Глава 28
Евангельская весть
Казалось, для Иосифа все было кончено. За обвинение в оскорблении чести жены приближенного фараона его ожидало в лучшем случае пожизненное заключение. Представьте себе состояние Иосифа: за проявленную верность Господу молодой человек получил ложное обвинение и тюремную камеру. Почему? За что? Не терзают ли и нас подобные вопросы, когда, следуя путем истины и добра, мы приобретаем скорби, неприятности, различного рода бедствия. Почему часто страдают хорошие люди, в то время, когда нечестивые процветают? Часто в нашей жизни происходят непонятные для нас вещи и они, порой, выбивают нас из колеи, ломают, заставляют идти на компромисс, на сделки с собственной совестью. Но с Иосифом было не так. Он продолжал доверять своему Создателю, твердо зная, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу…» (Римл. 8:28), и что «…верен Бог, Который не попустит… быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Таким образом, мы в своей жизни так же должны, беря пример с Иосифа, помнить, что если мы неуклонно будем продолжать идти Божьим путем, случайностей в нашей жизни не будет. И какие бы нелепые, несправедливые и странные, на первый взгляд, вещи не происходили с нами, мы не должны отчаиваться, терять почву под ногами и роптать, зная, что Бог не оставит нас и непременно дарует что-то лучшее, хотя все обстоятельства и говорят против этого. Пример Иосифа учит нас и тому, что предыдущие опыты веры, пусть очень маленькие, готовят нас к большим трудностям и испытаниям, помогая выстоять и не пасть духом. Итак, Иосиф в темнице, конечно, недоумевающий, но не сломленный и по-прежнему уповающий на Бога. Вместе с ним в камере оказались придворные, виночерпий и хлебодар фараона. И вот в одну из ночей низвергнутым царским сановникам приснились необычные сны. В древности к снам относились очень серьезно, тем более, к снам загадочным. При дворе каждого правителя были специальные тайноведцы, гадатели, в обязанности которых входило толкование снов. В камере же виночерпию и хлебодару обратиться было не к кому, и поэтому они терзались в душе непонятными ночными видениями. «И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним… под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне» (Быт. 40:6-8). В ответ они рассказали Иосифу свои сны. И если виночерпию было определено, согласно сну, возвышение, то хлебодара ожидала виселица. Спустя некоторое время так и случилось: виночерпий был освобожден и восстановлен в своей должности, а хлебодар казнен. Итак, сны, приснившиеся царедворцам, исполнились. Не говорит ли это нам о том, что и мы должны очень внимательно относиться к своим снам и верить им? А если не понимаем значения снов, то не следует ли нам обращаться к гадалкам, колдунам, астрологам, экстрасенсам, сонникам? Что Бог через Священное Писание говорит нам о снах? Базируясь на Библии, мы можем выделить три вида снов:
1. сны могут быть от Бога, и пример Иосифа, а также, сны Навуходоносора (см. Дан. 2 и 4 главы) — яркое тому подтверждение.
2. сны могут быть посланы дьяволом, и при этом могут выдаваться за сны от Бога: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иерем. 23:25-26, 28).
3. сны могут быть вызваны физиологическими процессами, происходящими в головном мозге человека: «Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет» (Иов 20:8); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет…» (Ис. 29:8).
Соответственно вышеизложенному, должно быть и отношение к эти снам. Сны от Бога побуждают человека либо изменить свой образ жизни к лучшему, либо выполнить какое-либо дело, которое Бог поручает ему. Если же это сны от противоположной злой силы, то мы не должны слушать их, но молить Бога о защите нашего разума. «Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят…» (Иерем. 23:32). И, наконец, на сны, которые возникают после тяжелого рабочего дня, стрессовых ситуаций и обусловлены перевозбуждением коры головного мозга, не следует обращать никакого внимания. Теперь возникает вопрос: а как нам отличить сны от Бога от снов, посылаемых злой силой, которая часто маскируется под личиной добра. Библия дает нам на это несколько советов.
• «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо… и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего… Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите…» (Втор. 13:1-4). Как следует из приведенного текста, сны, посылаемые злой силой могут сбываться, и при этом весьма точно. И это не должно удивлять, ибо дьявол — это не шарлатан, а существо, обладающее могучим разумом и огромной силой, но цели, которые он преследует через ниспосланное сновидение, в частности это, прежде всего — увести человека от Бога. Бог нам говорит: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).
• Сны от Бога никогда не противоречат Его десятисловному Закону, т. е. если во снах вас призывают кого-то убить, предать, что-то украсть, пойти в субботу на работу или на базар, оставить жену или мужа, пойти к астрологам, на спиритический сеанс или гадалкам, мы можем быть уверены, что природа их исходит из бездны.
• Если во снах к нам являются умершие близкие, то мы можем не сомневаться, что под их видом к нам обращаются злые духи. «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8:19). «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их…» (Втор. 18:10-11). Каждый должен твердо знать, что как бы во снах или наяву явившиеся духи не напоминали нам наших близких, вступая с ними в контакт, мы беседуем с бесами, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как мы прочитали выше Библейский текст, Господь проклинает магов (как черных, так и белых), экстрасенсов, сноведцев, астрологов, спиритов, медиумов, гадалок, как людей, служащих сатане. И поэтому ни при каких обстоятельствах не следует к ним обращаться. Это же относится и к подобной литературе, которой сегодня огромный выбор, но автор один — дьявол. При этом многие аргументируют свое доверие к упомянутым лицам тем, что они держат в руках Библию, окружены крестиками и образками, и молятся. Но мы привели Библейские тексты, в которых Бог четко дал понять, как Он относится к этим людям. Особо хочется остановиться на снах, которые видят иногда глубоко верующие люди, и они при этом часто уверены, что поскольку они молятся, посещают Богослужения, исполняют заповеди и читают Библию, то сны их непременно от Бога. И подобных «сновидцев» сегодня множество. Причем, некоторые из них, ссылаясь на сны Иосифа, утверждают, что и с ними подобным образом общается Бог. Здесь важно помнить, что сегодня Бог таким образом практически не посылает вестей людям, и по одной единственной причине: сегодня у каждого есть возможность иметь Библию и исследовать ее. Если мы хотим узнать, что желает сказать нам Бог, мы должны внимательно читать Священное Писание, и быть уверенными, что именно Бог говорит к нам со страниц Своего Слова — Библии. Во времена же Иосифа Библии не было, и именно поэтому Бог нередко открывал Свою волю человеку через сон. Поэтому сегодняшним «сновидцам» следует быть крайне осторожными, чтобы через доверие к снам, якобы от Бога, не выполнить волю противоположной силы. Итак, виночерпий был возвращен фараоном на прежний пост. Иосиф просил его: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет; и сделай мне благодеяние, упомяни обо мне фараону, и выведи меня… ибо я… ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу» (Быт. 40:14-15). Но, обретя прежнее положение, «…не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его» (Быт. 40:23). В истории, заканчивающей данную главу, мы сталкиваемся с такой проблемой человеческих отношений, как неблагодарность. Мы помним, что Бытие — это книга, которая учит нас тем отношениям, которые должны существовать между людьми, и которые одобряет Бог. На примерах героев Библии мы должны проанализировать свою жизнь, выявив те качества своего характера, которые сделают невозможным наше спасение. Итак, неблагодарность. Кто в своей жизни не сталкивался с ней — предательством друзей, обманом коллег по работе, небрежностью и невниманием взрослых детей к родителям, и пр. Жизненный опыт, история говорят нам, что неблагодарность проявляется именно теми людьми, которым вы делали искренне много хорошего. А мы с вами являемся ли благодарными людьми? Или, быть может, считаем, что нам некого благодарить, а напротив, нам все обязаны. Очень часто люди, называющие себя христианами, благодарят Бога за ниспосланные благословения, но при этом не обращают внимания на людей, через которых Бог послал эти благословения. Такие люди очень любят говорить о своей любви к Богу, но при этом равнодушны к ближним. По поводу таких людей Библия говорит следующее: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Поэтому, благодаря друг друга, мы благодарим этим самым и Господа. В Священном Писании сказано: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12:10). Когда мы, являясь христианами, не проявляем благодарности к людям, то этим самым мы не только теряем друзей, но и бросаем тень на исповедуемую нами религию и на нашего Бога. Виночерпий «забыл» Иосифа, но молодой человек не впал в уныние, хотя по-человечески была для него потеряна последняя возможность получить освобождение. Он знал, что если человек и способен забыть, то Бог не забудет о нем никогда. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15). Верим ли мы этим словам? Всегда помните, что даже если нас оставят родные и друзья, если проявят к нам неблагодарность, нас это не должно смущать, как не должно заставить и по-иному относиться к людям, по распространенной сегодня формуле: «ты — мне, я — тебе» или «злом за зло, добром за добро». Мы должны искать, прежде всего, путей, угодных не людям, а Богу. Если мы желаем жить согласно воле Христа, то мы не можем следовать постулату этого мира: «с волками жить, по волчьи выть». Но что же стало с Иосифом? Долго ли он просидел в темнице, и не забыл ли о нем Бог? Об этом мы узнаем в следующей главе.
Археологический комментарий
Виночерпий фараона
В 40 главе книги Бытие мы читали о виночерпии фараона, который однажды подвергся царской немилости, а затем, спустя некоторое время, был восстановлен в прежнем звании. И если само слово виночерпий у нас с вами не вызывает каких-то особых вопросов или удивления, то у многих ученых не только в прежние времена, но и сегодня это слово, упомянутое в Библии, вызывает недоумение. Ведь египтяне не знали вина, как считают, вплоть до персидского владычества, к тому же, виноград в Египте не культивировался. Поэтому, по мнению ученых, в Библии допущена грубая ошибка, свидетельствующая о том, что автор Бытия был не осведомлен о древнеегипетском укладе жизни. В своем утверждении они чаще всего ссылались на греческого историка 5 века до Р. Хр. Геродота, посетившего в свое время Египет и написавшего следующее: «Вино, которое они пьют, изготовляется из ячменя, потому что в этой стране нет виноградной лозы» [1]. Вино из ячменя — это, как известно, пиво, а человек, разливающий пиво виночерпием никогда и нигде не назывался. Шли годы, и наука получила неопровержимые доказательства наличия неточности в трудах Геродота, и абсолютной точности книги Бытие. «С тех пор, как Египтом стали управлять властители из Дельты, ценившие виноградную лозу, … торговля вином процветала. Почти все виноградники находились в Дельте… На кувшинах можно было прочесть: «хорошее вино восьмого разлива», или… «сладкое вино» [2]. Наконец, в примечании к сочинению Геродота советским ученым Стратоновским Г. А. по поводу утверждения греческого историка о том, что в Египте не росла виноградная лоза, сказано: «Геродот, следовательно, не посетил виноградную область в Западной Дельте на озере Мариут». Была при дворе и должность виночерпия фараона. Сегодня обнаружены многочисленные фрески, иллюстрирующие изготовление вина в Египте и его перевозку. «В Рамессеуме найдено большое количество винных кувшинов…» [3]. Найдены и изображения фараонов, аристократов, пьющих вино. И быть может, на одном из этих изображений есть и тот виночерпий, который вошел в историю только благодаря тому, что сидел в тюрьме с неизвестным тогда еврейским юношей.
Вопросы для размышления:
1. Сохраняешь ли ты спокойствие в периоды несчастий и трудностей?
2. Помнишь ли ты свои обещания или с легкостью «забываешь»?
3. Не прибегаешь ли ты для истолкования снов к помощи гадалок, астрологов, сонников?
Постскриптум:
«Любящим Бога и призванным по Его изволению все содействует ко благу» (Римл. 8:28).