Глава 2
«Так как ты надеялся на твои дела на сокровища твои, то и ты будешь взят, и Хамос пойдёт в плен, вместе со своими священниками и своими князьями» (Иеремия 48:7)
Так обращался Бог через своего пророка к моавитскому народу. Так сегодня Бог обращается и к современному человеку, предупреждая нас, что если мы как в жизни, так и в деле спасения будем полагаться на себя, свои дела или богатства, то нас постигнет то же, что и эти древние царства.
Подобно Ассирии, существование Моава и Аммона на протяжении сотен лет отвергалось, а места в Библии, повествующие о них, как и сама Библия, назывались сказкой. Но теперь, выросшие как бы из небытия веков, эти два народа также свидетельствуют о верности Библии не только как исторической, но и пророческой книги.
Краткий очерк о моавитском и аммонитянском народе, об их верованиях
Если мы с вами откроем книгу Бытие на 19 главе, мы прочтем историю о падении Содома и Гоморры. Мы также прочтем о том, что из жителей города уцелел лишь Лот и две его дочери. Последние, находясь под впечатлением случившегося и подумав, что людей на земле не осталось, и боясь пресечения рода — совершили страшный грех. Напоив своего отца вином, «…сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая дочь сына, и нарекла ему имя: Моав, он отец моавитян доныне. И младшая также родила сына и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец аммонитян доныне» (Бытие, 19:36-38). Этот грех, лежащий у истоков истории этих народов, не только не стал последним, но, напротив, открыл целую плеяду преступлений, приведших к печальному концу. Прошли века, и на историческую сцену вышли два государства — Моав и Аммон. Первоначально они являли собой типичные протогосударственные образования, во главе которых хотя и стоял царь, но власть в большей степени принадлежала племенным старейшинам. Однако, со временем, царская власть окрепла, и страны, избавившись благодаря этому от внутренних усобиц, переходят к активной внешней политике. Ограбление соседних народов стало главной статьей дохода этих государств [39]. Одним из главных объектов их агрессии становится еврейское государство, несмотря на то, что древние евреи поначалу избегали воевать с этими народами, как с родственными, получив соответствующий наказ от Бога (Второзаконие 2:19). В 1283 году до х. э. Моав был разгромлен египетским фараоном Рамзесом II. Однако спустя совсем немного времени, Моав, обретя вновь независимость, продолжает свою агрессивную политику. В XIV в. до х. э. моавитский царь Еглон завоевывает израильтян, нещадно эксплуатируя их в течении 18 лет, пока иудей Аод не убивает его, возвратив Израилю независимость (Судей 3:12-30). Другой старинный враг иудеев — царство Аммон — было разгромлено одним из преемников Аода судьей Иеффаем (Суд. 11) [36]. Несмотря на эти страшные поражения Аммон и Моав быстро возрождались, в основном благодаря тому, что израильтяне, изгнав их со своей земли, прекращали преследование. Особо усилилось аммонитское царство при царе Наасе I (около 1067 года до х. э.). Победоносные войны против заиорданских племен и других близлежащих народов, а главным образом неимоверная жестокость, с которой Наас обращался с побежденными, привело к тому, что его имя стало внушать ужас. В самом начале правления Саула, Наас вторгается в Израиль и подступает к Иавису Галаадскому, предъявив его жителям ультиматум. Лишь быстрые и решительные действия Саула приносят городу избавление, а Наасу полный разгром (1 Царств, II) [36]. Начавшееся потепление отношений между Израилем и Аммоном при Давиде и Наасе II было грубо нарушено сыном Нааса II — Анноном. Последовавшая затем война заканчивается полным разгромом Аммона, который надолго сходит с исторической арены (I Паралипоменон 19, 20:1—3). Войдя при Давиде в подчинение Иудее, аммонитяне стремились использовать каждую возможность, чтобы вернуть себе независимость. Так при восстании Авессалома, Равва, столица Аммона, деятельно поддержала мятежника. По смерти же Соломона Аммон вновь обрел независимость [36]. Лишь при иудейском царе Иосафате (918-894) аммонитяне и моавитяне в союзе с едомлянами осмеливаются пойти на Израиль. Но этот союз не был долговечным. Еще до битвы с иудеями они ссорятся между собой до такой степени, что, вступив в бой, истребляют друг друга (2 Пар. 20:22). Вслед за этим Иосафат в союзе с израильским царем Иорамом выступает против моавитян. Царь последних Меса, потерпев несколько поражений, решил задобрить своего бога и принес ему во всесожжение своего сына, наследника престола. Это так поразило евреев, что они отступили от Моава (4 Царств 3:27). Здесь стоит бросить беглый взгляд на особенности религиозного культа моавитян. Их религия имела то общее, что роднит все языческие культы, то есть многобожие, человеческие жертвоприношения (см. главу «Филистимлянская держава»), дикие оргии, храмовая проституция и т. д. Однако культ бога Малхома в некоторой степени имел особенности: статуя этого бога представляла собой металлический истукан, держащий перед собой протянутые руки. На эти руки клался ребенок, именно ребенок, ибо, согласно поверью, Малхом приносил в жертву своих детей, затем ребенка закрепляли, у основания статуи разводился огонь, сжигающий жертву. Причем, данное действо длилось иногда часами. К 6 веку до х. э. моральное разложение этих народов достигло своего предела, жертвенники Малхому, Хамосу, Ваалу, Астарте все время плавали в человеческой крови, и чаша Божьего терпения была преисполнена. Божьи пророки предрекли суд над этими народами [11, 16, 17, 20, 56, 74, 42, 39].
Пророчества о Моаве и Аммоне, их исполнение
Книга пророка Иеремии
49 глава
2 стих: «Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города ее будут сожжены огнем и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь».
3 стих: «Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай, кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по городам, ибо Малхом пойдет в плен, вместе со священниками и князьями своими».
6 стих: «Но после того я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь».
Книга пророка Иеремии
48 глава
46 стих: «Горе тебе, Моав, погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои в пленение».
47 стих: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь».
Книга пророка Иезекииля
25 глава
4 стих: «За то вот Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое».
5 стих: «Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых — пастухами овец».
7 стих: «За то вот Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам и истреблю тебя из числа народов и изглажу тебя из числа земель, сокрушу тебя и узнаешь, что Я Господь».
10 стих: «Для сынов востока и отдам его в наследие им вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов».
Книга Софонии
2 глава
9 стих: «Посему, живу Я! Говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею на веки; остаток народа моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие».
Выводы из пророчеств
1. Равва будет грудою развалин (Иер. 49:2).
2. Она будет сожжена во время битвы (Иер. 49:2, Амос 1:14).
3. Царь и военачальники страны пойдут в плен (Иер. 49:3, Амос 1:15).
4. Равва будет стойлом для верблюдов, а сыны аммонитян будут пастухами (Иез. 25:5)
5. Аммонитяне будут истребляемы разными народами и, в конце концов, как отдельная единая нация, исчезнут (Иез. 25:7).
6. Аммоном завладеют сыны востока, которые там поселятся (Иез. 25:4)
7. Моавом завладеют сыны востока (Иез. 25:10).
8. Моавитяне будут взяты в плен (Иер. 48:46)
9. В последнее время плен Моава и Аммона окончится (Иер. 48:47, 49:6).
10. Земли Моава и Аммона превратятся в пустыню (Соф. 2:9).
11. Этими народами будут владеть евреи (Соф. 2:9). Кроме этих пророчеств, Моаву и Аммону полностью посвящены 15 и 16 главы книги пророка Исайи, а также в книге пророка Амоса 1:13-14, 2:1-3.
Посмотрим, как же эти пророчества исполнились в истории.
Исполнение пророчеств
В 590-х годах до х. э. на территорию Палестины вторгаются несметные полчища вавилонян, руководимые молодым и талантливым царем Навуходоносором [39]. Убедившись, что по одиночке с вавилонянами не совладать, правители Моава и Аммона вступают в 594 г. до х. э. в союз с Иудеей, Едомом, Тиром и Сидоном против Вавилона. К союзу вскоре присоединился и Египет. По-видимому узнав о заключенном союзе, Навуходоносор огнем и мечом проходит по землям Моава и Аммона, обращая их города в развалины, а людей в рабство. Разгромив и спалив огнем Равву, в ходе ожесточенной битвы он уводит правителей Аммона и Моава в плен, а вместе с ними и значительное число жителей (пророчества 1, 2, 3, 8) [11, 16, 39, 42]. Оставшиеся в живых моавитяне и аммонитяне частью остаются на разоренной земле в качестве пастухов, а частью бегут в аравийскую пустыню. Так были разгромлены эти два древние царства.
Шли века, на место Вавилона пришла Мидо-Персия, затем империя Александра Македонского, которая распадается на четыре огромные части в результате битвы при Ипсе в 301 году до х. э., причем территория бывших Моава и Аммона вскоре оказывается под владычеством Селевкидов [12]. При царе Антиохе IV Эпифане в Иудее вспыхивают освободительная Маккавейская война, в результате которой Иудея вновь становится независимым государством во главе с династией Хасмонеев (160-37). Именно при Хасмонеях евреи захватывают территории Моава и Аммона (пророчество 11) [36, 16, 39]. Владела этими землями и династия Ирода, пришедшая на смену Хасмонеям. После этого хозяином этих земель становится Древний Рим, затем Византийская империя, затем арабы, потом турки. Последние, бывшие на протяжении многих веков хозяевами этих земель и создавшие огромную империю, с 1840 года лишились внешней политики и вступили в полосу глубокого кризиса, который разрешился в 1918 году крушением Османской империи. Одним из государств, образовавшихся в результате её распада, стала Иордания (1921 год), во главе с эмиром «сыном востока» Абдаллахом [15]. Если мы сегодня взглянем на карту этой страны, то увидим, что ее границы почти точно повторяют контуры двух древних царств Моава и Аммона. Новый правитель, желая показать, что его власть является преемственной, на месте древней Раввы строит город Аман (Амон) и называет его в честь древнего царства. По его приказу возводятся из небытия разрушенные сотни лет назад моавитские и аммонитские города, ставшие сегодня крупными центрами (пророчество 6) [10, 9] [См. политическую карту Палестины и исторические карты этой земли]. И далёкие потомки древних народов, уже омусульманенные, возвращаются на землю своих предков (пророчества 7, 9). Гонимые и истребляемые разными народами на протяжении долгих веков, они наконец вышли из плена и обрели свою родину, пусть даже с другими народами, родину, которая сейчас деятельно восстанавливается после тысячелетнего сна. И последнее. Если мы сегодня взглянем на географическую карту этих земель в VII веке до х. э., то мы увидим огромное количество рек и озер на этой земле; сегодня же эта земля представляет собой пустыню с остатками редких и полувысохших рек. Так сбылось и самое маловероятное пророчество, над которым смеялись на протяжении веков (пророчество 10) [10, 9] [См. географическую карту Палестины]. Пророчество о возвращении из плена имеет еще и духовный смысл. В книге пророка Исайи во II главе говорится о том, что в последнее время к Истине обратятся многие языческие народы, приняв Христа. И действительно сегодня принимают крещение тысячи арабов, в числе которых есть потомки древних народов. И сегодня Христос призывает людей выйти из духовного плена и получить из Его рук воду жизни [11, 10, 15, 16, 17, 20, 39, 42].