Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля

Часть II. Иезекииль. Библейская археология Украины

Когда говорят о великих археологических библейских памятниках, то обычно представляется Египет, Палестина, Междуречье, Греция. А между тем и у нас, на территории Украины есть не менее интересные памятники прошлого, неразрывно связанные с библейской археологией. В последующих главах вы узнаете о тайнах древних цивилизаций, существовавших на украинской земле. Вы узнаете о необычном послании вымерших народов, обращённом к нам, живущим в начале XXI века. И первым местом, которое станет предметом нашего исследования будет Каменная могила.

Глава 1

Тайна Каменной могилы под Мелитополем

На земле существует очень немного мест, где можно одновременно наблюдать следы жизнедеятельности различных, порой прямо противоположных по своей культуре и происхождению народов. Причём эти следы нисколько не затушёвывают друг друга. Место, о котором мы будем говорить в данной главе, полностью соответствует этим критериям. Его интересной особенностью является и то, что это один из древнейших на земле храмовых комплексов. На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых послепотопных людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы. Один народ сменял другой, но всегда это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения. Этому храму под открытым небом более 3000 лет! Это место, как мы увидим ниже, является прямым порождением потопа, низвергнувшем отступившую от Бога цивилизацию. На этом месте в последующие десятки веков грозные орды кочевников своим каждением идолам бросали вновь и вновь вызов Истинному Богу. И... затем погребали себя под тяжёлыми плитами каменной могилы. И действительно, Каменная могила под Мелитополем, о которой мы будем говорить в этой главе, представляет собой не просто холм из каменных плит, напоминающий могилу, но является настоящей братской могилой десятков народов, поправших Божий Закон... Интерес этого места состоит в том, что там обитали народы, о которых пророчествовал Иезекииль и которые упоминаются в Библии. Обычно мы привыкли встречаться с библейскими народами где-нибудь в Египте, Вавилоне, Тире и пр. И часто из-за этого они нам кажутся далёкими. Здесь же мы встречаемся со следами этих племён у нас на Украине, причём, как мы уже упоминали, со всеми одновременно! Находки, обнаруженные в этом месте, являются прекрасными иллюстрациями ко многим книгам Библии. Священная история от потопа до апостольских времён предстанет перед вашими глазами...

Когда вы едете машиной из Харькова в Крым по Симферопольской трассе, то не доезжая Мелитополя, слева можно увидеть поворот на село Мирное, и огромный плакат: „Кам’яна могила. Археологічний пам’ятник“. Повернув налево и проехав всего несколько километров, вы подъедете к огороженному заповеднику, находящемуся прямо в степи. Войдя в него и пройдя несколько десятков метров, перед вами откроется вид на огромный холм, сложенный будто бы великанами из громаднейших, как бы беспорядочно лежащих, каменных плит.

Каменная могила представляет собой эрозионно-денудационный останец, сложенный среднесарматским песчаником [1] более 12 метров в высоту, занимая площадь в три гектара (!), с множеством пещер и гротов. «В геологическом и историческом плане Каменная могила — один из уникальнейших памятников. Это останец песчаника сарматского моря третичного периода... здесь была песчаниковая мель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита. Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит. В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) „большая вода“, стекая к югу, образовала долины рек и так называемые „амфитеатры“ — огромные вымоины в правом берегу пра-Молочной. Эти „амфитеатры“ образовались, как полагал русский естествоиспытатель академик К.М. Бэр, в результате поворотного движения огромной массы воды на поверхность Земли. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами. С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания. Сегодня на многих из них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря — жителей могучего древнего водоёма. Однако это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей древних людей» [2]. Итак, где сегодня высится каменный холм, когда-то бушевали воды потопа. Вызванные этой глобальной катастрофой изменения привели к резкому изменению климата, леднику, изменениям рельефа местности. Сегодня следами грозного Божьего суда, разразившегося в 2346 г. до х. э. являются окаменелые живые организмы, которые можно увидеть на плитах каменного кургана. Когда смотришь на этот природный памятник, невольно вспоминаешь о допотопных людях, и кажется, что эти глыбы скрывают под собой останки потомков Каина.

Первые люди. Долгое время в исторической науке (и особенно, в силу идеологии, советской) было принято говорить о так называемых первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), которые были полудикими, жили в пещерах, не знали ни понятия семьи, ни тем более религии (и уж тем более монотеизма). Словом, это были полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие лишь камни для охоты и сбивания плодов. Однако, в последующем было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные [3]. Было показано, что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период была очень высокая сейсмическая активность и построенные жилища быстро разрушались. В плане же своего развития, религиозно-этических представлений они не отличались от нас, современных людей. Крупный французский учёный, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине... Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот — одновременно микрокосмос и пантеон... Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать теперь твёрдо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остаётся одним и тем же многие тысячелетия и это доказывает существование мифологии» [4]. И свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной могиле являются тому подтверждением. В данной главе мы рассмотрим лишь те наскальные рисунки Каменной могилы периода каменного века, которые имеют прямые библейские параллели.

Древо жизни. В Быт. 3:6 повествуется о том, как первые люди Адам и Ева, нарушив Божий запрет, вкусили плоды дерева жизни, за что были изгнаны из рая. Известия о древе жизни сохранились практически у всех без исключения народов [5]. Среди петроглифов (от греч. petros — камень и glyphe — резьба — наскальные изображения) обнаружены изображения „древа жизни“ [6]. Древние люди знали, что с этим деревом связано грехопадение их далёких предков и потеря ими вечной жизни и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть. Но в то же время у них продолжало жить, правда, в смутном виде предание о том, что в конце концов смерть будет побеждена Богом в Его борьбе со змеем (об этом см. ниже) и древо жизни вновь будет давать людям жизнь. Поэтому на могильниках древние люди и изображали часто древо жизни, которое вновь даст жизнь тому, кто лежит в этой могиле. В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения [7]. Кстати, именно отсюда происходит обычай садить на могилах цветы.

Змей, как символ зла. Из Быт. 3:1 мы знаем, что дьявол предстал пред Евой в образе змея. И поэтому неудивительно, что практически у всех народов змей (дракон) являлся олицетворением злых сил. «Например, на Кавказе (Армения, Грузия, Азербайджан) вешапов (драконов, змей — прим. А.О.) связывали с образами злых существ, похищающих солнце и воды, т.е. символы жизни» [8]. Символами зла змеи были и в Вавилоне, Индии, Египте. Сохранили древние народы и предание о том, что змей будет побеждён Богом, который и вернёт людям вечную жизнь. «Мифы о змееборстве получили особенно большое распространение» [9]. Мифология приписывает функции змееборства многим богам-демиургам, как например, Мардуку, Ра, Зевсу, Аполлону, отчасти Яхве [10]. Мифы о змееборстве были широко распространены в Вавилоне, Египте, Индии [11]. Так, Ригведа — древнеиндийский эпос рассказывает, что «дракон Вритру... имел вид бесплечего, безногого и безрукого, т.е. змееподобного существа, покоившегося на горе. Индра убил дракона, ударив его по голове [12]. И тогда «мгновенно над землёй просиял свет, потоки воды ринулись с гор и насытили жаждущую землю» [13]. Изображение змея, дракона-вешапа, найдено было в 1985 году и на Каменной могиле. Грот, где оно было обнаружено, получил название „Грот Дракона“ [14]. Но более всего поражает одна интересная деталь, а именно изображение человеческой ступни, покоящейся на голове дракона. «Для интерпретации изображения человеческой ступни на голове дракона-вешапа из грота Каменной могилы, на наш взгляд, наиболее приемлем сюжет из Шумера, когда Нингирс, поражая врага, опускает на него „свою могучую стопу“. На голове дракона в гроте имеются следы ударов острым орудием — явная связь с религиозным обрядом убийства, а ступня — нечто иное, как символ героя или антропоморфного божества, поразившего дракона и породившего солнце, небо, утреннюю зарю» [15]. Какая яркая иллюстрация к библейскому тексту «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15)! Змей сможет поражать только стопу, но сам будет поражён грядущим Спасителем в голову! Сведения о поражении змея в голову и человеческой стопе сохранились и у многих других народов, будучи связаны с культом героя и Бога и понятиями — символами двух начал: жизни и смерти [16].

Крест. Найдены на плитах Каменной могилы и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многочисленными другими ещё раз свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение: «в каменном веке — эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце» [17]. «Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия» [18]. У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты» [19].

Народы Каменной могилы

В разные времена хозяевами Каменной могилы были следующие библейские народы: скифы и киммерийцы (подробнее о них см. в главах №2 и 3 второй части данной книги), готы и гунны (данные о которых будут приведены в работе, посвящённой Археологическому исследованию книги Откровение), а также хазары и половцы. Но пожалуй самым экзотичным из всех народов, строивших когда-либо свои святилища на этом месте были племена женщин-воительниц амазонок. Долгое время в историографии было принято рассматривать свидетельства древних авторов о них, как сказки. Однако, археологические и исторические открытия подтвердили, что данные племена действительно были. И сообщаемые о них сведения античными авторами соответствуют действительности. Итак, что же это было за племя, обитавшее в IV—III веках до х. э. на территории современной Украины (Запорожская область)? Древняя история амазонок уходит в легендарное прошлое. Первые исторически достоверные сведения о них относятся к IV веку до х. э. Тогда «После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили всех мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам, и гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю» [20]. Законы в этом необычном женском племени были суровы. «Воительницы были храбрыми, метко стреляли из лука, ловко владели мечом, хорошо ездили верхом и нередко побеждали в войнах мужчин из соседних племён. Судьба пленных, которые становились мужьями амазонок, была тяжёлым испытанием: они выполняли „чёрную“ работу, часто их калечили, а когда избранники были недовольны, их попросту убивали. При рождении детей в живых оставляли только девочек... Жрицы под звуки бубнов и магических заклинаний, раскалённым железом прижигали новорожденным девочкам правую грудь, чтобы росла сила в правой руке — для владения мечом и луком» [21]. Со временем воинственные амазонки всё же вступили в более равноправные отношения с одним из скифских племён, юноши которого, взяв за себя амазонок, откочевали из своих исконных земель. От этого союза амазонок со скифами образовалось племя сарматов (или савроматов). Однако женщины продолжали в нём не только пользоваться равноправием наравне с мужчинами, но и занимать лидирующее положение. Вот, что пишет о сарматах римский географ II в. х. э. Помпоний Мела: «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства: они вечно живут лагерем, перевозя своё имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги, племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наряду с мужчинами» [22]. «До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах... Однако во время молочанской археологической экспедиции (1951—1952) под руководством Тереножкина А.Я. было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам... В одной из могил лежали останки молодой девушки. Вход в погребальную камеру был закрыт деревянным щитом. Вблизи погребённой лежали: боевой пояс, горит-сайгак со стрелами и два наконечника копий. Шея украшена бусами, на руках — браслеты — повязки из серебра и бронзы. Недалеко от кургана найдено ещё одно погребение амазонки, которое относится к рубежу нашей эры. И вновь рядом с погребённой — предметы вооружения и туалета: копьё, меч, стрелы, шпильки, зеркальце, кольца, флаконы для благовоний... Гиппократ уточняет, что девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока в бою не убивала трёх врагов» [23]. Жестокость и противоестественные функции, взятые на себя женщинами, а также аморальность религии привели к духовной деградации сарматского народа, а затем и его гибели, которая вместе с падением киммерийцев и скифов, других обитателей Каменной могилы продемонстрировала, к чему приводит отступление от Бога.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 1 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Михайлов Б. Мелитополь. Природа. Археология, История. Запорожье, Дикое поле, 2002, с. 7

[2] Михайлов Б.Д. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Запорожье, Дикое поле, 1998, с. 5

[3] Подбор литературы см. в: Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие, Харьков, Факт, 2000, с. 43-46

[4] Цит. по: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М, 1981, с. 118-119

[5] Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т., М, Советская энциклопедия, 1982, том 1, с. 398; Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете, М, Политиздат, 1985, с. 34

[6] Михайлов Б.Д. Петроглифы Каменной могилы, Запорожье, Дикое поле, 1999, с. 96-97

[7] Фрэзер Д. Золотая ветвь, М, 1980, с. 136

[8] Марр Н.Я., Смирнов Я.И. Вешапы // Труды Государственной академии института материальной культуры, 1931, том 1, с. 59, 105

[9] Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, М, Наука, 1971, с. 165

[10] Мифы народов мира. Указ. соч., т. 1, с. 276

[11] Гринцер Н.А. Древнеиндийский эпос, М, Наука, 1974, с. 284

[12] Ригведа. Избранные гимны, М, Наука, 1972, с. 111-113, 134

[13] Шахнович. Указ. соч., с. 166

[14] Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 105

[15] Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 107

[16] Там же, с. 110

[17] Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 84

[18] Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 126

[19] Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви, М, Наука, 1967, с. 83

[20] Геродот. Указ. соч., книга 4, 110, с. 270-271

[21] Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 78

[22] Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1962, с. 332

[23] Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 79, 80


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2003 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2003 Юрий Цупко