История отступления
Египетское наследство
Сегодня многие считают, что иконы — явление чисто христианское,
и что все, выступающие против икон, выступают против основ
христианства. Особенно такие взгляды сильны в России и Украине.
Однако это не так. «Техника иконы также зародилась в Египте.
Исконному белому левкасу под красочным слоем соответствует у
египтян слой тонкого известкового грунта; те же минеральные
красители входят в состав красок; также последовательно
используется локальный (однородный в пределах красочного поля)
цвет… Возникновение иконы церковная археология издавна связывает с
египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце
19 века были найдены в оазисе Файюм (Эль-Файюм) в Египте. Египтяне
тогда упростили погребальный обряд, заменив прежние саркофаги
дощечками с портретом усопшего — несколько идеализированным
изображением человека, который уже стал сопричастен вечности. Для
египетской традиции характерны плоскостность, графичность живописи,
ликов, изображенных на иконах. Очевидно и сам принцип построения
пространства на иконе — отсутствие линейной перспективы,
изображение строений как бы в плане и т. д. восходит к египетской
традиции» [*1].
Итак, иконы имеют чисто языческое происхождение. Однако, если мы
откроем уставы и катехизис некоторых церквей, то там прочтем, что
начало иконам в христианстве положил… Сам Христос (?), оставив
несколько Своих нерукотворных образов. И поэтому, прежде чем мы
перейдем к рассмотрению того, как иконы проникли в христианство, мы
кратко расскажем об этих нерукотворных образах. Самой большой
известностью среди них пользуется Туринская плащаница. Во-первых,
как один из самых древних, а во-вторых, как признаваемая еще в 80-х
годах нашего столетия за подлинную. Все другие нерукотворные образы
Христа были со временем признаны самой церковью подделкой. «По
преданию, в эту плащаницу был завернут Христос после снятия с
креста. На ней отчетливо проступают контуры человеческого тела
ростом около 180 см, со следами ран на руках и ногах. Первое
упоминание об этой плащанице относится к 1353 году, когда она
появилась во Франции. С 1578 года она находится в городе Турине,
откуда и получила свое название. На протяжении долгих лет реликвия
вызывала споры, пока, наконец, в 1986 году папа Иоанн Павел Второй
не дал разрешение на проведение радиоуглеродного исследования
плащаницы. В октябре 1988 года архиепископ Туринский провел
пресс-конференцию, на которой сообщил, что в лаборатории определили
«возраст» Туринской плащаницы — между 1260 и 1390 годами» [*2].
Очевидно, в указанное время какой-то человек был казнен через
распятие, как в свое время Христос, и «сняв отпечатки, выдали ткань
за погребальный покров Христа» [*3]. В книге «Закон Божий» протоиерея С. Слободского
описан еще один нерукотворный образ: «Сам Спаситель дал нам Свое
изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и
чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря.
Когда больной князь помолился перед нерукотворным изображением
(образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей» (с. 48).
Упоминаемый здесь Авгарь Пятый Черный, был князем небольшого
Осроенского государства, существовавшего с 137 года до Р. Хр. по 216
год по Р. Хр.
То, что этот рассказ является сказочным преданием, вымыслом,
признают сами же православные, не говоря уж об ученом мире, ибо
полная несостоятельность этого предания никогда не оспаривалась. Но
мы здесь приведем цитату из Полного Православного богословского
энциклопедического словаря: «Авгарь, по преданию, написал Спасителю
письмо с выражением веры в Него… и с приглашением прибыть в свою
столицу Эдессу, исцелить его и разделить с ним царство. Но Господь
отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия
закончена, и Он восходит к Своему Отцу. Подлинность этой переписки
наукой отвергается. По свидетельству того же предания, для
исцеления Авгаря Спаситель послал апостола Фаддея, который и
положил в Эдессе начало христианству, хотя, по данным исторической
науки, основание Эдесской христианской общины относится лишь к 11
веку» [*4]. Само же полотно
(полотенце) увидело свет только в Эдессе, до этого, как уверяют
церковнослужители, оно 500 лет пролежало в стене. Интересно, что ни
один историк того времени, и в частности Прокопий Кесарийский,
описывающий то время, будучи верующим человеком, ничего не пишет об
этом образе. К тому же само предание возникло только в 4 веке, как
раз в то время, когда иконы только начинали входить в церковь, и
поэтому причина его появления становится весьма понятной. Итак,
иконы имеют языческое происхождение, и все попытки связать их
происхождение со Христом не только не состоятельны, но нелепы и
весьма грубы.
От отвращения к почитанию
«Первые христиане чувствовали непреодолимое отвращение к иконам…
Закон… строго запрещал изображать Божество в каком бы то ни было
виде, и избранный народ твердо держался этого правила и в принципе,
и на практике. Остроумие защитников христианства изощрялось над
безрассудными идолопоклонниками, преклонявшимися перед
произведениями своих собственных рук» [*5].
Понимая это, дьявол очень осторожно вводил это лжеучение. Оно
было для него очень важным, ибо, утвердив его, он превращал
христианство в язычество, полное суеверий.
Поэтому «введение культа символических изображений началось с
поклонения кресту и мощам… Но еще более интересным, чем череп или
сандалии, напоминанием об усопшем святом служило… изображение его…
Первые попытки были осторожны и нерешительны, и поклонение этим
изображениям допускалось с целью просветить людей невежественных,
воспламенить усердие» [*6].
Эта же внешне благородная цель отражена и сегодня в книге
протоиерея С. Слободского «Закон Божий», стр. 48, где дается
обоснование иконам: «Молясь перед иконою, мы должны помнить, что
икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или
угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или
святому, который на ней изображен». Но остановилось ли отступление
на этом? Быть может, иконы были нужны для облегчения духовной жизни
человека? Дальнейшие события, которые мы рассмотрим, дадут ответ
нам на эти вопросы.
«С медленной, но неизбежной постепенностью почести, которые
воздавали оригиналу, были перенесены на копию (икону. —
А.О.). Употребление икон и поклонение им твердо
установились в конце шестого столетия» [*7]. Введение изображений святых также
предназначалось, по словам церковных иерархов, для облегчения
принятия христианства язычниками, привыкшими иметь изображения
своих богов и поклоняться перед ними. Большую роль в почитании
«священных» предметов сыграла мать императора Константина Елена,
совершившая в 326 году путешествие в Иерусалим, в ходе которого
она, якобы, нашла крест, на котором был распят Христос. Духовенство
развеяло все возникшие сомнения, объявив, что крест подлинный.
Затем были найдены гвозди от креста, камешки из пещеры, в которой
три дня покоилось тело Спасителя. После этого путешествия культ
креста начинает прочно входить в христианство. Являясь
первоначально лишь отличительной чертой христиан, крест затем
становится святым предметом, амулетом, оберегающим от напастей, а
затем и прямым объектом поклонения. Потом стали появляться платы с
изображением Христа, после — Девы Марии, иконы. Спустя немного
времени, некоторые иконы были объявлены чудотворными. Мы уже
приводили указание о том, что следует молиться не иконе, а тому,
кто на ней изображен, и что икона — это не сам Бог, а лишь Его
изображение. Теперь позвольте привести еще одно свидетельство из
уже упомянутой книги «Закон Божий»: «Изображение это непременно
освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается
благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают
иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия
проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных». Как видим,
один абзац противоречит другому. Первый говорит, что икона — просто
изображение Бога или святого, а второй утверждает, что икона должна
чтиться нами как святая. Обратите внимание: не тот, кто на ней
изображен, а сама икона.
Среди икон с изображением Христа одни считаются чудотворными, а
другие — нет. Одни исцелить могут, а другие — нет. Но ведь если
икона — это только изображение, тогда тот, кто изображен на ней,
должен сотворить чудо через любой свой образ. Почти в каждой церкви
есть иконы Девы Марии, но сотворить чудо могут далеко не все. И
паломничество идет не просто к иконам, а к чудотворным иконам. В
честь икон (а не тех, кто на них изображен (!), ибо памятные дни
святых празднуются отдельно (!)), только вдумайтесь, уважаемый
читатель, в это, установлены десятки праздников. Вот некоторые из
них:
Дата празд-
нования |
Название иконы |
02.01 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Спасительница утопающих» |
18.02 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Взыскание погибших» |
18.03 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Воспитание» |
19.03 |
Иконы Божьей матери Ченстоховской |
20.03 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Споручница грешных» |
01.04 |
Иконы Божьей матери Смоленской |
27.04 |
Виленской иконы Божьей матери |
01.05 |
Максимовской иконы Божьей матери |
07.05 |
Молченской иконы Божьей матери |
17.05 |
Старорусской иконы Божьей матери |
23.05 |
Киево-Братской иконы Божьей матери |
27.05 |
Ярославской Печерской иконы Божьей матери |
18.06 |
Игоревской иконы Божьей матери |
21.06 |
Ярославской иконы Божьей матери |
24.06 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Достойно есть» |
26.06 |
Икон Божьей матери, именуемых «Семистрельная» и «Нерушимая
стена» |
03.07 |
Моденской иконы Божьей матери |
06.07 |
Владимирской иконы Божьей матери |
09.07 |
Явление Тихвинской иконы Божьей матери |
11.07 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Троеручица» |
12.07 |
Касперовской иконы Божьей матери |
15.07 |
Ахтырской иконы Божьей матери |
20.07 |
Влахернской иконы Божьей матери |
24.07 |
Ржевской и Шуйской икон Божьей матери |
30.07 |
Иконы Божьей матери Святогорской |
02.08 |
Абалацкой иконы Божьей матери |
26.08 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Страстная» |
29.08 |
Феодоровской иконы Божьей матери |
01.09 |
Донской иконы Божьей матери |
04.09 |
Грузинской иконы Божьей матери |
06.09 |
Петровской иконы Божьей матери |
08.09 |
Сретение Владимирской иконы Божьей матери |
15.09 |
Калужской иконы Божьей матери |
17.09 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Неопалимая Купина» |
30.09 |
Иконы Божьей Матери Царьградской и Макарьевской |
01.10 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Целительница» |
20.10 |
Псково-Печерской иконы Божьей матери, именуемой «Умиление»
|
22.10 |
Корсуньской иконы Божьей матери |
25.10 |
Иерусалимской иконы Божьей матери |
26.10 |
Иверской иконы Божьей матери |
04.11 |
Казанской иконы Пресвятой Богородицы |
06.11 |
Иконы Божьей матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» |
02.12 |
Иконы Божьей матери, именуемой «В скорбях и печалях
Утешение» |
10.12 |
Икон Божьей матери, именуемой «Знамение» и
Курская-коренная |
17.12 |
Иконы Божьей матери «Дамаскинской» |
20.12 |
Иконы Божьей матери Селигерской—Владимирской |
Это далеко не полный перечень праздников, посвященных иконам.
Как видим, чествуют не праздник Девы Марии, а чествуют различные
иконы, причем, фактически, как одушевленные. Каждая из этих икон
имеет свое особое действие: одна — исцеляет, вторая —
покровительствует беременным и т. д. Вместо Девы Марии перед нами
выступает Казанская, Владимирская, Курская иконы и т. д. Обратимся
к таблице 3.
Таблица 3
Название икон |
Оказываемая помощь |
Икона Божьей матери «Взыскание погибших» |
исцеляет от зубных и глазных болезней |
Икона Феодоровской Божьей матери |
помогает при трудных родах |
Икона Божьей матери «Нечаянная радость» |
исцеляет от глухоты |
Икона Божьей матери «Избавительница» |
исцеляет от беснования |
Икона Божьей матери «Скоропослушница» |
хранит попавших в кораблекрушение |
Икона Божьей матери «Милостивая» |
помогает при кровотечениях, головных болях |
Икона Божьей матери «В скорбях и печалях Утешение» |
исцеляет немых, расслабленных |
Икона Божьей матери «Знамение» |
помогает от пьянства |
Это очень краткий перечень (составлен по Православному календарю
на 1996 год).
Как видим, иконы стали подобны языческим талисманам, амулетам,
святыням, творящим различные чудеса.
Но не подумайте, что все христиане приветствовали проникновение
в церковь идолопоклонства. «В начале восьмого столетия, в то время
как это злоупотребление достигло полного развития, некоторые из
самых богобоязненных греков были встревожены опасением, что под
маской христианства они восстановили религию своих предков; они не
могли без скорби и раздражения слышать названия идолопоклонников,
которое им беспрестанно давали иудеи и мусульмане» [*8]. Особенно упорная борьба против икон
развернулась в Византии, получившая название иконоборничества,
сотрясавшая Восточную империю более 100 лет. По приказу императора
Льва Третьего (718—741) поклонение иконам было запрещено, а они
сами уничтожены. При сыне Льва Третьего Константине Пятом в
Константинополе в 754 году происходит церковный собор, запретивший
почитание икон. Под этим документом стояли подписи 330 епископов.
Но императрица Ирина резко меняет политику и силой восстанавливает
почитание икон, которое было закреплено на 7-м Вселенском соборе в
городе Никея (Никейский собор).
На соборе было принято решение: «поставлять и полагать в святых
храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста
Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение… После
Седьмого Вселенского собора иконопоклонение было окончательно
узаконено. Христиане должны были целовать иконы, зажигать перед
ними свечи, молиться перед ними» [*9].
Напомним основные вехи проникновения идолов в церковь:
1. В 3 веке появилось символическое изображение
Христа в виде пастуха, несущего ягненка, а Святого Духа — в виде
голубя.
2. В 4 веке вводится почитание креста и святых
мощей.
3. Изображение крестов на одежде
церковнослужителей.
4. Заступнические молитвы перед святыми.
5. Сообщения о «чудесах» у гробниц святых
мучеников.
6. Введение образов святых.
7. Воскурение перед иконами фимиама, зажжение
светильников, коленопреклонение перед образами.
8. Почитание и фактическое обожествление
икон.
В последующие века происходило углубление отступления от Слова
Божьего — Библии, обожествление статуй на Западе, организация
«фабрик» по производству «святых икон и реликвий». «Мощи, игравшие
такую важную роль в гражданской и религиозной жизни средних веков…
были не что иное, как талисманы. Этим священным костям, которые
хранились в раках ювелирной работы, для которых строили затем
громадные каменные раки… приписывались волшебные свойства… Мощи,
говорит граф Риан, привлекали в праздничные дни, установленные для
их чествования, огромные толпы богомольцев и с ними столь обильные
приношения, что предмет поклонения, оставаясь духовным сокровищем
святилища, счастливого уже обладанием его, становился для него,
кроме того, еще источником значительных земных сокровищ.
Духовенство, с уверенностью рассчитывая на обильные приношения,
спекулировало приобретением мощей, которые до четвертого
Латеранского собора были предметом торговли. За неимением
драгоценных мощей, почитаемых сильными мира сего, бедные люди,
деревенские жители, создавали себе фальшивые святыни, которые они,
однако, считали не менее могущественными…» [*10]. «Он (римский папа. — А.О.) принялся,
— говорит один древний писатель, — фабриковать святых для продажи
их останков, и эта коммерция принесла… огромные доходы… у него было
немало последователей. Дело было поставлено на широкую ногу.
Огромные прибыли привлекли алчных монахов, и вскоре большинство
монастырей превратилось в фабрики реликвий. Уж во всяком случае эти
лавчонки никогда не испытывали недостатка в ассортименте. Продавцы
без особого труда удовлетворяли любой спрос. Изъявлял ли кто-нибудь
желание приобрести зуб святой Бригитты, ноготь святого Павла, кость
любого апостола или мученика — все было к услугам потребителя.
Вопрос сводился лишь к цене…» [*11]. К тому времени, когда Русь приняла в 988 году
христианство из Византии, с иконоборничеством было уже покончено и
поклонение иконам прочно вошло в церковный канон. Наша страна стала
наследницей искаженного язычеством христианства, языческих икон,
добавив к этому со временем свои национальные языческие
атрибуты.
В следующей главе мы узнаем, какое крещение принимает Бог, и
существуют ли условия, предшествующие его проведению.
|