Опарин А.А. Манкурты XXI века. Археологическое исследование Второй книги Царств
Часть I. Манкурты и манкуртизация в XXI веке

Глава 10

Нейролингвистическое программирование

Сегодня на улицах наших городов, и особенно в ВУЗах, среди учащейся молодёжи, бурно распространяются пригласительные билеты на весьма многообещающие семинары. Так, например, «Зимой 1995 года Московский „Рекаунт НЛП Центр“ приглашал на семинар (3—5 февраля 1995 года стоимость обучения составляла для работающих — 70 тыс. руб., для студентов — 35 тыс. руб.), предлагая узнать, что:

„Каждый человек является гипнотизером и зомби одновременно;

Ваш мозг представляет собой компьютер, которым управляет кто угодно, только не Вы сами; каждый человек непрерывно программирует других, причем запрограммировать самого себя он не способен;

Вы сможете убрать зомбирующие Вас гипнотические воздействия с помощью техник, которым Вы научитесь на семинаре“ (из объявления)». [1].

В других пригласительных утверждается, что с помощью научных методов в вашей жизни станет возможно

«„построение экологически чистых реальностей;

раскрытие творческого потенциала человека;

возвращение здоровья, энергии и силы;

прогнозирование развития гипнотических технологий“.

В рекламировании своей деятельности идеологи НЛП претендуют на то, что нейро-лингвистическое программирование (НЛП) дает:

„понимание структур бессознательных процессов мышления; навыки расшифровки кодов нашего языка;

способность „видеть“, как думает другой человек; возможность глубже продвинуться в эффективном общении;

знания о том, что такое стресс и методы самопсихотерапии; умение выявлять и обучаться эффективным стратегиям: публичных выступлений, принятия решения, убеждения партнера и др.“ (из рекламного объявления „Рекаунт НЛП Центра“).

В объявлениях также говорится: „Вы сможете по-другому смотреть и понять такие фильмы, как „Дикая орхидея“, „Девять с половиной недель“, „Молчание ягнят“». [1]. Итак, по мнению организаторов этих встреч, в корне изменить нашу жизнь сможет овладение методиками нейро-лингвистического программирования. Вот что об этом методе пишет доктор Ричард Бендлер, вначале ярый противник, а ныне один из ярых последователей этого метода. «Двадцать лет назад когда я был студентом старших курсов я изучил педагогику, психотерапию и другие методы управления развитием личности у Абрахама Маслоу. Через 10 лет я встретился с Францем Перслом и стал заниматься гештальт-терапией, которая казалась мне более эффективной чем остальные методы. Большинство методов обещают больше, чем могут осуществить, а большинство теорий имеют мало отношений к методам, которые они описывают. Когда я впервые познакомился с нейро-лингвистическим программированием, то был просто очарован, но, вместе с тем, настроен очень скептически. В то время я твердо верил, что личностное развитие осуществляется медленно, трудно и болезненно. Я с трудом мог поверить в то, что могу вылечить фобию, и другое подобное нарушение психики, за короткое время, меньше, чем за час, несмотря на то, что я проделывал это неоднократно и убедился в том, что результаты были устойчивыми. И это может быть легко проверено на вашем собственном опыте. Здесь нет никаких фокусов и от вас не требуется переходить в новую веру. От вас требуется одно — несколько отойти от собственных убеждений, отставив их на время, необходимое для того, чтобы проверить понятие и процедуры НЛП на своем собственном сенсорном опыте (т. е. чувственном опыте — прим. А.О.). Это не займет много времени — большинство наших утверждений можно проверить за несколько минут или несколько часов. Если вы настроены скептически, как я в свое время, то именно благодаря вашему скептицизму вы проверите наши утверждения, чтобы понять, что метод решает все те сложные задачи, для которых он предназначен. НЛП — это ясная и эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей которые вы сможете научиться делать:

1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения меньше чем за час.

2. Помочь низко обучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие ограничения — часто того меньше чем за час.

3. Устранять нежелательные привычки — курение, пьянство, переедание, бессонницу — за несколько сеансов.

4. Производить изменения в интеракциях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно.

5. Излечивать соматические заболевания (и не только те, которые принято считать „психосоматическими“) за несколько сеансов» [2]. Итак, что же такое НЛП и как оно возникло? Его создателями являются Джон Гриндер и Ричард Бендлер, исследовавшие на протяжении ряда лет работы крупнейших психотерапевтов Ф. Перлза, В. Сатир, гипнотерапевта Милтона Эриксона, антрополога Г. Бэйтсона, и создавшие на их основе весной 1976 года особую методику психологического воздействия, названную ими нейро-лингвистическим программированием. [3]. «Часть „Нейро“ отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем „смысл“ из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. „Лингвистическая“ часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. „Программирование“ указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты. НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем — намеренно или ненамеренно — чтобы получить результат». [4]. «Популярность подхода Дж. Гриндера и Р. Бэндлера объяснялась достаточно простыми причинами: они писали о технологиях психологического воздействия и демонстрировали их во время своих семинаров. А ведь именно желание воздействовать на окружающих, добиваясь превосходства над ними , является тайным желанием огромного количества социально ориентированных личностей, особенно тех, кто стремится к славе, карьере, материальному благополучию». [5]. Вот, как сами создатели и идеологи НЛП дают определения его возможностей и задач. «НЛП — это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность. Описаны различные модели совершенства, которые НЛП построило в коммуникации, бизнесе, образовании и терапии. Наш подход является практическим, он приносит результаты и оказывает влияние в самых различных областях человеческой деятельности. НЛП продолжает расти и генерировать новые идеи. НЛП представляет определенную позицию миропонимания и способ существования в этом мире, которые не могут быть изложены в одной книге, но понятие о которых можно получить путем чтения между строк. Удовольствие от прекрасного музыкального произведения возникает от прослушивания этого произведения, а не от того, что мы прочитаем ноты. НЛП — вещь практическая. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП — быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь лучше. Самыми важными вопросами о том, что вы нашли для себя в той книге, являются: „Полезно ли это? Это работает?“ Найдите то, что оказывается полезным, и то, что работает, испытав это на себе. Еще важнее обнаружить, где это НЕ работает, и изменять это до тех пор, пока оно не станет работать. В этом дух НЛП. НЛП — это искусство и наука о личном мастерстве. Искусство, потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах или технологиях. Наука, потому что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения. Случалось ли вам сделать что-нибудь настолько изящно и эффектно, что вы даже сами себе удивились? Было ли так, чтобы вы действительно восхищались тем, что сделали, и удивлялись тому, как вы это сделали? НЛП показывает вам, как понять и смоделировать ваш собственный успех с тем, чтобы вы смогли иметь значительно больше таких моментов. Это способ обнаружения и раскрытия вашей индивидуальной гениальности, способ выявления того лучшего, что есть в вас и в других людях. НЛП — это практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы искренне стремимся в этом мире, создавая ценности для других людей. Это — исследование того, что создает различие между выдающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии». [6]. «Мы постоянно используем наши коммуникационные умения, чтобы оказывать влияние на людей. Терапия, менеджмент и образование включают в себя умение общаться и оказывать влияние на людей». [7]. НЛП, по мнению его последователей, — метод насильственного программирования психики человека, могущий заставить его делать или покупать то, что ему не нужно. [8]. Об эффектах, причём, весьма, порой, зловещего действия НЛП, мы поговорим ниже, а пока рассмотрим, с помощью чего специалисты, владеющие данной методикой, достигают своих результатов. В её основе лежит комплексное воздействие на человека, с учётом условных рефлексов, психологической установки и с применением ряда психотерапевтических методов, и в первую очередь, гипноза. Гипноз — это погружение в подсознание пациента, вызывание каталепсии, анестезии, изменение сознания, что позволяет вскрывать и устранять внутренний невротический конфликт, а в глубоком гипнозе сфера воздействия простирается на тело, за пределы невротических расстройств, что позволяет оказывать влияние непосредственно на трофические процессы в органах и тканях. [9]. Для того, чтобы добиться эффективного влияния гипноза, длительности его воздействия, гипнотизёры «прежде всего вживаются во внутренний мир больного, говорят на его языке — вербальном, т. е. языке движений, сенсорном (чувств), эмоционально-интонационном, мимическом, жестикуляционном». [10]. Интересно, что в научных трудах по психиатрии чётко фигурирует понятие магического гипноза, введённое оккультистом XVIII—XIX вв. А. Месмером. «Гипноз у человека может быть достигнут… благодаря воздействию на магическое сознание пациента, предполагающее доминацию некоей внешней подавляющей агрессивной силы, от которой можно защититься лишь только посредством анестетического оцепенения, что приближается к гипнозу животных». [11]. Так, не желая признавать присутствие злых сил, способных покорить себе через определенных людей сознание человека при гипнозе, учёные все же констатируют сам факт подчинения психики одного человека другим через вживание во внутренний мир пациента. Именно механизмам этого вживания, умению говорить на языках другого человека, языке его движений, чувств, эмоций, мимики, жестикуляции, учит нейро-лингвистическое программирование. Оно учит доступу во внутренний мир человека, с последующим его покорением. «Большое внимание в НЛП уделяется так называемым глазным сигналам доступа… Это сигналы, которые помогают понять, как люди получают доступ к информации. Например, визуализация прошлого опыта заставляет глаза человека перемещаться вверх и влево по отношению к наблюдателю. Во время конструирования картинки из слов или при воображении того, чего человек никогда не видел, глаза поднимаются вверх и вправо. Когда человек вспоминает или конструирует звуки, его глаза перемещаются по горизонтали вправо. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. При разговоре с самим собой глаза человека чаще всего находятся внизу слева». [12]. Для вхождения во внутренний мир другого человека в нейро-лингвистическом программировании разработаны целые системы подстройки тембра своего голова под голос собеседника, при котором тот начинает воспринимать чужой голос, как свой собственный. Разработаны специальные системы жестикуляции и мимики, последовательно и в такт повторяющие движения того человека, над кем пытаются получить полный контроль, благодаря которым тот начинает их воспринимать, как свои. «Важная часть НЛП — это тренинг сенсорной чувствительности: на что обратить свое внимание и как изменить и расширить свои фильтры, чтобы вы смогли заметить те вещи, которые прежде не замечали. Это сенсорное осознание настоящего момента. Во время общения с другими людьми это означает замечать слабые, но существенные сигналы, которые дают вам понять, как люди реагируют. Когда вы думаете, то есть общаетесь сами с собой, это означает расширенное осознание своих внутренних образов, звуков и ощущений». [13]. НЛП это и умение «входить» в своё собственное подсознание. Вот, что об этом пишут идеологи НЛП: «Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или кусков информации) в любой момент времени. Эта идея была подчеркнута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье „Магическое число семь, плюс-минус два?“ Эти куски информации не имеют фиксированных размеров, они могут быть чем-то вроде управления автомобилем или наблюдения в зеркало заднего вида. Один из способов, которым мы учимся, состоит в сознательной организации маленьких кусков поведения и в объединении их во все более и более значительные куски таким образом, чтобы они стали привычными и бессознательными. Мы формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать другие вещи. Итак, наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей, либо из внешнего мира. Напротив, наше подсознание — это все жизнеобеспечивающие процессы нашего организма, все то, чему мы уже научились, наш прошлый опыт и все то, что мы могли бы заметить, но не замечаем в настоящий момент. Подсознание является значительно более осведомленным, чем сознание. Идея постижения бесконечно сложного мира с помощью сознательного разума, который может охватить лишь около семи единиц информации, является очевидно смехотворной. Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. В НЛП нечто считается сознательным, если это в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока вы не прочитали это предложение. Воспоминание о том, как вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится вне вашего сознания. Если вы когда-нибудь помогали ребенку учиться кататься на велосипеде, то вы поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно. И тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, — и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем неосознанно. Традиционной точкой зрения является то, что обучение любому навыку содержит в себе четыре стадии. Первая — неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не управляли машиной, вы понятия не имеете о том, на что это похоже. Итак, вы начали учиться водить машину. Вскоре вы обнаруживаете свои ограничения. Вы выполняете задания инструктора и сознательно следите за всеми рычагами, рулем управления, координируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой. Это захватывает все ваше внимание, вы еще некомпетентны и придерживаетесь улиц с неоживленным движением. Это стадия осознанного незнания (некомпетентности), когда вы разламываете шестеренки коробки передач, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на велосипедистов. И хотя эта стадия является беспокойной (в особенности для велосипедистов), именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого. Это приводит вас на стадию осознанного знания (компетентности). Вы можете управлять машиной, но вы концентрируете на этом все свое внимание. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством. И, наконец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, которые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем, поддерживать беседу. Ваше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей. Если вы будете практиковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете привычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Однако некоторые привычки могут оказаться не самыми эффективными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки. Предположим, вы сносно играете в теннис и хотите совершенствоваться. Тренер, вероятно, будет наблюдать вашу игру, затем начнет изменять такие вещи, как движения ваших ног, вашу манеру держать ракетку и наносить ею удар. Другими словами, он возьмет то, что для вас являлось целым куском поведения, — плоский удар справа, — разобьет его на несколько составных частей и затем перестроит их так, чтобы ваш плоский удар справа стал более совершенным. Вы вернетесь назад по стадиям научения к осознанному незнанию, и вам необходимо будет Разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина поступать таким образом заключается в том, чтобы встроить в ваше поведение новые привычки, расширяющие ваши возможности выбора того способа поведения, который окажется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи. То же самое происходит при обучении НЛП. У нас уже есть Умения общаться и учиться. НЛП предлагает рафинировать ваши Умения и дает вам больше выборов и больше гибкости в их использовании.

