Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 8

Стройка тысячелетия

В нашей недавней истории мы помним знаменитые комсомольские стройки, на которые съезжалась молодежь со всех концов СССР и стран социалистического лагеря. Помним мы и страшные стройки 30-х годов, когда камни городов и магистралей клались поверх человеческих тел — узников сталинских ГУЛАГов. Были в истории и знаменитые постройки пирамид Египта, императорского дворца в Пекине, длившиеся десятилетиями. Но главной стройкой, не имеющей себе равных в истории, было создание Вавилонской башни.

Шел ~2100 год до Р. Хр. Схлынувшие 200 лет назад воды потопа оставили неизгладимый след в сознании людей. Но вместо того, чтобы извлечь уроки из ошибок допотопной цивилизации, канувшей в бездну, люди решили своими силами приготовиться к возможному новому Божьему суду, соорудив башню, которой были бы не страшны воды потопа. Помимо этого строители хотели сделать себе имя, прежде, чем рассеяться по всему лицу земли. Таким образом, Божьему правлению был брошен двойной вызов. Развязка этой истории хорошо известна: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Быт. 11:9).

Ниже мы расскажем о многочисленных историко-археологических фактах, подтверждающих эту историю. Мы увидим следы древней башни, и даже ее изображение, насчитывающее 3700 лет. Но удивительнее всего то, что эта башня существует и сегодня, и она не одна. Более того, каждый из нас принимал, а быть может, еще принимает участие в ее строительстве. В одной из Своих притч (Мф. 7:24-27) Иисус Христос сказал, что на протяжении своей жизни все люди строят себе свой дом (т. е. свою жизнь), но одна группа людей — на прочном фундаменте, а другая — на песке. Первая полагает в основание вечные, духовные ценности, вторая — мирские, преходящие, временные. И если в период кризиса дом первых устоит, то вторых — непременно разрушится.

Какую стройку в своей жизни производим мы с вами? Не строим ли мы памятник своему «Я», по примеру древних зодчих, надеясь, что достигнутое желанное богатство или положение спасет нас для вечности или сохранит сегодня, в жизненных перипетиях? Не скреплены ли кирпичи в нашем здании телами людей, которые попались нам на нашем жизненном пути, а мы и не заметили, как кого-то уничтожили, как личность, предали, обобрали, сделали несчастными? И тут вовсе необязательно должно быть величественное здание нашего «Я», каждый из нас, находясь на любом социальном уровне и занимая пусть даже самое скромное положение, может строить свою вавилонскую башню.

Ответьте для себя на следующие тест-вопросы, которые, быть может, помогут вам разобраться в том, что строите лично вы:

1. Какова цель моей жизни?

а) дожить до очередной зарплаты (пенсии, стипендии)
б) разбогатеть во что бы то ни стало
в) сделать карьеру
г) приобрести Христоподобный характер
д) ваш вариант ответа

2. Какой принцип лежит в основе моего отношения к людям?

а) все, что твое — мое
б) что мое, то — мое
в) что мое, то — твое
г) ты — мне, я — тебе
д) око за око, зуб за зуб
е) ваш вариант ответа

3. Какова цель моих поступков?

а) показать, что я лучше других
б) настоять на своем
в) личная выгода
г) польза для других
д) ваш вариант ответа

4. На что у меня больше всего уходит времени?

5. О чем я больше всего думаю и мечтаю?

6. Каковы плоды, результаты моей деятельности (жизни)?

Весть Евангелия призывает сегодня каждого из нас отказаться от строительства своей собственной вавилонской башни, не дожидаясь той участи, которая постигла древних людей. По примеру Авраама, историю которого мы начинаем изучать, нам необходимо предпринять следующие шаги, чтобы не участвовать в строительстве, которое способно принести нам только проклятие и вечную погибель, но стать «добрыми домостроителями»:

1. осознать свою духовную нищету, глубокую греховность и зависимость от Христа.

2. раскаяться во всех своих грехах, которые мы совершили на протяжении нашей жизни.

3. перестать жить по принципам закона джунглей: злом отвечать на зло, мстить и преследовать таких же, как и мы людей.

4. оказывать помощь и поддержку другим, не ожидая получить что-то взамен.

5. внимательно исследовать Библию — Слово Божье, через которое Бог обращается лично к нам.

6. исполнять Закон Божий — 10 заповедей (см. кн. Исход 20 главу).

7. ежедневно беседовать с Богом (молиться), раскрывая Ему свои нужды, трудности, проблемы, заботы, благодаря за все, что Он допускает в нашей жизни, как за хорошее, так и за плохое.

8. полагаться на Божьи обетования (обещания), изложенные в Библии, и верить, что они относятся к каждому из нас, и Бог их непременно исполнит, потому что обещал (но при условии нашего полного послушания Его воле).

9. перестать гнаться, не разбирая дороги, за мирской славой.

Сделав эти шаги, мы сможем, подобно Аврааму, двинуться в путь к своему счастью, — и в вечной жизни, и на этой земле, — в котором мы, жители уже 21 века, так нуждаемся.


Археологический комментарий

Вавилонская башня

В 11 главе, которую мы рассмотрели, содержатся сведения о построении древними людьми огромной башни «в земле Сеннаар» (Вавилоне), «высотой до небес».

В своих предыдущих работах мы подробно описывали археологию Вавилона [1], поэтому в данном очерке мы сделаем больший акцент на сообщения других народов о великой башне. И действительно, поскольку, согласно Библии, башня строилась до разделения людей на расы, значит, сведения о ней не должны ограничиваться только сохранившимися от нее руинами в самом Вавилоне, но должны остаться в сказаниях о ней различных народов земли. При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на классическую работу доктора Д. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете», признанную авторитетной даже в атеистическом СССР.

Итак, сказания народов земли:

• Жители островов Адмиралтейства рассказывают, что в древнее время «племя или род лохи насчитывало 130 человек и имело своим предводителем некоего Муикиу, который однажды сказал народу: «Построим дом вышиной до неба. Лохи начали строить, но когда дом почти был уже возведен, к ним явился… какой-то человек, который запретил им строительство. Муикиу сказал… Если бы никто не стал мне поперек пути, то у нас были бы дома высокие, как небо, а теперь твоя воля будет исполнена; и дома наши будут низкие. И с этими словами он достал воды и окропил ею своих людей. Тогда смешался их язык; они перестали понимать друг друга, и рассеялись по разным странам. Таким образом каждая земля имеет свой язык» [2].

• «Существует аналогичное Библейскому рассказу о вавилонской башне предание в Мексике… так люди, желая увидеть восход и закат солнца… вздумали построить высокую башню, которая вершиной достигла бы неба. Поискав строительные материалы… они стали быстро сооружать башню. Когда они возвели башню… высоко и им казалось, что она уже доходит до неба, властитель высот разгневался и обратился к небожителям с такими словами: «Видали вы, какую высокую и величественную башню соорудили, чтобы подняться сюда…? Пойдем, расстроим их замысел… В одно мгновение со всех четырех сторон света собрались небожители и молниями обратили в прах здание, возведенное руками людей. После этого (люди) объятые ужасом, расстались друг с другом и разбрелись в разные стороны всей земли» [3].

• В Бирме существует такая легенда: «Во дни Пан-дан-мана люди решили построить пагоду вышиной до самого неба… Когда верхушка пагоды была уже наполовину пути к небу, Бог спустился на землю и смешал язык людей, так что они не могли понимать друг друга. После этого люди рассеялись» [4].

• «Библейское предание о вавилонской башне и смешении языков нашло свое отражение так же у микиров, одного из многочисленных тибетско-бирманских племен Ассама. Микиры рассказывают, что в стародавние времена… люди… вздумали завоевать небо и принялись строить башню, которая достигала бы небесного свода. Башня росла все выше и выше, пока, наконец… небожители смешали язык человеческий и рассеяли людской род по всем четырем странам света. Отсюда пошли все различные наречия человечества» [5].

• Подобные легенды есть практически у каждого народа земли: и у племени ва-сена (Восточная Африка), и у племени тлинкитов в Аляске, и у кичей в Гватемале, и у южно-австралийских туземцев, и у сотен других племен и народов.

Наиболее полное описание Вавилонской башни нам оставил древнегреческий историк 5 века до Р. Хр. Геродот, лично посетивший Вавилон и поднявшийся на знаменитую башню.

Вот как он описывал увиденное: «Храмовый участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница введет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол» [6].

Сама башня была открыта в ходе раскопок археологической экспедиции, раскапывавшей Вавилон с 1899 по 1917 год под руководством Р. Кольдевея.

Башня стояла на равнине Сахн, окруженная стеной, к которой примыкали различного рода культовые здания. Нам теперь точно известен архитектурный облик Вавилонской башни, так как помимо описаний ее на клинописных табличках, было найдено ее изображение в ходе раскопок.

«Башня высотой в 90 метров состояла из семи ступеней — ярусов. Каждый уступ был выкрашен в особый цвет и представлял собой храм, посвященный отдельному божеству. Первый, нижний уступ был черным, второй — красным, третий — белым. Последний, седьмой, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами, издалека сиявшими путникам, направлявшимся в Вавилон» [7].

За свою долгу историю башня многократно перестраивалась и разрушалась, будучи окончательно разрушена к 5 веку до Р. Хр. Однако, благодаря археологической находке — глиняной печати, мы можем увидеть башню глазами самих вавилонян, изобразивших ее, и ту башню, которая была в 18-19 веке до Р. Хр., то есть, во времена патриархов Исаака и Иакова. Эта печать, сохранившая изображение знаменитой постройки, вместе с другими выше приведенными данными, неопровержимо доказывает подлинность Библейского повествования.

А если это так, то и те выводы, которые мы делали при разборе 11 главы книги Бытие, должны вызывать у нас самое серьезное отношение, ибо за ними стоит трагическая судьба наших предков, которую мы не должны повторить.

Выбор по-прежнему остается за нами.


Максим Балаклицкий

Происхождение языков мира

 

1. Вступление

Бытие, первая книга Библии, уже несколько тысячелетий настаивает на том, что человеческая речь — изначальная, неизменная и уникальная способность, причем все языки мира произошли от всеобщего праязыка. В этой статье мы увидим, существуют ли факты народных преданий и современной науки, свидетельствующие в пользу библейского рассказа.

Вначале мы исследуем мнения ученых о происхождении языка, продукт это эволюции или уникальное явление. Даже далекие от христианства ученые утверждают, что «человеческий язык представляет собой не просто более сложную коммуникативную систему, а качественно новое явление, посредством которого могут строиться высказывания о непосредственно не наблюдаемых и воображаемых ситуациях, формироваться абстрактные понятия, излагаться мифы и легенды, формироваться развёрнутые научные теории и т. д. Поэтому сопоставление языка человека и систем общения у животных не позволяет в полной степени получить адекватное представление о том, как был устроен человеческий Протоязык» [8]. «Даже такой убежденный эволюционист, как Джордж Гейлорд Симпсон, признал: «Человеческий язык коренным образом отличается от любой системы общения у других животных. На это ясно указывает его сравнение с теми похожими на слова звуками, которые издают животные и которые поэтому нередко называют речью. По сути «речь» животных состоит из междометий. Они отражают физическое или, чаще, эмоциональное состояние особи. В них нет… обсуждения, абстрагирования, символики, как в настоящих языках» [9]. Рассмотрим ряд утверждений, относящихся к эволюции языка, сделанных профессором Ноамом Хомски из США — известным во всем мире авторитетом в области лингвистики [10]. «Хомский — не креационист и не верит Библии, хотя его исследования гораздо больше согласуются именно с ней, чем с эволюционистскими объяснениями» [11].

1. Не существует перехода от невнятных восклицаний животных к выражению мыслей членораздельными звуками.

2. Не млекопитающие, как предполагала теория эволюции, а птицы (многие из которых в значительной мере обладают способностью к подражанию) представляют собой «группу, которая должна быть способна к эволюции языка в прямом смысле слова». Обретение же и пользование осмысленной речью, видимо, было определено только для человека.

3. Хомски показывает, что у различных животных, птиц и других созданий есть некоторые из шестнадцати свойств, характерных для человеческой речи (о них будет сказано ниже); но только у человека есть все шестнадцать.

4. «Насколько мы знаем, владение человеческим языком связано с особым типом умственной организации, а не просто с определенным уровнем интеллекта. Похоже, нет оснований считать, что человеческий язык всего лишь более сложный случай чего-то, встречающегося в животном мире».

5. Язык определяется множеством правил. Теория эволюционного процесса не дает никаких объяснений, как возникли эти правила и как любой ребенок может достичь совершенства в тонкостях и сложностях разговорного языка к пяти годам от роду.

6. Человеческий язык имеет «потенциально бесконечное количество предложений». Животное не может комбинировать слова естественно и без специального обучения, как это делает человеческий детеныш. Язык — явление необычайно индивидуальное и творческое, имеющее разнообразные способы выражения даже самого простого действия.

Чарльз Ф. Хоккетт [12] указывает 16 признаков, по которым человеческий язык отличается от коммуникативных систем животных и отсутствие которых в системах биокоммуникации означает, что у животных нет языка как такового (приводим основные): использование вокально-слухового канала, широковещательная передача языковых сигналов и направленный прием, быстрое затухание языковых сигналов, функционирование взрослых людей то в роли передатчиков, то в роли приемников; полная обратная связь; прерывность (общий звуковой поток определяет последовательность звуковых единиц); возможность относить языковые сообщения к вещам, удаленным во времени и пространстве; возможность свободно и легко строить новые сообщения; наличие грамматической структуры, позволяющей по определенным правилам строить новые сообщения, передача языка через обучение, а не по наследству; возможность построения ложных или бессмысленных языковых сообщений, возможность строить сообщения о самом сообщении; способность человека легко овладеть другим языком. Подытоживая, упомянем мнение ученого еще об одной попытке доказательства эволюции в лингвистике. «Еще одна попытка, которая сейчас представляется весьма наивной, — изучение речи в онтогенезе, в процессе ее становления у детей. Она основана на широко известном, но, как что бывает, полностью ошибочном утверждении, будто в онтогенезе повторяется филогенез (повторение зародышем эволюционных стадий животных — М.Б.). В действительности, ребенок не эволюционирует лингвистически и не изобретает примитивный язык, а учится конкретному современному языку, уже оформившемуся и… отличному от любого возможного примитивного языка» [13].

 

2. Сказания народов мира о происхождении языка и библейский рассказ

Предания, аналогичные истории о вавилонской башне [14], были отмечены среди самых изолированных народностей всех материков. Их можно разделить на три вида: первый говорит о большом строительстве, не упоминая о разделении языков (народности Африки, Индии, Мексики, Испании, Бирмы); устные хроники второго типа излагают свои версии происхождения языков, не упоминая о стройке (народы Древней Греции, Африки, Индии, Австралии, США, Центральной Америки), а истории третьего вида, подобно Библии, объединяют два этих события.

Ниже мы проанализируем сходство народных преданий со Словом Божьим. Для удобства мы сгруппировали устные хроники по 11 главе книги Бытие. После библейского стиха мы приводим сходные свидетельства с указанием народностей и мест их проживания.

Бытие 11:1. «На всей земле был один язык и одно наречие».

