Глава 5
Сегодня практически во всех странах мира присутствуют представительства католической церкви. В одних странах их совсем немного, в других же они представляют подавляющее большинство по сравнению с другими религиозными объединениями. К последним относятся страны Южной Америки: Бразилия, Уругвай, Парагвай, Аргентина, Перу и др., Северной Америки — Мексика, а также небольшие государства Центральной Америки — Никарагуа, Гондурас, Панама и др. В Европе — это Испания, Португалия, Польша, Чехия, Франция, Венгрия, Италия. В предыдущих своих работах мы подробно останавливались на истории и учении римско-католической церкви, поэтому в данной главе рассмотрим лишь ее влияние на развитие государств.
5.1. Католичество на Американском континенте
5.1.1. Поразительные отличия
Если мы сравним перечисленные выше страны с государствами того же материка — США, Канадой, то любой, даже недостаточно разбирающийся в политике, истории и экономике человек увидит колоссальную разницу между ними. И это действительно так. Если одни из них представляют собой беднейшие страны с очень низким уровнем грамотности населения, зависимые в своей экономике и политике от высокоразвитых государств, то другие — США и Канада, напротив, входят в семерку богатейших стран мира с самым высоким уровнем жизни и экономики, диктуя свои условия всему миру. Если история одних представляет собой серии нескончаемых революций, гражданских войн, заговоров и переворотов, приходов к власти диктаторов и профашистских режимов (в Бразилии — Варгаса; в Аргентине — Урибуру и Перона; в Гватемале — Убика; в Эквадоре — дель Рио; в Венесуэле — Медина и Лопес Контрерас; в Никарагуа — Сомоса и др.), то история США и Канады насчитывают за всю историю всего одну Гражданскую войну (Север против Юга в США), и то носящую прогрессивный характер, так как в ходе ее было покончено с рабовладением. Революций же и диктаторских режимов их история не знает вообще. В странах Латинской Америки неоднократно проводились попытки реформировать экономику, но всякий раз они заканчивались полным провалом (последний — в начале 1999 г. в Бразилии), приводя либо к революции, либо к диктатуре, либо к очередному обнищанию людей (это можно сказать практически обо всех странах Южной и Центральной Америки). В странах же Северной Америки — США и Канаде — экономические преобразования продолжают уже более двухсот лет вести их «вверх», несмотря на случающиеся все-таки кризисы (наиболее яркий тому пример — в США в 30-е годы нашего столетия). Следует также отметить, что в Южной Америке никогда не существовало и нет демократических правовых государств, ибо в этих странах все проблемы решает не закон, а сила. У их же соседей конституции не меняются уже более двухсот лет, и каждый житель США и Канады знает свои права и уверен в них. Уровень же образования на двух частях Американского континента не подлежит никакому сравнению: в странах Южной Америки уровень грамотности практически не отличается от такового в африканских странах — недостаточное количество школ, считанное число колледжей и высших учебных заведений при огромной плотности населения. В США и Канаде — один из самых высоких в мире показатель уровня образования населения, количества школ, колледжей и вузов. Разителен также контраст и морально-нравственной характеристики общества на этих двух материках Американского континента. Здесь, правда, необходимо отметить, что в последнее время на всем земном шаре, абсолютно во всех странах мира наблюдается резкое падение морально-нравственного уровня, и все же, в странах Латинской Америки количество разводов превалирует над количеством заключаемых браков, огромный процент населения предается пьянству и распутству, чему способствуют и регулярно проводимые карнавалы; по количеству наркоманов другим странам мира вряд ли удастся скоро обогнать Государства Южной Америки. До недавнего времени (до 1960 г., когда произошла так называемая сексуальная революция на Северном Американском материке, способствовавшая резкому падению нравственности) наблюдался значительный контраст в морально-нравственном здоровье Латинской и Северной Америки.
Этот перечень различий между странами Южной и Северной Америки можно продолжать очень долго. Но невольно возникает вопрос: почему так по-разному сложилась судьба государств одного континента? Ведь стартовые данные у них были очень похожи: земли Южной и Северной Америки были открыты европейцами почти в одно время (Бразилии — в 1500 г., Парагвая — в 1520 г., Аргентины — в 1515 г., Уругвая — в 1510 г.). Земли современных США и Канады были открыты даже несколько позже — ближе к середине XVI в. Национальную независимость от европейских метрополий они также получили в одно время: Уругвай в 1811 г., Аргентина в 1816 г., Парагвай в 1811 г., США в 1783 г., а Канада вообще в 1867 г. Первоначальная численность населения в них также была примерно одинаковой, а климатические условия в Латинской Америке значительно лучше, чем в Северной, особенно в Канаде. Поэтому не правы те, кто отводит особенностям климата ведущее место в развитии государства. Что же коренным образом отличает страны Южной и Северной Америки? Ответ однозначный — исповедуемая ими религия: католическая в Южной Америке и протестантизм в Северной. Давайте же проследим, как католичество повлияло на формирование истории стран Латинской Америки (22, 29, 30, 53).
5.1.2. Огнем и мечом
Покорив Южную Америку и Мексику, испанские и португальские колонизаторы в первую очередь начали вести беспощадную борьбу с местным коренным населением, грабя и уничтожая его. Сжигая целые селения, конкистадоры вели за собой католических миссионеров, в функцию которых входило идеологически подчинить местные племена новым властям, уничтожить их культуру и религию, сделать аборигенов рабами на золотых приисках. Все это делалось под прикрытием христианства, но, видя небывалую жестокость и насилие со стороны людей, именующих себя христианами, как могло местное население поверить в то, что они исповедовали любящего и умершего за них Христа? Между тем, и сами европейские колонизаторы, видя алчность католического духовенства и его методы работы с покоренным населением, все дальше отходили от них, как от духовных наставников, и считались с ними только как с политической силой. Отдаленность колоний от метрополии сказывалась в нестабильности местной власти, которая влекла за собой постоянные смуты. Желая сохранить за собой привилегированное положение, католическое духовенство, руководствуясь своими принципами, оставшимися со времен Средневековья, сталкивало противоборствующие группировки между собой и шло на заключение любых договоров, обеспечивающих им покой, влияние и богатство. В свою очередь, диктаторские режимы (как позже и фашистские) также стремились заключить мир с церковью, чтобы придать законность и божественный характер своей власти. В ходе кровопролитных войн церковь с целью наживы не только не призывала их прекратить, но напротив, используя учение об индульгенциях, проповедовала, что, покупая индульгенции, человек получает отпущение грехов, да и просто посещая храм и жертвуя средства в его пользу, человек получает спасение. Итак, средствами, приобретенными путем войн, убийств и грабежей, человек покупал спасение! Что ж тут говорить о том, что принципы учения Иисуса Христа и Его заповеди были открыто и явно попраны, а «христианство», которое пытались внедрить в государствах Америки, не имело в себе главного — Иисуса Христа, а значит, являлось христианством только на словах, но не на деле! Таким образом, люди все дальше и дальше уходили от Христа, или, правильнее было бы сказать, что их «уводили» от Иисуса, и лишь в силу обычаев и традиций они по праздникам продолжали посещать храмы. Хорошо понимая, что держать под контролем легче неграмотное население, церковь с полного согласия и одобрения диктаторских режимов взяла образование под свой контроль: отныне изучение наук и искусства объявлялось недопустимым и жестоко каралось. Страны Латинской Америки насчитывали единичные церковные школы со схоластическим уклоном, не говоря уже об университетах. Для того чтобы как-то удовлетворить образовавшийся духовный вакуум населения, власти с одобрения церкви начинают устраивать народные карнавалы и гуляния, отличающиеся свободными нравами. Особый размах они получили после того, как на территорию Америки из Африки были ввезены тысячи черных рабов, а, как известно, подобные увеселения особо популярными были в Африке. Поэтому, устраивая карнавалы, церковь переключала внимание негров и светлокожей бедноты с их бесправного положения на пьянство и разврат. Разлагая таким образом население и подчинив себе власти, церковь осталась единственной доминирующей силой в этих странах.
