Глава 30
Евангельская весть
В книге Откровение написано, что Небесный Иерусалим, столица Божьего Царства, будет иметь двенадцать жемчужных ворот, и: «…на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21:12), и все спасенные будут в Город входить определенными «своими» воротами. О чем это говорит вам и мне? И какое отношение к вам и ко мне имеют сыны Иакова — Израиля? Чтобы ответить на второй вопрос, мы обратимся к Посланию апостола Павла к Галатам 3:27-29: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Итак, мы с вами, какой бы национальности мы ни были, если веруем во Христа, то являемся наследниками Авраама, «его семенем» или, иначе говоря, духовным Израилем. И поэтому, как духовные наследники Авраама, принадлежим к тому или иному колену его наследников по плоти — к одному из сыновей Иакова. Теперь остается определить, к какому именно колену сыновей Иакова мы с вами принадлежим, и самое главное, как это сделать? Есть ли какой-то тест, позволяющий это определить? Да, такой тест или признак существует: им является характер, который имеете вы и я. Именно наш характер определит нашу вечную участь, а именно: будем ли мы спасены или погибнем. И именно характер мы только и сможем «взять» в Небесное Царство, а это значит, что самое главное, к чему следует стремиться здесь, на земле — это к исправлению и совершенствованию своего характера. Седьмая глава книги Откровение нам раскрывает, что 12 колен Израилевых будут среди спасенных, и среди них — мы, если будем удостоены спасения. Итак, вы сможете с Божьей помощью определить, на характер какого из сыновей Иакова похож ваш собственный характер, и если вы имеете отрицательные его черты, то вы сможете получить совет, записанный в Библии, как исправить их, пока еще есть время. В 49 главе книги Бытие Иаков перед смертью дает характеристику каждому своему сыну, выступая как пророк Божий, и не только сыновьям, но и коленам, которые произойдут от них, а значит, и духовным коленам, то есть, нам с вами.
Двенадцать типов характеров будут иметь все спасенные, и два типа характера будут иметь те, кто не сможет войти в Царство Божие, те, которые погибнут в конце истории земли. И прежде, чем дать краткую характеристику каждому характеру, базируясь на книге Бытие, мы определим, сколько колен имело «семя Авраамово» — сыновья Иакова. В 29 и 30 главах книги Бытие перечисляются сыновья Иакова от четырех его жен: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Дан, Неффалим (от Валлы); Гад, Асир (от Зелфы); Иосиф, Вениамин (от Рахили). Итак, 12 сыновей — родоначальников 12-ти колен израилевых. Но это еще не все сыновья Иакова: «…Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих: Манассию и Ефрема… И сказал Иаков Иосифу: …два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои. Дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои. Они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе» (Быт. 48:1-6).
Итак, еще двух сыновей Иосифа Иаков причисляет к своим сыновьям и выделяет им уделы как своим собственным детям. Итого, четырнадцать сыновей, а значит, и 14 колен! Но в Небесный Иерусалим войдут только 12 колен, по имени 12-ти сыновей. Что же будет с двумя другими коленами? Ответ очень простой: к сожалению, они погибнут для вечности и среди спасенных их не будет. И причина этому — их характер, который закроет им доступ в Небесное Царство.
В 7 главе книги Откровение перечислены колена по именам сыновей Иакова, которые наследуют спасение: Иуда, Рувим, Гад, Асир, Неффалим, Манассия, Симеон, Левий, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин.
Два имени отсутствуют в перечне спасенных: Дан и Ефрем. Итак, все те, кто имеет характер Дана и Ефрема, погибнут. А теперь мы кратко остановимся на особенностях характеров спасенных и погибших колен.
РУВИМ
«Рувим, первенец мой! Ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества. Но ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца твоего; ты осквернил постель мою…» (Быт. 49:3-4).
Первородство в Израиле имело ряд преимуществ, и было высокой честью: первородный сын имел право на двойную часть отцовского наследства по сравнению с другими детьми, кроме, того, честь быть священником в роду отца принадлежала также ему, и, наконец, по обетованию Божьему из колена первородного сына Иакова должен был произойти Спаситель Христос. Всеми этими преимуществами должен был обладать старший сын Иакова — Рувим. И в личности этого сына Иакова мы видим много привлекательных качеств: именно Рувим защищал Иосифа, когда братья намеревались его убить, и он собирался тайно от них возвратить его отцу, и это намерение его было искренним — он был в неподдельном отчаянии и горе, когда увидел, что Иосиф продан мадианитянам в его отсутствие. Мы видим на страницах книги Бытие, что он заботливо относился к матери — принес ей прекрасные мандрагоры. Но характер Рувима имел отрицательные черты и пороки — моральную и нравственную неустойчивость, неумение владеть собой: в отсутствии отца он «взошел на его ложе», он допустил отвратительный грех прелюбодеяния с наложницей отца Валлой, матерью его сводных братьев. Кроме того, Рувим обладал крайней непрактичностью, и в серьезных делах ему нельзя было доверять: Иаков не поверил Рувиму, когда тот дал слово, что с Вениамином в земле египетской ничего не случится, и не мог доверить ему своего самого младшего сына. Характер Рувима передался и его колену: «В племенах Рувимовых большое разногласие» (Суд. 5:15). Если кратко дать характеристику характера Рувима и сегодняшних людей, которые войдут в Город через ворота с его именем, то можно сказать, что это люди, несомненно, добрые, сострадательные, внимательные, любящие, искренние, но наряду с этим — нерешительные, непринципиальные, не практичные, не умеющие и под час не желающие сдерживать свои страсти и порывы, «бушующие, как вода», люди, у которых нередко чувства берут верх над разумом.
И все же, несмотря на эти пороки, Рувим и люди его характера — в числе спасенных, и имя прелюбодея Рувима написано на воротах города. Какой же путь для исправления этого типа характера? Прежде всего — покаяние и смирение: Рувим потерял права первородства, которые были разделены между другими детьми Иакова: Иосифом (его детьми), Левием (священство), и Иудой (именно из его колена произошел Христос). Что же касается Рувима, то он безропотно подчинился такому решению и не пытался оспорить свои права как старшего сына. Представители его колена не претендовали на царский скипетр, они безропотно помогли воцариться Давиду, который был из колена Иудина.
Итак, люди с характером, подобным Рувиму, осознают свои грехи, и не будут стремиться любыми путями к первенству, они смогут одержать самую сложную победу, какая только возможна на земле — над своим «Я».
Многие не смогут побороть в себе отрицательные черты и погибнут, но люди, наследующие спасение вместе с Рувимом смогут смириться и победить свою самонадеянность и страсти. И Бог непременно поможет в этом стремлении всем тем, кто, подобно Рувиму, видит, что стоит на гибельном пути.
СИМЕОН и ЛЕВИЙ
«Симеон и Левий — братья, орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток; и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле» (Быт. 49:5-7).
В приведенном тексте не отмечено ни одно положительное качество Симеона и Левия. В 34 главе книги Бытие мы читали о страшном преступлении, что совершили эти два брата: они отомстили жесточайшим образом за позор своей сестры Дины всему городу Сихему, истребив все его мужское население — ни в чем неповинных перед ними людей. И вдвойне тяжким это преступление делает то, что они совершили его ни в минутном порыве ярости, но заранее все обдумав и спланировав, и более того, к жителям Сихема они подошли с лукавым коварством, пообещав свою дружбу и готовность породниться с ними, и совершили злодеяние, когда население города было совершенно беззащитно перед ними, ибо «были в болезни…».
В приведенном тексте мы читаем приговор Симеону и Левию, но, однако, они — в числе спасенных и их имена — на воротах города. Коварные мстительные злодеи — и вдруг спасены! Их колена действительно впоследствии были разделены и рассеяны среди других колен Израилевых. Если суммировать особенности их характеров, очень похожих, ибо они дружны были между собой, то можно сказать, что они, как и люди с подобными характерами, были очень гордыми людьми — не могли стерпеть обиды, легко вынимали мечи и орудовали ими — с легкостью расправлялись с обидчиками, не оставляя им никакого шанса. Сегодня люди с такими типами характеров тоже легко расправляются с неугодными — порой и физически, но чаще всего языком, словно острой бритвой, убивают противников. К этим типам характеров относятся и те, кто коварно, «за глаза», задумывает утонченную месть, а «в глаза» — улыбаются и раздают лестные обещания. Люди мужественные, решительные — но жестокие и коварные. Именно Симеон предложил убить Иосифа, и вот он — среди спасенных! Почему? Каким образом? Симеон, как и Рувим, раскаялся, хотя шел к покаянию мучительно и долго. Подобный характер имел разбойник на кресте, который висел рядом со Христом: в последние мгновения своей жизни он понял, каким он является грешником, и что надежда на спасение — только во Христе! И люди, подобные Симеону, придут ко Христу быть может в последние мгновения своей жизни, оставив за спиной искалеченную свою жизнь и жизнь своих близких. Каков же путь спасения Симеона и людей, подобных ему? Колено Симеона получило удел среди сынов Иуды — людей с сильным характером и духовных. В этом спасение для Симеона — не отчаиваться, полагаться на Христа, помнить, что каким бы темным ни было прошлое у человека, Господь его любит и желает спасти, и, кроме того, стремиться выбирать друзей среди людей духовных, с твердыми моральными и нравственными устоями.
Что же касается людей с характером, подобным Левию, то они очень похожи на характер Симеона, поэтому Иаков одновременно упоминает обоих братьев. Но и Левий — среди спасенных, и более того, левиты, то есть, его потомки, были священниками в Израиле. В книге Исход описана история, когда Моисей долгое время был наедине с Богом, народ отступил от Господа, сделал тельца и поклонялся ему. И когда «…Моисей… сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32:26). Левиты отстаивали теперь уж не свою, но Божью честь и Божье дело, за это они и удостоились быть священниками, и были разделены по коленам, в которых учили народ на правах священников. Путь спасения для Левия и людей с подобным типом характера — ревновать не за себя, а за других, защищать дело Божье, помогать отступившим, победить в себе лицеприятие, самолюбие, наклонность к лукавству и лести.
ИУДА
(не путать с Иудой — предателем Христа!)
«Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов…» (Быт. 49:8-12).
Каким же был Иуда, и каковы те, кто войдет в Город через ворота с его именем? Следует отметить практичность и прагматичность Иуды: его уважали в семье, к его мнению прислушивались. Именно Иуда предложил не убивать Иосифа, но продать в рабство — и предложение было принято. Спустя много лет опять-таки Иуда пообещал Иакову сохранить Вениамина, и отец согласился именно под ответственность Иуды, а не какого-либо другого своего сына отправить в Египет младшего брата Иосифа. Но вместе с тем мы видим и отрицательные черты в этом характере: равнодушие и жестокость по отношению к Иосифу, желание поступать по желанию своих очей — женитьба на хананеянке, против чего предостерегал Бог, неблаговидная история с Фамарью (38 глава кн. Бытие). Какие же черты в совокупности олицетворяет характер Иуды и его колена? Решительность, смелость, сила характера, выносливость, принципиальность, честность («…она правее меня…» (Быт. 38:26) — перед всеми нелегко признавать свои ошибки и грехи, а Иуда умел это делать), рассудительность, практичность, готовность страдать за другого (Иуда себя вместо Вениамина предложил в рабство в Египте), верность данному слову, глубокое раскаяние, но вместе с тем — горячность, потеря порой самоконтроля.
Какой же путь спасения для Иуды?
Не терять самоконтроля и рассудительности, проявлять верность, честность и порядочность в малом, то есть, в повседневной жизни, отдать свою жизнь в руки Христа.
ИССАХАР
«Иссахар осел крепкий, лежащий между потоками вод. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт. 49:14-15).
Мы ничего не знаем о личности самого Иссахара, и можем сделать вывод об особенностях его характера на основании характеристики его колена и пророчества Иакова. Сравнение с ослом позволяет сделать вывод о выносливости, трудолюбии, терпении, миролюбии, силе, но вместе с тем и упрямстве, желании быть в покое, а если и работать — то в ожидании награды. Из контекста Библии мы видим, что люди этого типа характера — разумные, рассудительные, ответственные, люди, для которых прежде всего — исполнение долга (1 Пар. 12:32; 4 кн. Царств 4:8; кн. Судей 10 глава), но под час с опасностью облениться и слишком рассчитывать на награду.
Путь спасения для людей с типом характера Иссахара — осознание своего долга и ответственности в семье, на работе, в духовной жизни, с помощью Иисуса Христа.
ЗАВУЛОН
«Завулон при береге морском будет жить, и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» (Быт. 49:13).
О личности самого Завулона мы также ничего не знаем, и только на основании храктеристики его колена можем сделать вывод о типе его характера. Завулон — это миссионер, Бог ему поручил приводить людей ко Христу, открывать им план спасения, поэтому живет он в гуще людей, постоянно имеет возможность встречаться с новыми людьми. Каждый тип характера Бог желает исправить и подготовить к спасению, и, кроме того, каждому, с учетом его особенностей, поручает определенное служение. Служение Завулона — опасное, нередко сопряженное с риском, но и почетное. Недаром людей подобного характера сравнивают с рыбаками и рудокопами (Иов 28:10-11): с одной стороны, это бескорыстные люди, которые находят клад и передают его другим, а с другой стороны имеется соблазн утаить клад и успех в работе приписать себе. Слово Божье — это бесценный клад, дающий спасение, но миссионеру важно помнить, что прежде всего через него работает Бог, и честь и слава успешной работы принадлежит прежде всего Богу. Отрицательные черты этого типа характера мы можем нередко наблюдать и сегодня: это религиозный фанатизм и духовная гордость, само-праведность.
Путь спасения для Завулона — исполнять вверенное ему служение, отдавая честь и славу Богу, а не приписывая ее себе, а также, сотрудничество с другими ради общего дела, которое наполнит их жизнь радостью, по примеру сотрудничества Завулона и Иссахара: «…веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих» (Втор. 33:18).
НЕФФАЛИМ
«Неффалим — теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви» (по другому переводу: «Неффалим — серна стройная; он говорит прекрасные изречения») — Быт. 49:21.
Если учесть, что имя в древнем Израиле отражало характер человека, то имя Неффалим означает «борьба». Каким же характером обладают люди подобные этому сыну Иакова? Они, безусловно, обладают мудростью, красноречием, ловкостью, способностью к искусству, умением себя держать и производить выгодное впечатление, умением вести борьбу и выходить из нее победителями. Неффалим не унывает и обладает оптимизмом даже в сложных обстоятельствах, для него Божье дело дороже жизни. Но у людей — наших современников с таким типом характера есть недостатки и соблазны: духовную борьбу против своих недостатков и для того, чтобы поддержать тех, кто находится в трудных обстоятельствах, заменить соревнованием по принципу — кто лучше? Соблазн противопоставить себя другим и возвысить собственные способности и таланты, а также ими служить не людям и Богу, а себе, и, кроме того, нередко эти люди идут на поводу своих чувств, а не разума.
Путь спасения для такого типа характера: свои таланты и способности отдать на служение Богу и людям, но не самим себе, видеть Иисуса Христа, а не жить приземленными сиюминутными интересами, видеть нужды окружающих и развить в себе умение их вовремя укрепить, поддержать, направить ко Христу.
ГАД
«Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам» (Быт. 49:19).
Перевод значения имени обозначает «счастье». Гад особое счастье испытывает в борьбе, ибо без борьбы нет и победы. Гад — победитель, выходит с победой из трудных стесненных обстоятельств, когда кажется, что все потеряно. Это люди с прекрасным сильным характером, для которых дело Божье является делом их жизни, и которые одерживают самую прекрасную победу — над собственными грехами, пороками и страстями. Люди этого типа — в авангарде, всегда на самых сложных участках работы и ради общего дела способны забыть свои собственные проблемы и нужды, причем они не рассчитывают на награду и воздаяние. Люди этого характера с радостью повинуются Слову Божьему и ободряют тех, кто упал и изнемог, их сила — Иисус Христос.
Отрицательные свойства такого характера — отчаяться, изнемочь и «сломаться» в борьбе, ненависть к греху перенести на людей. Путь спасения для них — видеть не сложные обстоятельства, а Иисуса Христа, Который непременно даст силу стать победителями и бороться не с людьми, а с грехом, и прежде всего, своим собственным.
АСИР
«Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства» (Быт. 49:20).
Этот характер хорошо также характеризует следующий текст: «…благословен между сынами Асир, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою. Железо и медь запоры твои; как дни твои, будет умножаться богатство твое» (Втор. 33:24-25).
Людей этого типа характера отличает щедрость по отношению к другим, желание жить в мире с окружающими людьми, мир и покой в сердце, который они распространяют вокруг себя, их кредо — находиться в безопасности, а также, искусство дипломатии: «окунет ногу в елей», то есть, по жизни пойдет легко, сумеет со всеми найти общий язык. Люди этого типа характера отличаются, также, жизнерадостностью и являются миротворцами — способны, и находят особую радость в том, чтобы примирить враждующие стороны. Но эти люди по складу своего характера — не борцы и не воины. Они прекрасно понимают что все, чем они владеют, им даровал Бог.
Асир богат не только материально, но и духовно, и делится с окружающими не только материальными, но и духовными богатствами, и надежно защищен «запорами» — мудростью, исходящей от Бога, и истиной.
Люди этого типа характера имеют также свои недостатки и слабости: неразборчивость в выборе знакомств, опасность потерять душевный мир и покой, ослабеть духовно, привязаться к земным богатствам, возгордиться богатством духовным, и, наконец, пытаться сохранить свой покой любой ценой, даже ценой компромисса с истиной.
Путь к спасению наших современников с таким типом характера: не потерять духовного зрения и сознавать грозящие опасности своему характеру, щедро отдавать, помогая нуждающимся, и не только в материальном смысле, но и в духовном — открывать чудесную весть спасения другим людям.
ИОСИФ
«Иосиф — отрасль плодоносного дерева… над источником; ветви его простираются над стеною. Огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы; Но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева… Который и да поможет тебе, … и да благословит тебя благословениями небесными свыше, … Да будут они на голове Иосифа…» (Быт. 49:22-26).
Самые яркие черты людей с характером Иосифа — чистота разума, чувств, желаний, побуждений, мыслей, красота телесная и духовная, мудрость и ответственность, верность и доброжелательность при всех, даже самых неблагоприятных обстоятельствах, бескорыстие и готовность простить самых злейших врагов. Люди с подобным характером нередко в своей жизни пережили самые высокие взлеты и самые низкие падения, испытали самые высокие почести и самые ужасные унижения, терпели недостатки и жили в богатстве и роскоши, испытали самую преданную любовь и самое отвратительное предательство, но при этом всегда оставались самими собой, и самые прекрасные черты их характера светили все ярче и ярче. Этот характер отличает самая высокая преданность и верность Господу, мужество и стойкость.
ВЕНИАМИН
«Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт. 49:27).
О самом Вениамине мы практически ничего из Библии не знаем и его характер можем проследить по характеру представителей его колена, да из пророческих слов Иакова и Моисея из кн. Второзаконие 33:12 — «О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его».
Какую же характеристику характеру современных Вениаминов можно дать? Хищные волки — сильные, бесстрашные, хитрые, коварные, жестокие, ловкие, умные, бесчеловечные, эгоистичные, преследующие своих противников до последнего, не прощающие обиды и иных мнений, склонные к сплетням, упрямству, спорам, зависти. Нередко поначалу подобные волки надевают овечьи шкуры, демонстрируя кротость, уступчивость, миролюбие, готовность подчиняться, но они непременно покажут волчий свой нрав, однажды «оскалив зубы». Яркий пример волка в овечьей шкуре — царь Саул, поначалу тихий и миролюбивый, скромный и кроткий, потом «шел по следу», преследовал Давида, который ничем не провинился перед ним. Другой пример волка — Савл, будущий апостол Павел, который преследовал последователей Христа, «дыша угрозами и убийством».
Путь спасения для этого характера — Иисус Христос и пребывание с Иудой — т. е. в том месте, где Дом Божий, и деятельно служить Господу. Благая весть для каждого такого «волка» в человеческом обличье, что Вениамин наследует спасение, победив силою Христа свои «волчьи» черты. Колено Вениамина жило рядом с коленом Иуды, и положительный пример духовно сильных людей был спасительным для них. Бог нередко допускает в жизни таких людей потрясения и чрезвычайные обстоятельства, чтобы они увидели себя в истинном свете и покаялись. Опасной является для современных Вениаминов бездеятельность, ибо тогда «волчьи черты» опять могут заявить о себе.
МАНАССИЯ
О Манассии Иаков пророчески сказал, что «…от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его… И поставил Ефрема выше Манассии» (Быт. 48:13-20).
Первенец Иосифа Манассия был, как и его брат Ефрем, оторван от служения Истинному Богу и жил в роскоши и неге языческого египетского двора, тем более, что их мать по происхождению принадлежала к высшему жречеству. Но Иосиф неустанно заботился о том, чтобы привлечь своих сыновей к Богу. Манассия оказался в обстоятельствах, сходных с теми, в каких когда-то был Исав — первородство, по праву принадлежащее ему, было отдано меньшему брату. И здесь проявился прекрасный характер Манассии, который в отличие от Исава, не возмущался, не испытывал негодования, обиды, зависти и ненависти, а спокойно смирился с тем, что произошло.
И в дальнейшей истории его колена мы не встретим вражды между племенами двух братьев. Бог, побудивший Иакова забрать первородство у Манассии и отдать его Ефрему, действовал так ради спасения старшего брата.
Если суммировать вышесказанное, то можно дать следующую характеристику людям типа Манассии, нашим современникам: это люди, способные прощать и забывать обиды, унижения, оскорбления — всякого рода несправедливости. Причем они умеют прощать не по принципу, «легко простить, но не легко забыть», но они прощают безоговорочно, раз и навсегда, не вспоминая того, что простили. И, кроме того, это люди, порой и не обладающие большими способностями и возможностями, но верные в малом, и умеющие быть довольными и счастливыми в малом. Многим людям сегодня тяжело живется нередко из-за того груза обид, который они несут всю свою жизнь, который отравляет их существование, является порой причиной тяжелых заболеваний. Человеческой натуре нелегко бывает смириться с тем, что кто-то нас обошел, завладел тем, что должно было по праву принадлежать нам, что другим везет во всем, они живут в довольстве, а мы нет, что жизнь словно прошла стороной и пр. Но счастье определяется не количеством и не качеством дач, машин, одежды, не сравнением своего благосостояния с благосостоянием других людей, а умением находить радость в малом, быть верными в малом. Многим Бог не дает многого, так как это не послужит к их спасению и не принесет им счастья и в этой жизни.
Путь для спасения людей с характером Манассии — сохранять верность в малом, не унывать и не отчаиваться ни при каких обстоятельствах и держать то, что есть.
Опасной стороной для людей этого типа характера является возможность отступления при их возвышении, а также досада на то, что их малые способности и незаметный труд не очень заметны и не оцениваются должным образом.
Прежде, чем мы перейдем к характеристике погибших колен, необходимо сделать важную оговорку, чтобы не быть неправильно понятым. Мы говорим о характерах колен, но это — общее, собирательное понятие и отнюдь не означат, что в колене Рувима все входящие в него люди имеют характер Рувима, а в колене Манассии, например, все, как один, имеют один и тот же тип характера — характер Манассии. Точно также ошибочно полагать, что в погибших коленах — Дана и Ефрема — погибнут все их представители. Мы знаем из Библии многих тех, кто погибнет из колена Вениамина, Иуды и др., а из погибших колен — многие будут спасены — например, Самсон из колена Дана будет в числе спасенных, мы можем быть в этом уверены, потому что Бог через апостола Павла относит его к героям веры, а Саул из колена Вениаминова, например, погибнет для вечности. Иными словами, спасутся те, кто преодолеет с Божьей силой свои отрицательные черты характера, и погибнут те, которые не сделают этого.
Итак, теперь мы перейдем к характеристике представителей погибших для вечности колен.
ЕФРЕМ
«Мы выше приводили Библейский текст о том, что младший сын Иосифа Ефрем был поставлен выше старшего: первородство Манассии было отдано Ефрему.
История этого колена особая: данное колено обладало большими преимуществами в сравнении с другими коленами, было многочисленным, талантливым, деятельным, энергичным, сильным. Мы знаем из Библии многих ярких представителей этого колена — Иисус Навин, Самуил.
Но есть и другая сторона характеристики этого колена: ефремляне были известны своей неуживчивостью, спесивостью, злобностью, завистливостью, подозрительностью, стремлением к первенству любой ценой, гордостью. Люди этого колена ради собственного возвышения и удовлетворения своего собственного тщеславия были готовы на обман, преступление, жестокость. Именно ефремляне пригрозили Иеффаю сжечь его дом за то, что лавры победы им не достались (Суд. 12:1). Типичным представителем ефремлян был царь Иеровоам (3 кн. Царств 11:26, 38; 12 глава), который ввел Израиль в идолопоклонство.
Современные «ефремляне» также отличаются идолопоклонством, которым сегодня являются деньги, престижная должность, бизнес, и, конечно, самый распространенный и излюбленный вид идолопоклонства — поклонение самим себе, своему «Я», своему авторитету, силе, своим знаниям и талантам. В переводе имя Ефрем означает «двойной» или «двоякий» плод. «Двойной» — ярко характеризует многочисленность данного колена — и фактическую, ибо их было очень много в древние времена, и в другом смысле: «…хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется…» (Римл. 9:27) — очень много людей погибнет для вечности с характером, подобным Ефрему, для исправления которого они ничего не сделали.
Значение «двоякий» обозначает наличие в этих людях множества как положительных, так и отрицательных качеств, и если они не осознают опасности, в которой находятся и не приложат усилий с Божьей помощью в исправлении своих отрицательных черт, то погибнут навсегда и в Город не войдут. Ни на одних воротах Города не будет написано имя Ефрема, потому что люди с таким характером позволили эгоизму, самолюбию, тщеславию, гордости взять верх и победить в себе духовное начало. Сегодня, к сожалению, очень много «ефремлян», в том числе и в христианстве, людей, которые полагаются на свои знания и таланты, свою святость и праведность, свою многочисленность и авторитет, но не на Бога. Этот характер дает о себе знать во всех сферах жизни, как в миру, так и в церкви: ефремлян легко узнать, ибо они очень падки на лесть, похвалу и очень болезненно реагируют, если их не заметили, обошли, не выбрали, не отметили, не удостоили особой похвалой или наградой. Ефремляне, как и в далеком прошлом, так и сегодня оставили Божий путь и смешались с окружающим миром греха, порока, заблуждений, и перестали являться народом Божьим, хотя формально могут продолжать оставаться членами церкви и даже принимать участие в служении.
Есть ли надежда для людей с характером Ефрема или путь спасения для них закрыт навсегда?
Да, есть! И таким путем для Ефрема является только Иисус Христос, ибо только с Его помощью можно победить в себе гордость и проявить стойкость и мужество в вере и уповании на Бога. И если современные «ефремляне» пойдут Христовым путем, то они смогут обрести спасение и войдут в Город через ворота с именем Иосифа, который проявил удивительные стойкость и мужество, находясь в одиночестве среди враждебного языческого мира, в окружении развращенных жестоких людей, оторванный от народа Божьего, но сохраняя верность и не отступая от Господа ни на шаг.
ДАН
«Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:16-17).
Как мы уже говорили выше, царь Иеровоам из колена Ефремова из опасения, что израильтяне и иудеи объединятся, сделал двух идолов, которых установил в колене Ефремовом (Вефиле) и колене Дановом (в Дане), в результате чего служение Истинному Богу заменили лжерелигией, и оба колена потеряли связь с Богом. О сыне Иакова и Валлы — Дане, как о личности, нам ничего не известно. Перед смертью Иаков пророческим взором видел судьбу целого колена. В переводе имя Дан означает «судья», и действительно, представителям этого колена было доверено судейство в народе Божьем. Почетное служение судьи было и очень ответственным, ибо судьи должны были являть характер Божий, быть представителями Бога и олицетворением Его справедливости. Колено Дана, как и колено Иуды получило особое преимущество среди других колен: «Не отойдет скипетр от Иуды…» — царским было колено Иуды, а колено Дана — судейским коленом.
Самую ответственную работу в Израиле выполняли также представители этих двух колен — например, при постройке скинии во главе работ был поставлен Веселиил из колена Иудина, а его помощником назначен был Аголиав из колена Данова. Большое преимущество судейства стало для этого колена сетью: соблазном видеть в людях только плохое, высвечивать их отрицательные черты, перестать замечать все доброе и хорошее в других. Вместо Божьей справедливости появилось стремление осуждать, клеветать, жалить, губить. Каков характер змея? Изворотливость, ум, лицемерие, умение подходить исподтишка, наблюдать, внезапно нападать и жалить, губить. Эти функции взял на себя Дан. В Библии описана одна личность, которая взяла на себя роль судьи и клеветника, личности, цель которой — жалить и губить, вы уже догадались, конечно, что это — дьявол. И все, кто выискивает в людях только недоброе и отрицательное, не замечая доброго и хорошего, кто уязвляет и жалит, выполняют работу сатаны и идут его путем. Именно этим путем и пошел Дан. Это не значит, что людям нельзя указывать на их грехи и недостатки, но делать это следует с любовью, с желанием помочь человеку увидеть самого себя со стороны и исправить свои отрицательные черты характера, с целью спасти человека. Цель же современных Данов та же, что и у дьявола: унизить, оклеветать, отнять всякую надежду на спасение, погубить, и при этом испытать радость и удовлетворение.
Итак, подведем итог, какие же черты характера присущи современным представителям этого колена?
Как мы уже упоминали, ум, проницательность, умение разбираться в людях, предприимчивость, злобный жестокий нрав, зависть и ненависть, стремление выискивать в людях недостатки, пороки и смаковать их, склонность к осуждению, желание оклеветать, погубить и уничтожить, и если не физически, то «растоптать», как личность. Именно современные Даны отличаются страстью писать письма, порой анонимные, на своих сослуживцев, соседей, друзей, нередко внешне демонстрируя им свое расположение, цель которых не защита слабых, не ревность за дело Божье, не борьба с несправедливостью, но утверждение своего «Я» и уничтожение другого человека. Современным Данам нужно помнить, что опасностью для них и гибельным путем является сосредоточение своего ума и чувств на пороках и недостатках других людей. Путь спасения для характера Дана — впрочем, как и для каждого характера, Иисус Христос, только с Его помощью можно приучить себя видеть в людях только хорошее и доброе, избегая говорить об ошибках и недостатках других, и научиться видеть себя в истинном свете — свои грехи, пороки и недостатки, высвечивать их и избавляться от них с помощью Господа.
Да поможет нам Господь не судить других, но любить так, как нас любит Бог, не осуждать, но прощать, как Он простил вас и меня, и являть людям красоту Божьего характера, чтобы, видя нас, они прославили Бога.
К какому типу характера относится ваш собственный характер? Просите Бога о том, чтобы Он помог вам увидеть самих себя такими, какими Он видит вас, какими вы в действительности являетесь. Да даст Господь вам мудрости и силы, да поможет вам исправить свой характер, чтобы вы могли войти в Город жемчужными воротами, на которых написано имя спасенного колена.
Вопросы для размышления:
1. Нет ли в твоем характере черт Дана и Ефрема, и не преобладают ли отрицательные черты других колен?
2. Понимаешь ли ты, что в вечность ты сможешь взять из этой жизни только свой характер?
3. Осознаешь ли ты, что для тебя сегодня является самым главным?
Постскриптум:
Спасения удостоятся люди только с двенадцатью типами характеров, и в вечности не будет места гордецам и тем, кто имеет склонность осуждать других.