• На земле только один язык; племена: островов Адмиралтейства, качча-наг (Индия), майду (США), майя-киче (Центральная Америка).

Бытие 11:2-3. «Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар (современное чтение «Шумер» — М.Б.) долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести».

• Локальное проживание людей (майя-киче (Центральная Америка)).

• Они едины в своих стремлениях (африканские племена, племя ашанти (Индия)).

• Материалы стройки — глина и смола (мексиканские племена).

Бытие 11:4. «И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу земли».

• Люди начинают грандиозную стройку (древние греки, мексиканские племена, племена островов Адмиралтейства).

• Строение высится до небес (племя микиров (Индия)), до луны (племена бамбалангела и мкульве (Африка)), до солнца (мексиканские племена).

• Люди осознают неизбежность разделения языков (качча-наг (Индия)).

Бытие 11:5. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие».

• Появление могущественной личности во время стройки (племена островов Адмиралтейства).

Бытие 11.7. «Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы один не понимал речи другого».

• Бог говорит: «…пойдем, расстроим их замысел…» [15] (мексиканские племена).

Бытие 11:8. «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».

• Разрушение стройки: небожителями (ангелами? — М.Б.) с четырех концов земли с помощью: молний (мексиканские племена), без видимых причин (африканские племена), из-за несчастного случая или ошибки строителей (племя ашанти (Индия)), из-за разногласий между строителями (древние греки).

• Деление племен по языковому признаку и их расселение (мексиканские племена, микиры и качча-наг (Индия), ва-сена (Африка), майя-киче (Центральная Америка)).

Как видим, предания никогда не сообщавшихся народов отражают даже детали библейского повествования. Некоторые подробности, конечно, были услышаны туземцами от христианских миссионеров (окропление своего народа вождем-руководителем стройки), однако они лишь украшали рассказы, переданные туземцам их прадедами. Факт, что некоторые племена привносят в рассказ о смешении языков реалии творения, грехопадения и потопа, лишь подтверждает общность этих событий для всемирной истории.

 

3. Генеалогическое дерево языков мира

Библия ведет происхождение языков мира от одного праязыка, который затем был разделен по трем направлениям (Бытие 10 глава) на все языковые группы мира. Следует отметить, что целое направление в языкознании, лингвистическая универсология, основывается на идее единства языков мира: «Не будет ошибочным и утверждение, что существует только один человеческий язык под всеми широтами, единый по своему существу. Именно эта идея лежит в основе опытов по общей лингвистике [16].

Сейчас мы посмотрим, на какие объединения (т.н. семьи) подразделяются языки мира. Исследователи считают, что на земле существует от 2800 до 8000 языков. Очень часто сложно определить, имеем мы дело с диалектом или с отдельным языком. Генеалогическая классификация языков в основных своих чертах сводится к перечню языковых семей и макросемей, с которым можно познакомиться в путешествии по лингвистической карте мира. Здесь перечисляются языковые семьи в гипотетическом порядке близости их происхождения [17]:

1. Индоевропейские языки.
2. Афразийские языки (старое название: семито-хамитские). В эту семью входят языки семитские (аккадский; хананейские, включая сюда эблаитский, финикийский, моавитский, древнееврейский и продолжающий его иврит, угаритский; арамейские, к которым относится ассирийский; арабский, южноаравийские, эфиосемитские), древнеегипетский и продолживший его коптский, берберо-ливийские (ливийско-гуанчские), чадские, кушитские и омотские.
3. Картвельские (южно-кавказские) языки: грузинский, мегрельский, лазский (чанский), сванский.
4. Финно-угорские и самодийские языки, объединяемые в уральскую макросемью.
5. Тюркские языки.
6. Монгольские языки.
7. Тунгусо-маньчжурские языки.
8. Японский и рюкюский.
9. Дравидийские языки.
10. Чукотско-камчатские языки.
11. Северно-кавказские языки (абхазско-адыгейские и нахско-дагестанские).
12. Хурритский язык.
13. Урартский язык.
14. Хаттский язык.
15. Этрусский язык.
16. Баскский язык.
17. Шумерский язык.
18. Бурушаски.
19. Енисейские языки. Предполагается наличие генетической связи между языками ряда только что названных групп и изолированных языков, начиная с северно-кавказских.
20. Китайско-тибетские языки (тибето-бирманская ветвь и китайский язык).
21. Возможно, близкие к ним языки на-дене в Америке.
22. Близкие к китайско-тибетским языки мяо-яо.
23. Тайские языки.
24. Австронезийские языки.
25. Кадайские языки.
26. Аустроазиатские (австроазиатские) языки.
27. Папуасские языки и многие языки Новой Гвинеи.
28. Австралийские языки.
29. Конго-сахарские языки (нигеро-кордофанские, нило-сахарские, койсанские).
30. Условно выделяемая группа палеоазиатских (палеосибирских) языков.
31. Тайский язык.
32. Эскимосско-алеутские языки.
33. Алгонкин-ритванские языки.
34. Салишские языки.
35. Чимакуа-вакаш языки.
36. Пенути языки.
37. Чинук-цимшиан языки.
38. Хокальтекские языки.
39. Ючи-сиу языки.
40. Ирокуа-каддо языки.
41. Язык керес.
42. Язык юки.
43. Галф языки.
44. Ряд вымерших неклассифицированных языков юго-востока США.
45. Юто-ацтекские языки.
46. Отомангские языки.
47. Майя-соке-тотонак языки.
48. Аравакские языки.
49. Же языки.
50. Карибские языки,
51. Куика-тимоте языки.
52. Такана-пано языки.
53. Тупи-гуарани языки.
54. Салива языки.
55. Гуайтака языки.
56. Варау языки.
58. Уарпе языки.
59. Карири языки.
60. Мура языки.
61. Алакалуфские языки.
62. Намбиквара языки.
63. Боротуке языки.
64. Самуко языки.
65. Маской языки.
66. Уаньям языки.
67. Чапакура языки.
68. Юракаре языки.
69. Мосетене языки.
70. Агуано языки.
71. Муниче языки.
72. Каупана языки.
73. Пуинаве языки.
74. Гуахибо языки.
75. Тинигуа языки.
76. Шириана языки.
77. Канела языки.
78. Сабела языки.
79. Омурано языки.
80. Пеба-ягуа языки.
81. Хиваро языки.
82. Арауа языки.
83. Дуле-вилела языки.
84. Чикито языки.
85. Юнко-пуруа языки.
86. Мокоа языки.
87. Чибча языки.
88. Кечумара языки.
89. Арауканские языки.
90. Макро-гуайкуру языки.
91. Чон языки.
92. Катукина языки.
93. Тукано языки.
94. Большое число изолированных и неклассифицированных языков Южной Америки.

 

4. Данные сравнительно-исторического метода в языкознании

Сравнительно-исторический метод показывает преемственность языковых образований по изменениям частей речи, их функций в языке и структуры слова. Так, например, выглядит история числительного «три» в ряде индоевропейских языков [18]:

персидский греческий латинский готский
treies τρετς trēs threis

Более того, этот метод «позволяет глубоко проникать в сущность исследуемых процессов, вскрыть систему определенных соответствий там, где поверхностное наблюдение не замечает ничего сходного. Например, мы можем не ощущать родства между русским словом «мать» и французским «mère», и все же сравнительно-историческим методом доказано, что оба эти слова родственны и произошли от одной общей праформы «mātēr»» [19].

 

5. Заключение

Как мы увидели, ряд нехристианских психологов, языковедов, историков разделяет библейский взгляд на происхождение языка. Определенное количество народных преданий довольно верно отражает историю разделения языков во время строительства Вавилонской башни.

Напоследок рассмотрим вопрос развития языка. До XVIII века все ученые считали язык низменным в своем существе. Только сравнительно-исторический метод, делая ударение на отличия разных языков, поставил вопрос об их эволюции. Эти слова крупнейшего языковеда XIX века Вильгельма Гумбольдта сегодня нашли свое полное подтверждение: «Человек есть человек только благодаря языку; а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком» [20]; «…ни один из известных нам народов или языков нельзя назвать первобытным. Так как каждый язык наследует свой материал из недоступных нам периодов истории, то духовная деятельность, направленная на выражение мысли, имеет дело уже с готовым материалом, она не создает, а преобразует» [21]; «…в кругу понятий и в языке каждого, даже и нецивилизованного народа наличествует некая совокупность идей, соответствующая безграничным возможностям человеческого прогресса, откуда можно без посторонней помощи черпать все, в чем испытывает потребность человечество» [22]. Потенциал каждого языка абсолютно одинаков и с легкостью приспосабливается к информационному уровню современного общества. Клинопись, вампум или двоичная система записи компьютерных языков — выбор средств передачи информации зависит от задач, стоящих перед конкретным человеком или поколением.

Таким образом, необходимо признать, что библейский взгляд на природу и происхождение языка соответствует современному гуманитарному знанию.


 

Вопросы для размышления:

1. Не строишь ли ты в своей жизни огромный памятник своему «Я»?

2. Не поглощает ли тебя твоя работа до такой степени, что тебе некогда задуматься над духовными вопросами, смыслом и целью жизни?

 

Постскриптум:

Строительство своего «Я», в конце концов, заканчивается полным крахом и падением человека.

В следующей главе мы узнаем о путешествии в известность и неизвестность. О семидесятилетней красавице и фресках древней гробницы.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 8 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Опарин А. А. «Древний мир и Библейская хронология», Харьков, Факт, 1998; Опарин А. А. «И камни возопиют», Харьков, Факт, 2000.

[2] Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1985, с. 167-168.

[3] Фрезер, указ. соч., с. 165-166.

[4] Там же, с. 167.

[5] Там же, с. 167.

[6] Геродот, История, М., Ладомир, 1999, кн. 1, 181, с. 79.

[7] Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес древней Ойкумены, М., Наука, 1990, с. 37.

[8] Сусов И. Происхождение языка // Введение в теоретическое языкознание // http://homepages.tversu.ru/~susov/7_01.htm

[9] George G. Simpson, «The Biological Nature of Man», Science 152 (Apr. 22, 1966); p. 476. Цит. по: Моррис Г. Библейские основания современной науки. — СПб., 1995, с. 424.

[10] Уилсон К. Эволюционирует ли язык? // http://www.crimea.com/~creation/text.htm

[11] Моррис Г. Библейские основания современной науки. — СПб., 1995, с. 428.

[12] Сусов И. Лингвистическая универсология // Введение в теоретическое языкознание // http://homepages.tversu.ru/~susov/6_01.htm

[13] George G. Simpson, «The Biological Nature of Man», Science 152 (Apr. 22, 1966); p. 477. Цит. по: Моррис Г. Библейские основания современной науки. — СПб., 1995, с. 425.

[14] Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. — М., 1985, с.164-170.

[15] Там же, с.166.

[16] Сусов И. Лингвистическая универсология // Введение в теоретическое языкознание // http://homepages.tversu.ru/~susov/6_01.htm

[17] Сусов И. Генеалогическая классификация языков // Введение в теоретическое языкознание // http://homepages.tversu.ru/~susov/6_01.htm

[18] Березин Ф. История лингвистических учений. — М., 1984, с. 38.

[19] Лоя Я. История лингвистических учений. — М., 1968, с. 43.

[20] Березин Ф. История лингвистических учений. — М., 1984, с. 52.

[21] Гумбольдт. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода (Извлечения) // Звегинцев В. Хрестоматия по истории языкознания. — M., 1956, с. 74.

[22] Там же, с. 70.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко