А. А. Опарин. «И камни возопиют…»
Часть I. Археологическое исследование книги пророка Даниила

Глава 9

Валтасаров пир

В то время как воины Кира отводили русло реки, вавилоняне, «засевшие в крепости, смеялись над этой осадой, потому что у них было запасов больше, чем на двенадцать лет. Узнав об этом, Кир поделил свое войско на двенадцать частей с тем, чтобы каждая часть несла сторожевую службу один месяц в году (см. пункт 15 выводов из пророчеств предыдущей главы. — А.О.). Услышав об этом, вавилоняне еще более развеселились, представляя себе, как будут сторожить фригийцы, мидяне, арабы, каппадокийцы, которые, как они считали, все были более расположены к ним, чем к персам» [*1].

Как видим, сам царь мидоперсов не рассчитывал быстро покорить город, если повелел разделить свое войско для несения сторожевой службы у города по месяцам. И действительно, осады городов в древности длились годами: Иерусалима — 11 лет, Тира — 21 год и т. д. Но Божественное пророчество, сказанное через Иеремию, гласило, что город падет быстро и внезапно (Иерем. 51:8), и что его князья, военачальники, воины будут в состоянии опьянения, так как в Вавилоне в это время будет идти огромный пир (Иерем. 51:57; 51:39), и что царь будет беспомощен в день нашествия (Иерем. 50:43; 51:31).

Библейское свидетельство

Смеясь над осаждающими и полагаясь на мощь вавилонских стен, Валтасар устраивает пиршество. Спустя века, трудно сказать, что заставило его сделать это — желание подбодрить своих воинов и горожан, показать этим персам уверенность в своей силе, а может быть, царь хотел в вине утопить свой страх перед будущим, будораживший его душу? Но как бы то ни было, то, что случилось, было предсказано Богом за много лет до того, как это произошло. Итак, перенесемся мысленно в Вавилон: 12 октября 539 год до Р. Хр. Над городом спускается ночь. Но чем тише становится в природе, тем громче крики на улицах и ярче огни. К царскому дворцу, построенному 30 лет назад Навуходоносором, стекаются толпы народа, но пропускают лишь вельмож и приближенных царя, спешащих на праздник». Царь Валтасар устроил большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принесть золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… и пили из них царь и вельможи… и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан. 5:1—4). Одурманенный вином, почувствовав себя всесильным под его парами, царь совершает святотатство — он бросает вызов Богу.

Анналы истории

Здесь мы проследим исполнение пунктов 8, 10, 12, 15, 16 выводов из пророчеств, записанных в предыдущей главе. Последнюю ночь Вавилона описывают многие античные авторы: «Между тем Кир узнал, что в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют… теперь мы нападем на них в тот момент, когда многие из них спят, другие пьяны, и никто не соблюдает никакого порядка… «Конечно,— согласились люди Гобрия,— не будет ничего удивительного, если ворота царского дворца окажутся даже не запертыми. Ведь сегодняшней ночью весь город предается разгулу (пункт 12 выводов из пророчеств. — А.О.[*2].

Греческий историк Геродот, посетивший Вавилон в 5 веке до Р. Хр. и знавший его историю, пишет: «В то время по случаю праздника плясали и веселились (пункт 12 выводов из пророчеств. — А.О.) до тех пор, пока слишком хорошо не узнали свое ужасное поражение» [*3].

Можно себе представить, какой бы страшной оргией закончился пир, но… «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан. 5:5). Насмерть перепуганный Валтасар призывает для расшифровки надписи Даниила, который и дает объяснение: «Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан. 5:26—28; 30). Таков был страшный конец пира, а вместе с ним и падение Золотой Вавилонской империи.

