Глава 29
Евангельская весть
Уже прошло много лет с тех пор, как Иосифу снились в юности сны, предвещавшие его возвышение и величие.
Но улетело счастливое детство, на пороге — зрелость, а вместо предсказанных благословений и величия — сырой пол египетской темницы. Как часто и нам порой кажется, что та безвыходная и беспросветная ситуация, в которой мы оказались, так никогда и не разрешится, и мы обречены на тяжкое безрадостное существование.
Пытаясь найти ответы в Священном Писании, мы так порой и не находим выхода, забывая при этом, что у Бога тупиков и тупиковых безвыходных ситуаций просто не бывает. И хочется еще раз подчеркнуть, что если у вас сложилось в жизни все не так, как вам бы хотелось, и вы считаете, что все кончено, и надежды на лучшее нет, помните всегда, что у Бога есть выход, который Он наметил для вас, и вам следует только на Него положиться и Ему довериться, и не сомневаться, что все ваши проблемы Он разрешит.
Иосиф не сомневался в Боге и на полу египетской тюрьмы. И Христос совершил чудо. Египетскому фараону приснился сон, который вызвал у него замешательство. Все попытки мудрецов страны разгадать его значение ни к чему не привели. И тогда «забывчивый» виночерпий рассказывает фараону о том, как два года назад сидевший с ним в темнице некий молодой человек чудесным образом истолковал его сон. Фараон призывает Иосифа: «…мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» (Быт. 41:15). Возможно, другой на месте Иосифа попытался бы, пользуясь случаем, составить в глазах царя выгодное представление о себе и своих талантах. Но молодой человек не делает этого, напротив, он подчеркивает, что «…это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41:16).
Сознаем ли мы в своей жизни, что все таланты, способности, которыми мы располагаем, нам даровал Господь, что все, чем мы с вами обладаем — наши духовные и материальные ресурсы нам также даровал Бог, а мы — лишь Его распорядители, а не всесильные хозяева, и наших личных заслуг в этом нет никаких. Как могла бы измениться жизнь людей, их взаимоотношения друг с другом, их отношение к природе, если бы каждый относился к тому, что имеет, что его окружает не как к своей собственности, а Божьей. Тогда бы не умирали дети от голода, люди не утверждали свое «Я», свои амбиции путем массовых расстрелов, репрессий, преследований, заказных убийств, и пр. Не было бы страха за свою жизнь, за будущее своего дела и имущество в наше неспокойное время. Да и неспокойного времени бы не было.
Иосиф все это прекрасно осознавал и с точностью объяснил фараону значение его сна, и пораженный властитель Египта назначает Иосифа своей правой рукой, визирем, премьер-министром страны.
В этом происшествии невозможно не заметить Божье Провидение. Фараон мог бы одарить молодого человека, дать ему почетную должность, но сделать его своим ближайшим помощником, вторым лицом в государстве всего за несколько минут знакомства и в весьма ответственное для страны время — такое возможно только при вмешательстве Господа.
Нам часто кажется, что так называемые сильные мира сего не подконтрольны Богу, да и им самим — императорам, королям, президентам, диктаторам, судя по их деятельности и высказываниям, вероятно, кажется, что земля вращается вокруг них и кто-кто, ну уж они-то никому не подотчетны. Но это не так. Господь воздействует на их сердца, на обстоятельства их жизни, продолжая держать штурвал истории планеты в Своих руках.
В первой главе книги пророка Иезекииля представлено видение Славы Божьей, а все происходящее на нашей земле представлено в образе колеса в колесе и животных с человеческими лицами, каждое из которых шло в свою сторону, и в то же время порядок общего движения сохранялся. Этим Бог показал, что многие явления и события на нашей планете, которые нам, людям, кажутся противоречивыми, непонятными, порой жестокими, а иногда и вовсе лишенными смысла, беспорядочными и хаотичными, на самом деле имеют определенное значение, строгий порядок и управляются Богом. Это не значит, что все, происходящее на нашей планете, Бог одобряет, но допускает для определенной конкретной цели, которую мы своим человеческим умом далеко не всегда можем увидеть и понять. Так и все горестные события в жизни Иосифа имели определенную цель, большое значение.
На новом посту младший сын Иакова показал себя блестящим администратором, сумевшем приготовить страну к грядущему семилетнему голоду. Катастрофическая нехватка хлеба сказалась и на жителях Палестины, вынудив Иакова отправить своих сыновей, за исключением самого младшего Вениамина, в Египет, где, как стало известно, были сделаны хлебные запасы.
Прибыв в страну на Ниле, братья предстали перед первым министром Иосифом, но не узнали его. Иосиф же сразу узнал их. Почему так произошло? Давайте вспомним, что Иосифу было всего лишь семнадцать лет, когда его продали в рабство, это был испуганный, моливший о пощаде юнец. Теперь же они увидели величественного, зрелого возраста, богато одетого, решительного вельможу, перед которым склонялись египтяне. Сами же братья в глазах Иосифа изменились мало, хотя и стали старше: ведь они были уже взрослыми людьми, когда так жестоко расправились с ним, и их узнать не представляло для него труда. В его руках оказались те, которые так безжалостно поступили с ним много лет назад. Теперь представился удобный случай расквитаться с ними сполна, и, наверное, это была бы и не месть с его стороны, но лишь справедливое воздаяние. И многие на месте Иосифа поступили бы именно так. Сегодня в различных странах мира находят уже состарившихся фашистских преступников и предают их суду, невзирая на их раскаяние или возраст. Восьмидесятилетнему О. Пиночету предъявляются обвинения за преступления, совершенные им много лет назад. И это не месть, а заслуженное наказание. Иосиф же жил в Ветхозаветные времена, когда было допустимо наказание виновных по принципу: око за око, зуб за зуб. И поэтому если бы Иосиф обратил своих братьев, скажем, в рабов, он не совершил бы греха и был бы чист пред Богом и пред людьми. Ибо он поступил бы как справедливый по тем временам судья. Но за прошедшие годы этот сын Иакова стал новым человеком в Боге. Он жил по Евангельскому правилу: «…милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).
Его жизнь и милостивое отношение к братьям стали прообразом жизни Христа на нашей земле, когда Бог вместо того, чтобы уничтожить согрешившее человечество согласно требованиям Закона, пришел в наш мир и умер вместо каждого из нас.
Иосиф, подобно Христу, не питал к своим гонителям и мучителям ненависти и чувства мести, он жалел их и плакал о них. А как мы относимся к своим недоброжелателям, гонителям, к людям, которые, возможно, предали нас, когда они оказываются в наших руках? Когда у нас появляется возможность расквитаться за все сполна? Не ищем ли мы повода, чтобы их унизить, оскорбить, посадить в тюрьму, а быть может, уничтожить если и не физически, то морально, не распространяем ли свою ненависть на их семьи? Из недавней истории нашей страны, СССР, мы помним, что в период культа личности Сталина к детям так называемых «врагов народа» относились, как к зачумленным. Умеем ли мы искренне прощать? Или живем по принципу: легко простить, но не легко забыть? Не вынашиваем ли мы чувства ненависти и мести в своем сердце? Превозносим ли мы в наших отношениях с другими людьми милость над судом, или предпочитаем, чтобы было наоборот? Это очень важные вопросы, раскрывающие истинную суть нашего характера и его пригодности для вечности. Ответьте на них искренне сами для себя.
Иосиф не только простил своих братьев, но и продолжал любить их. Однако ему было важно узнать, изменились ли их характеры за эти долгие годы, и для этого он претворяет в жизнь разработанный им план, своего рода эксперимент, как мы бы сказали сегодня, он проводит своеобразное тестирование их как личностей. Прочитайте 42-45 главы книги Бытие, и из них станет понятно, что не только Иосиф, но и его братья стали другими людьми. Иуда, например, так хладнокровно предложивший когда-то продать Иосифа мадиамским купцам, теперь был готов отдать свою жизнь, стать рабом ради самого младшего Вениамина, и Иосиф с радостью увидел эту перемену. Но его братья все же пожали горькую жатву своего давнего поступка: вернувшись домой, они вынуждены были рассказать обо всем отцу. Хотя об этом и не написано в Библии, но это следует из контекста данной истории: каким-то образом нужно было объяснить отцу, что Иосиф жив, да еще и является правителем Египта, причем ложь с их стороны здесь исключалась, так как, во-первых, Иакову предстояла встреча с любимым сыном, а во-вторых, теперь обман противоречил обновленным характерам братьев. В этом заключается важный урок для каждого из нас: все тайное рано или поздно становится явным, и тот грех, который мы любим и к которому привыкли, и который пытаемся скрыть от окружающих, рано или поздно станет объектом всеобщего достояния. Есть ли у нас такие тайные грехи, тщательно скрываемые, маскируемые нами? И если да, то немедленно следует попросить у Господа покаяния и силы их победить. Иначе нас ожидает незавидная участь сынов Иакова.
По приглашению Иосифа Иаков вместе со всем большим теперь уже семейством, домочадцами и слугами переселяется в Египет, где им отводится прекрасная земля Гесем. Иудеям предстояло жить изолированно от египтян, чтобы язычество и развращенные нравы, царящие в стране, не коснулись Божьего народа. В этой истории есть весьма примечательное место: встреча старого патриарха Иакова с фараоном египетским: «И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона» (Быт. 47:7). Послы иностранных держав, правители номов (египетских областей), подвластные царьки падали ниц перед фараоном, который считал себя сыном бога солнца Ра, полубогом. А тут глава не очень большого племени, неизвестный доселе фараону старик, прибывший из Палестины, да еще нуждающийся в его покровительстве, благословляет великого царя, духовно поднявшись над фараоном. И гордый властитель империи на Ниле принимает это благословение. Какое же почтение должен был внушить ему Иаков! Что же касается самого патриарха, то он, ежедневно общаясь с Царем Царей и Господом Господствующих, взирал на фараона как на обычного человека, который так же, как и он, Иаков, весьма нуждался в Божьей помощи и защите. А как мы относимся к сильным мира сего? Нет ли у нас страха и благоговения перед ними, не заискиваем ли мы перед их лицом, ловя каждое слово и движение бровей? Связываем ли мы с ними свое счастье и несчастье, удачу и неудачу, наличие или отсутствие жизненных благ? Помним ли мы слова мудрого Соломона: «Боязнь перед людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Пр. 29:25-26).
Чувствуют ли сильные мира сего, что мы, христиане, послы Великого Царя, и ищут ли они Божьего благословения, глядя на нас, или же наша жизнь и поведение вызывают у них лишь усмешку? Как мы представляем Бога своим характером, своей жизнью? Соответствует ли наша жизнь и характер следующим словам апостола Павла: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).
Семнадцать лет Иаков прожил в Египте, наслаждаясь долгожданным миром и счастьем. Когда же настало время его отшествия, то «…призвал Иаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни» (Быт. 49:1). В следующей главе мы узнаем, что в вечность попадут люди только с 12-ю типами характеров. А также мы узнаем о двух типах характеров, обладатели которых обречены на гибель. К какому из них относится ваш и мой характер, к характеру спасенных или погибших? И можно ли еще, пока есть время, что-либо сделать для его преобразования, чтобы быть спасенными?
Археологический комментарий
Земля Гесем
Местом жительства евреев в Египте Библия называет землю Гесем, что находит сегодня полное подтверждение. «Апепи, царь гиксов, отождествляется с фараоном Иосифа. Апепи побуждал евреев и другие союзные племена заселять плодородную землю Гешень» [1]. Французский египтолог Пьер Монте в книге «Египет и Библия» пишет: «Иаков, как мы уже говорили, поселился в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Нила. Иосиф, будучи наместником фараона, жил, разумеется, рядом со своим владыкой в столице. Иосиф обещает отцу, что поселит его в земле Гесем и, стало быть, поблизости от себя. Отсюда сам собой напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должен была находиться на небольшом расстоянии от земли Гесем, то есть в самой дельте. Ею ни в коей мере не могли быть Мемфис, Фивы или Фаюм. Они лежали слишком далеко от Гесема. Все приведенные обстоятельства служат нам как бы путевыми столбами, стрелки которых дружно направлены в сторону Авариса, столицы гиксосов. Мы теперь знаем, что Аварис лежал в дельте Нила» [2]. Именно благодаря косвенным сведениям, содержащимся в Библии, археологам удалось найти столицу гиксосов, которой и был, как выяснилось, Аварис. Что именно этот город был во времена Иосифа столицей, не вызывает теперь ни у кого сомнения. «…Своей столицей гиксосы сделали Аварис, на самом востоке египетской дельты…» [3].
«Административным центром стал Аварис в восточной части Дельты, превращенный гиксосами в мощную крепость» [4].
Археологический комментарий
В стране на Ниле
Одним из самых дискутируемых вопросов в библейской критике был вопрос о пребывании евреев в Египте, его датировке и продолжительности. Во многих книгах советского периода сам факт пребывания иудеев в стране на Ниле полностью опровергался. Рассказ же об Иосифе, ставшем первым министром фараона вообще рассматривался как наивная сказка. Библейские сообщения о египетских обычаях просто высмеивались как антинаучные [5]. Однако с развитием науки, получением новых фактов и археологических находок даже жесткая атеистическая цензура, господствовавшая повсеместно в науке, не могла уже отрицать или же просто замалчивать общеизвестные факты. И поэтому вначале очерка, посвященного пребыванию евреев в Египте, мы по нашей традиции предоставим слово атеистическому исследователю З. Косидовскому, который, в частности, писал: «В библейском сказании поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев… Следует еще добавить, что сказание об Иосифе дает четкое представление о египетской топографии. Сообщаемые подробности позволяют легко ориентироваться в расположении земли Гесем и по косвенным признакам установить, в какой именно столице жил Иосиф. Короче говоря, материал, из которого построена египетская декорация, полностью выдержал экзамен современных научных исследований… В данном обстоятельстве мы находим подтверждение того факта, что какая-то ветвь евреев — возможно, это и был род Иакова — действительно поселилась в дельте Нила, на плодородной Гесем. Не исключено даже, что библейское сказание является отголоском исторического события, и один из евреев, по имени Иосиф, действительно достиг высокого положения при дворе фараона… Но если так оно и было, то почему нет ни одного упоминания об Иосифе в египетских хрониках? … Такого рода пробел в египетской историографии казался подозрительным и возбуждал сомнения в реальности фигуры Иосифа. Нельзя, однако, забывать об очень важной вещи. Гиксосы (семитское племя, покорившее в 17 веке до Р. Хр. Египет — прим. А. О.) вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожали все, что напоминало о периоде их власти. Даже летописцы обходят молчанием период гиксосской оккупации. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до Р. Хр. и возобновляются только после 1580 года до Р. Хр. Одной из жертв этого вымазывания ста пятидесяти лет истории пал также Иосиф…» [6]. Период гиксосской оккупации считается одним из самых загадочных и противоречивых в истории Египта [7]. Все, что было связано с гиксосами, хотя бы и косвенно, подлежало полному уничтожению [8].
По данным библейской хронологии пребывание евреев в Египте длилось с 1706 г. до Р. Хр. по 1449 г. до Р. Хр., что совпадает с данными науки о периоде господства гиксосов Египте, а также времени разрушения израильтянами хананейских царств по своем выходе из Египта [9].
Однако вследствие уничтожения египетских источников гиксосского периода детали пребывания евреев в Египте остаются не изученными. На сегодняшний день есть много интересных фактов, касающихся этого вопроса. Так, к примеру, многие ученые полагают, что найдена пирамида Иосифа с пустым саркофагом (согласно Библии, при Исходе евреев из Египта они забрали останки Иосифа и перезахоронили их в Палестине по его завещанию). Однако этот, безусловно, заслуживающий внимания факт остается на сегодняшний день все же до конца не доказанным, как и некоторые другие, не менее интересные. И поэтому в своем археологическом комментарии мы будем опираться только на те факты пребывания евреев в Египте, которые даже не отрицались атеистически настроенными учеными. К таким фактам относятся:
1. пребывание евреев в Египте около 18-16 веков до Р. Хр.;
2. точность в описании египетских обычаев, приведенных в книге Бытие;
3. пребывание евреев именно земле Гесем;
4. Иосиф — ближайший советник фараона;
5. строительство евреями египетских городов Пифома и Раамсеса;
6. исход иудеев из Египта в 15 веке до Р. Хр.
Последние два пункта относятся к событиям, описанным в книге Исход, и составляют отдельную большую тему для исследования, которая не входит в задачу данной книги.
Археологический комментарий
Перстень фараона
«В библейском сказании поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев» [10]. Остановимся на некоторых деталях.
Так, книга Бытие подчеркивает, что Иосиф остригся, прежде чем он предстал пред фараоном.
Эта, казалось бы, несущественная деталь весьма красноречива, так как говорит о глубоком знании автора Бытия египетских обычаев, ибо в Древнем Египте никому не разрешалось носить бороду, эта привилегия принадлежала одному фараону.
Иосиф, как и все семиты, вероятно, носил бороду, и поэтому остригся, как того требовал придворный этикет.
Так же обстоит дело и с возведением Иосифа на должность правителя Египта. С торжественной церемонией возведения в должность, существовавшей в Древнем Египте, нас, помимо Библейского описания, красочно знакомят картины в гробницах фараонов и вельмож. Каждый новый вельможа получал из рук фараона почетные дары, драгоценную цепь на шею, дорогую одежду, перстень и жену знатного рода (этим и объясняется женитьба Иосифа на знатной египтянке).
Во время торжественных выездов и религиозных шествий наместник фараона занимал одну из позолоченных колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона.
Обычай пользоваться лошадьми египтяне заимствовали у гиксосов, и этот церемониал сохранялся в Египте вплоть до римского владычества [11].
Более подробно церемониал возведения вельможи в должность или получения им награды можно найти в описании крупнейшего египтолога, профессора Пьера Монтэ в его книге «Египет Рамзесов» [12].
Об обычаях брить бороду, а так же о привилегии фараона ее иметь, сообщается в книге известного немецкого историка, профессора Г. Вейса (1822-1897): «…фараоны предоставили себе право украшать свой подбородок или сплетенным в косу и застегнутым пучком волос, или более или менее широкой бородой особой формы» [13].
Обычай египтян бальзамировать тела умерших, упоминаемый в книге Бытие 50:2, так же сегодня полностью подтвержден исторической наукой и не нуждается в особом комментарии.
Археологический комментарий
Иосиф — правая рука фараона
В предыдущем очерке мы увидели, что история полностью подтвердила Библейские описания египетских обрядов и правил, которые сопровождали возвышение Иосифа и его жизнь в Египте.
Но помимо этого, древние хроники оставили нам и прямое указание на сына Иакова, как на историческую личность: «Фараону в одинаковой мере понравилось остроумие Иосифа как в изложении сновидений, так и в сообщении такого совета, и он поручил ему все это дело, разрешив ему поступать по своему собственному усмотрению, как он найдет наиболее целесообразным не только для массы египетского народа, но и для самого царя… Иосифу тогда минуло ровно тридцать лет, он пользовался теперь со стороны царя всяческими почестями…» [14]. Выше И. Флавий передает историю Иосифа почти идентично тому, как она изложена в Библии [15], но прямые сообщения об Иосифе сохранили и древние египтяне. Во-первых, история Иосифа и жены Потифара изложена в египетском рассказе «Сказание о двух братьях», написанном на папирусе Орбини. Содержание древней египетской истории поразительно схоже с Библейской [16]. Еще один древний памятник упоминает об Иосифе: «…правил в Египте четвертый царь из династии Пастухов (Гиксосы), имя которому было Апапус. И правил он четырнадцать лет. И был этот царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем, согласно написанному халдеями, и кажется, что царей этих звали пастухами от их братства с Иосифом» [17]. Но не только в исторических документах сохранилось упоминание об Иосифе. В географических названиях страны пирамид тоже фигурирует это имя: «…на Ниле есть место, которое до сих пор носит имя Иосифа. Поселение Мединет-эль-Фаюм, лежащее в восьмидесяти милях южнее Каира, в центре плодородной Фаюмской долины, считалось египетской Венецией… восхитительными фруктами Фаюм был обязан искусственному каналу более двухсот миль длиной, по которому поступала вода из Нила, превращавшая эту пустынную область в рай. Древний канал и сегодня называют «Бахр Юсуф» (канал Иосифа), причем не только феллахи: он известен под этим названием повсюду в Египте. Люди утверждают, будто бы он построен Библейским Иосифом — «великим визирем фараона», как называют его арабские легенды» [18].
Сохранились и руины зернохранилищ, построенных в 17 веке до Р. Хр. и единодушно приписываемых историей Иосифу.
В 1912 году крупнейшим британским археологом, доктором Флиндерси Питри (1853-1942) в ходе раскопок Она (Илиополь) были обнаружены развалины дворца. Последующие раскопки позволили Питри заявить, что данные развалины принадлежат дворцу Иосифа! [19]
Некоторые читатели Библии не верят столь быстрой карьере Иосифа в Египте. На это мы можем привести примеры того, как такие же «чужаки» до и после Иосифа занимали его положение в стране на Ниле. Так, в Тель-эль-Амарне (бывшей столицей Египта в 14 веке до Р. Хр.) был обнаружен саркофаг вельможи, состоящего на службе у фараона Аменхотепа Четвертого Эхнатона. Имя вельможи — Нехем, и он был, как установлено, азиатом, а визирь этого фараона принадлежал к семитской расе [20]. Один из египетских папирусов рассказывает о головокружительной карьере сирийца Ирсу, занимавшего два года с 1202 по 1200 гг. до Р. Хр. трон фараона [21].
«Как мы можем судить по приведенным фактам, в головокружительной карьере Иосифа не было ничего невероятного», вынужденно делает вывод атеист З. Косидовский [22].
Так что, несмотря на целенаправленное уничтожение фараонами 18 династии всего связанного с гиксосами и их временем, история оставила нам красноречивые данные, говорящие о реальном существовании Иосифа — правой руки фараона.
Археологический комментарий
Чаша для гадания
Исследуя 44-ю главу книги Бытие, многие недоумевают, перечитывая вновь и вновь 5 текст, где говорится о том, что у Иосифа была чаша для гадания. После прочтения этих строк напрашиваются два вывода: либо у Иосифа действительно была такая чаша, либо правитель Египта сказал неправду начальнику своего дома. Но оба вывода неприемлемы, ибо, во-первых, Иосиф, доверявший всю свою жизнь Богу, просто не мог солгать, во-вторых, по той же причине не мог заниматься тем, что было мерзостью в глазах Божьих, так как Бог сказал: «Не должен находиться у тебя… гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:10-12). В чем же дело? Как понять наличие чаши для гадания у Иосифа? И тут на помощь приходят археологические находки и исторические хроники, в процессе исследования которых было обнаружено, что в древности и в средние века у мало-мальски значимого властителя была чаша, сделанная из особого сплава металлов, из которой правитель пил. Пил именно из особой чаши потому, что металл, из которого она была сделана, реагировал на присутствие яда, если его подсыпали в питье, изменяя свой цвет. Отравления в те времена были весьма частым явлением, к которому прибегали в политической борьбе, да и просто из зависти к успеху другого, и поэтому подобные чаши, специально изготовленные, пользовались большим спросом и были редкостью. В разные времена такие чаши назывались по-разному, так, в Древнем Египте она называлась чашей для гадания, иными словами, для определения наличия яда в питье. И вот именно такую чашу, которая была у Иосифа как высокого должностного лица, и подложили в мешок Вениамину, как повод для того, чтобы вернуть братьев. Сегодня подобные старинные чаши представлены для обозрения во многих музеях мира.
Археологический комментарий
Свидетельство египетского губернатора
Библейские сообщения о голоде во времена Иосифа также находят историческое подтверждение. Так в ходе исследований египетских гробниц было обнаружено захоронение губернатора Бабы города Эль-Каб, относящееся ко времени гиксосского владычества. На стенах этой гробницы была обнаружена следующая надпись от лица Бабы: «Я собрал пшеницу, будучи другом бога урожая. И когда наступил голод, продолжавшийся многие годы, я раздавал пшеницу жителям города во все годы голода» [23]. Профессор Генрих Карл Бругш (1827-1894) был выдающимся египтологом. Именно он открыл гробницы таких фараонов, как Аменхотеп Первый, Тутмос Третий, Сети Первый, Рамзес Второй Великий и др. [24]. В ходе проведенных исследований доктор Бругш говорит о прямой связи известий, содержащихся в гробнице сановника Бабы и событиями, описанными в истории Иосифа в книге Бытие [25].
Вопросы для размышления:
1. Умеем ли мы искренне прощать своих обидчиков и врагов?
2. Произошли ли изменения в твоем характере и если да, то в какую сторону?
3. Хотел ли бы ты иметь в несчастии такого друга, каким являешься ты?
4. Сохраняешь ли ты скромность, получив высокий пост?
Постскриптум:
Наше умение прощать является одним из тестов, определяющих пригодность нашего характера для вечности.
В следующей главе мы узнаем, что будут спасены люди только с двенадцатью типами характеров.