной медицины — находящихся в стадии клинической смерти. Христос еще раз проявит Свою творческую силу когда: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фес. 4,16).

Исполнятся в тот день слова пророка: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них» (Откр. 20,13).

Христос говорит: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мат. 24,35).

Rambler's Top100      Яндекс цитирования