Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 25

Почему, Господи?!

Когда-то древний царь Соломон сказал: «Все возвращается на круги своя».

Иаков пришел в Вефиль. Двадцать с лишним лет назад он заснул в этих окрестностях одиноким путником, бежавшим от мести брата. Именно здесь ему во сне была показана лестница, обращенная к нему от Самого Бога. Это видение дало ему силы на последующие трудные годы, и вот теперь он вновь здесь, но это уже не одинокий беглец, а патриарх, один из богатейших и известных людей своего времени. Он вернулся на это место спустя многие годы совершенно новым человеком, уже не Иаковом — обманщиком, а Израилем — победителем. Но прежде чем войти в это место, Иаков понимал, что всю семью и всех домочадцев, слуг, которые были с ним, необходимо особым образом подготовить к служению. Богу, очистить от всего, что могло стать препятствием, стеной между ними и Господом. И поэтому он «…сказал … дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши… И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом…» (Быт. 35:2-4).

В этом пример для каждого, кто считает себя последователем Христа. Не только наши чувства и мысли должны быть очищены от накипи греха и порока, но и в наших домах ничего не должно быть такого, чего не одобряет и против чего предостерегает Бог: всякого рода идолов, кумиров, амулетов, реликвий, магических лоз, маятников, книг по колдовству, магии, астрологии, сборников с заговорами, сонников, азартных игр и пр. Бог призывает нас очистить наши дома от всех тех предметов, автором которых является не Бог, но дьявол: «Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15).

Спросим себя, а каков итог прожитых каждым из нас лет? Что мы приобрели, что потеряли за эти годы? Изменился ли наш характер, и если да, то в какую сторону? Изменились ли наши жизненные приоритеты? Лучше мы стали или хуже? Куда мы идем и ради чего мы живем? Очистили ли мы самих себя и свои дома от идолов? Часто ли мы вспоминаем о Боге или обращаемся к Нему лишь когда нам плохо? В годы счастья и благополучия люди нередко забывают своего Создателя, а если и вспоминают, то их молитвы нередко сводятся к трем словам: «Дай, дай, дай!» Кстати, подобные отношения нередко можно заметить и между людьми, а также между детьми и родителями. Проанализируйте свое отношение к другим людям: нередко друзьями выбирают «нужных» людей, а когда они дать ничего уже не могут, о них забывают, не «узнавая» даже на улице. Сегодня, к сожалению, очень редко можно встретить простую человеческую благодарность.

Но Иаков был не таков. Он оставался верным своему Искупителю не только в годину бедствий, но и в счастливые годы. Достигнув положения, он сознавал, что все это даровал ему Бог, и его заслуг в этом не было никаких. А как часто люди, достигнув определенного положения, начинают болеть «звездной» болезнью, высоко думая о своем уме, способностях, а быть может, и своей «святости». Христиане тоже нередко страдают этой болезнью. Успех и власть, пусть даже небольшие, портят человека, и этому есть много подтверждений. В свое время Христос говорил, что Царство Его не от мира сего, и Его последователи живут по другим законам, законам любви. И именно по ним жил Иаков, и потому, придя в Вефиль, он возблагодарил Господа за Его любовь и водительство. Вскоре после этого Иакова постигло большое горе: умерла в родах его любимая жена Рахиль. Они прожили вместе более двадцати лет, их связывала любовь, пережитые несчастья и трудности, испытания и благословения. Любовь и забота Рахили поддерживала и подкрепляла Иакова в труднейшие минуты его жизни. И вот теперь ее не стало. Смерть наших близких пожалуй одно из самых страшных испытаний на земле. И многие не могут пережить это — начинают роптать на Бога, искать виноватых. Почему умерла в родах молодая мать? Почему погибают дети? Работая врачом, мне приходится наблюдать много таких случаев: я помню мальчика 15-ти лет, у которого в автокатастрофе погибли родители, а он сам был доставлен в клинику со страшным диагнозом: острый лейкоз. И невольно возникает вопрос: почему все это случилось в его такой еще недолгой жизни? И, наверное, у каждого человека на земле возникали и возникают подобные «почему?». Многие при этом говорят: «Где же Бог и Его любовь, когда происходят такие тяжелые вещи?» И на этот вопрос, базируясь на Библии, мы можем ответить: Господь рядом с каждым из страдающих, перенося их боль так же тяжело, как и распятие Своего Сына Иисуса, которого Он отдал, чтобы каждый из людей, и этот мальчик с лейкозом, имел право на спасение и вечную жизнь. Бог не безучастный наблюдатель, не суровый судья, спокойно взирающий на страдания людей. Бог — это любящий Отец каждого из нас, и Он не желает нам доставлять боль, и не виновен в наших страданиях. Часто своим поведением, своей жизнью, своими не исповеданными грехами люди отдают себя вольно или невольно во власть другой силе, силе тьмы, которой доставляют радость наши мучения, и если человек не желает, Господь против его воли никогда не вмешается в его жизнь. Это первая причина существования страданий на земле. Вторая причина заключается в том, что огромное количество болезней, нередко смертельных, люди получают в наследство от своих родителей. Следует помнить каждому, что греховный образ жизни по принципу: «бери от жизни все» чреват тяжкой жатвой для наших детей, настоящих или будущих. Курение, употребление алкоголя, пищи, вредной для здоровья, обозначенной в Библии, как нечистая пища (см. Второзаконие, 14 глава), наркомания, так называемая «свободная любовь», стрессы, повседневная суета, отсутствие полноценного отдыха хотя бы раз в неделю создают основу для тяжких заболеваний и не только нас, но, повторяю — детей, внуков, правнуков и пр. Задумываемся ли мы о том, что наша жизнь определяет здоровье и жизнь наших потомков?

Третье. Мы должны понять, что главная цель Бога — спасти человека и даровать ему вечную жизнь. И поэтому, допуская страдания, болезни и смерть с человеческой точки зрения слишком рано или в «неподходящий» момент, Бог спасает человека, ибо в минуты страданий, как правило, человек начинает искать Бога и переосмысливать свою жизнь. А если бы Бог продлил жизнь данному человеку, то тот со временем, возможно, отошел бы от Творца и погиб навеки. Следует помнить, что Бог знает сердце каждого и поэтому нередко забирает жизнь тогда, когда человек наиболее близок к Господу.

Четвертое. Нередко смерть является избавлением от физических и духовных страданий, достаточно вспомнить узников инквизиции, концлагерей, ГУЛАГов.

Здесь хочется привести известный исторический случай: в Петербурге начала 20 века были найдены записки матери казненного декабриста Рылеева, в которых она рассказывает о том, что в возрасте 3-х лет ее сын тяжело смертельно заболел. Надежды на выздоровление не было, и она, являясь христианкой, обратилась к Единственной Надежде — Богу. Но молилась она необычной молитвой, не так, как нас учит Библия. В молитве мы все отдаем на волю Божию: «Да будет воля Твоя», а она молилась: «Да будет воля моя». И она увидела сон: ей предстал ангел, который сказал, что все следует отдать на волю Божию, и сын ее умрет и избежит многих страданий в этой жизни и будет спасен для вечности. Но она продолжала просить Бога по воле ЕЁ исцелить ребенка. Тогда во сне ей была показана вся будущая жизнь ее сына: детство, гимназические годы, юность и… виселица, на которой он окончит свою жизнь. Но мать оставалась непреклонной. Что же было потом? Ребенок выздоровел, и радости матери и благодарности Богу не было предела. Ребенок подрастал, стал гимназистом, когда мать стала терять покой: она узнавала его друзей, ибо она их видела в том сне. Конец этой истории всем известен: декабрист Рылеев в возрасте 31 года был повешен. Здесь есть над чем поразмышлять, не правда ли?

Пятое. Мы должны признать, что многие трагедии, происходящие на нашей земле, мы не можем объяснить нашим человеческим умом. И часто, когда мы пытаемся выяснить причину, то ситуация становится еще более непонятной, и мы находим в результате не утешение, а вновь огорчения. Только в вечности мы узнаем, почему Господь допустил ту или иную смерть, то или иное несчастье. И мы увидим, что в данной ситуации, как это не странно, быть может, звучит, это был наилучший выход. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8:28). Эти слова апостола Павла очень трудно бывает принять в критической ситуации, когда сердце разрывается от горя, а разум ропщет, но эти слова абсолютно верны и должны быть самым лучшим утешением всем тем, кто пережил большое несчастье.

Иаков хорошо знал Господа, полностью Ему доверял, чтобы сомневаться в Его любви и милосердии. И поэтому, несмотря на страшное горе, несмотря на то, что он тоже, возможно, не понимал, почему это постигло его любимую жену, он принял безропотно свою чашу страданий, зная, что это единственный и лучший выход для него и для Рахили, раз это допустил Бог. Он прекрасно знал, что при Втором Пришествии Христа праведники воскреснут и будут вновь вместе. Он знал, что смерть — это сон, которым и уснула Рахиль до славного воскресения, при котором они непременно встретятся, чтобы уже никогда не расставаться. Какая прекрасная надежда! Доверьтесь Богу, отдайте в Его руки свою жизнь и жизнь твоих близких, и вы их вновь обретете, вы встретитесь на обновленной земле. Христос победил смерть. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? «…Благодарение Богу, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55, 57).

Вскоре за смертью Рахили для Иакова последовали еще два горя: прелюбодеяние Рувима, старшего сына, с наложницей Иакова Валлой и смерть его отца Исаака. Потеря близких и предательство сына, вопиющий грех, который тот совершил тяжким бременем легли н плечи Иакова.

В комментарии к 49 главе книги Бытие мы будем исследовать характер и жизненный путь Рувима, имя которого будет начертано на воротах Небесного Иерусалима, а почему он удостоился такой великой Божьей милости, мы узнаем спустя несколько глав.

После почти одновременно постигших Иакова несчастий у него оставалось самое большое утешение на земле — сын Рахили Иосиф.


Археологический комментарий

Город двух отсчетов времени

Вефиль… На примере истории этого города можно изучать всю историю израильского народа, наполненную периодами взлета и падений, пленения, упадка и расцвета. Более 2000 лет существовал он, часто упоминаясь в Библии и древних летописях. Здесь сооружали жертвенники Авраам и Исаак, здесь Иаков во сне увидел Господа и Его ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице с неба на землю. После завоевания Ханаана израильтянами город был отдан колену Вениамина, но жило здесь колено Ефрема.

В 1934 году на месте Вефиля работала археологическая экспедиция под руководством доктора Олбрайта В. Ф. (США). В ходе нее были обнаружены культурные слои города, относящиеся к 15 веку до Р. Хр., то есть, к временам Иисуса Навина. В них найдены следы огромного пожарища, обгорелых стен, горы золы, подтверждая тем самым факт завоевания города израильтянами [1].

В Вефиле одно время находился ковчег Завета, и пророк Самуил ежегодно рассматривал тяжбы и вершил суд. И всего спустя менее 90 лет город становится центром идолопоклонства Израильского царства. В 589 году до Р. Хр. город был сожжен Навуходоносором.

В слое, относящимся к 16 веку до Р. Хр. так же обнаружены следы пожаров от вавилонских полчищ, огнем и мечом прошедших по Палестине.

После пленения и возвращения израильтян из Вавилона город населяет колено Вениамина, но прежнего могущества он уже не имел, просуществовав, правда, еще около 500 лет, вплоть до римского периода. Ныне на месте Вефиля находится небольшое селение Бетин, в 15 км от Иерусалима. Вот как описывает его русский ученый 19 века Н. Норов: «Вефиль теперь, не иное что, как пастушеское кочевье на грудах развалин; нет тут ни одной хижины, только в полукруглой нише алтаря древнего остатка одной христианской церкви находят себе приют и защиту полураздетые и голодные арабские пастухи». Современное его состояние почти ничем не отличается от приведенного описания.

Как прекрасно и величественно начиналась история этого города, когда впервые на этом месте был сооружен жертвенник Господу. И само имя города — Вефиль, что означает, Дом Божий, говорило само за себя. И вот место пребывания ковчега Завета и резиденции Самуила превращается в центр язычества (около 930 г. до Р. Хр.). И с этой поры начинается обратный отсчет его истории, но уже по нисходящей спирали. И в течение последующей тысячи лет Вефиль теряет все те благословения, что приобрел вначале, в течении первого тысячелетия своего существования, превратившись, наконец, в груду развалин. Не бывает ли так и в нашей жизни? Когда мы выбираем Божий путь, идем по нему, но все меньше начинаем взирать на Бога, предпочитаем поступать по своей воле, отходя все дальше и дальше от Христа, и превращаясь, наконец, в духовные, да и в физические тоже, развалины.

 

Вопросы для размышления:

1. Расстался ли ты со своими идолами?

2. Не оставляет ли тебя твоя вера, когда ты переживаешь несчастье, потерю, крушение планов и прочее?

 

Постскриптум:

Только освободившись от своих излюбленных идолов, мы можем обрести истинный мир, покой, счастье и надежду. Бог переживает горе вместе с нами, понимая нас, как никто другой.

В следующей главе мы познакомимся с одним избалованным мальчиком, его судьбой и обстоятельствами, в которых он выстоял, и где обычно падаем мы.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 25 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Albright W. F. The archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко