Глава 8
Многих из тех, кто впервые начинает изучать Ветхий Завет и, в частности, книгу Иисуса Навина, поражает жестокость иудеев, уничтожающих целые города и народы Ханаана, не щадя при этом никого. Поражают многих и бесчеловечный, как они говорят, характер Бога, повелевающего иудеям совершать эти страшные деяния. Какой же это милосердный Бог, если Он приказывает убивать людей и сжигать города? Такая точка зрения привела к тому, что ряд конфессий учат, что в Ветхом Завете Бог один — жестокий, коварный, а в Новом Завете другой — добрый и милостивый. Философы-гуманисты XVIII-XIX веков («гуманизм» которых, кстати, привел к ужасам Французской Революции) возмущались бесчеловечным Богом Израиля и жестокостью иудеев. Им на смену пришли не менее «гуманные» идеологи коммунизма, так же возмущенные этими бесчеловечными деяниями иудеев по отношению к жителям Ханаана. Многим искренне верующим людям было так же трудно объяснить эти жестокие места книги Навина, пока доктор Макалистер не сделал своё открытие… Некоторые считают, что сделать открытие, особенно в области археологии, сидя в кабинете невозможно. И это действительно так. Все открытия древних городов Месопотамии происходили на месте с лопатой в руках и под палящим солнцем, а то и под свист пуль полудиких бедуинов. Но открытие некогда крупного города Гезера, не раз упоминающегося в Библии, представляет собой в этом отношении редкое исключение. Вплоть до начала XX века даже место, где стоял этот город, было неизвестно. Путешественники безрезультатно искали его среди многочисленных курганов Палестины. И вот в один из дней, в Париже, доктор Шарль Клермон-Ганно разбирал средневековые арабские карты и документы. В одном из них его взгляд упал на название Телль-Джезер, которое относилось к одному из палестинских холмов. Схожесть названия и внутренняя интуиция подсказывали профессору, что именно под ними скрывается древний Гезер. Отложив дела, он поехал в Палестину и вскоре нашел там холм Джезер. Спустя немного времени, Фонд исследований Палестины в Лондоне снаряжает туда археологическую экспедицию во главе с ирландцем Р.А.С. Макалистером, прибывшим на место будущих раскопок в 1902 году. В ходе последовавших затем работ было установлено, что город существовал около 2500 лет, вплоть до начала нашей эры. Были раскопаны его улицы и дома, крепостные стены и башни. Но самые интересные открытия были сделаны по необычным погребениям древнего города. «В пещере лежало 14 мужских скелетов. Вероятно, это была братская могила воинов, погибших в бою. Нашли также скелет девушки, которой было примерно 16 лет. Сохранилась только верхняя часть туловища. Ниже ребер тело было отсечено. Тазовые кости и ноги исчезли. В пещере не нашли даже их следа. В другом месте Макалистер обнаружил скелеты двух мужчин. Около их ног стояли кувшины, вокруг была разбросана другая посуда. Рука одного из мужчин сжимала чашу, в которой, очевидно, когда-то была пища. Около останков этих трупов лежал расчлененный скелет. Он принадлежал юноше в возрасте примерно 17 лет. Тело его также было отсечено ниже ребер: нижняя часть и конечности отсутствовали» [1]. Но если этот странный способ погребения не нашел своего объяснения, то другое открытие ирландского профессора всколыхнуло весь мир: «В одной из пещер нашли многочисленные детские трупы. Они были захоронены в кувшинах. Всем этим детям исполнилось не более 8 дней. Ни у одного из них на теле не обнаружили какой-либо травмы или насильственной смерти. Только на останках двух младенцев были замечены следы обугливания. Наверно, их еще живыми втиснули в кувшины, в большинстве случаев головами вниз. Потом детей похоронили в „святом месте“… Речь здесь, безусловно, шла о „священных жертвах“ (?!). Новейшие находки, кстати, подтверждают классический пример Гезера» [2]. «Остатки сожженных детей помещали в специальные урны и хоронили в особом святилище, которые современные ученые называют тофетом. Тофеты располагались обычно на самом краю города, радом с городскими стенами, а иногда и за стенами недалеко от них. Сам тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого находились небольшая часовня и лабиринт загородок. Двор был заполнен урнами с прахом жертв. Над каждой жертвой ставилась стела с именем жертвователя и призывом к богу или богине принять этот дар. Когда двор заполнялся, он мог выравниваться, и в новом слое вновь располагались урны с останками несчастных детей» [3]. После этой страшной находки Макалистера взгляды научного мира на проблему жестоких иудеев и жизнерадостных хананеян начала меняться. Последующие открытия привели к коренному пересмотру всей этой проблемы. Перед учеными предстала истинная картина древнего хананейского общества, которая будет нами рассмотрена в следующей главе. Заканчивая же очерк по Гезеру, следует отметить, что при раскопках города не обнаружено следов пожаров и разрушений, относящихся ко временам Навина. И действительно, Библия нам ничего не говорит о захвате и разорении города, повествуя лишь о разгроме войск его царя, пришедшего на помощь царю Лахиса (Нав. 10:33). Книга Судей подтверждает, что город продолжал оставаться хананейским владением (Суд. 1:29). Экспедиция Макалистера работала на месте мертвого города вплоть до 1909 года [4]. Затем в 1965-1973 гг. в Гезере были проведены новые раскопки под руководством доктора Уильяма Г. Девера, в ходе которых были сделаны многие интересные открытия, но относящиеся уже к Соломонову периоду города, описание которого выходит за рамки данной книги. Но всё же в мировую науку археологии Гезер вошел в первую очередь как место, где была впервые приоткрыта тайна древнего хананейского общества, над которым зловеще высился престол Ваала.