История отступления
Исследуя
архитектуру христианских церквей 4—9 веков, историки и археологи
находят баптистерии — специальные здания, строившиеся при церквах
для совершения обряда крещения путем полного погружения человека в
воду, как на это даны четкие указания в Библии. Баптистерий
представлял собой бассейн, где и осуществляли крещение. Часто
собрания верующих проходили в этом же помещении, при этом бассейн
закрывался настилом. С 9 века баптистерии становятся достоянием
истории, а вместо них в церквах в специальном притворе ставили
купель — большую чашу на высокой подставке. Подобные купели сегодня
можно увидеть в любом храме. Вследствие небольших размеров купели в
ней осуществляется крещение только маленьких детей.
Взрослых же крестят, окропляя или поливая водой голову. Крещение
детей начало входить в церковь в 252 году после церковного собора в
Картагии. Однако прижилось оно не сразу, закрепившись только к 8
веку. Даже некоторые епископы выступали против крещения детей. Они
утверждали, что дети не могут принимать крещения, так как слишком
малы, чтобы сознательно исповедаться, веровать, так как не понимают
еще, что есть зло и что есть добро, и не могут сделать
сознательного выбора в пользу Христа. И все же противная сторона
победила, ссылаясь на вырванный из общего контекста Библии текст:
«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и
помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей
и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство
Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:13—15). И
сегодня многие утверждают, что крестя маленьких детей, они
выполняют поручение Христа. Но так ли это? В приведенных строках
нет ни слова о том, что Христос дал распоряжение или совет крестить
детей. Речь идет лишь о молитве за детей и о том, что детей следует
приводить ко Христу, иными словами, чтобы ребенок с самого раннего
детства знал о Спасителе, учился доверять Ему.
В Евангелии от Марка 10:13—16 записано: «Приносили к Нему детей,
чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали… Иисус
вознегодовал и сказал им: «пустите детей приходить ко Мне и не
препятствуйте…» И обняв их, возложил руки на них и благословил их».
Опять же о крещении детей нет ни слова.
Сторонники крестить детей в раннем возрасте ссылаются также на
текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:5 — «…если кто не родится
от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…». Основываясь на
этих словах Христа, некоторые церковные иерархи утверждают, что без
крещения ни один человек не может быть спасен, поэтому если
взрослый или ребенок умрет не крещенным, то он обречен на вечную
погибель и на вечные муки в аду. После такого утверждения можно
понять родителей, которые торопятся крестить новорожденных детей.
Но Библия содержит ответ и на этот очень важный вопрос. Рядом с
Иисусом были распяты два разбойника. Один из них «злословил Его и
говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив,
унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден
на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам
нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу:
«Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал
ему Иисус: «Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю» (Лк.
23:39—43). Христос гарантировал разбойнику спасение и вечную жизнь,
но почему? Потому что тот имел веру во Христа как Спасителя и
потому что этот разбойник раскаялся в содеянных грехах, казнь свою
принял без ропота, признав себя виновным и достойным наказания. А
был ли этот разбойник крещен? Нет! Но если бы имел возможность
остаться живым, то непременно бы крестился и последовал бы за
Иисусом, оставив прежнюю греховную жизнь. Просто для этого у
раскаявшегося разбойника не было уже времени, ибо его жизнь
подходила к концу. Но Христос слышал его слова, видел его веру и
читал в сердце этого разбойника. Поэтому спасение было ему
гарантировано и без крещения! Это, отнюдь, не означает, что любому
гарантирована жизнь вечная без крещения — речь идет об
экстремальной ситуации, в которой может оказаться любой из нас. В
любой момент наша жизнь может оборваться, и если мы не раскаялись
во грехах и не приняли Христа своим Господом и Спасителем, символом
чего и является крещение, мы рискуем навеки погибнуть. Но если
человек искренне раскаялся во грехах, как разбойник, быть может, в
последние минуты своей жизни, даже и не приняв крещения, и понял,
что надеждой на спасение может быть только Христос, умерший за
грехи людей на Голгофе, то любящий Господь дарует такому человеку
жизнь вечную. «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем,
сам спасется, но так, как бы из огня» (1-Кор. 3:15). Итак, дела
сгорят (недостойные, греховные, которыми человек занимался, быть
может, всю свою жизнь), но сам человек может спастись, приняв
Христа, быть может, в последние мгновения своей жизни. Но это
отнюдь не означает того, что можно теперь жить и ни о чем не
тужить, рассчитывая на то, что в момент опасности или тяжкой
болезни будет время для покаяния. Такого времени может и не быть, и
к тому же, следует помнить, что не всякое покаяние принимает Бог.
Вы, дорогие читатели, нередко слышали о людях, которые перед
смертью приглашают священника для того, чтобы исповедаться,
помолиться и иметь гарантию вечной жизни. Таким образом, покаяние
может быть на словах, но при этом может не исходить из глубины
человеческого сердца как следствие глубокого осознания своего
недостоинства и своей греховности. Свидетели природных катастроф
часто приводят примеры того, как люди в минуты смертельной
опасности нередко взывали к Богу, умоляя Его спасти и помиловать
их, простить их грехи, и при этом клялись в случае спасения жить
жизнью послушания Христу. Но, оставшись целыми и невредимыми,
мгновенно забывали о своих мольбах и обещаниях, продолжая жить так,
как жили, как им нравится, как удобно. Христу в их жизни места не
оставалось, было не до Него. Так же нередко обстоит дело и с
исповедью перед смертью. Останься жить такой человек, был ли бы он
с Иисусом до конца своих дней? Поставьте себя на место такого
человека и ответьте на этот вопрос сами себе, дорогие читатели.
Заметьте только, что в приведенном примере не так уж важно, был
человек крещен или нет. Ведь крещение также может быть на всякий
случай принято как обряд, который необходимо принять, без всяких
обязательств со стороны человека. А между тем, крещение — это
завет, иными словами, договор человека с Богом, и как любой договор
действительным может быть только в случае обоюдного выполнения
условий его заключения. Бог обещает человеку прощение и спасение, а
человек, принимая Христа своим Спасителем, обещает Ему послушание
Его Закону (10 заповедям) и отказ от прежней греховной жизни. В
случае невыполнения условия договора человеком, данный договор
(крещение) становится недействительным, и Бог не может спасти
такого человека.
Что же должно предшествовать крещению, и почему все же нельзя
крестить детей в свете Библии? Христос повелел Своим
последователям: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел
вам…» (Мф. 28:19—20). Научите соблюдать все, что повелел Христос!
Вначале научите, а потом крестите.
Итак, если человек, ребенок или взрослый, не научен принципам
Евангелия, ничего не знает о Законе Божьем и о Творце, не понимает
огромного значения и величия Голгофской жертвы Христа, то для него
не имеет значения, крещен он или нет. Подобное крещение Бог не
принимает, потому что изначально человек не собирался (или просто
не мог в силу возраста, если это ребенок) выполнить свою часть
договора — завета с Богом, символом чего, как мы уже указывали, и
является крещение. В некоторых церквах обязательство за ребенка
перед Богом принимают на себя крестные отцы и матери. Если мы
спросим тысячу людей о том, крещены ли они, и имеют ли крестных
отцов и матерей, то наверняка получим утвердительный ответ более
чем в 90% случаев. Но чему их научили крестные отцы и матери в
духовном плане, познакомили ли их с чудесной личностью — Христом,
рассказали ли о Его любви к человеку, о желании спасти и даровать
вечную жизнь, о том, что есть грех и как во Христе жить жизнью без
греха, о Законе Божьем? Большей частью на эти вопросы отвечают
молчанием, ибо нечего сказать! Это и неудивительно, поскольку сами
крестные матери и отцы редко когда могут сказать, что лично знают
Спасителя и следуют Его путем. В подавляющем большинстве случаев
крещение люди рассматривают просто как обряд, который совершают
все, и который дает гарантию на Божью защиту. О Самом же Подателе
защиты, благ и жизни порой и не вспоминают, разве что по большим
праздникам.
Далее, как мы упоминали выше, постепенно во многих церквах было
принято крещение детей еще и потому, что маленького ребенка удобнее
крестить, ибо купель тогда нужна небольшая, и ее можно установить в
храме, взрослых же крестить стали окроплением или поливанием водой
головы, считая, что этого достаточно. Но
в Библии дан пример, как нужно проводить этот обряд — полным
погружением в воду. Во всем мире протестантские церкви в Германии,
Скандинавии, США, Канаде, на Украине и в России проводят крещения в
бассейнах или открытых водоемах — в реках, озерах, море. К примеру,
протестантская христианская церковь адвентистов седьмого дня в 1996
году крестила в Киеве на Днепре 3498 человек!
Иисус Христос крестился полным погружением в возрасте 30 лет,
хотя безгрешный Богочеловек Иисус и не нуждался в крещении, но
выполнил его, чтобы «исполнить всякую правду…». А люди нередко
говорят Богу: «Нам неудобно крестить погружением, и мы имеем другое
мнение о возрасте, когда следует проводить этот обряд, и
предпочитаем, вопреки Твоей воле, крестить детей». И, наконец, еще
одно отступление от Библии — крещение за деньги! Думаю, что особый
комментарий здесь не нужен, этот прием стар как мир!
Хочется подробнее остановиться на том, как лжеучение о крещении
путем окропления или обливания водой входило в церкви. Церковным
иерархам стоило немалого труда утвердить в церкви это лжеучение.
Особенно плохо оно приживалось на Руси, где, к примеру, в 14 веке
митрополит Феогност назвал чуть ли не еретиками священников,
которые совершали крещение только путем окропления. В Западной
Европе этот процесс шел быстрее, и на Равеннском соборе 1311 года
было окончательно закреплено решение крещения детей, поэтому в те
времена в Европе и на Руси почти невозможно было встретить
взрослого, который не был бы крещен в младенчестве. Этот вопрос
вновь обрел свою актуальность лишь в конце 20 века, когда, с одной
стороны, рухнула коммунистическая идеология на 1/6 части суши, а с
другой стороны, в Европе и Америке, когда люди обратили свои взоры
к небу, увидев зловещие явления в мире природы и политики, открыли
свои Библии, которые долгое время пылились на полках, и поняли, что
о Боге они ничего не знают, и то крещение, которое они приняли в
детстве, недействительно, захотели вновь, но уже вполне сознательно
заключить завет с Богом посредством крещения.
Но большинство стремилось принять крещение на библейской основе
путем полного погружения, а не по человеческим предписаниям и
нормам. В конце времени, как это и было предсказано в Библии, люди
захотели как можно больше узнать о Боге, Его Законе, Его воле, и не
просто совершить внешний обряд, за которым ничего не стоит, кроме
внешней формы, но заключить с полным сознанием ответственности со
своей стороны завет с Богом, обещая Ему свое послушание и отдавая
свою жизнь в Его любящие руки.
И еще несколько слов о том, как была крещена Русь. Это событие
произошло, как мы знаем, при князе Владимире, язычнике до мозга
костей, который принял христианство из политических соображений,
ибо его брак с византийской принцессой Анной без этого условия не
мог состояться. По поручению Владимира его послы должны были
представить все «плюсы и минусы» различных религий, чтобы решить,
какую же предпочтительнее принять на Руси. Язычнику Владимиру «не
подошел» иудаизм, ибо от излюбленной на Руси свинины пришлось бы
отказаться, не «подошло» и магометанство (ислам), так как при
огромном «плюсе» — многоженстве был и огромный «минус» —
необходимость отказа от вина, а как известно, по мнению Владимира,
«веселие на Руси есть пити», не «подошло» католичество своей
мрачностью, и очень понравилось православие своей пышностью и
красотой внешней формы — обрядами. Суть христианства не очень
интересовала языческого князя, как и то, что православие пришло на
Русь из Византии в сильно искаженной форме, с большими
отступлениями от Библии и от живого учения Иисуса Христа. Киевлян
согнали на берег Днепра, и под страхом смертной казни по общей
команде люди вошли в воду. Так над ними был совершен абсолютно не
понятный обряд, после которого им объявили, что отныне они —
православные христиане. Главное условие Христа — «Научите!» —
выполнено не было. Люди остались теми же язычниками, как и были, и
суеверия, наряду с языческими представлениями, постепенно вошли в
«русское» христианство и прочно в нем закрепились на века. Подобным
образом были крещены Польша, Чехия, Венгрия, Норвегия и т. д.
|