«В эту ночь только стемнело, Кир поднял множество людей и с их помощью открыл рвы для речной воды. Лишь только это было сделано, как вода, ночью же, хлынула во рвы, и русло реки в городе стало проходимым для людей (пункт 16 выводов из пророчеств. — А.О.). Когда этот участок реки стал, таким образом, подготовлен для прохода, Кир передал приказ хилиархам персидской пехоты и конницы построить каждую тысячу… они двинулись в путь. Всех, кто попадался им навстречу, они убивали на месте, но некоторые успевали бежать и укрыться в домах или принимались кричать. Люди Гобрия со своей стороны отвечали им криком, как будто они тоже принимали участие в гулянии. Продвигаясь как можно быстрее, они подошли, наконец, к царским дворцам. Тут воины, шедшие с Гобрием и Гадатом, обнаружили, что ворота дворца заперты. Но те, кто должны были напасть на стражников, застали их пьющими при свете яркого огня и вмиг разделались с ними так, как полагается с врагами. Поднялись шум и крики, которые услышали во дворце. Тогда царь приказал выяснить, что случилось, и некоторые из его людей, открыв ворота, выбежали наружу. Как только воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись внутрь и, преследуя и избивая врагов, устремившихся обратно во дворец, добрались до царя. Они застали его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним (пункт 8 выводов из пророчеств. — А.О.). Находившиеся при нем люди также погибли… Когда с наступлением дня вражеские воины, занимавшие укрепленные цитадели, узнали, что город взят, а царь погиб, они тут же сдали и эти укрепления» [*4].

Геродот, также описавший штурм города, хотя и в более спокойных тонах, чем Ксенофонт, все же не может скрыть своего удивления, что все обстоятельства были против вавилонян: «…Персидский царь отвел реку… после того, как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы… вошли в Вавилон (пункт 16 выводов из пророчеств. — А.О.). Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город, но даже совершенно уничтожили бы врага. Ведь они могли просто запереть все идущие к реке ворота, и взойдя на стены по обоим берегам реки поймать персов, как в ловушку… Город же Вавилон был настолько огромный, что по рассказам тамошних людей, горожане, жившие в центре, не знали, что враги уже заняли окраины. В это время, по случаю праздника, они плясали и веселились…» [*5]. «В то время как грозные войска Кира приближались к Вавилону, царь вавилонский ничего не предпринимал для обороны своей столицы. Он надеялся, что Вавилон, окруженный двойным рядом толстых стен, никогда не будет взят приступом. Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию… Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекою… Вода из реки устремилась в канал, а оттуда в глубокое озеро… Вавилон был взят» [*6].

По сути, как мы увидели, не было даже боя как такового, произошло лишь истребление полупьяной дворцовой стражи во главе с бессильным царем и попавшихся под руку горожан.

Вавилонская хроника

В «Летописи» Набонида, последнего вавилонского царя, которого победители пощадили, говорится: «Гобрий, правитель Гутиума, и армия Кира вошли в Вавилон без боя» [*7]. Описание захвата Вавилона содержится и в так называемом «цилиндре Кира», составленном по приказу царя мидян и персов: «Когда я мирно въехал в Вавилон и посреди торжеств и ликования вступил в свою царскую резиденцию, великий властелин Мардук обратил ко мне сердца вавилонян; я же в свою очередь ежедневно почитал его поклонением».

Итак, город действительно был взят быстро и внезапно (пункт 9 выводов из пророчеств), что не ожидали сами вавилоняне и чего не мог предугадать и Кир, разглядывавший еще накануне неприступные стены и башни столицы мира и приготовившийся к осаде (пункт 15 выводов из пророчеств), но которая не понадобилась. Город находился в состоянии всеобщего опьянения (пророчество 12) и достался персам без боя, которые легко истребили дворцовую стражу и беспомощного царя Валтасара (пункт 8 выводов из пророчеств). Прежде чем мы перейдем к рассмотрению оставшихся пророчеств о Вавилоне, мы раскроем личность одного царя, имеющего прямое отношение к Вавилону, существование которого оставалось под вопросом долгие годы.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 9 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева
[*1] Ксенофонт. Киропедия. М., Наука. 1976. 7, 5. стр. 172.
[*2] Ксенофонт. Указ. соч. стр. 172—173.
[*3] Геродот. Указ. соч. Кн. 1, 191. стр. 84.
[*4] Ксенофонт. Указ. соч. стр. 173.
[*5] Геродот. Указ. соч. Кн. 1, 191. стр. 84.
[*6] Дубнов С. М. Краткая история евреев. С.-Пб., 1912. стр. 147.
[*7] ANET. Указ. соч. p. 306.

Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко