Опарин А.А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств

Глава 3

Проверка слуха

“И пришел человек Божий к Илию, и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых? Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля? Посему так говорит Господь, Бог Израилев: Я сказал тогда: „дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек“. Но теперь говорит Господь: да не будет так; ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем; И ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю, и не будет в доме твоем старца во все дни. Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни” (1 Цар. 2:27—35). Илию нечего было возразить, он склонился, с одной стороны, пред Богом, а с другой — даже после этих слов не отстранил своих нечестивых сыновей от служения. Параллельно с тем, как всё дальше и дальше отходили от Бога Офни и Финеес, всё ярче и ярче раскрывалась необыкновенная личность юного Самуила, который благодаря этому уже с детства нёс служение при скинии, хотя это дозволялось лишь с 25-летнего возраста. В те дни, как мы уже говорили, отмечался глубокий духовный упадок, и как бывает в таких случаях, “слово Господне было редко в те дни, видения были не часты” (1 Цар. 3:1). И вот, когда Бог не обращался ни к священникам, ни к народу, Он обратился к маленькому мальчику. “И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, — и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; Воззвал Господь к Самуилу, и отвечал он: вот я! И побежал к Илию, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег. Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу. Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне. И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал, и пришел к Илию, и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: „говори, Господи; ибо слышит раб Твой“. И пошел Самуил, и лег на месте своем. И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу. Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их. И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию” (1 Цар. 3:2—15). Самуил только начинал своё служение и потому не знал голоса Божьего. А знаем ли Его голос мы, взрослые люди, находящиеся в церкви порой ни один десяток лет, и несущие служение? Умеем ли мы слушать Бога? Ведь от того, услышим ли мы Его или нет, будет зависеть наша с вами участь: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3:20). Огромное множество христиан, думающих, что служат Богу и слышат Его голос, погибнут. Христос скажет им: “Я никогда не знал вас” (Мф. 7:23). Сегодня Бог очень громко взывает к людям через знамения в мире природы, политические катаклизмы, жизненные ситуации, но мы всё равно не слышим Его. Почему это происходит? Как научиться слушать Бога? Ведь научившись слушать Его, мы сумеем получать необходимые советы, утешения, благословения и, наконец, вечную жизнь. Но вначале, прежде, чем перейти к характеристике духовного слуха, рассмотрим физиологические параметры слуха нормального здорового человека: П Человек слышит на протяжении всего дня; П Человек слышит все, что ему говорят, и плохое, и хорошее, что нравится и что не нравится; П Человек задумывается над тем, что ему говорят; П Его ответ зависит от того, что ему говорят; П Его действия обусловлены тем, что ему говорят; П Он умеет менять свои решения после услышанного. Когда же человек, если он не болен физически, не слышит, что ему говорят? 1) Когда не хочет услышать; 2) Когда ему не интересно; 3) Когда человек считает, что и так всё знает по этому вопросу; 4) Когда к нему обращаются в определённом тоне: то ли пренебрежения, то ли поучения; 5) Когда он привык только к определённому тону и звуку. Например, рабочий в цеху, в котором стоит постоянный гул, не слышит обычной речи; 6) Когда человек отвык слушать, находясь очень длительный срок вследствие разных причин в изолированном от каких-либо звуков помещении. Но эти же самые жизненные ситуации, в которых человек не слышит, могут проявляться и проявляются в нашей духовной жизни. Люди часто жалуются на то, что Бог их не любит, у них много горя и проблем. Но при этом забывают о том, что они сами не хотят слушать Бога, призывающего их оставить прежний греховный образ жизни, дурные наклонности. В своё время царь Ирод Антипа арестовал Иоанна Крестителя, обличавшего его за прелюбодеяние, хотя считал себя верующим человеком. А когда апостол Павел стал проповедовать царю Агриппе, то тот отказался слушать, сказав, что послушает в следующий раз, поняв, что то, о чём говорит Павел, призывает его, царя, многое изменить в своей жизни. Сегодня мы не арестовываем тех, кто проповедует нам о Христе, обличая невольно нашу грешную жизнь, мы предпочитаем по примеру царя Агриппы сказать этому человеку или самим себе о том, что об этом мы послушаем в следующий раз. Этим самым мы как бы и не отказываемся слушать, опасаясь подсознательно прогневить Бога или что-то Высшее, как говорят некоторые, но при этом хотим и сохранить в неприкосновенности свой образ жизни, очень привычный и дорогой нам. Особенно мы не любим слушать, когда наш друг или пастор хотят поговорить с нами о нас, нашей жизни, проблемах. Мы же, со своей стороны, понимая, что будут говорить о том, что нам надо что-то будет исправить, предпочитаем избегать этих разговоров. Услышать мешает нам и то, что нам просто не интересно слушать. Точнее, может быть и интересно, но сейчас есть более занимательное занятие. Сегодня молодёжь плохо посещает церковь, а если и посещает, то сидит часто в вестибюле или коридоре, общаясь друг с другом. В зале звучит проповедь, но сегодня пришла в церковь моя девушка и мне куда интереснее поговорить с ней. Другие говорят, что они не получают в собрании должной духовной пищи. Темы уроков субботней школы им известны, проповеди тоже, служение не совсем динамично и современно. Когда возникают подобные чувства, необходимо разобраться, почему они возникли. Ведь если у человека хорошее духовное здоровье, то он идёт в церковь в первую очередь не на проповедь или субботнюю школу, а на встречу с Богом. А встреча с Живым Богом всегда желанна и интересна, как интересно рассуждать и слушать о Нём. Поэтому давайте не будем списывать отсутствие у нас интереса к служению неудачной темой или личностью проповедывающего. Давайте задумаемся о своём духовном состоянии. То же относится и к утверждению, что я не слушаю потому, что и так знаю всё по этому вопросу. Древние говорили правильно, что чем больше человек знает, тем он больше чувствует своё незнание. Сократ говорил: “Я знаю, что ничего не знаю”. И чем больше мы читаем Библию, тем больше и больше открываем её глубины. Конечно, при условии, что читаем её, прося мудрости у Бога. В противном случае она нам действительно вскоре покажется совершенно неинтересной и хорошо знакомой. Ещё более часто нам мешает услышать голос Божий в своей жизни то, что мы привыкаем к определенному звуку в качественном отношении. Рок-музыка, бездуховные попсовые песни, ругательства, грязные шутки и анекдоты, пустословие, которые имеют место в нашей жизни у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, мешают настроиться на Божью “волну”. Недаром говорится, что человек превращается в то, на что смотрит. То же относится и к слуху. Привыкнув слушать тяжелый металл, брань или пошлости, слова о милосердии и любви не воспринимаются или воспринимаются, как что-то чуждое и нелепое. Чтобы услышать голос Божий, мы должны, если хотим, конечно, услышать, хорошо “прочистить” свой духовный приёмник. Самуил всегда искал, образно говоря, частоты Бога, Божью волну, не переключая свой слух на другие каналы, и Бог ответил ему, и сохранил и благословил его даже в то страшное лихолетье, которое надвинулось на Израиль.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2004 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2004 Юрий Цупко&Виктор Белоусов victor_bell@rambler.ru