Опарин А.А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина
Часть I. Поверженные боги

Глава 6

Отравленные перепела

Не успели скрыться в воде последние египетские колесницы, как народ израильский вновь возроптал на Бога. Новый ропот был вызван тем, что в течении трех дней народ шел по пустыне Сур и не находил воды. Наконец, они «пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» (Исх. 15:23-24). Израиль вновь повторял свою ошибку. Вместо того, чтобы обратиться в молитве к Богу, попросить Его о помощи, они начали высказывать своё недовольство, в котором сквозил вопрос: для чего мы сюда пришли, в Египте было лучше. В их словах вновь сквозило отчаяние и неверие Господу, что Он силен среди песков дать им воду. Они вновь забыли, как чудесным образом Бог их спас в Египте, а затем совершил чудо на море. Но Христос вновь пришел им на помощь. Пришел на помощь к тем, кто не произнес Ему в молитве ни слова благодарности, а лишь одни упрёки. «[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:25-26). Библия удивительно точная книга, вплоть до мелочей. Так, «в Библии ясно говорится, что израильтяне в начале своего путешествия блуждали три дня по безводной пустыне, затем пришли к колодцу с непригодной для питья водой, после чего вскоре достигли очень богатого оазиса, где было „двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев“. Это очень точное библейское описание помогло ученым найти исторически достоверное направление пути израильтян во время исхода из Египта. Сорокапятимильный переход массы людей со стадами скота должен был длиться три дня. Кочевники вполне могли справиться с жаждой за этот период… В сорока пяти милях от северного края Красного моря находится колодец, который бедуины называют „Айн-Хавара“. Кочевники очень неохотно останавливаются там со своим скотом: вода в колодце не годится для длительного пользования. Она солёная и сернистая — „горькая“, как называет её Библия. Это место — древняя Мерра» [1]. «В окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащивают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эль-вах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты» [2]. Как видим, каждая деталь этой библейской истории нашла сегодня свою археологическую иллюстрацию. Библейский Елим — это современный Вади-Гарандел действительно прекрасный оазис с множеством источников. Исследуя историю израильского народа, постоянно поражаешься его удивительному неверию. Божьи благословения сопровождали его буквально на каждом шагу. Они неустанно ощущали Божью заботу и любовь к себе, но вместо благодарности Господу за это они платили ропотом и недовольством в Его адрес. Любой человек всегда склонен видеть ошибки другого лучше, чем свои собственные. Так и мы, читающие Библию в 2002 году, отлично видим греховных и жестокосердных израильтян, но не замечаем, что в своей собственной жизни нисколько не лучше, если не хуже их. А ведь если каждый из нас задумается над прожитыми годами, месяцем или даже неделей, то он увидит, сколько доброго даровал и дарует ему Бог. Спросим себя, часто ли мы благодарили Христа за Его любовь и помощь? Спросим, как часто мы выражали недовольство, стенали по каждой мелочи, обвиняли кого-то в случившемся, но только не себя. Думаю, что если мы будем честны сами с собой, то увидим наше поразительное сходство с древним Израилем.

Итак, выйдя вскоре из благодатного Елима, «возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16:2-3). История вновь и в который раз повторяется. «сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле» (Исх. 16:11-14). Какой же всё таки необыкновенный характер у нашего Бога! «…Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» (Исх. 34:6). Вместо того, чтобы наказать строптивый и неблагодарный Израиль, Он вновь и вновь являет ему Свою любовь и долготерпение. В этой связи спросим себя, если мы хотим подражать в своей жизни Христу, есть ли у нас терпение и любовь к тем, кто постоянно восстаёт против нас, делает какие-то неприятности, на любовь отвечает чёрной неблагодарностью? Любим ли мы проявлять дух терпения и милости в своей жизни? Или нам больше нравится «тыкать людей носом» и ставить их «на место»? Нисходим ли мы к слабостям нашего ближнего? И если у нас этого еще нет, то пока есть время, с Божьей помощью необходимо научиться этому, ибо без этих качеств спасёнными быть нельзя.

