Глава 5
Что можно сказать в итоге? Есть ли Бог?
Вот вкратце те свидетельства, которые мы рассмотрели выше, и которые прямо говорят: БОГ ЕСТЬ!!
1. Природа в ее многообразии:
а) от самой маленькой, но очень сложной элементарной частицы атома, до неизмеримой величины звездной туманности, хранящей в себе космические тайны — в неживой природе (мертвом микро и макро мире);
б) от ничтожно-малых одноклеточных простых водорослей до гигантских деревьев эвкалиптов — в растительном мире;
в) от микроскопических организмов бактерий до многотонных гигантских животных и мыслящего разумного существа, каковым является человек — в животном мире.
Все это показывает собой, что каждый в отдельности элемент, каждый предмет, каждое тело, каждое растение, каждый организм и каждое явление представляют собой вполне законченную и определенную форму. И все это говорит о том, что над каждым в отдельности элементом, предметом, телом, растением, организмом и явлением Кто-то трудился. Тот, Который стоял выше всего этого, во-первых, Своим Разумом и, во-вторых, Своим Могуществом.
Вся природа говорит о Боге — ТВОРЦЕ.
Об этом повествует и Библия: «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я, Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45,12).
2. Наличие в природе строгих определенных законов, которые для всех обязательны и неизменны; наличие морального закона для человека. От исполнения этих законов зависят жизнь, порядок, гармония, рост и развитие; или же от их нарушения — смерть, хаос, разрушение и упадок.
Вечные неизменные законы природы говорят о том, что они Кем-то даны природе и человеку. И Он Сам неподвластен этим законам, а, наоборот, законы подвластны Ему и находятся под Его управлением.
Следовательно, законы природы и моральный закон говорят о Боге — ЗАКОНОДАТЕЛЕ.
Библия это подтверждает:
«И утвердил ему Мое определение…» (Иов. 38,10).
«…и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45,12 вт.ч.).
«И, когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божьим» (Исх. 31,18).
3. Жизнь, которая проявляется в растительном и животном мире, и которая поддерживается постоянно, говорит о том, что Бог есть.
И Он есть Бог-ЖИЗНЕДАТЕЛЬ.
О чем свидетельствует и Библия:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2,7).
О Христе сказано: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… Он есть прежде всего и все Им стоит…» (Кол. 1,16-17).
4. Разумное поведение, вытекающее из инстинкта многих животных, целесообразные приспособления в растительном мире, чудесное устройство всей природы, сознательные действия и интеллект венца творения, человека, — все это свидетельствует о разуме и мудрости, которые вложены в творение, и которые могут быть только продуктом разума и мудрости, а не мертвой, ничего не мыслящей, материи.
Разумные проявления в природе свидетельствуют о Мудрости Бога. Он есть истинная ПРЕМУДРОСТЬ.
Библия дополняет этот вывод:
«Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает свой голос? «…Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны. Когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли. Тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (Прит. 8,1.22-30). Реализована она была через работу Духа Святого: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2).
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас Премудростью от Бога…» (1Кор. 1,30).
5. Изменения, которые видны в природе, в животном и растительном мире, а также в характере человека:
а) Появление растений, приносящих не пользу, а вред, являющихся следствием проклятия земли за грех Адама: «Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3,18). Изменения в организме человека, «созданного на вечную молодость», его старение и смерть: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,19).
б) Истощение плодородия земли — следствие проклятия за грех Каина: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя, ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4,11.12).
в) Изменение поверхности земли и изменения в климате, происшедшие за счет изменения положения земли по отношению к солнцу — результат проклятия за грехи допотопного мира: «Впредь во все дни земли, сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8,22).
Все рассмотренные изменения, которые происходили и происходят, — свидетельствуют, что грех пришел после творения; что смерть — это результат греха; что Бог сотворил мир прекрасным для радости и вечной жизни, а грех изменил его: привнес горе, страдания и смерть.
6. Новейшие открытия и достижения науки во всех областях, раскрывают новые познания, открывают новые законы природы. И каждое новое открытие, как бы новая страница из великой книги о Боге, свидетельствует о Его мудрости, о Его всемогуществе, о Его непостижимости.
Каждое открытие ожидает признания учеными существования Бога, иначе перед ними встанет неразрешимая тьма вопросов: почему? отчего? как? какой силой? кто? На многие из этих вопросов, которых у ученых накопились тысячи, наука до сих пор не дала ответа, и только потому, что не признает существование Бога. А Бог, независимо от признания или непризнания, существует.
7. Наконец, борьба, которая направлена на то, чтобы, если можно, уничтожить всякое познание о Боге, говорит в пользу того, что Бог есть. Эта борьба была бы бессмысленной, если бы не было Того, против Кого борется атеист. Раз существует борьба, то должен существовать и Тот, против Кого ведется эта борьба.
Если бы не было других доказательств, наличие атеистов, борющихся против Бога подтверждает, что Бог существует!
Да, Бог был, Он есть и будет всегда! Он безначален и вечен.
Бог является Творцом, Законодателем и Жизнедателем.
«Все из Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1,3).