Глава 26
Евангельская весть
«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37:3-4).
Родительская любовь часто, к сожалению, бывает неразумной, слепой, приносящей горькие плоды. Проблема, возникшая в семье Иакова, хорошо известна: конфликт между любимыми и менее любимыми детьми. Конечно, патриарха чисто по-человечески можно было понять: Иосиф — сын любимой жены Рахили, в котором она души не чаяла, долгожданное ее дитя, и в нем Иаков продолжал любить ушедшую Рахиль. Но, не умея скрыть эту свою слабость, он совершил большую ошибку. Подобную ошибку допускают и многие современные родители, отдавая предпочтение одному ребенку перед другим. Допуская это, они наносят огромный, и нередко непоправимый ущерб обеим сторонам: потворствуя одному, прощая ему все проступки, превознося одного перед другим, они способствуют разладу между детьми, который с возрастом усугубляется, и близкие люди становятся чужими, вместо того, чтобы в будущем стать опорой и поддержкой друг другу. Более того, подобное предпочтение не походит бесследно и в становлении личности того и другого ребенка: один растет капризным, своевольным, эгоистичным, презирая братьев или сестер, этаким «маменькиным сынком», и в будущем ему крайне сложно становится находить общий язык с людьми. Другой же растет нередко замкнутым, «закомплексованным», остро переживая свою «ущербность» и «неполноценность», а то и еще хуже: незаслуженная обида в детстве приводит к развитию лютой ненависти к брату или сестре.
Иаков, так же, как и многие современные родители, не понимал этого, сделав для любимого сына разноцветную одежду, которую в те времена носили только очень знатные и богатые люди, и которая являлась символом будущего наследника. Каким же был сам Иосиф в свои юные годы? Избалованное дитя, любимый сын, он привык видеть только доброе отношение к себе и наверно весьма смутно представлял, что же такое зло, предательство, ненависть. Но, несмотря на тепличные условия, в которых рос этот маменькин сынок, совершенно не зная жизни и ее тягот, огражденный отцом от всех неприятностей и забот, его характер отличали доброта, чистота и глубокая вера. Трагедия в семье Иакова еще усугубилась тем, что дети от разных жен, «унаследовав» ревность и неприязнь своих матерей друг к другу, объединились и сблизились на почве нелюбви к Иосифу. Но теперь в ситуацию, на первый взгляд, с непонятной целью, вмешивается Бог, послав Иосифу сны (Быт. 37:5-10) и усугубив тем самым нелюбовь к нему со стороны братьев. Трудно сказать, как сложилась бы жизнь Иосифа в дальнейшем, если бы братья не свели с ним счеты. Воспользовавшись моментом, когда они вдалеке от дома встретились со своим младшим братом, связали Иосифа и бросили в ров. Теперь следовало решить вопрос о его дальнейшей участи: большинство предлагало убить его, но на правах старшего Рувим воспрепятствовал этому, намереваясь втайне от братьев вернуть его отцу. Но стоило ему ненадолго ему удалиться, как Иуда предлагает новый «выход» из положения: «Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем…» (Быт. 37:27). Предложение Иуды было весьма циничным. С одной стороны, убить, да еще родного брата, значило совершить тяжкий грех, и поэтому, чтобы на их руках не было крови, но в то же время и свести с ним счеты, «отплатить» ему за все, наиболее оптимальным показалось Иуде продать Иосифа в рабство в Египет.
Не напоминает ли это вам философию средневековых инквизиторов, которые тоже были очень «боголюбивы и человеколюбивы», и тоже «боялись» проливать кровь, а потому нашли «оптимальный» выход из положения: сжигали свои жертвы на кострах.
Продажа в рабство на Древнем Востоке была равносильна длительной пытке и особо она должна была быть для Иосифа, не видевшего в жизни ничего кроме обожания и любви. Рабство должно было быть для него не только физическим, но и духовным испытанием. Особо радовало братьев воспоминание о снах Иосифа, которым сбыться с человеческой точки зрения было не суждено. В своей слепой мести они забыли не только о том, что Иосиф их брат, не только и о своем отце, которому страшное известие о гибели Иосифа нанесет мучительную рану, но и о Боге, Которому они продолжали молиться и приносить жертвы. Месть ослепляет человека, совершенные в ее порыве деяния нередко ужасают и тех, кто находится под ее воздействием, но поделать уже ничего нельзя. Поэтому очень важно не допустить в себе развития этого чувства. Апостол Павел советует нам: «Гневаясь, не согрешайте: солнце за не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).
Не позволяем ли мы господствовать над нами чувству мести? Есть ли люди, которых мы ненавидим? Бытие — это книга о человеческих взаимоотношениях, а также о том, как стать такими, какими нас желает видеть Господь. Но Господь не желает видеть нас мстительными людьми, и с подобными качествами характера мы не войдем в Его Царство.
Братья продали Иосифа мадиамским купцам, которые отвели его в Египет, и там продали Потифару, одному из царедворцев фараона. С человеческой точки зрения для Иосифа все было кончено. Совершенно не приспособленный к жизни 17-летний мальчик попадет в рабство в далекую языческую страну. Непосильный труд, постоянное унижение, царствующие повсюду развращенные нравы должны были сломить Иосифа как физически, так и духовно. Но Господь был с Иосифом: «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах, и жил в доме господина своего, Египтянина» (Быт. 39:2). Воспитанный богобоязненным, юноша знал, что в экстремальных ситуациях, в которых были его прадед, дед и отец им всегда помогал Бог, когда они просили Его об этом. Несмотря на то, что с юных лет он присутствовал и участвовал в Богослужениях, Иосиф только теперь до конца осознал свою нужду в Спасителе и полную зависимость от Него, обретя в Господе истинного Друга. Не приходилось ли и вам порой находиться в критическом положении, подобном тому, в котором оказался еврейский юноша, лишенным семьи, друзей, когда все и вся вокруг против вас, и если да, то обращались ли вы за помощью и поддержкой к Единственному Другу, Который мог вам помочь? Господь видел искреннее сердце Иосифа, его желание жить в соответствии с тем, чему он с детства был научен, и Он был с ним. Там, где по-человечески все было потеряно, с Богом обрело победу: «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Пр. 16:7). В жизни Иосифа буквально исполнилось обетование Божье: «Ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла…» (Деян. 18:10). Тот дом, куда юноша пришел в качестве раба, вскоре стал в его полном распоряжении: «И снискал Иосиф благоволение в очах его, … И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его… И оставил он все, что имел, в руках Иосифа; и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел…» (Быт. 39:4-6). Но за судьбой молодого человека наблюдал не только Бог, но и Люцифер, который, увидев верность его Божественным принципам, решает изменить тактику: если раньше он действовал силой, то теперь решает применить искушение, желая сломить Иосифа: «И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною» (Быт. 39:7).
Дьявол делает грех желанным и манящим, сулящим лишь удовольствия, к тому же и тайные. Прелюбодеяние с женой Потифара гарантировало Иосифу стабильное положение, открывая широкие возможности. Сколько юношей и девушек давали и дают сегодня согласие на подобные предложения, находясь в подобных ситуациях. На этом грехе было основано такое известное историческое явление, как фаворитизм, когда в руках фактически прелюбодеев и прелюбодеек сосредотачивалась вся власть в стране. Такие имена, как Орловы, Зубов, Бирон в России, мадам де Ментенон, Помпадур и Дюбарри во Франции, Диспенсер в Англии давно стали нарицательными. Фаворитизм приводил к разорению государств, обнищанию народа, а нередко и к гибели самих правителей, возвеличивших своих «возлюбленных». Но Иосиф боялся Бога, он любил своего Создателя и не мог огорчить Его предательством после всего того, что Бог сделал для него. Осознаем ли мы, подобно сыну Иакова, что, совершая очередной грех, мы предаем Бога, забивая новые гвозди в Крест Христа. Не сломив Иосифа искушением, сатана применяет другое свое излюбленное орудие — клевету. Жена Потифара обвиняет молодого человека в попытке обесчестить ее. Клевета опасна не только тем уроном, который она наносит положению, доброму имени, наконец, жизни человека, но еще и психологической травмой. Ибо нет ничего более обидного, чем незаслуженное обвинение. История нам говорит, что, как правило, жертвами клеветы становятся порядочные и добрые люди. К людям же греха она не пристает. И это немудрено, ибо клевета, как мы уже заметили, это орудие дьявола, которое он использует в борьбе с детьми Божьими. В 30-е годы в период сталинских репрессий много прекрасных людей были замучены в лагерях благодаря клевете, доносам своих сослуживцев, соседей, «друзей». Особенно это было характерно для репрессий среди так называемого научного мира, когда зависть к талантам и работам ученых побуждала их коллег писать клеветнические доносы в органы безопасности. Клевета стала причиной смерти от инфарктов и инсультов ряда видных ученых, которые не могли перенести несправедливых доносов в свой адрес. Подобные примеры можно видеть и в повседневной жизни. Но как же нам следует к ней относиться? Пример Иосифа показывает, что мы не должны на нее обращать внимания, ибо целью дьявола и является как раз именно то, чтобы выбить человека из колеи, заставить сконцентрировать все свое внимание и силы на клевете, переживать и мучаться, впасть в состояние депрессии. Иосиф же не обратил на нее никакого внимания, ибо знал, что пред Богом он чист, чист и перед Потифаром. Кроме того, Иосиф понимал, что его жизнь, как и жизнь каждого из нас, в руках Господа, и поэтому если Он допускает какие-либо испытания, то поможет и выйти из них, и следует их принять с кротостью и смирением.
Апостол Павел написал прекрасные слова, которые являются замечательным советом вам и мне: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4:3). Находясь на земле, наш Господь Иисус Христос подвергался страшной клевете и наветам. Он, Который пришел в наш мир спасти людей, был ими многократно оклеветан и, в конце концов, убит, распят. Но обращал ли Он внимание на эту ложь? Пытался ли оправдаться или отомстить? Нет! Он молчал, не обращая на все это внимания и совершая дело спасения каждого из нас.
Поэтому и мы не должны ни переживать по этому поводу, ни пытаться отомстить клеветникам, ни оправдываться. Бог знает все, Он рядом с каждым из Своих детей, и «…касающийся вас, касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8). В последнее время особенно клевета будет вновь и вновь использоваться сатаной в борьбе с церковью Божьей, с людьми, которые не хотят встать под его черное знамя. Каждый наш поступок, слова будут истолковываться в превратном свете, детей Божьих будут обвинять в совершении отвратительных грехов, и в это сложное время Бог будет рядом с каждым из нас, как был рядом с Иосифом. Очень важно каждому из нас помнить Жизнь и Крест Спасителя, и не обращать никакого внимания на наветы врага.
Избалованный ребенок, каким мы видели Иосифа в доме Иакова, стал зрелым мужем веры, узнавшим очень хорошо не только жизнь, но и Бога. Он стал новым человеком, и Господь видел это, и готовил ему необычайную участь. Цель Христа — спасти каждого из нас и дать нам истинное счастье. Но для этого бывает необходимо провести нас, порой таких же избалованных, как и Иосиф, детей, через определенные испытания и трудности, которые мы вначале не можем до конца понять и оценить их значение для нас. И только потом осознаем, как они были необходимы нам и каким благом являлись для нас. И если мы пройдем через них так же, как прошел Иосиф, со смирением и верой, то нас ожидает настоящее чудо, которое произошло и в жизни младшего сына Иакова.
Археологический комментарий
Колодец рабства
Как свидетельствует история, карьера крупных политических деятелей начиналась по-разному.
Так, будущий премьер-министр Египта Иосиф начал свое восхождение со дна пересохшего колодца в Дофане. Там же, окруженный древними стенами колодца, он встал и на свой духовный путь преобразования характера и доверия Богу. И поэтому сегодня история знает Иосифа не только, как мудрого политика Египта, но и как одного из патриархов Божьего народа. А начиналось все в Дофане…
Будущая история Палестины на долгие годы похоронила в своих волнах это место. Оно было обнаружено лишь в 19 веке ученым и путешественником Робинсоном в 20 км к северу от Сихема. В древности через него проходил караванный путь из Сирии в Египет, по которому и шли мадиамские купцы. Однако систематические раскопки холма Дофан (что в переводе значит колодец) были предприняты почти через 100 лет. В ходе их было обнаружено, что холм содержит в себе 11 следующих культурных слоев (перечисление идет сверху вниз, так, как их обнаруживали археологи):
1 слой — эллинистическое время 300-60 гг. до Р. Хр.
2 слой — железный век 2-ой, 900-600 гг. до Р. Хр., время Илии, Елисея.
3 слой — железный век 1-ый, 1200-900 гг. до Р. Хр., время судей, Саула, Соломона.
4 слой — поздний бронзовый век, 1550-200 гг. до Р. Хр., время Моисея, Иисуса Навина.
5 слой — средний бронзовый век 2-ой, 1900-1550 до Р. Хр., время патриархов Иакова, Иосифа.
6 слой — средний бронзовый век 1-ый, 2100-1900 гг. до Р. Хр., время Авраама, Исаака.
7-11 слои — ранний бронзовый век, 3200-2100 гг. до Р. Хр., время от Сима до Фарры.
В каждом из этих слоев были обнаружены многочисленные предметы быта, в числе которых были посуда, оружие времен продажи Иосифа в рабство [1].
Был обнаружен и ров, где молил о пощаде своих братьев Иосиф. Грустная история древних времен взглянула на наши лица, обретя вполне осязаемые контуры.
Археологический комментарий
Мадиамские купцы
Тридцать седьмая глава книги Бытие заканчивается грустной историей продажи семнадцатилетнего Иосифа мадиамским купцам, направляющимся в Египет. Мадианитяне не только жили невдалеке от Израиля, торговали с ним, но и были его близкими родственниками, ибо вели свой род так же от Авраама и его жены Хеттуры (Быт. 25:2-6). Главной статьей их дохода была торговля и добыча медной руды. Недаром в Библии их иногда называют кенееями, что обозначает «принадлежащие к медникам». Американский профессор Нельсон Глюк, проводивший раскопки на землях древнего Мадиама, обнаружил не только горы, действительно богатые медью, но и сами рудники давно исчезнувшего народа.
Моисей 40 лет жил в Мадиамской пустыне и взял себе жену из этого народа. По имеющимся в Библии свидетельствам (Быт. 2:16) известно, что у части этого народа сохранялась вера в истинного Бога, по крайней мере, в местности, где жил тесть Моисея Иофор.
И в ходе раскопок было найдено интересное подтверждение этому, еще не получившее в науке полного объяснения. Археологом Бенно Ротенбергом было найдено мадиамское святилище, весьма похожее на израильское. «Обнаружение святилища — из ряда вон выходящее открытие: ведь еще начиная с 19 века библеисты высказывали сомнения в том, что это святилище, столь подробно описанное в Библии (Исх. 25-31 и 35-39), когда-либо существовало в действительности… Мадиамское святилище, обнаруженное Ротенбергом… ближе к патриархам святилища, описанного в Библии. Оно находилось на месте более древнего египетского места поклонения богине Хатхор. Мадианитяне, вслед за египтянами, разрабатывавшие медные рудники в Тимне, превратили это место в святилище своей собственной религии и покрыли его навесом; Ротенберг обнаружил не только отверстия для шестов, на которые натягивался тент, но даже остатки ткани от навеса. Открытие Ротенберга дало нам принципиальную возможность предполагать, что израильтяне уже в достаточно ранний период располагали святилища… что описано в Библии» [2].
Однако подавляющее большинство мадианитян впали в язычество. Являясь, как и едомляне, моавитяне и аммонитяне родственниками израильтян, жгуче их ненавидели, завидуя их силе и удаче. Они не видели в этом руку Божью, не понимали, что чудеса, явленные Господом при исходе евреев из Египта были результатом верности сыновей Иакова своему Богу. Они считали, что это за счет них возвысился и размножился Израиль. И поэтому совместно с другими языческими народами они строят против них всевозможные планы. Но поражение, нанесенное им Моисеем, привело к резкому ослаблению потомков Хеттуры. Однако они не вынесли опыта из этого и продолжали идти по пути богоотступничества.
Около 14 века до Р. Хр. им удается даже покорить Израиль, но это была их последняя победа. Новый израильский судья Гедеон наносит им страшное поражение, после которого этот народ фактически сходит со сцены истории. Мадианитяне не оставили нам ни городов, высеченных в скалах, как едомляне, ни дольменов и башен, как моавитяне и аммонитяне. Главным памятником этого народа остались величественные Медные горы с остатками шахт, плавилен и холмов шлака. Фактически, это все, по чему мы можем изучать историю этого древнего народа. В свое время мадианитяне сделали выбор, отказавшись идти путем своего праотца Авраама и священника Иофора. Результатом этого стало исчезновение народа и… груды медного шлака.
Сегодня так же каждый живущий на нашей планете стоит перед выбором, результатом которого может быть вечная жизнь или смерть навеки, навсегда. И более того, наш выбор непременно отразится на участи наших детей, и не только вечной, но и в этой жизни. Что мы оставим нашему потомству: горестные воспоминания, разрушенное здоровье, сомнения, страхи или счастливую радостную будущность, неомраченную последствиями наших грехов? Это зависит сегодня от каждого из нас, от того выбора, который мы делаем в большом и малом.
Вопросы для размышления:
1. Нет ли у тебя любимых и нелюбимых детей?
2. Не способствуешь ли ты своим особым отношением к одному ребенку развитию ненависти к нему со стороны других твоих детей?
3. Не вынашиваешь ли ты порой мстительного чувства и не мстишь ли другим людям?
Постскриптум:
Недопустимо ничем выделять одного своего ребенка перед другим, чтобы не формировать в детях неприязни друг к другу.
В следующей главе мы станем свидетелями очень необычного прелюбодеяния.