Глава 33
Итак, со всех концов филистимской земли начали стягиваться силы для нашествия на Израиль: “И собрались Филистимляне, и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе. И увидел Саул стан Филистимский, и испугался, и крепко дрогнуло сердце его” (1Цар. 28:4—5). Закалённый в войнах Саул дрогнул. Он дрогнул не потому, что филистимлян было несметное множество, во много раз превосходящее израильские силы. Он дрогнул потому, что впервые ощутил… пустоту. Он дрогнул потому, что впервые полностью ощутил, что он остался без Бога. Царь бросается вопрошать Бога всеми ему известными средствами, как то делали его предшественники и он сам. “Но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков” (1 Цар. 28:6). Он, вроде бы, делал всё так же, как и раньше, но ответа не было. Были и всесожжения, и молитвы, как личные, так и общественные, была и искренность в желании услышать Бога, но Господь не отвечал. В жизни царя исполнились библейские слова, сказанные одним из его преемников: “Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость” (Прит. 28:9). Пророк Исайя о подобном спустя триста лет скажет: “Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови” (Ис. 1:13—15). Богу нужно послушание. Страшная развязка, вопиющего к небу, но не получающего ответа Саула, повторится с миллионами (!) людей перед II Пришествием Христа. Повторится с людьми, которые всю свою жизнь отвергали Бога, попирали Его Закон, а когда грянут природные катастрофы и мир вздрогнет в ужасе, предчувствуя скорый конец, то они решат воззвать к Богу, прийти к Истине, но будет поздно: “Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши…” (Ам. 8:11—13). Саул, как и многие, точнее, большинство современных людей, отвергал принципы Слова Божьего, Закон Божий, не думая или не желая думать, что час расплаты за это придёт. И вот в это трагическое время царь обращается за помощью к колдунье! “Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней, и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей, на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила, и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился” (1 Цар. 28:7—14). Почему же царь богоизбранного народа решил прибегнуть к помощи волшебницы? Ведь против них выступал Моисей, да и сам царь совсем недавно выпустил указ, по которому изгнал их всех из страны (1 Цар. 28:3). Ведь согласно религии Израиля, волшебники были служителями злых сил. И вот к этим злым силам решает обратиться Саул, чтобы они помогли ему связаться с умершим Самуилом — Божьим пророком, чтобы тот помог ему. При этом он клянется колдунье именем Бога, что не уничтожит её. То есть, вроде бы, проявляет веру в Бога. Словом, на первый взгляд, странный запутанный клубок религиозных противоречий Саула. Однако он кажется запутанным лишь на первый взгляд. Ибо на самом деле уже несколько лет Саул целенаправленно шёл к колдунье. Во-первых, мы помним, отступивший от Бога, царь уже не один год был одержим злыми духами, вводящими его то в состояние депрессии, то маниакального возбуждения. Во-вторых, те имена, которые Саул давал своим некоторым сыновьям. Интересно, что в 1 кн. Паралипоменон имена некоторых сыновей Саула являются чисто хананейскими именами: “Нер родил Киса; Кис родил Саула; Саул родил Иоанафана, Мелхисуя, Авинадава и Ешбаала. Сын Ионафана Мериббаал; Мериббаал родил Миху” (1 Пар. 8:33—34). А во 2 Царств 4:1, 4 Ешбаал назван еврейским именем Иевосфей, Мериббаал — Мемфивосфей [Никифор. Указ. соч. Т. 1. С. 468]. Как совместить, что сыновья израильского царя назывались именами, в честь языческого бога Ваала (Баала)? Дело в том, что “Саул… не был очень стойким последователем Ягве. Его сыновей звали Ионатан, Мерибаал, Исбаал, Милкисуа; это доказывает, что он колебался между именами Ваала, Милика — Молоха и Ягве для обозначения божества” [Ренан. Указ. соч. С. 147]. “Таким образом, Саул ни в коей мере не является убеждённым яхвистом… Более того, на него оказала глубокое влияние религия хананеев… Имя Баал (так звали высшего бога у ханаанцев — прим. А.О.) входило составной частью в имена двух его сыновей: Эшбаал („Баал существует“) и Мериббаал („Баал вознаграждает“)” [Грандт. Указ. соч. С. 86—87]. Статуи языческих божеств были и в доме Саула. Так в 1 Царств 19 главе рассказывается эпизод, когда дочь Саула Мелхола помогает бежать Давиду. “Мелхола же взяла статую и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою. И послал Саул слуг, чтобы взять Давида; но Мелхола сказала: он болен. И послал Саул слуг, чтобы осмотреть Давида, говоря: принесите его ко мне на постели, чтоб убить его. И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа” (1 Цар. 19:13—16). Что это была за статуя? “Зная, что люди замышляют явиться к ней и убить её мужа, она помогла ему скрыться и положила в постель на его место домашних божков — tera phim, закутав их в одежды и сделав им причёски из козьей шерсти, чтобы обмануть убийц. Эти большие деревянные пенаты имелись, как мы видим, даже в тех семьях, которые могли считаться более других преданными чистому ягвизму” [Ренан. Указ. соч. С. 153]. Итак, у Саула и членов его семьи процветало двоеверие. Они молились и Господу, и в то же время имели у себя идолов ханаанских богов и называли в их честь своих сыновей. В древности же имени отводилось весьма важное значение, и потому наречение сына именем языческого бога говорило о весьма основательном религиозном отступлении Саула, которое в значительной степени и подготовило его визит к колдунье. Сегодня подобная картина двоеверия весьма широко распространена и в нашем мире, в котором (т.е. на территории бывшего СССР) почти все считают себя христианами, приверженцами государственной традиционной церкви, довольно регулярно посещая службы в храме на великие праздники. Однако, между праздниками подавляющее большинство так называемых прихожан живёт по своим, а отнюдь не по Божьим Законам. К тому же, Божий Закон в этих церквях и не преподаётся, так как они в своём учении отменили IV заповедь о субботе и регулярно нарушают II: не сотвори себе кумира. Как и во дни Саула, многие верующие наших дней ходят и в церкви, и к астрологам и экстрасенсам, сообразуют свою жизнь согласно гороскопам, верят в приметы и пр. Во-вторых, в учении этих церквей имеют место пришедшие из язычества: учение о бессмертии души [Гиббон. Указ. соч. Т. 2. С. 32, 33, 30—31], поклонение священным реликвиям (т.е. амулетам), поклонение идолам (иконы или статуи), фактическое многобожие (поклонение святым [Гиббон. Указ. соч. Т. 3. С. 318—319]) и т.д. Так называемые великие “христианские” праздники ведут своё происхождение так же из язычества [Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1979. С. 166; Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1990. С. 175; Религии мира. Энциклопедия. В 2 т. М.: Аванта+, 1996. Т. 1. С. 217], освящая его пережитки в виде крашеных яиц, куличей и т.д. Благодаря этому процветают “охристианенные” суеверия, которые вместе со лжеучениями, и в первую очередь, бессмертием души, подводят духовное основание под спиритизм. Ибо раз есть, якобы, бессмертные души, которые, как учат эти церкви, всё видят и слышат, и с которыми можно общаться, то как можно отрицать, что спириты вступают в контакты именно с душами, которых их просят вызвать люди. Если же бы эти христианские церкви сохраняли библейское учение, отрицающее бессмертие души, то тогда бы обман спиритов и их контакты со злыми силами были бы явственны. И сегодня, как и во дни Саула, отступления во многих христианских церквях готовят людей к духовному падению и подчинению власти, знаком которой станет число 666. Помимо того, что своей предыдущей жизнью и отступлением Саул, как бы, готовил себя к открытому приходу к колдунье, он пришёл к ней из-за чувства безысходности. Он не стал анализировать его причины, он не желал свернуть вовремя с этого пути, но когда оно уже всецело охватило его, он подошёл к Аэндорской пещере. Так сегодня и многие из нас, не желая смириться пред Богом, не желая оставить греховный образ жизни, оказавшись в сложной ситуации (которая, как правило, уступает той, в которой оказался Саул), идут к экстрасенсам, спиритам, колдунам, гуру. В образе Самуила пред Саулом предстал злой дух, который последн ие несколько лет вел царя к падению, и вот теперь, когда тот был уже духовно мёртв, злой дух окончательно сражает его, причём, что интересно, весьма правильными словами обличения. В этом проявилась классическая тактика дьявола. Сначала он подвигает человека к падению, ко греху, а когда тот пал, согрешил, то объявляет ему, что теперь обратной дороги у него нет, и потому он отныне принадлежит ему. Вдоволь же “позабавившись” человеком он оставляет его, духовно сломленного, далекого от Бога, для того, чтобы тот умер в страхе и мучениях. Зловещие политические деятели прошлого — Нерон, Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Мария Кровавая были орудиями в руках дьявола, который до поры использовал их, а затем выкинул, как ненужный материал. Так случилось и с Саулом. Падение Саула готовилось долгие годы и он сам этому активно способствовал. А не способствуем ли сегодня мы своему падению завтра?