Итак, согласно Библии, перепела покрыли израильский стан. Что по этому поводу говорит современная наука? «Исход израильтян начался весной, во время большой миграции птиц. Из Африки, где летом становится нестерпимо жарко, птицы мигрируют в Европу двумя путями. Один путь пролегает через западное побережье Африки в Испанию, другой — через восточное Средиземноморье на Балканы. В первые месяцы года перепела вместе с другими птицами, направляясь по восточному пути, пересекают Красное море. Утомлённые длительным перелётом, они приземляются на прибрежной равнине, чтобы собраться с новыми силами для дальнейшего путешествия через высокие горы… и даже сегодня весной и осенью в этом районе бедуины ловят руками ослабевших приземлившихся птиц» [3]. Случай с перепелами подтверждает и римский историк Иосиф Флавий: «И действительно, спустя немного времени из-за моря прилетело множество перепёлок (эта порода птиц водится более других у Аравийского залива), а так как они были в одно и то же время очень утомлены от перелёта, да перепёлки и вообще летают ниже других птиц, то они спустились на землю как раз среди еврейского стана» [4]. Историчность случая с перепелами отмечена и в примечаниях к истории Флавия, сделанного ведущими белорусскими историками профессорами Федосиком В.А. и Довгяло Г.И. [5]. Исследуя случай с перепелами следует сделать небольшой экскурс вперёд и обратиться к книге Числа, 11 главе. Там сообщается о новом ропоте народа и его требовании предоставить мясо (Числ. 11:4). Там так же говорится, что народ открыто начал негодовать по поводу манны, которая надоела ему. И тогда «…поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11:31-34). Как видим, истории, записанные в Исходе и Числах, очень сходны: ропот, перепела, занесенные от моря; но в первом случае евреи спокойно ели их, а во втором — после их употребления покрылись страшными язвами и многие умерли. Как разрешить этот вопрос? Оказывается, очень просто. «Директор Пастеровского института в Алжире профессор Сержан обнаружил, что на Синайском полуострове действительно иногда появляются ядовитые перепела. Это птицы, которые перед отлётом в Европу останавливаются в Судане и кормятся там зёрнами с отравляющими свойствами. Мясо таких птиц вредно и даже опасно для человеческой жизни. Израильтянам, видимо, не повезло. Они охотились именно на таких перепелов, и их злосчастное приключение нашло отражение в библейском сказании» [6]. Эти два эпизода показывают еще раз, что случайностей не бывает и события, происходящие в природе, направляются рукой её Творца, пославшего сначала здоровых, а затем перепелов с отравленным мясом, причём строго в определённый момент.

Итак, вернёмся к рассмотрению 16 главы книги Исход, где упомянуто еще о манне, которую каждый день (кроме субботы) собирали израильтяне. Вот, что по этому вопросу пишут даже неверующие учёные: «Сенсационные результаты дали исследования… манны. В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины — большие любители этого лакомства — с наступлением весны толпами отправляются собирать белые липкие шарики, как мы собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма — количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. Любопытно, что мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием ман» [7]. «К сведению читателей: каждый, кто интересуется манной, может найти её в перечне экспорта Синайского полуострова. Более того, она зарегистрирована в каждом ботаническом справочнике Ближнего Востока — это растение Tamarix mannifera Ehr. … Ученые-ботаники из Иерусалимского Еврейского Университета Фридрих Симон Боденхаймер и Оскар Теодор отправились на Синайский полуостров, чтобы прояснить раз и навсегда спорный вопрос о существовании манны. На протяжении нескольких месяцев двое ученых занимались исследованием высохших русел и оазисов во всём районе Синайских гор. Их отчёт вызвал сенсацию. Они не только привезли с собой первые фотографии манны…, но также установили фактическую достоверность библейского рассказа о скитаниях израильского народа по пустыне. Действительно без тли, упомянутой впервые Эренбергом, в тех местах вообще не могло бы быть манны… В 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью „Symbolae Physiae“… Его объяснения… что это пресловутая манна — ни что иное, как секреция, выделяемая тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли, обнаруженной на Синае… эти маленькие насекомые живут, главным образом, за счёт тамариска — местной разновидности деревьев на Синае. Они выделяют особую смолистую секрецию, которая, по словам Боденхаймера, по форме и размерам напоминает зёрнышко кориандра. Когда она падает на землю, имеет белый цвет, который через некоторое время меняется на желто-коричневый… Больше всего она похожа на вкус мёда, когда он уже засахарился после долгого хранения» [8]. В Библии говорится: „она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепёшка с мёдом“ (Исх. 16:31). Данные экспедиции подтверждают также и другие детали библейского описания манны: „И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло“ (Исх. 16:21). И сейчас точно таким же образом бедуины Синайского полуострова спешат собрать по утрам как можно раньше эту „mann es-Sama“ — „манну небесную“, торопясь опередить жестоких конкурентов — муравьев. В отчете экспедиции говорится: „Они начинают собирать манну, когда температура почвы достигает 21 градуса по Цельсию — это происходит около 8:30 утра. До этого времени насекомые малоактивны“; как только муравьи начинают оживляться, манна исчезает. Должно быть, то же самое имелось в виду, когда в Библии говорится, что манна „таяла“. Бедуины предусмотрительно не забывают тщательно закрывать горшки, в которые они собирают манну, чтобы муравьи не набросились на нее. Точно так же было и в дни Моисея во времена пребывания израильтян в пустыне: „Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…“ (Исх. 16:20)» [9]. Итак, библейские сообщения о манне подтверждаются вплоть до мельчайших деталей. Однако во времена Моисея с манной имели место и явные чудеса. Во-первых, выпадающей манной израильтяне питались на протяжении всего года, тогда как она должна выпадать только в определенное время года. Во-вторых, количества выпадающей манны хватало для насыщения полумиллиона людей. Тогда как ее количества из года в год бывают весьма различные, в зависимости от благоприятных зимних дождей, и такого объема никогда еще не наблюдалось. В-третьих, в субботу манна не выпадала, а во взятой с пятницы манне не заводились черви. Исследуя чудеса, описанные в Библии, мы видели, что все они подтверждаются наукой и сами основаны на законах природы. Только в появлении чудес законы природы соединяются удивительнейшим и точнейшим образом, в неразрывной зависимости с историей деятельности человека, как это было, например, при потопе. Здесь можно привести такой пример: согласно физическому закону тяготения вода не может течь наверх. Однако, включая кран на девятом этаже, мы видим, как из него течёт вода, подаваемая с первого этажа. Означает ли это, что нарушен закон тяготения? Отнюдь нет. Просто при постройке дома введены третьи элементы, корригирующие этот закон. Точно так же и Бог, проявляя чудеса, использует Им Самим же созданные законы природы и их взаимодействия между собой, вводя, если нужно, третий и четвертый закон, корригирующие первые два.

В следующей главе мы узнаем о связанных богах Египта.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 6 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Келлер В. Библия как история. - М.: Крон-Пресс, 1998, стр. 140-141.

[2] Косидовский З. Библейские сказания. - М.: Политиздат, 1978, стр. 151.

[3] Келлер. Указ. соч., стр. 141-142.

[4] Иосиф Флавий. Иудейские древности, в 2 т. - Минск: Беларусь, 1994, книга 3, глава 1, 5, стр. 115.

[5] Флавий. Указ. соч., прим. стр. 526.

[6] Косидовский. Указ. соч., стр. 152.

[7] Косидовский. Указ. соч., стр. 150.

[8] Цит. по Келлер. Указ. соч., стр. 143-144.

[9] Келлер. Указ. соч., стр. 142-144.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко