Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 9

В неведомую землю

Евангельская весть

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение… И пошел Авраам, как сказал ему Господь…» (Быт. 12:1-2, 4).

Чтение этого текста заняло у нас с вами всего несколько секунд. Но давайте вдумаемся, что за ним стоит. Очень богатому и уважаемому человеку, каким был Авраам, имеющему многочисленные стада, недвижимость, окруженному множеством родных и знакомых, Бог повелевает из родного насиженного места идти в неизвестность, «в никуда»! Что бы вы сделали на его месте? Легко было бы вам бросить все и отправиться в неведомые края? Отправиться не за длинным рублем, не в укрепленный город или замок, где все приготовлено к вашим услугам, а в полном смысле слова в неизвестность, в землю, где с человеческой точки зрения его никто не ждал, и более того, в землю, где проживали воинственные и враждебные племена.

Но Авраам идет, даже не спросив Бога, что собой представляет эта земля, что его там ждет, не взвешивая все «за» и «против», идет по слову Бога, просто доверившись Творцу.

Он уходит из Месопотамии — родины Вавилонской башни, из центра набирающего силу язычества. Патриарх поверил Богу, не имея при этом никаких видимых осязаемых доказательств. Он просто знал, что его Спаситель приготовил ему лучшую участь и желает спасти его. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Сегодня в мире мало кто называет себя неверующим. Опросы показывают, что подавляющее большинство респондентов называет себя верующими, не отрицая существование Бога. Однако наша повседневная жизнь, наши дела, слова, поступки и мысли показывают обратное.

Задайте себе вопрос, уважаемый читатель, смогли бы вы по слову Бога, подобно Аврааму, оставить свой дом, работу, друзей, знакомых, родных и двинуться в неизвестную далекую страну?

А между тем каждому жителю земли, если он хочет быть верным Христу, придется выйти из своей Месопотамии. И для этого вовсе не обязательно покидать свой город, квартиру, родных. Нужно в первую очередь выйти из духовного Вавилона, царства князя тьмы века сего, которое властвует на земле. Этим духовным Вавилоном, этой нашей Месопотамией могут быть:

1. восточные философии и религии, в основе большинства которых лежит поклонение злу [1].

2. это лжеучения, вкравшиеся в христианство и имеющие языческие корни: анимизм — бессмертие души, многобожие — поклонение многочисленным святым, почитание дня солнца — воскресенья, поклонение святым предметам, амулетам — почитание икон, скульптур и прочих изображений, спасение делами — умерщвление плоти (аскетизм), уход в монастырь, все то, против чего предостерегал Бог очень отчетливо и ясно в Слове Своем — Библии [2].

3. оккультизм, астрология, гороскопы, магия, спиритизм, колдовство, открытое поклонение сатане, словом, все то, что является прямым общением с силами дьявола, и против чего также каждого из нас предупредил Господь на страницах Библии.

4. атеизм.

5. секты по типу Белого братства, Аум Сенрике (не путать с протестантскими церквями!).

6. потакание своей похоти — стриптиз, шведские семьи, наркомания, алкоголизм.

7. увлечение рок-музыкой.

8. политические партии воинствующего типа.

9. погоня за деньгами и карьерой любыми средствами и методами.

10. участие в деятельности преступных, мафиозных группировок.

Не являетесь ли вы пленниками духовного Вавилона, той Месопотамии, из которой вас желает вывести Господь?

Враг рода человеческого предлагает огромный выбор всего того, что способно вас удержать в духовной Месопотамии, от полного отрицания существования Бога до открытого поклонения дьяволу или себе самому. Здесь и утонченная философия Вольтера для интеллектуала, и ночной клуб с дискотекой и роком для молодежи, и спиритизм для эмансипированных особ, и аскетизм с изнурительными постами и ночными бдениями для пытающихся часто искренно найти Бога и своими делами стать угодными Ему, словом, выбор на любой вкус.

Многие со временем осознают, что вступили на путь погибели, но не знают, как сойти с него, тем более тех, кто попал в сатанинскую ловушку, князь мира сего так просто не отпустит, но сделает все возможное, чтобы любыми способами их удержать.

Что же нам советует Библия, как нам покинуть по примеру Авраама свою духовную Месопотамию, духовный Вавилон?

Бог говорит каждому из нас:

1. как бы вы не были грешны, каким бы страшным не было ваше прошлое, Господь всегда готов принять вас, если вы раскаетесь в грехах и пожелаете прийти ко Христу.

2. чтобы прийти к Богу, нам не нужно ни жертвовать огромных сумм на храм, ни ставить свечи в церкви, ни изнурять себя постами, ни просить священника отпустить нам наши грехи, а нужно просто поверить Богу, как это сделал Авраам, доверить Ему себя и своих близких, и в личной молитве попросить Бога о прощении и принятии, и непременно верить, ни на мгновение не сомневаясь, что Бог уже принял и простил вас. Свое доверие при этом вы выразите Богу тем, что поблагодарите Его в конце вашего обращения к Нему за прощение и за то, что Он взял вашу жизнь в свои руки.

3. чтобы ни на минуту не усомниться в том, что вы прощены и приняты Богом, при условии, конечно, что вы раскаялись в прежних своих грехах, исповедав их перед Богом, вы можете с уверенностью положиться на Божьи обетования (обещания), которые в Библии даны для каждого человека, а значит, и для вас, одно из самых замечательных содержится в 1 Послании апостола Иоанна 1:9 — «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

4. вы не должны ждать, пока изменится ваш характер или ваша жизнь. Вы должны прийти к Богу такие, какие есть, грешные, слабые, немощные в своих безуспешных попытках изменить себя и свой образ жизни, со своими страхами, проблемами, мыслями (Мф. 11:28-30).

5. необходимо удалить из дома литературу по оккультизму, магии, гороскопы, волшебную лозу, амулеты и пр.

6. изменить свои отношения с людьми, как о том написано в Библии.

Конечно, это общие советы, каждая ситуация индивидуальна, но все же попробуйте ими воспользоваться, и Бог непременно окажет вам помощь, поддержку и благословит вас.

Так же, как Он это сделал много веков назад для Авраама.

Бытие — это удивительнейшая книга Библии, книга о взаимоотношениях между человеком и Богом, между человеком и человеком. Это книга о путях изменения характеров, путях преобразования человека, словом, книга о людях, таких же, как и мы с вами, читатель, резких, обидчивых, гордых, лживых, боязливых, завистливых, недоброжелательных. И если вас тяготят эти черты и вы желаете от них избавиться, то отправляйтесь с нами в путь. И тогда, исследуя историю Библейских героев, мы научимся побеждать эти качества, мы поймем смысл жизни и обретем истинное счастье, радость, мир и покой.

Итак, мы вместе с Авраамом, который, как увидим ниже, был порой боязливым, нетерпеливым, маловерным, словом, как и мы с вами, но стремился идти Божьим путем, выходим из Месопотамии и направляемся в неведомую землю Ханаан…


Археологический комментарий

Патриархи выходят из тени истории

Более 10 глав в книге Бытие посвящено жизни Авраама, более 11 глав — жизни Исаака и Иакова. Вместе с ними нам предстоит пройти долгий путь от Ура до Египта, сопереживать их горю и радоваться победам. Но, наверное, они станут нам еще ближе, если мы узнаем, что их имена записаны не только в Библии, но и в архивах истории других стран, которым более 4000 лет. Тем же, кто еще сомневается в историчности патриархов, получат сведения, которые, как нам кажется, заставят их задуматься.

В 1933 году в ходе раскопок холма Тель-Харири, расположенного между Мосулом и Дамаском, было сделано открытие, в результате которого истории было «возвращено» канувшее в лету веков царство Мари. Французский археолог доктор Андре Парро уже в первые дни раскопок, 23 декабря 1933 года обнаружил статую мужчины, у основания котороой была надпись: «Я Лами-Мари, царь государства Мари…». Последующие затем раскопки выявили остатки дворца, состоящего из 260 комнат, зиккурат — храмовую башню, крепостные стены, храмы, жилые дома. На некогда роскошных залах и величественных храмах виднелись следы страшного пожара и разрушения, которые принесли государству Мари вавилонские войска в 17 веке до Р. Хр., уничтожившие непокорное царство.

Однако, самая главная находка почти не пострадала, подтвердив пословицу: «Рукописи не горят»… Учеными был обнаружен царский архив, состоящий из тридцати трех тысяч глиняных табличек с клинописным текстом. И подобно тому, как царство Эбла (см. комментарий к 19 главе книги Бытие), царство Мари раскрыло многие тайны и загадки древнего мира.

Так, «когда ученые начали расшифровывать хроники, рапорты и переписку государства Мари, обнаружилась удивительная вещь: упоминаемые в этих документах названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки, поразительно похожие на имена родственников Авраама — Нахор, Фарра, Серух и Фалек. Кроме того, там говорится о племенах Аваирам, Иакоб-эль и даже о племени Вениамин, которое появилось на границе и досаждало жителям Мари. Не подлежит сомнению, что имена Авраама, его внука Иакова и самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, находятся в непосредственной связи с названиями этих племен» [3]. Не стесненные атеистической идеологией, западные исследователи пишут намного яснее: «Ассириологи, разбираясь с перепиской между правителями и областными управляющими империи Мари, натолкнулись на другие таблички, на которых был целый ряд следующих друг за другом знакомо звучащих имен из Библейской истории: Фалек, Серух, Нахор и Фарра, и Аран… Имена предков Авраама возникают из глубины времен… Документы царства Мари предоставили потрясающие доказательства того, что Библейские истории о патриархах — это не «религиозные легенды», за которые их часто и охотно принимают, а рассказы, описывающие то, что происходило в исторический период, который можно точно датировать… Находки в Мари подтвердили точность дат по Библии» [4].

Имена Библейских патриархов были обнаружены и в архиве другого царства — царства Эбла, открытого в ходе раскопок, начавшихся в 1964 году в Сирии, в Тель-Мардихе: «Мы неожиданно встретились с именем Авраам, а также греховных городов Содома и Гоморры…» — писал итальянский шумеролог Д. Петтинато, расшифровавший древний архив [5].

Помимо этого имеются прямые небиблейские источники, весьма подробно освещающие жизнь Авраама: это римский историк 1 века по Р. Хр. Иосиф Флавий, который в своем капитальном труде Иудейские древности первые главы посвятил описанию жизни Авраама [6], которое почти идентично Библейскому. Выдержки из его труда мы будем не раз цитировать в ходе наших исследований. Повествует об Аврааме и Николай Дамаскин (64 г. до Р. Хр. — начало 1 века по Р. Хр.), греческий историк из Дамаска, воспитатель детей Антония и Клеопатры, друг Ирода Великого, приближенный императора Августа, автор многих трагедий и Всемирной истории, состоящей из 144 книг. Об Аврааме он пишет: «Авраам… прибыв в качестве чужеземца с войском из так называемой Халдеи, страны, лежащей выше Вавилонии, спустя короткое время он выселился со своим народом в страну, которая тогда называлась Хананеею, а теперь Иудеею; там размножились потомки его, о которых я в другом месте буду распространяться подробнее. До сих пор имя Авраама пользуется большою известностью в области Дамаска, и теперь еще показывается там деревня, названная по его имени обиталищем Авраамовым» [7].

Говорит об Аврааме и вавилонский жрец Берос (350-280 гг. до Р. Хр.), написавший для сирийского царя Антиоха Первого историю Месопотамии. Об Аврааме он пишет: «…в десятом поколении после потопа жил среди халдеев справедливый и великий человек, опытный в астрономии».

Помимо того, что всемирная история зафиксировала имена патриархов, она подтверждает описание событий из их жизни: война царей (14 глава кн. Бытие); гибель Содома и Гоморры (19 глава, там же), встречу с египтянами и хеттами, нахождение упоминаемых колодцев и пещер, о чем мы будем рассказывать в следующих главах. Полученные при раскопках месопотамских городов данные позволяют с уверенностью говорить, что Авраам, как один из жителей Ура получил прекрасное, всестороннее образование, и вовсе не был малограмотным пастухом, как рисовали его и других жителей Месопотамии советские учебники.

Словом, сегодня патриархи Авраам, Исаак и Иаков лишились во всех словарях приставки «мифический» и обрели законное место в истории наряду с другими историческими деятелями той бурной эпохи.


Сквозь тысячелетия

Благословение на 4000 лет

В 12 главе книги Бытие содержится одно из самых замечательных пророчеств Библии. И оно замечательно не только потому, что Писание предсказало событие, которое должно было произойти через 2000 лет среди потомков Авраама, не только потому, что это является одновременно и благословением, действие которого распространялось на 4000 лет, не только потому, что оно относится ко всем народам, но главное, которое может исполниться в жизни каждого из нас, живущих на рубеже 21 века: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). И действительно, именно Авраам стал родоначальником рода, в котором суждено было появиться на свет Господу нашему Иисусу Христу, сошедшему с небес на землю и воплотившемуся в человеческую плоть.

Нередко сегодня можно слышать среди тех, кто считает себя христианами, что все, относящееся к потомкам Авраама, относится исключительно к еврейскому народу, ибо именно евреи являются его потомками. Приведенное выше пророчество опровергает это утверждение, верное в физическом смысле. Ведь Библия — Книга прежде всего духовная, и в ней неоднократно подчеркивается, что все верующие являются потомками Авраама в духовном смысле, являются духовным Израилем: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего», — сказал Бог Аврааму (Быт. 22:18) — выделено авт. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29).

Не правда ли, дорогие читатели, как радостно осознавать, что мы с вами наследники обетований, данных Аврааму, ибо, если мы отдали свои жизни Христу, то и эти чудесные обетования (обещания) относятся к каждому из нас лично, как если бы Бог именно нам их пообещал исполнить.

Право на вечную жизнь, утерянное в Едеме, было возвращено Христом, восстановившем разорванные отношения между Богом и человеком. Он показал и явил характер Бога-Отца, Господина всей вселенной. Только веруя в него, мы имеем право на древо жизни. Только Бог способен изменить жизнь и характер людей, принявших Его, даруя им радость и мир уже в этой жизни. Апостол Павел в послании к Римлянам 4:20-24 пишет: «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен (Авраам — прим. авт.), что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, Но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего…».

Вот почему это благословение, содержащееся в пророчестве, относится к каждому из нас, если мы принимаем Христа в свою жизнь, неся нам весть надежды и счастья. О том же, как принять это благословение, мы будем исследовать в последующих главах.


Археологический комментарий

Фрески гробницы Хнумхотепа

Из 12 главы книги Бытие мы узнали о пребывании Авраама в Египте: «И был голод в той земле (в земле Ханаанской — прим. авт.). И сошел Авраам в Египет, пожить там; потому что усилился голод в земле той» (Быт. 12:10).

Долгое время в науке это сообщение ставилось под сомнение в силу нескольких вопросов, на которые не было ответа. Реально ли было при тогдашних путях сообщения пройти столь большой путь до Египта? Особенно, если учесть крайнюю политическую нестабильность.

Принимал ли вообще Египет в годины бедствия пришлых нахлебников, к тому же инаковерующих? Существовали ли вообще связи между Палестиной и Египтом в те времена?

Ответы на эти вопросы были самые разнообразные и, порой, взаимоисключающие. Одна сторона выдвигала одни аргументы, другая — другие. Так шло до тех пор, пока в 1890 году не было сделано открытие, положившее конец этим спорам.

В 1890 году в египетском селении Бени-Хасан работала научная экспедиция под руководством английского археолога Перси Э. Ньюберри. Исследователя особо привлекала гробница египетского чиновника фараона Сезостриса Второго Хнумхотепа (жившего около 1950 года до Р. Хр.), бывшего номархом (правителем) области Газель. На стене гробницы он увидел замечательно сохранившуюся фреску, на которой было изображено прибытие в Египет группы иноземных путешественников, мужчин, женщин и детей. Их одежда и внешний облик, столь контрастно выделяющийся по сравнению с египтянами, здесь же изображенными, безоговорочно указывает, что это семиты. «В надписи к изображению упоминается имя руководителя пришедшей группы Ибша, или, может быть, Абиша или Абисар» [8]. После этого открытия даже атеистически настроенные авторы говорят: «В гробнице египетского вельможи, похороненного в Бени-Хасане… есть фреска, изображающая племя семитских кочевников, прибывших в Египет» [9]; «…достоверно установлено, что семитоязычные группы (выдающимся примером чего являются все пришедшие с Авраамом) уже кочевали в Египет… К этому их побуждали сезонные трудности с подножным кормом, потребности в продовольствии…» [10].

Кто именно изображен на этой фреске, быть может, это Авраам? Но на этот вопрос мы не можем сегодня дать ответа, хотя время, обстоятельства и имя весьма схожи. Однако однозначно доказано, что сообщение между Палестиной и Египтом в 19 веке до Р. Хр. существовало; семитские племена приходили в Египет в годины голода, и Египет принимал их; путь от Палестины до Египта часто использовался торговцами.

Таким образом, история путешествия патриарха в Египет лишается оттенка мифичности, приобретая совершенно реальные черты. Подтверждает пребывание Авраама в Египте и римский историк Иосиф Флавий: «После того, как несколько времени спустя голод постиг Хананею, Авраам узнал, что египтяне живут в полном довольстве, он порешил отправиться к ним» [11].

Далее историк приводит историю пребывания патриарха в Египте, практически идентичную Библейской.

Итак, испытания, выпавшие на долю Авраама, перестают быть для нас просто древней легендой, превращаясь в действительно имевшую место историю, разыгравшуюся в песках Египта.


Археологический комментарий

Семидесятилетняя красавица?!

Читая сообщения Библии о том, что цари египетские и филистимские прельщались красотой жены Авраама Сарры, многие улыбаются: «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом… и… когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фароновы, и похвалили ее фараону…» (Быт. 12:11-15). Ведь жене Аврама тогда было длеко за 60 лет, а во втором случае, когда ею был очарован филистимский царь Авимелех — за 80 лет! А ведь в таком возрасте прельстить привередливых восточных правителей — просто абсурд!

Действительно, взирая на эту ситуацию глазами жителей почти 21 века, может возникнуть подобное мнение. Но случай с Саррой имел ряд особенностей. Во-первых, люди в те времена жили, как повествует нам Библия, значительно дольше, чем в наши дни (Сарра умерла в 127 лет, Аврааам — в 175, Исаак — в 180 лет). Во-вторых, если в наши дни люди, достигшие 70-75 лет, как правило, страдают теми или иными болезнями, то в древности, не то что в 70, но и в 140 лет старики сражались в битвах наравне с молодыми. Из истории мы знаем много примеров, когда цари становились отцами в 100 и более лет (например, скифский царь Атей, 4 в. до Р. Хр.). Сегодня таким примером долголетия и физической крепости являются жители Кавказа. В-третьих, раннее старение в наше время и ослабление организма болезнями сегодня обусловлено следующими основными причинами:

1. неблагоприятная наследственность;

2. инфекционные и пр. заболевания;

3. экологическая катастрофа на нашей планете;

4. нарушение законов здоровья, данных человеку Богом, и, в частности, питания;

5. вредные привычки — употребление алкоголя, табака, наркотиков.

Но все эти группы причин практически отсутствовали во времена Авраама: наследственность была здоровой, экология — идеальной, болезней, влекущих за собой преждевременную старость люди, доверявшие Богу, практически не знали, табак и наркотики не употребляли, алкоголизм отсутствовал, нечистую пищу, запрещенную Богом, не употребляли, и более того, никому и в голову не могло прийти назвать пищей то, что Бог запретил к употреблению ради сохранения здоровья людей — в т. ч. свиней, зайцев, кроликов, а из водных обитателей тех, у кого отсутствуют плавники и чешуя (кальмаров, крабов, раков, угрей, мидий, креветок и пр., и пр.) — см. книгу Второзаконие, 14 главу, где подробно изложен этот вопрос.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Сарра, находясь уже в весьма почтенном возрасте, поражала своей красотой.

Не следует забывать и о том, что благословения, данные Богом Сарре, проявились и в ее необычайной моложавости и красоте. Память о ней жила на протяжении долгих веков. В ходе раскопок в Кумране, в 1947 году, помимо свитков, содержащих книги Ветхого Завета, были обнаружены и древнейшие рукописи, одна из которых говорила о Сарре следующее: «Как густы волосы на ее голове, как прекрасны ее глаза, как безукоризненна чистота лица, как тонки ее запястья и длинны пальцы, как стройны ноги… нет невест прекрасней ее. Она прелестнее других женщин еще и потому, что в прекрасном лице ее светится мудрость». Текст свитка свидетельствует далее о том, что египетский царь, услышав о ее красоте, «возжелал ее и послал за ней. Увидев ее, он восхитился ее красотой…» [12].

Подтверждает красоту Сарры, а так же историю, случившуюся с ней, и римский историк Иосиф Флавий, процитируем лишь небольшой отрывок из его произведения: «Но так как он (Авраам — прим. авт.) вез с собою и Сарру, и боялся ввиду безумной слабости египтян к женщинам, чтобы фараон, вследствие красоты его жены не решил погубить его, он придумал следующую хитрость: выдавая себя за брата Сарры, он побудил ее согласиться на это, так как это-де полезно им обоим. Когда же они прибыли в Египет, то все случилось так, как предполагал Авраам. Весть о красоте его жены быстро разнеслась, вследствие чего царь египетский, не удовлетворенный одними о том рассказами, а, сгорая желанием увидеть ее лично, возымел намерение овладеть Саррой» [13].

Так что история Сарры, сохранявшей долго свою чудесную красоту, не только не противоречит здравому смыслу, но и подтверждается историческими данными. Однако, как тонко заметил древний автор, внешняя красота этой женщины сочеталась и с красотой духовной, делая ее намного прекраснее.

Наверное, об этом не помешает помнить и нынешним девушкам, да и женщинам постарше, так заботящихся порой о внешней стороне, упуская при этом главное: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Петра 3:3-4).

И если прекрасная половина человечества будет стремиться выполнить этот Библейский совет и идти по пути Сарры, то не обретет ли она и ее красоты?

 

Вопросы для размышления:

1. Готовы ли вы следовать Божьему призыву, даже если до конца и не понимаете его?

2. Готовы ли вы отказаться от внешних удобств по слову Бога?

3. Часто ли вы испытываете страх перед другими людьми, еще ничего плохого вам не сделавших?

 

Постскриптум:

1. Прекрасные обетования Библии могут исполниться и в жизни каждого из нас, если мы будем так же верны Богу, как Авраам.

2. Авраам стал родоначальником Богоизбранного народа, в родословии которого стоит Имя Самого Иисуса Христа.

На следующих страницах мы рассмотрим первую в истории глобальную войну, а также необычное поведение вышедшего из нее победителя.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 9 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Опарин А. А. Религии мира и Библия, Харьков, Факт, 2000.

[2] Опарин А. А. И камни возопиют, Харьков, Факт, 2000; Гиббон Э. Закат и падение Римской империи, в 7 т., М., Терра, 1997.

[3] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 72.

[4] Parrot, Andre, Sumer: The Dawn of Art. Translated by Stuart Gilbert and Sames Emmons. New York:Golden Press, 1961; Келлер, указ. соч., с. 61-63.

[5] Pettinato Giovanni, The Archives of Ebla: An Empire Ynsribed in Clay, Garden City, NY; Doubleday, 1981.

[6] Иосиф Флавий. Иудейские древности. - Минск, Беларусь, 1994, с. 31-48.

[7] Николай Дмаскин, История, книга 4, Изд. Диндорф в «Historici Graeci minores», т. 1, 1870.

[8] Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965, с. 80.

[9] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 86.

[10] Грант М. История Древнего Израиля, М., Терра, 1998, с. 44.

[11] Иудейские древности, в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 1, кн. 1, глава 8, с. 33.

[12] Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 106; Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря, М., 1960.

[13] И. Флавий, Иудейские древности, в 2-х т., Минск, Беларусь, 1994, т. 1, кн. 1, глава 8, с. 33.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко