Библейский ответ
Откроем Библию, Первое Послание апостола Петра 2:9: «Но вы — род
избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в
удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный
Свой свет». Кто же этот святой народ, к которому обращается апостол
Петр? Быть может, это апостолы, пророки? Но нет, в первой главе
того же Послания мы читаем, что Петр обращается к верующим членам
церквей Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Давайте
прочитаем, что же о святых пишет апостол Павел? «Всем находящимся в
Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от
Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». (Римл. 1:7). Обращаясь к
Колосской церкви, Павел говорит: «Итак, облекитесь, как избранные
Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость,
смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:12). Святыми
апостол Павел называет и верующих Ефеса: «Павел… находящимся в
Ефесе святым и верным во Христе Иисусе…» (Ефес. 1:1), «И он
поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения…»
(Ефес. 4:11—12); и верующих Коринфа: «Павел… церкви Божией,
находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» (2-Кор.
1:1). Из этих Посланий мы видим, что жизнь каппадокийских, римских,
ефесских, коринфских христиан не всегда была безупречна, у них были
грехи, и нередко весьма тяжелые, но все же все они названы святыми.
Почему? Дело в том, что слово «святой» на русский язык переводится
как «отделенный», т. е. отделенный от власти сатаны, от мирских
обычаев и устремлений, отделенных на служение своим ближним.
Апостол Петр призывает всех верующих христиан: «Посему
возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно
уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как
послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в
неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого (т. е. Бога.
— А.О.), и сами будьте святы во всех поступках; ибо
написано: „Будьте святы, потому что Я свят“» (1-Петра 1:13—16).
Итак, мы увидели, что святыми, согласно Библии, является не
какая-то отдельная группа людей, а все верующие во Христа
Иисуса.
Теперь посмотрим, что говорит Библия о некоторых из тех, кого
сегодня именуют святыми посредниками и ходатаями за людей, называют
праведниками, не имевшими греха. Но вначале скажем, что в Житиях
Святых, где рассказано о жизни и деятельности ныне почитаемых
церковью как святых, многие из этих людей представлены с раннего
детства абсолютно и никогда не грешившими. Если же мы внимательно
исследуем Библию, то увидим, что, например, апостол Петр
представлен таким, каким он был в действительности, грешным и
слабым человеком, временами вспыльчивым, временами боязливым. Мы
можем прочитать в Евангелиях от Матфея 26:35—45, 69—75; от Марка
14:32—42, 66—72; от Луки 22:33—34, 54—62; от Иоанна 18:25—27, о
том, как Петр с двумя другими апостолами Иоанном и Иаковом спали в
Гефсимании, перед самым арестом Иисуса Христа, несмотря на то, что
Спаситель просил их молиться и бодрствовать вместе с Ним, в самый
трудный для Него час. Они спали… Мы узнаем о том, как тот самый
Петр, который незадолго до того был на словах готов идти за
Спасителем и в огонь, и в воду, отрекся от Него, фактически предал
Его из страха за свою жизнь, сказав, что не знает Его. Что же было
после Распятия Христа? Чем занимались Его ученики-апостолы? «Были
вместе Симон Петр, и Фома… и Нафанаил… и сыновья Зеведеевы
(апостолы Иоанн и Иаков. — А.О.), и двое других из
учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему:
идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку…» (Ин. 21:2—3).
После смерти Христа ученики Его были глубоко разочарованы, ибо они
не понимали миссии Христа на земле, и не переставали надеяться на
то, что Иисус на земле создаст царство, где они займут видное
положение: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и
сказали: «Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим…
дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую,
в славе Твоей… И услышавши, десять стали негодовать на Иакова и
Иоанна… Иисус же… сказал: «…кто хочет быть первым… да будет всем
рабом» (Мк. 10:35—44). Фома, один из двенадцати апостолов Христа,
когда услышал о том, что другие ученики видели воскресшего Господа,
сказал: «…если не увижу… не поверю… пришел Иисус… потом говорит
Фоме… посмотри… и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:24—29).
В Библии мы читаем о „сынах громовых“ — так Христос называл
апостолов Иоанна и Иакова: «И послал вестников пред лицем Своим… в
селение Самарянское… но там не приняли Его… видя то, ученики Его
Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь
сошел с неба и истребил их…? Но Он, обратившись к ним, запретил им
и сказал: не знаете, какого вы духа…» (Лк. 9:52—56).
Здесь, как и во многих других местах, мы видим апостолов такими
же грешными и слабыми людьми, как вы и я, дорогой читатель!
Надеждой апостолов был только Христос, благодаря Которому, уповая
на Него, они стали теми, кем стали — победителями, и победителями
прежде всего самих себя! Об этом очень ясно рассказывает Библия.
Казалось бы, ну к чему же было рассказывать в этой Книге о грехах и
человеческих слабостях пророков и апостолов? Но иначе и быть не
могло прежде всего потому, что Автором Библии является Сам Бог,
поэтому эта Книга — самая правдивая на свете Книга в отличие от
книг, авторами которых являются люди!
В книге Деяния в главе 3 описан случай, когда Петр и Иоанн
исцелили хромого: «И как исцеленный хромой не отходил от Петра и
Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался… Увидев это, Петр сказал
народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на
нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что
он ходит? Бог… прославил… Сына Своего Иисуса… и ради веры во имя
Его, имя Его укрепило сего (исцеленного человека. — А.О.)…
и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми
вами» (Деяния 3:1—16). Мы видим, что Петр и Иоанн ни в коем случае
не приписали себе, своей праведности, своей безгрешности, или
своему благочестию то, что произошло, но воздали славу Богу, и
признали, что они тут ни при чем, Иисус исцелил хромого!
И еще хотелось бы в свете Библии посмотреть на Марию, мать
Христа, действительно очень достойную, замечательную женщину,
которая заслуживает большого уважения. Предоставим слово самой
Марии, ибо в Евангелии от Луки приведены ее слова: «…величит душа
моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем…» (Лк.
1:46—47). Ясно сказано, что Мария также нуждалась в Спасителе, как
и все без исключения люди, как и мы с вами, дорогой читатель!
Продолжим чтение Евангелия от Луки и откроем главу 2, где мы
узнаем, как Мария и Иосиф потеряли Христа, Которому было двенадцать
лет, и три дня не могли Его найти (Лк. 2:42—51).
Нигде ни в одном месте Библии, ни во время Своей земной жизни,
ни после воскресения, перед вознесением, не написано о том, что
Христос дал людям повеление молиться Своей матери Марии или кому-то
из пророков или апостолов. Напротив, мы читаем о том, что в Своей
земной жизни среди людей Иисус был очень одинок, и часто не находил
понимания даже у самых близких людей, и в том числе у Своей матери
Марии: «И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что
Он вышел из Себя… И пришли Матерь Его и братья Его и, стоя вне
дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали
Ему: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои… спрашивают Тебя». И отвечал
им: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» И, обозрев сидящих вокруг Себя,
говорит: «Вот Матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять
волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк. 3:21; 31—35). Вы
обратили внимание, зачем Мария и братья Христа пришли за Ним? «Ибо
говорили, что Он вышел из Себя» — иными словами, Мария и другие
родственники Христа решили, что Он… сошел с ума! Как ни горько
читать это место в Библии, но факт остается фактом: Христос очень
часто видел непонимание и недоверие даже со стороны самых близких
людей.
В Евангелии от Луки записаны слова Христа: «…одна женщина…
сказала Ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя
питавшие!» А Он сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и
соблюдающие его» (Лк. 11:27—28).
В Библии написано также, что о Своей матери Христос заботился
даже тогда, когда находился в муках на Голгофском кресте: «Иисус,
увидев Матерь и ученика тут стоящего… говорит матери Своей: «Жено!
Се, сын твой». Потом говорит ученику: «Се, матерь твоя!» И с этого
времени ученик сей взял ее к себе» (Ин. 19:26—27). Из истории
известно, что Мария жила у апостола Иоанна до своей смерти, и Иоанн
нежно заботился о ней. Иисус даже на Голгофе показал незыблемость
Закона Божьего, всех 10 заповедей, и поступил в соответствии с
пятой заповедью, позаботился о Своей матери. Ни в одном месте
Библии, подчеркнем это еще раз, не написано, что кто-то из
апостолов или Мария воскресли и вознеслись на небо, и что Бог
повелел к ним или через них возносить молитвы. Напротив, они
представлены слабыми людьми, нуждающимися в Спасителе, и нередко
совершавшими ошибки и грехи.
Этапы обожествления Девы Марии:
1. На 3-ем Вселенском соборе в Ефесе в 431 году
по Р. Хр. Дева Мария была объявлена Богородицей и Царицей
Небесной.
2. С 12 века распространяется предание о
непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной. Иными словами, Дева
Мария имела, якобы, небесное происхождение, как и Христос.
3. В 1854 году это предание было принято
католической церковью как догмат.
4. 1 ноября 1950 года был принят догмат о
телесном вознесении Девы Марии на небо.
5. В 1964 году папа Павел Шестой объявляет
Марию «Матерью церкви».
6. С 1993 года ведется сбор подписей среди
верующих под ходатайством к папе с просьбой объявить деву Марию
Соискупительницей, согласно этому догмату, находящемуся пока в
стадии планирования, Мария участвует в искуплении, достигнутом ее
сыном; благодать и ответы на молитвы даруются Христом только после
ходатайства Марии, иными словами, без участия Девы Марии получить
прощение и спасение невозможно (!?).
Свою подпись под этим ходатайством уже поставили представители
157 стран и среди них более 500 епископов и 42 кардинала.
7. В папском послании «Dies Domini» от 7 июля
1998 года в § 86 положения этого догмата, провозглашающего Марию
богом, совершенно определенны.
Теперь посмотрим, что говорит Библия по поводу посреднических
молитв святых к Богу за человека.
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками,
человек Христос Иисус…» (1-Тим. 2:5).
«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12).
«Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению
спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа…» (1-Фес. 5:9).
«И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез
Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20).
«О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него
получит прощение грехов именем Его» (Деяния 10:43).
Как мы ясно видим из Библии, между Богом и человеком есть только
один единственный Посредник — Христос Иисус! И только молитвы во
Имя Его слышит Бог! Посредничества и ходатайства перед Богом за
человека святых и Девы Марии просто нет! Так утверждает Сам Бог в
Своем Слове — Библии! Напротив, утверждение обратного, того, что не
согласуется с Библией и противоречит Слову Бога, является
оскорблением Бога и пренебрежением Христа! Это недоверие Богу и
отвержение Его любви к нам. Обращаясь вопреки воле Бога к святым (о
которых, кстати, как мы уже писали, нигде не сказано, что они
воскресли и что они ходатайствуют за людей перед Богом!) мы словно
бы говорим Творцу: «Ты жесток, грозен, суров, мы боимся Тебя и
опасаемся иметь дело с Тобой непосредственно», забывая, что Бог по
великой любви к нам, детям Своим, «…так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
И поэтому, вознося молитвы к святым или Деве Марии, мы не только
оскорбляем Бога своим недоверием к Нему, но и обращаемся к тем, кто
давно умер и сотни лет покоится в земле! (См. главу «Вести от умерших близких» данной
книги).
В книге Откровение приведен интересный случай, как апостол Иоанн
хотел поклониться ангелу и поблагодарить его, и что из этого вышло:
«Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к
ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он
сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе, и
братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу
поклонись» (Откр. 22:8—9).
Итак, суммируем библейский взгляд на
святых:
1. Святыми Библия называет всех верующих во
Христа Иисуса.
2. Посредником между Богом и человеком является
только Христос!
3. Только молитвы во имя Христа слышит Бог.
4. Библия запрещает поклонение не только
святым, Марии, но и ангелам.
5. Наконец, как говорит нам история Нового
Завета, апостолы и Мария не были безгрешными: у них были свои
слабости, недостатки и они совершали ошибки и грехи, и как и мы,
нуждались в животворящей силе Христа.
6. Библия не свидетельствует о воскресении и
вознесении апостолов и Девы Марии. (Из всех людей только Енох и
Илия не увидели смерти и были живыми взяты Богом на небо (Быт.
5:24, Евр. 11:5; 4-Цар. 2:1, 9-11), а из умерших воскрес только
Моисей и был взят на небо (Втор. 34:5-6, Иуд. 1:9, Лк. 9:30-31), но
нигде не сказано, что им следует возносить молитвы, или что они
являются ходатаями за людей перед Богом — нигде, ни в одном месте
Слова Божьего Библии не говорится об этом, и Сам Христос во время
жизни земной ни разу не сказал об этом и не дал такого совета Своим
последователям).
|