Какие же основные положения в учении способствовали той страшной роли, которую сыграло католичество в странах Южной и Центральной Америки? Во-первых, потому, что эта религия — религия внешних действ, то есть для спасения достаточно хотя бы внешне творить добрые дела — соблюдать посты, посещать церковь, подавать милостыню, жертвовать на храм и пр. Если же и этого не захочется делать, то покупай индульгенцию, получая тем самым прощение грехов (не только прошлых, настоящих, но и будущих) и спасение. Во-вторых, католичество не требует от человека изменения его характера, принципов жизни, иными словами, всей себялюбивой эгоистической природы людей. Достаточно внешней атрибутики. В-третьих, изменив Божий Закон, выраженный в десяти библейских заповедях, и введя почитание святых статуй, реликвий, культ Девы Марии, церковь отдалила людей от Бога, который представлялся как грозный жестокий владыка и неумолимый судья, жаждущий одного — карать людей! К Богу, представленному людям таким образом, даже и обратиться было страшно, поэтому прибегали к заступничеству святых и девы Марии. Таким образом, из религии любви христианство стало религией страха. В-четвертых, объявив себя и папу непогрешимыми, римская церковь боролась со всеми, кто пытался не соглашаться с ней, для чего была создана инквизиция, истребившая миллионы ни в чем неповинных людей только за то, что они желали всей своей жизнью следовать учению Иисуса Христа, как оно изложено на страницах Библии. Благодаря такому подходу поддерживалось невежество народа и формализм в служении, а также беспрекословная власть католического духовенства, как политическая, так и над жизнью каждого человека. В-пятых, католическая церковь со времен Фомы Аквинского исповедовала догмат, согласно которому между наукой и религией не должно было быть ничего общего, и поэтому все научные открытия, как и стремление к образованию, считались грехом. При такой постановке вопроса было невозможно экономическое и культурное развитие стран. В-шестых, церковь была крупнейшим землевладельцем и помещиком, в результате чего ей была выгодна феодальная политика. В-седьмых, благодаря целибату (безбрачию духовенства) наблюдался крайне развращенный образ жизни священнослужителей всех рангов, что дискредитировало их не только в глазах паствы, но прежде всего Того, Чьим именем они назывались — Иисуса Христа. В результате очень многие люди разочаровались в христианстве. В-восьмых, используя все тот же принцип непогрешимости своих решений, церковь благословляла диктаторские и профашистские режимы. В-девятых, решениями Терраконского и Латеранского соборов, соответственно, в 1229 и 1234 гг., церковь запретила мирянам и низшему духовенству читать Библию — Слово Божье, вместо которого населению преподавался катехизис, труды отцов церкви и постановления пап. Таким образом, было отнято у людей самое главное — Слово Божье и заменено словом человеческим. Вместо библейских принципов любви церковь проповедовала формализм и жестокость, и не столько словами, сколько жизнью своей и делами, которые красноречивее любых слов. Результаты всего этого были практически те же, что и в Европе, где произошла вскормленная жестокостью католицизма кровопролитная атеистическая Великая Французская революция, ибо люди утратили живую связь с Богом, а когда такое происходит, наблюдается самое страшное — человек превращается в зверя. Отсюда то, что произошло во Франции: кровь, убийства, грабежи, насилие, нескончаемые казни, месть, разврат, пожары, разрушения; ибо, как сказал в свое время Ф. М. Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено». Очень похожее происходило и в странах Латинской Америки. И лишь всего несколько лет назад, когда эти страны стали пытаться сбросить с себя тяжелые оковы католичества, когда весть о Христе и Его грядущем Пришествии достигла этих стран, когда миллионы людей приняли Христа в свою жизнь, ситуация начала меняться (22, 29, 30, 53, 64, 105, 108, 109).
5.2. В древних монархиях
Учитывая вышесказанное, становится понятным, почему развитие католических европейских стран, столь несходных с американскими по истории, культуре, шло таким же путем. Почему протестантские страны, такие, как Англия, Германия, Швеция, США, Канада так опередили Испанию, Португалию, Италию, Литву, Польшу и другие? Ведь еще в XVI в., если бы мы взглянули на карту мира тогдашнего времени, то увидели бы огромную Испанскую монархию, простиравшуюся на четыре материка — Европу, Америку, Африку и Азию; увидели бы богатейшие колонии Португалии; Речь Посполитую (тогдашние объединенные Польшу и Литву) с границами от Балтийского до Черного моря. Однако проходит немного времени, и Испания терпит поражение от союза протестантских князей, а затем от Англии (в 1589 г. — поражение Великой Армады Испании). В период Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) Испания терпит новое поражение от протестантов, вступив в полосу глубочайшего кризиса. В период войны за испанское наследство (1700—1713 гг.) страна была разорена и разграблена. После заключения Утрехтского мира Испания лишилась владений в Италии, Бельгии, а также Гибралтара. Реформы Карла Третьего не принесли никаких ощутимых результатов. В период наполеоновских войн страна попадает под власть Франции, а после восстановления независимости государство погружается в смуту, завершившуюся Гражданской войной, полыхавшей в стране более 40 лет. Власть временщиков и фаворитов окончательно разорила страну, вызвав свержение правящей династии. Последовавшие затем события от воцарения короля Амадея и до смерти диктатора-фашиста Франко оставили Испанию в том же неприглядном виде. Попытки ее нового правительства тоже пока ни к чему не привели. Теперь еще для примера рассмотрим положение в Италии. Объединенная в единое государство только в 1861 г., Италия не сумела стать в ряд высокоразвитых государств, но в 1922 г. стала фашистским государством. После разгрома во второй мировой войне страна сменила десятки правительств, и хотя смогла вырваться из тяжелого экономического кризиса, впала в другую крайность — стала столицей мировой мафии и погрязла в коррупции.
Теперь о Польше. Поделенная в конце XVIII в. между европейскими державами, она только в 1918 г. восстановила свою независимость, но вскоре подпала под контроль Германии, а затем бывшего СССР. После развала социалистического лагеря, Польша пытается восстановить экономику. Те же причины, о которых мы упоминали в очерке о Латинской Америке, привели к удручающему положению и европейские католические страны. И поэтому мы не будем сопоставлять эти государства и протестантские страны Европы (Германию, Англию, Швецию и др.), ибо выводы будут тождественны выводам, полученным при сравнении стран Латинской и Центральной Америки с США и Канадой. Разница будет лишь в том, что в Европе такие факторы, как инквизиция, схоластическая догматика, преследование инакомыслия и др. носили более выраженный и длительный характер. Мы не коснулись в данном материале того, что господство римско-католической церкви в Европе оценивается как самый страшный и темный период в истории, характеризующийся ханжеством, жестокостью, развратом, невежеством, феодальными смутами, изуверскими пытками, кострами инквизиции.
Итак, история свидетельствует, что влияние римско-католической церкви на развитие государств было разрушительным и губительным. Вместе с тем мы не должны забывать и об истинных подвижниках этой церкви, которые несли добро и любовь Христа к людям, проповедуя Евангелие этому миру, не щадя порой своих жизней (15, 21, 22, 29, 30, 33, 38, 40, 41, 53, 62, 65, 88, 96, 103, 106, 108, 109, 129, 136, 142, 146, 147).
Из стран — наследниц конкистадоров и имперского величия в следующей главе мы перенесемся в государства наследников гонимых христиан.