Четыре стадии научения:

1. Неосознанное незнание

2. Осознанное незнание

3. Осознанное знание

4. Неосознанное знание

Процесс забывания — это переход от п. 4 к п. 2. Процесс переучивания — это переход от п. 2 обратно к п. 4, но уже с большим количеством выборов» [14]. С помощью специальных методик учителя НЛП учат своих последователей более быстрому и более эффективному овладеванию неосознанным знанием, методикам, изменяющим само сознание человека и напрямую граничащим с оккультной практикой, лишь облаченной в современные «одежды». Нейро-лингвистическое программирование провозглашает неограниченные возможности человека, могущего достичь любых высот и результатов. При этом не нужно нисколько отягощаться морально-нравственными вопросами, хороша ли моя цель? не навредит ли она кому-либо? Главное — это поставить цель и идти к ней, мобилизируя все свои ресурсы при помощи нейро-лингвистических прооккультных методик. Сила этих методик поистине огромна, и недаром сегодня на правительственных уровнях обсуждается проблема манипулирования сознанием людей с помощью нейро-лингвистического программирования. «Ниже процитирован отрывок из интервью главного научного сотрудника ВНИИ МВД России Леонида Гримака газете „Рабочая трибуна“ по поводу бесконтрольной деятельности различных структур, предлагающих свои услуги в области суггестии, психокоррекции и компьютерного программирования [15]: „Не так давно один из наших психотерапевтов был обвинен в изнасиловании двух несовершеннолетних. Следствием доказано, что преступление совершено, когда потерпевшие находились под гипнозом. Суд приговорил преступника к лишению свободы на длительный срок. Солидный материал о сексуальных злоупотреблениях опубликовал пару лет назад журнал „Шпигель“. Подобного рода противоправные действия, отмечалось в нем, совершают не только гипнотерапевты, но и фрейдистски ориентированные психоаналитики. Кстати, еще во время первого магнетического бума врачи и юристы опасались, что с помощью гипноза пациентам могут быть внушены установки на имущественные преступления, подлоги, лжесвидетельства и даже самоубийства… Криминальные структуры давно проявляют интерес к исследованиям в области человеческого мозга, технологиям гипноза, методам долгосрочного программирования психики людей. А поскольку процент высоковнушаемых среди населения страны очень высок, это тем более опасно… В основе НЛП лежит манипуляция с образами, преимущественно зрительными, и воображением. Формируя у пациента те или иные представления, побуждения или установки, гипнотерапевт как бы помогает обрести ему психическое равновесие. Метод получил название „эриксоновского гипноза“ — по имени американского ученого М. Эриксона. Его последователь Р. Бэндлер разработал свою технологию коррекции психических дисфункций. Ему и принадлежит термин „нейролингвистическое программирование“ или, по другому, „кодирование образов“ в психической сфере человека. НЛП действительно может быстро разрушать навязчивые и неприятные воспоминания, гасить вредные привычки. Вместе с тем данная психотехника может использоваться в противоправных целях: изменять вкусы, формировать навязчивые потребности, установки, в том числе страхи, сомнения в прежних убеждениях, разрушать и, наоборот, вызывать симпатии и антипатии. Техника НЛП очень легко „переводится“ на изобразительный язык телевидения и кино… В принципе техники НЛП способны формировать любые психические состояния, опыт переживания которых имеется у данного человека: алкогольное опьянение, местное или общее обезболивание, усиление сексуальной отзывчивости и т.д. Но „бесплатных“ наслаждений, как известно, не бывает. И без наркотиков регулярная стимуляция центров удовольствия повышает их порог возбудимости, начинает требовать все больших „доз“ раздражителя и приводит к развитию патологических состояний, именуемых еще со времен христианского подвижничества прелестью, то есть самостоятельной погоней за „кайфом“. Сначала это обстоятельство приводит к разрушению нормальных социальных связей, вслед за этим и к дефектам умственной деятельности“. Вот какие „советы“ дает автор пособия, выпущенного в 1994 году в Санкт-Петербурге одной из организаций, предлагающих услуги НЛП, „для отдыха“ [16]: „Выявив свою последовательность для конкретного наркотика, вы можете научить ей других и попросить других научить вас той последовательности, которую используют они сами. Вы можете использовать последовательность друг друга как „рецепт“ для входа в это состояние. Это прекрасный способ. Никому не надо ничего покупать или беспокоиться о соблюдении закона, или испытывать трудности, когда позднее надо вести машину домой. То, что названо „контактным кайфом“, является тому примером. Если вы действительно хорошо синхронизируетесь с кем-либо, то и будете переживать те же субмодальности, что и они“». [17]. Очень хорошо этим методом психического кодирования людей овладели создатели тоталитарных сект так называемого харизматического направления, в которых сегодня проводится массовая манкуртизация, прикрытая цитатами из Библии и облечённая в христианские одежды.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания

[1] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997.

[2] Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Из лягушек — в принцы (Вводный курс НЛП тренинга). http://www.kulichki.com/moshkow/NLP/book1.txt.

[3] Лебедев-Любимов. Указ. соч. С. 134.

[4] Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. http://lib.ru/NLP/nlp.txt.

[5] Лебедев-Любимов. Указ. соч. С. 134.

[6] Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. http://lib.ru/NLP/nlp.txt.

[7] Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. http://lib.ru/NLP/nlp.txt.

[8] Лебедев-Любимов. Указ. соч. С. 138.

[9] Простомолотов. Указ. соч. С. 138.

[10] Простомолотов. Указ. соч. С. 135.

[11] Простомолотов. Указ. соч. С. 139.

[12] Лебедев-Любимов. Указ. соч. С. 136.

[13] Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. http://lib.ru/NLP/nlp.txt.

[14] Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. http://lib.ru/NLP/nlp.txt.

[15] Пронина Л. И. Чудеса с криминальным оттенком // Рабочая трибуна, 13 февраля 1996 г.

[16] Пронина Л. И. Чудеса с криминальным оттенком // Рабочая трибуна, 13 февраля 1996 г.

[17] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2005 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2006 Yuriy Tsupko & Виктор Белоусов victor_bell@rambler.ru