Глава 2
«Оробел Дамаск и обратился в бегство; страх овладел им; боль и муки схватили его, как женщину в родах. Как не уцелел город славы, город радости моей?» (Иеремия 49:24-25)
Часто правители государств, да и просто влиятельные люди, начинают считать себя полубогами, для которых все возможно и дозволено, и они начинают словно парить над землей, с презрением смотря на других, нижестоящих людей. Но приходит момент, когда вражеское нашествие или отставка кладут конец их величию, а порой, и жизни, и тогда те, над которыми они недавно превозносились или смеялись, проходя мимо них, не могут узнать их лиц, которые настолько изменило падение. То же происходит и с городами, и трудно порой узнать среди развалин столицу некогда блестящего царства. Похожая история произошла и с Дамаском, столицей древнего арамейского царства.
История царства во взаимосвязи с Библией.
Наследники хеттов
В то самое время, когда хеттская империя шла к своему концу, в Сирию вторглись арамейские племена, история которых до этого времени неизвестна. Арамеи разгромили мелкие самостоятельные княжества Сирии, образовав на ее территории два своих государства — северное царство Хатти со столицей в Каркемише и южное царство Арам со столицей в Дамаске [16, 17]. История последнего довольно подробно описана в Библии. Как и в случае с хеттами, да и с другими царствами, упоминаемыми в Священном Писании, существование Дамасского царства также отрицалось учеными, а библейские повествования о его царях и воинах назывались баснями. Но сегодня археология полностью подтвердила сведения Библии, которые признаются как самые объективные и достоверные. Древняя история арамеев (в Библии они названы сирийцами — по имени страны), представляла собой нескончаемые междоусобные войны, а также набеги на близлежащие страны. Одной из таких стран была Иудея. Особого ожесточения их борьба достигла при вступлении на иудейский трон Давида, когда сирийцы (арамеи) поддерживали царства Моав, Аммон и Сува (одно из арамейских царств) в их борьбе против Давида. Эта кровопролитная война завершилась разгромом как этих царств, так и их союзника Дамаска, который стал данником Иудеи (2 кн. Царств, 8 и 10, главы) [16, 17, 39]. Такое положение вещей сохранялось более 50 лет, пока в конце царствования Соломона не происходит отступление иудеев от Бога. Моральное падение иудейского царя скоро сказалось и на внешнем благосостоянии государства, которое начало клониться к упадку. В результате этого недавние провинции страны стали превращаться в самостоятельные владения, одним из которых стал и Дамаск. Основателем Дамасского царства стал Разон (его происхождение неизвестно), который, бежав от царя Сувы Адраазара во главе шайки лихих людей, занял Дамаск, сделавшись вскоре его царем (3 кн. Царств 11:22-25). После этого на протяжении 200 лет сирийцы совершали постоянные набеги на Израильское и Иудейское царства (государство евреев, как известно, после смерти Соломона распалось на эти две части). Один из преемников Разона — Венадад Первый во главе большого войска подступил к Самарии, осадив город. Сирийцы не сомневались в своей победе, и поэтому всячески унижали израильтян. Но Бог через Своего пророка предрек, что, несмотря на превосходящую силу сириян, Израиль одержит победу. И действительно, израильтянам удалось не только заставить сирийцев уйти со своей земли, но и нанести им такое поражение, что сам Венадад попал в плен, сохранив себе жизнь и царство только благодаря нерешительности Ахава, царя Израиля, который нарушил Божье повеление (3 кн. Царств, 20 глава) [16, 39]. Через три года между странами вновь вспыхивает война, завершившаяся теперь гибелью Ахава. Как в этом случае, так и в большинстве других прослеживается прямая взаимосвязь между верностью Богу и победой, с одной стороны, и богоотступничеством и поражением, с другой стороны. Веря в Бога и полагаясь на Его силу, Израиль всегда одерживал победу, тогда как впадение в идолопоклонство или надежда на свои силы всегда приводили к поражению (3 кн. Царств, 22 глава). Среди сирийского народа были и дети Божьи, примером которых может служить Нееман (4 кн. Царств, 5 глава). История этого человека еще раз свидетельствует нам о том, что Бог всегда смотрит на сердце человека, а не на его внешность, и что в каких бы ситуациях и окружении не жил человек, свет Божьей истины всегда может озарить его путь и привести ко спасению, было бы на то желание и нужда самого человека. В правление Венадада Второго Самария вновь подверглась осаде, голод в городе дошел до такой степени, что начали происходить случаи каннибализма. Бог вновь сжалился над непослушным народом и явил чудо, в результате которого сирийское войско, объятое необъяснимым ужасом, бежало от стен Самарии, оставив даже свои шатры и золото (4 кн. Царств, 7 глава) [17, 31, 39, 42]. Историки не могут объяснить этот случай, и только Библия дает его понимание. Но сколько Бог ни проявлял Своей милости, призывая народ образумиться, израильтяне все дальше и дальше отходили от Него, погрязая в гнуснейших пороках. В эти годы страна подвергалась новым страшным нашествиям сирийцев, которым удается захватить многие, исконно израильские земли, присоединив их к Дамасскому царству (4 кн. Царств 10:32-33). Вскоре после этого дамасские правители начинают вести успешно войну с другим еврейским государством — Иудейским царством. Царь последнего Ахаз, страшась сирийской угрозы, вступает в союз с императором Ассирии Тиглатпалассаром (в Библии Феглаффелласар), который только и ждал удобного случая для вмешательства в дела Палестины. Во главе мощной армии Тиглатпалассар в 732 году до х. э. разбивает сирийцев (4 кн. Царств, 16 глава) и покоряет Дамаск. В ходе этой войны в точности исполнились многие библейские пророчества, предрекавшие:
1. Гибель Дамасского царства;
2. Уничтожение царского дворца (Амос 1:4);
3. Защитники города погибнут, а народ пойдет в плен (Амос 1:5);
4. Города страны будут покинуты (Исаия 17:2);
5. Гибель Дамасского царства почти одновременно с Израильским (Исаия 17:3,4).
Дамасское царство действительно погибло, царский дворец был сожжен и уничтожен, одни защитники города пали в бою, другие вместе с царем были казнены, многие города были покинуты и, наконец, вскоре после гибели Дамаска было уничтожено и Израильское царство, в 722 году до х. э.; народ был угнан в плен. Арамейское Дамасское царство было уничтожено, но его язык пережил существование страны и стал вскоре языком межнационального общения стран Передней Азии. Во втором веке до х. э. — и по первый век х. э. арамейский язык стал вторым языком еврейского народа [10, 11, 16, 17, 39, 42] [См. также Майбаум Х. Сирия. - М.: Наука, 1982.].