История отступления
Как же получилось, что столь ясные библейские указания и советы
были проигнорированы и забыты на многие века? Обратимся к истории
церкви.
До 4 века по Р. Хр. христианская церковь следовала этим
предписаниям Библии. Однако в 323 году, когда при Константине
Первом церковь из гонимой превратилась в государственную, изменился
не только ее статус, но и устройство. Класс пресвитеров из
служителей своих ближних превратился в отцов церкви. Помимо
политического влияния и огромных земельных богатств, они захватили
и духовную власть, которая вскоре превратилась в духовный контроль
над умами и совестью людей, лишив их права выбора, предоставленного
человеку Самим Богом.
Одним из инструментов для достижения этого стала известная
«святая» инквизиция. Такой контроль, конечно же, был бы невозможен,
если бы вопрос прощения грехов, иными словами, вопрос спасения,
решался только бы между человеком и Иисусом Христом, как это
указано в Библии, без каких бы то ни было посредников.
Но одной инквизиции дьяволу было мало. Нужен был сложный
механизм, который бы позволил лишить людей надежды на прощение и
спасение. Но поскольку Библия утверждала, что для прощения, а
значит, и спасения, достаточно покаяться и попросить в личной
молитве Христа простить грехи и дать силу больше их не совершить,
нужно было включить между человеком и Христом посредника в лице
священника, без которого доступ к Богу, якобы, невозможен. Отныне
было объявлено, что без участия посредника человек лишен
непосредственной связи со своим Спасителем.
Свою функцию этот посредник осуществлял с помощью двух рычагов —
индульгенций и исповеди перед священником. Рассмотрим их
подробнее.
Индульгенции
Слово индульгенция происходит от латинского — indulgentia
(милость).
Индульгенция представляла собой папскую грамоту, свидетельство
об отпущении грехов как прошлых, так настоящих и будущих (!),
выдаваемую за деньги или за особые заслуги перед католической
церковью. Богословие обосновывает индульгенцию тем, что
католическая церковь обладает, якобы, неким запасом добрых дел,
совершенных Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно
покрывать грехи людей [*1].
Индульгенции давались первоначально при наличности раскаяния,
проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество)…
право раздавать индульгенции давали епископам в аренду за ежегодный
взнос» [*2].
Итак, индульгенция выполняла следующие функции:
1. Освобождала человека от грехов как прошлых, так настоящих и
будущих.
2. Эти грехи покрывались из сокровищницы добрых дел, совершенных
когда-то Христом, Девой Марией, апостолами, мучениками, и которые
находились, якобы, в распоряжении церкви.
3. Отпущение грехов продавалось человеку за деньги.
Представьте себе картину, так часто встречающуюся в Средние
века: человек приходит к священнику и покупает у него индульгенцию,
прощающую ему воровство или убийство, которое он замыслил.
Прокомментируем теперь эти три основных положения текстами из
Библии:
«…Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей;
праведностью своею они спасли бы только свои души…» (Иез.
14:20).
Итак, праведник своей праведностью может спасти только самого
себя.
«Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра,
идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.
55:1).
«…Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни
даром» (Откр. 22:17).
«…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во
Христе Иисусе» (Римл. 3:24).
«И сказал мне: Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и
конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий
наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном…» (Откр.
21:6—7). Вот и ответ насчет спасения и прощения за деньги.
Впервые индульгенции появились в 11 веке, первоначально
освобождая человека от наложенного церковью какого-либо наказания.
В 13 веке, купив индульгенцию, разумеется, за особую и немалую
цену, человек мог вызволить из чистилища страдающую там душу своих
близких, земная жизнь которых подчас вряд ли давала им право на
рай. При этом богатые находились по сравнению с бедными в более
выгодном положении, ибо их денег хватало, чтобы себе и близким
обеспечить спасение и вечную жизнь, неимущим же не было никакой
надежды на прощение и спасение. Монахи, продавцы индульгенций,
говорили: «Sobald das Geld im Kasten Klingt, die Seele aus dem
Fegfener springt» («Как только деньги в ящике звякнут, душа из
чистилища выскочит»).
Исповедь
Вторым средством в борьбе за власть стало введение в 508 году по
Р. Хр. исповеди перед священником (в 1215 году она стала
обязательной для всех под страхом смертной казни). Отныне каждый
христианин определенное количество раз в году должен был являться
для исповеди перед священником, который затем отпускал ему грехи.
Тех, кто противился власти и указам папы римского, подвергали
анафеме (проклятию). Такой человек лишался права посещать церковь,
исповедоваться, иными словами, был лишен права на отпущение грехов
и спасение. Ему никто под страхом смерти не мог дать еды, приют,
взять под защиту. Гонимый всеми, несчастный претерпевал не только
физические, но и душевные муки, считая себя навеки погибшим. Не
только отдельные люди, но и целые страны подвергались за ослушание
папскому указу наказанию — интердикту. Так, только в 1208 году
интердикт был наложен на Англию и Тулузское графство. Много раз
интердикт накладывался на Францию, Германию, итальянские города и
т. д. На этот период в странах закрывались все церкви, не
совершались ни обряды погребения на похоронах, ни обряды венчания
на свадьбах. Те, кто умирал в то время, не могли исповедаться, а
следовательно, умирали в страшных душевных муках, ибо были уверены,
что их души после смерти сразу попадут в ад.
|