Глава 3
(часть вторая)
Моисей
Относительно Моисея как исторической личности также привожу выводы З. Косидовского:
«До сих пор нет единого мнения относительно того, что произошло на самом деле, и существовал ли в действительности Моисей. Обычно по мере отдаления от давно минувших эпох верх берет элемент исторической правды и уменьшается роль легенды. С Моисеем происходит скорее обратный процесс…
Но разве из этого должно следовать, что Моисей не был реальной исторической фигурой? Отнюдь нет! Современная наука стала более осторожной в вынесении приговоров в таких вопросах с тех пор, как она обнаружила на дне многих легенд и мифов целые залежи истинных событий.
Таким образом, легенды, чудеса и прочие сверхъестественности не исключают той возможности, что Моисей тоже был подлинной исторической личностью. И, следовательно, мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне, хотя безоговорочно доказать это и нельзя, так как египетские хроники и другие источники обходят данное событие молчанием. Поэтому, если мы хотим докопаться хотя бы до частичной правды, то должны прибегнуть к косвенным доказательствам, исследуя скупые, трудно поддающиеся прочтению следы в исторических документах.
Ученые проделали очень интересную в этом отношении реконструкцию. Постараемся восстановить главные ее элементы.
Вот они:
В Библии израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа. Потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея. Этот разрыв охватывает приблизительно 400 лет существования Израильского народа. (Согласно Библейской истории, равно как и по Септуагинте и по «Торгуму Ионафана», израильтяне находились в Египте 215 лет. — Д.Ю.)
После изгнания гиксосов фараоны 18-й династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы. Израильтяне остались в земле Гесем, где вели обособленную пастушескую жизнь». [57.2]
Освободительные войны фараонов 18-й династии Ахмоса I, Аменхотепа I (он же Аменофис) и др., резиденция которых находилась в Фивах, центре южной провинции Египта, привели и к насаждению единобожия, объявлением Фиванского Амона-Ра общенациональным богом. Это укрепило Египет под властью фараонов и жрецов. Хотя Амон-Ра почитался богом Солнца, теперь ему придавался смысл бога всего Универса. Вот строки из молитвы в его честь: «Предвечный, сотворивший небо, и создавший землю, создавший моря и горы, творец Вселенной, — ты озарил землю во тьме, засияв в хаосе». (Берлинский папирус, 3049, 8 стр.) [58]
«За Амосом (Ахмосом I) последовал Аменофис I (Аменхотеп I), ставший фараоном, где-то около 1525 г. до Р.Х., возможно, тогда и родился Моисей. Но не исключено, что рождение Моисея пришлось на начальную пору господства Тутмоса I, чья дочь Хатшепсут и нашла младенца Моисея в корзине среди тростника (Ср. Исх. 2,1-10). Моисей воспитывался во дворце. До 40 лет он считался египтянином (Деян. 7,20-23).
Если Хатшепсут действительно была той дочерью фараона, которая нашла Моисея, то именно один из вышеупомянутых фараонов и был гонителем израильтян… Моисей родился в разгар этих гонений, когда всех новорожденных израильтян мужского пола фараон требовал умерщвлять (Исх. 1,16), поэтому мать и спрятала будущего пророка в корзине, которую «поставила в тростнике у берега реки» (Исх. 2,3)… Хатшепсут стала первой в истории правительницей Египта, первой женщиной-фараоном. Она правила за 1500 лет до Р.Х. После нее Египтом правил ее приемный сын (по Г.Г. Геллею: ее единокровный брат — Д.Ю.) Тутмос III.
Реальный отец Хатшепсут Тутмос I не имел наследников-сыновей. Потому он и женил своего побочного сына на своей дочери Хатшепсут. Но и у сына, ставшего фараоном Тутмосом II, также не оказалось наследников мужского пола. Он, как и его отец, женил своего побочного сына на его же сводной сестре. После кончины фараона, покуда Тутмос III еще не был совершеннолетним, Египтом правила его мачеха (и одновременно теща) Хатшепсут, продолжавшая править и после достижения совершеннолетия Тутмоса III. Получив, наконец, трон, Тутмос III возненавидел ее настолько, что повелел разрушить ее статуи и ее изображения убрать из фрагментов с надписями и рельефами. Не исключено, что так пропал и какой-либо текст, упоминающий Моисея. Тутмос III ненавидел израильтян и велел уничтожить все записи об участии Израиля в жизни Египта». [59]
Казалось бы, все поставлено на свои места, но в Библии мы читаем, что порабощенные египтянами евреи «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх. 1,11).
Название последнего из этих городов, Раамсес, дало повод некоторым египтологам, и во главе их Бругшу, заключить, что построение их относится ко времени 19-й династии, к царствованию Рамсеса I или II, что было на два столетия позже.
Зенон Косидовский делает вывод, что эти события произошли при Рамсесе II и Мернепте (он же Мернефта, Меренпта, Меренптах, Мернептах), его преемнике.
А вот заявление А.Е. Маккиббон:
«В 1883 году в земле Гесем были сделаны раскопки и найдены развалины древнего города Пифом. Многочисленные надписи говорят, что этот древний город был построен Рамсесом II.
В греческие времена этот город был назван Иерополис или Эро. По-египетски это означает: склад, магазин. Предполагается, что Пифом и Раамсес (Исх. 1,11), которые израильтяне построили для фараона и были городами для запасов. В этом месте исследователь Новилл раскрыл даже комнаты сокровищ. Они крепко построены и разделялись кирпичными перегородками 3-х метровой толщины. Кирпичи полувысушенные солнцем. Половина кирпичей с соломой, а половина — без соломы. Запасные хранилища занимали в Пифоме целую площадь города, стены которого достигают 200 м при семиметровой толщине. Бессоломенные кирпичи в этих стенах, как будто отзываются эхом суровости фараоновых слов, когда он сказал: «Не давайте впредь народу соломы (Исх.5,7) для делания кирпичей, как вчера и третьего дня». Около этих старинных стен мы можем видеть и щупать тяжелую работу еврейских рабов. Если бы эти развалины разговаривали, то какие сказания о жестоких смотрителях, о кровавых истязаниях, об истощении и отчаянии, открыли бы они нам!
Если Рамсес II был фараоном во время рабства, кто же был фараоном во время исхода? Рамсес II правил 66-67 лет, и во второй половине своего правления, правил рукой владычественной.
По смерти Рамсеса II престол наследовал его сын, который никак не походил на своего отца. Вступление на престол Маренптаха, кажется, послужило сигналом для восстания против Египетского трона. Ливийцы Северной Африки, жители островов, морей, народы Азии, поднялись не только для того, чтобы освободиться от египетского рабства, но даже занять его территорию. Мучимый восстаниями и язвами он, наконец, удовлетворил всякое требование евреев». [60]
«В Египте обнаружен древний документ — так называемый «папирус Анастасия». Он описывает жалобы одного египетского начальника, руководившего строительными работами в районе Гозена. Строительство пришлось приостановить, «так как — жалуется начальник — изготовлять здесь кирпич невозможно из-за отсутствия соломы в этой местности». [61]
К. Керам утверждает, что именно «при дворе Рамсеса вырос Моисей». [62]
А вот мнение Зенона Косидовского:
«Рамсес II, правивший в 1292-1234 годах до н. э. (по др. данным 1317-1251 г. до н. э.) был великий воин, который стремился восстановить египетскую державу путем покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землей Гесем. Вдобавок Рамсес II считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. Отца его звали Сети, и этимологически его имя связано с именем почитаемого в этой стране бога Сета.
Рамсес II чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте разоренного Авариса, новую столицу — город Раамсес (впоследствии известный как Танис). Готовясь к захватническому походу, он построил, кроме того, еще один город — Пифом, состоявший по сути дела из складов провианта и военной амуниции. Благодаря археологическим раскопкам нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их развалины и установить их происхождение.
С появлением Рамсеса II кончилась идиллическая обособленность земли Гесем.
Приказ об убийстве новорожденных, о котором говорится в Библии, свидетельствует, что с течением времени преследования израильтян приобрели кровавые, жестокие формы. Казалось бы, мы сталкиваемся здесь с противоречием, ибо, с одной стороны, фараону требовалось все больше рабочих, а с другой стороны, он лишался их в силу своего драконовского приказа. Предполагается, что поводом к уничтожению послужила плодовитость израильтян и перенаселение дельты Нила после того, как там разместилась центральная администрация с бесчисленным множеством чиновников, придворных и военных. Из Библии вытекает также, что многие израильтяне не могли в то время прокормиться разведением скота и вынуждены были переселиться в города, где занялись мелкой торговлей и ремеслом. Это, несомненно, вызвало ненависть египтян, которые быстро ощутили эффект конкуренции израильтян.
Угнетение и преследования содействовали пробуждению у угнетаемых чувства расовой общности, вызвали вначале пассивное, а затем даже активное сопротивление. Процесс этот приобретает наглядность на примере Моисея…
Моисей снова почувствовал себя израильтянином. Убийство жестокого надсмотрщика и бегство на восток — это не только проявление его личного бунта, это первый сигнал к бунту израильского народа». [63]
Моисей, получив образование не только в школах Египта, но и у своей матери, через достойное воспитание «отказался называться сыном дочери фараоновой», ушел из дома фараона, не успев достигнуть той славы, чтобы увековечить свое имя на камне египетских книг, как правителя, или хотя бы, как наследника фараона. Ведь он осмелился заступиться за рабов-евреев. Его ожидала не то, чтобы слава, но смерть: «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея: но Моисей убежал от фараона, и остановился в земле Мадиамской» (Исх.2,15).
Египетский историк Манефон, живший в III веке до н. э. и александриец философ-стоик Херемон, живший в I в. н. э., в своих сочинениях показывают Моисея и Иосифа, возглавившими группы прокаженных, изгнанных из Египта в правление Аменофиса (вероятно Аменмеса — Д.Ю.) и его сына Рамсеса; а писатель I в. до н. э. Ласимах упоминает имя фараона Бокхориса (он же Манефта, Марнептах, Меренптах), начало 14-го в. до Р. Хр. Иосиф Флавий не соглашается с ними, заявляя следующее: «Мне остается сделать ему (Манефону) несколько возражений касательно Моисея, которого египтяне считают человеком необыкновенным и божественным; желая же считать его своим, они выдают его за одного из жрецов, удаленных из города Гелиополиса вследствие проказы. Между тем из памятников явствует, что тот (Моисей) родился за 518 лет раньше и вывел наших предков в страну, нами теперь занимаемую. Что он не страдал никаким подобным телесным недугом, это вытекает из его же собственных постановлений: он запрещает прокаженным оставаться в городе или жить в деревне, но велит удаляться, разорвав верхнее платье, в пустыню, и считает каждого прикоснувшегося к ним или бывшего с ними под одною кровлею нечистым». (Лев. 13,14)
Иосиф Флавий повествует также о том, что «по-египетски Моисей назывался Тисифен, а Иосиф — Петесеф» (ср. Быт. 41,45) и относит время Моисея к фараонам 18-й династии Тутмосам. [64]
Касаясь двух точек зрения относительно времени пребывания евреев в Египте А. Лопухин писал о том, что если принять во внимание пребывание евреев в Египте во время Рамсеса II, то «такой период… с трудом может быть согласен с положительными хронологическими данными, и возбуждает довольно сильные возражения, но он вместе с тем и не может с основательностью опираться на только что указанный факт. Как имя, так и название Раамсес было довольно обыкновенным в Египте и никак не может быть исключительно приурочиваемое к фараонам этого имени. Когда братья Иосифа явились в Египет для поселения (столетием раньше), в округе Гесем уже существовал участок земли под названием Раамсес, который и был им отведен под поселение. Новейшие открытия проливают еще больше света на этот факт. Из них видно, что у фараона новой династии был сын по имени Рамсес, а в таком случае нет ничего удивительного, и напротив вполне естественно, если фараон один из вновь построенных укрепленных городов назвал в честь своего сына. То же самое и касательно названия другого города Пифом, которое также встречается в летописях, относящихся к гораздо более раннему периоду, чем к какому относится царствование Рамсесов». [65]
Исход евреев из Египта
Когда же произошел исход евреев из Египта?
Ученым хорошо известно следующее:
«Примерно в середине II тысячелетия до н. э. (1500-1400 г. до н. э.) семитские племена, известные окружающим народам под именем хапиру, начали вторгаться в Палестину. Палестина была заселена уже в древнейшие времена. Коренное население страны издавна составляли хананеи или ханаанеяне, от названия которых страна и называлась Ханааном. Палестиной она стала называться впоследствии от названия одного из народов — филистимлян, вселившихся в страну примерно в одно время с евреями… Ко времени вторжения еврейских племен в Ханаане уже существовали города с довольно многочисленным оседлым населением, занимавшимся преимущественно земледелием. Вторгшиеся… беспощадно уничтожали местное население и захватывали его достояние. Однако полностью истребить ханаанеян или вытеснить их из Палестины евреям не удалось, а с частью их они в дальнейшем смешались…
В конце прошлого века археологи нашли в египетской деревне Тель-Амарна большую коллекцию глиняных табличек с клинописными надписями. Это оказался архив фараонов… живших во второй половине 15-го века и, может быть, в начале 14-го века. Находка оказалась исключительно важной для историографии Древнего Востока. По интересующему нас здесь вопросу она также дает интересный материал.
На многих табличках оказались письма и донесения… фараонам их наместниками в различных подвластных им местностях. Некоторые из этих наместников… жалуются на то, что им приходится выносить постоянный военный натиск со стороны народа хапиру… Историки пришли к выводу о том, что, по всей вероятности, хапиру — это предки древних евреев. Таким образом, оказывается, что уже в 15 в. до н. э. предки евреев находились в Палестине». [66]
А вот еще одно сообщение истории:
«В древнейшие времена в прибрежной части Палестины жило одно из эгейских племен «народов моря» — филистимляне, в остальной части страны — семитское племя хананеев. В 15-14 в до н. э. в страну начинают проникать племена хапиру, т. е. еврейские племена. В процессе борьбы еврейских племен с хананеями и филистимлянами в северной части Палестины возникает Израильское царство…» [67]
Историкам по сей день доставляет много хлопот установление даты исхода. В научных кругах и по сей день ведется горячая полемика.
О чем же свидетельствует Библейская история и хронология?
Авраам родился в 1996 г. до Р. Хр. Когда ему было 75 лет, он покинул Харан и отправился в Ханаан. Это и было началом общего странствования Авраама и его потомков, и в Ханаане и в Египте. Авраам со своей семьей находился в продолжение 215 лет в Ханаане. Общее странствование продолжалось 430 лет, а поэтому в Египте сыны Израилевы находились 215 лет.
Перевод д-ра Хэйла текста Исх. 12,40 ясно показывает, что 430 лет — это общее странствование народа Израильского как в Ханаане, так и в Египте. Мы читаем: «Теперь обитание сынов Израилевых и их отцов, которые обитали в земле Ханаанской и в земле Египетской было 430 лет».
«По прошествии 430 лет, в этот самый день, все ополчение Господне вышло из земли Египетской ночью» (Исх. 12,41).
Израильтяне вышли из Египта в ту ночь, т. е. 430 лет спустя после призвания Авраама в 1921 г. до Р. Хр. (1996 — 75).
Следовательно, дата исхода Израильтян — 15 числа месяца Авива, 1491 года до Р. Хр. (1921 — 430).
В 1451 году до Р. Хр., после 40 лет странствования, произошло «завоевание Ханаана» (Палестины). Значит евреи могли в это время уже производить «военный натиск» на другие народы, живущие в Ханаане.
Библия также дает на этот счет некоторые указания. В 3Царств 6,1, сказано: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской. В четвертый год царствования Соломонова над Израилем… начал он строить храм Господу».
Соломон вступил на престол в 1015 году до Р. Хр., значит постройка храма началась, примерно, в 1011 г. до Р. Хр. Если евреи вышли из Египта за 480 лет до этого срока, стало быть, это событие произошло в 1491 г. до Р. Хр., (1011 + 480), т. е. в 15-м веке до н. э.
В.Л. Ранцов в своей Хронологии соглашается с вышеизложенной датировкой, относя «построение храма Иерусалимского» к 1010 г. до Р. Хр. [68]
Не принимая во внимание факт, что первые Иудейские цари правили некоторое время одновременно, некоторые ученые богословы сдвигают дату воцарения Соломона к 975 — 970 г до н. э. К таковым относятся Г. Гече, Б. Геце и др. А Сильвестр Блисс в своей Хронологии относит царствование Соломона к 1030 — 990 г. до н. э., дату же исхода обозначает 2514 г. по сотворении мира, т. е. 1491 г. до н. э. [69]
Если относить пребывание евреев ко времени Рамсеса II, то выходит, что еще в 13-м веке до н. э. Израиль все еще находился в Египте.
В 1906 г. Флиндерс Питри нашел плиту размером 3 х 1,5 м из черного гранита, на которой упоминаются покоренные Марнептой (Марнептахом) царства в Палестине: «Ханаан разграблен. Израиль опустошен». Это первое упоминание имени Израиль на египетских памятниках. Плита эта хранится в Каирском музее. Марнепта — это четвертый фараон 19-ой династии, а третьим фараоном этой династии был Рамсес II.
«Фараон Меремпт (он же Марнептах, Марнепта) правил в Египте с 1224 г. до н. э. и был вынужден защищать свои владения с севера». [70]
О фараоне Рамсесе II известно, что он был «плагиатор, приписывающий себе достижения своих предшественников». Он «заявляет, что построил Питом (Пифом) и Раамсес израильскими рабами. В 1883 г. Навиль обнаружил Питом, в котором он нашел надпись Рамсеса II, на которой было написано: «Я построил Питом в устье востока». Здесь он также обнаружил прямоугольное здание с весьма необыкновенно толстыми стенами, на кирпичах которого были оттиски с именем Рамсеса II. В 1905 г. Питри определил местонахождение Раамсеса. В 1922 г. Фишер, археолог Пенсильванского Университетского Музея, нашел в Бетшане, в Палестине, надгробный обелиск Рамсеса II, высотой в 2,5 м и шириной в 25 см., на котором он написал: «Раамсес построен азиатскими, семитскими (еврейскими) рабами». Эти две надписи свидетельствуют о том, что Рамсес II был фараоном, для которого были построены эти города. Он был угнетателем Израиля, и таковым был его преемник Мернепта, фараон времени исхода. Всем хорошо известно и то, что Рамсес II был великим плагиатором, приписывающим себе успехи своих предшественников и дописывая свое имя на их памятниках. Археологи, придерживающиеся взгляда ранней даты Исхода при Тутмосе III и строителе этих двух городов, объясняют эти надписи следующим образом, именно, что Рамсес II произвел починку этих городов евреями, которые не вышли с Моисеем. В общем, мы думаем, что существуют более убедительные доказательства того, что Аменхотеп II был фараоном во время выхода евреев из Египта». [71]
Вопрос проясняется, когда узнаем у К. Керама следующее: «…всякая датировка тем сложнее, чем более отдалены от нашей эпохи те или иные события».
На этой же странице Керам приводит мнения разных ученых: «…когда произошло объединение Египта под властью царя Менеса (Мины), то есть, год, с которого, собственно, и начинается история Египта: Шампольон — 5867 г. до н. э., Лесюер — 5770, Бек — 5702, Унгер — 5623, Мариэтт — 5004, Бругш — 4455, Лаут — 4157, Шаба — 4000, Лепсиус — 3892, Бунзен — 3623, Эд-Мейер — 3180, Вилькинсон — 2320, Пальмер — 2224. В наше время, однако, дату начала истории Египта снова отодвигают в более далекое прошлое: Брэстед относит ее к 3400 году, немец Георг Штейндорф — к 3200 году. По самым новейшим данным, это событие относят к 2900 году». [72]
Дата, принятая советской историографией — «около 3200 года до н.э». [73] Во «Всемирной истории», т.1,М,1955, указывается более общая дата — вторая половина 4 тысячелетия до н. э. Так или иначе мы имеем целый ряд доказательств того, что пребывание Израиля в Египте и его исход — события, исторически имевшие место и не являющиеся мифом.
Почему же нет прямых и полных исторических свидетельств, которые бы называли евреев по их именам? Почему не встречаем этого в найденных египетских записях?
Лопухин отвечает:
«Причина такого молчания египетских памятников о евреях объясняется особенностями египетского отношения к тем или другим фактам исторической жизни страны. Египтяне были чрезвычайно чутки к чести и славе своей страны, и поэтому, если они всеми силами старались увековечить на памятниках те исторические факты и события, которые могли служить к прославлению Египта, то с другой стороны, всячески старались изгладить все, что могло служить напоминанием о фактах и событиях противоположного свойства. Этим, между прочим, объясняется и тот замечательный факт, что несмотря на несомненное и долголетнее владычество гиксосов в Египте, египтологам приходится с трудом отыскивать случайно уцелевшие следы этого периода, неприятная память о котором стерта с памятников фараонами туземных династий. Нередко бывали случаи, когда новый фараон разрушал все памятники, воздвигнутые почему-либо ненавистным ему предшественником, и изглаживал память о нем с лица земли». [74]
Вот что описывает Геллей о подобных действиях фараона Тутмоса III: «Выражая к ней (Хатшепсут) свою ненависть Тутмос III, после ее смерти, прежде всего повелел уничтожить все ее статуи и снять ее имя с памятников. Статуи в Бари были разбиты в куски, выброшены в каменоломню и остались там покрытыми сыпучими песками. Лишь недавно они были обнаружены Метрополитанским музеем». [75]
«Потому-то так трудно бывает провести последовательную линию царствования династий и фараонов, и с особенной трудностью сопряжено исследование того периода, который относится к владычеству гиксосов. Так как с пребыванием израильтян в Египте и, особенно, с исходом их связаны факты и события, которые могли считаться весьма унизительными для гордой страны и ее надменных фараонов, то последние и уничтожили все памятники, которые могли служить напоминанием об этих неприятных событиях.
Но историю невозможно было уничтожить даже и неограниченному самовластию фараонов. Если были стерты и уничтожены частные памятники, касавшиеся этого несчастного и позорного для Египта периода, то все-таки общий уклад жизни и социально-государственные отношения дают картину, настолько поразительно верную библейскому повествованию, что достаточно одной этой общей картины, чтобы увидеть сокрытую тайну египетской истории. Но, кроме этого, сохранились и частные памятники, которые своим содержанием поразительно напоминают события, связанные с историей пребывания израильтян в Египте и с их угнетением со стороны фараонского правительства. Один папирус, относящийся к рассматриваемому времени, живо воспроизводит перед нами картину делания кирпичей (плинфоделания), составлявшего часть работы, наложенной на израильтян. «Двенадцать каменщиков, — говорит автор папируса, — кроме людей, занимающихся выделкой кирпичей в своих городах, приведены были сюда работать над построением домов. Пусть каждый из них выделывает положенное число кирпичей каждый день. Они не должны ослаблять труд в новом доме. В этом я повинуюсь приказанию, данному мне моим господином». Эти каменщики и их чернорабочие кирпичники, приведенные из своих городов для построения каких-то домов и обязательно работающие «урочное число», если не отождествлять их с израильтянами, все-таки указывают на то социальное положение, в котором и находились последние во время рабства египетского. На месте бывшего города Раамсес, построенного израильтянами, можно видеть огромные кирпичи из нильского ила, высушенного на солнце и смешанного с соломой, и даже по мнению такого осторожного исследователя, как Эберс, не будет смелостью думать, что эти кирпичи были приготовлены руками израильтян. Но наиболее замечательный памятник египетского плинфоделания открыт в гробнице на холме Абд-эль-Курнах, относящейся ко времени Тотмеса-III. Этот памятник представляет картину, изображающую каторжный труд выделки кирпичей и построения какого-то здания. Рабочие заняты различным родом труда: одни таскают в ведрах воду из пруда, другие ломают глыбы глинистой земли, иные выделывают кирпичи, переносят их на особых коромыслах к месту кладки и, наконец, некоторые заняты самою кладкой здания. Среди этой работающей толпы ясно выделяются надзиратели, из которых один заносит свою палку на спину ленивого рабочего, а другой спокойно сидит на близлежащем камне, держа однако же свою палку довольно угрожающим способом. Сопровождающая эту картину надпись объясняет, что это пленники, которых привел Тотмес-III для построения храма богу Аммону, и тут же описывается роль надзирателей. «Главный надзиратель говорит строителям: палка в руке моей. Работайте живо руками. Не лениться. Не отставать!» Некоторые из этих пленников носят довольно ясные черты еврейского типа и имеют бороды, отличающие их от египтян. На кирпичах обычно клались печати фараонов, при которых производились те или другие постройки, и Вилькинсон замечает, что «кирпичей, носящих имя Тотмеса-III, найдено гораздо более, чем кирпичей всякого другого фараона», а Росселини прибавляет, что «кирпичи, найденные в Египте и относящиеся к этому царствованию, всегда имеют в себе примесь соломы, хотя в некоторых, получше выделанных, она оказывается в очень небольшом количестве». В этом нельзя не видеть поразительного подтверждения Библейского повествования о том, что израильтяне должны были доставать солому для выделки урочного числа наложенных на них кирпичей.
Для удобства заведования работами они избирали из самих израильтян подручных себе надзирателей, на которых и возлагалась ответственность за исправность тех или других непосредственно вверенных работ». [76]
И еще более ясным это станет, если принять во внимание следующее:
Мудрых людей из евреев, которые занимали высокие посты в Египте, египтяне называли своими египетскими именами: «И нарек фараон Иосифу имя Цафнаф-Панеах» (Быт. 41,45).
Братья Иосифа представились фараону как пастухи, чтобы поселиться отдельно от египтян в земле Гесем. «Ибо мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46,34). Значит, если с ними (пастухами) для египтян было мерзостью встречаться, тем более писать о них в своих летописях.
Окрестные же народы считали евреев, живших в Египте, за египтян: «И видели жители земли той, хананеи, плач в Горенгаатаде, и сказали: велик плач этот у египтян!» (Быт. 50,11).
После того, как забыли Иосифа и его заслуги перед Египтом, — а это было легко, если учесть, что Иосиф носил египетское имя, — евреев, как презираемый народ, легко поработили и они стали как прочие рабы, характеристику которых не было нужды описывать в египетских летописях и хрониках.
События, связанные с исходом, происходили в короткий срок. Чудесам, которые творили Моисей и Аарон перед фараоном, не придавали никакого значения из-за жестокости фараона, а также из-за того, что некоторые из чудес, смогли сделать «своими чарами» и египетские волхвы (Исх. 7,11). «И призвал фараон мудрецов и чародеев: и эти волхвы египетские сделали то же своими чарами» (Исх. 7,22; 8,7). Из-за последовавших затем бурных трагических событий, это легко могло уйти из памяти, если еще учесть то обстоятельство, что это служило бы к позору, а не к славе фараона.
Наконец, критики Библии говорят, что если исход был при фараоне Меренптахе, то не было бы его мумии в гробницах, ведь по Библии, он утонул в Чермном море.
Это вопрос затрагивает в своей книге З. Косидовский, говоря:
«В подземной галерее не нашли мумии фараона Мернепта (Меренптаха). Это обрадовало тех, кто считал Библию достоверным историческим источником. Мернепта был тем фараоном, который бросился в погоню за бежавшими из Египта евреями и утонул в Красном море. Отсутствие его мумии в гробнице якобы подтверждало эту библейскую легенду.
Однако 12 лет спустя было сделано новое большое открытие. В Долине царей была найдена гробница Аменхотепа-II с тринадцатью другими мумиями. Среди них находилась и мумия библейского Мернепта. Из этого следовало, что он не утонул в море, а умер естественной смертью. Существовало, правда, предположение, что останки его были выброшены морскими волнами на берег, и только после этого набальзамированы. Однако, анатомические исследования не обнаружили следов разложения тела, какие должны были наступить под действием морской воды». [77]
Действительно, когда читаем книгу Исход 14,27-28, находим: «И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место: а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море: не осталось ни одного из них».
Однако, ниже, уже через стих, Библия открывает нам другую картину — море потопило войско фараоново и выбросило тела на берег: «И увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря» (ст. 30).
Отсюда становится ясно, что тела египтян, потонувших в Чермном море, не остались в его водах, а были выброшены волнами на берег еще до утра. Следовательно, подобраны и похоронены, по обычаям египтян. А что «анатомические исследования не обнаружили следов разложения тел, какие должны были наступить под воздействием морской воды», — как замечает Косидовский, то это естественно, ибо египтяне были потоплены «в утреннюю стражу» (Исх. 14,24) «и к утру вода возвратилась в свое место, а египтяне бежали навстречу воде» (ст.27). «И увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря… в день тот» (ст.30). Так что за такой короткий срок вода не могла разложить тела. Кроме того, здесь нужно учесть и сложный процесс бальзамирования, который использовали египетские врачи.
Но вот, что отвечает на это сам Косидовский:
«Я получил несколько писем от читателей, обративших внимание на расхождение между вышеприведенным утверждением и отчетом, содержащимся в книге В. Боултона «Вечность пирамид и трагедия Помпеи». Автор приводит письмо, которое в 1929 году опубликовал в лондонской газете «Таймс» археолог Э. Смит. Там написано, что мумия фараона Мернепта (изрубленная, впрочем, могильными грабителями) носила «симптомы инкрустации кристаллами соли», что должно было служить доказательством, будто фараон действительно утонул в море.
Прежде всего следует обратить внимание на странный факт: такая важная подробность была опубликована только спустя 30 лет после открытия мумии.
Кроме того, новейшая наука отвергла это доказательство по следующим причинам. Останки фараона были набальзамированы, а длительный и сложный процесс бальзамирования, наверное, должен был устранить всякие, даже мельчайшие следы морской соли. Если на мумии действительно найдены кристаллы соли, то они могли происходить из других источников. Следует помнить, что Мернепта вместе с другими фараонами был перенесен из первоначальной гробницы в коллективный склеп». [78]
Манна
Несмотря на то, что уже много говорилось о еврейском народе, все же желательно остановиться еще на некоторых фактах, имевших место во время исхода, в пустыне. В Исходе 16,14.15.31, написано: «Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: «что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу… И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя белая, вкусом же как лепешка с медом».
Вот сообщения ученых: «Более ста лет назад ученые Эренберг и Гемприх обнаружили, что манну находят и в наши дни в Синайских горах, она падает на землю из воздушного пространства… Арабы называют ее «ман». Туземцы — арабы и греческие монахи — собирают ее и едят с хлебом вместо меда…»
Во второй половине прошлого столетия М. Бертело заинтересовался химическим составом манны и решил проанализировать два ее образца: синайскую и сирийскую, точнее, манну из Курдистана. Синайская манна представляла собой густой желтоватый сироп, содержащий обломки растения. В состав ее входят, кроме воды, тростниковый сахар, декстрин и аналогичные ему вещества. Образец манны из Курдистана был найден доктором Гайардо, который писал: она «падает на все без различия растения, в июле и августе, но не каждый год…»
Этот вид манны представлял собой тестообразную, почти твердую массу, пронизанную частицами растений с примесью небольшого количества воскообразного вещества. Состав ее подобен составу Синайской манны».
Из этих данных следует, что манна является доброкачественным пищевым продуктом». [79]
В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины — большие любители этого лакомства — с наступлением весны толпами отправляются в степь собирать белые липкие шарики, как мы собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма — количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. Любопытно, что мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием «ман».
Горькая вода становится «сладкой»
В Исходе 15,23-25, читаем: «Пришли в Мерру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: «Мерра».
И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».
Вот как это подтверждается сегодня:
«…в окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты». [80.1]
Змеи
Книга Чисел (21,6) повествует о змеях: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых».
Швейцарский путешественник Буркхардт побывал в 1809-1816 годах на Синайском полуострове и на упомянутом в Библии отрезке маршрута израильтян, набрел на долину, так и кишевшую ядовитыми змеями. Они ее заселяют с незапамятных времен, так что бедуины старательно объезжают эту местность. Следовательно, и этот фрагмент сказания также мог опереться на подлинные факты». [80.2]
Раскопки древних городов
Когда Иисус Навин взял город Иерихон, который Господь разрушил на глазах Израиля, он «поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» (И.Нав. 6,25).
Библейская история подтвердила факт точного исполнения этого проклятия, когда «Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Иисуса, сына Навина» (3Цар. 16,34). Раскопки городов Мегидо, Гезер, Иерихон подтвердили исторически этот факт: были найдены скелеты замурованных в стены детей. Возможно, что найденные в Иерихоне скелеты и есть останки детей Ахиила Вефилянина.
При раскопках Ниневии обнаружены сведения об одном из правителей Ниневии — Сеннахириме — могущественном царе Ассирии. Библия упоминает об этом царе, как о завоевателе-агрессоре, который настолько возгордился и превознес себя, что пошел войной против Израиля и Иерусалима.
Керам приводит свидетельство, основанное на археологических открытиях:
«Его (Сеннахириба) правление ознаменовано войнами. Он воевал в Вавилонии, сражался против галлеев и касситов, в 701 году выступил в поход против Тира, Сидона, Аскалона и Экрона, он вел войну против Езекии и Иуды, советником которого был пророк Исайя. Он хвастался, что уничтожит в иудейской стране 46 крепостей и бесчисленное множество деревень. Но под Иерусалимом ему пришлось пережить свое «ватерлоо».
Раскопки показали, что войско Сеннахириба уничтожила тропическая лихорадка». [81]
Это было исполнение предсказания Господа через пророка Исайю: «Посему, так говорит Господь о царе ассирийском: не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет вала против него…». «И вышел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (Ис.37,33.36).
Еще точнее подтверждает археология исполнение пророчества о Ниневии. Пророк Софония, будучи движим Духом Божьим, предсказал: «И прострет Он руку Свою на Север — и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Соф. 2,13-14).
Много столетий назад сбылось это пророчество с удивительной точностью.
«В 612 году до н. э. у стен Ниневии появился Киаксар, царь Мидийский, со своей армией, усиленной за счет персов и вавилонян. Он осадил Ниневию, взял ее штурмом и сравнял с землею ее дворцы и стены, оставив после себя одни лишь руины.
Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей, и вот появились вновь во всем своем былом величии. Но как изменилось все кругом… Великолепные храмы и богатые города превратились в руины и едва угадываются под бесформенными кучами земли. Над теми обширными залами, где некогда стояли… статуи, плуг провел свою борозду и волнами колыхалась тучная нива. Археолог Лэйярд рассказывал: «Монументы… с которыми довелось столкнуться мне, только что появились из небытия, словно, чтобы подтвердились слова пророка: «Некогда Ассур был, как кедр ливанский, весь покрытый листвой, раскидистый, высокий и вершина его высоко возвышалась…» (Иез. 31,3. ин.пер.). [82]
А теперь вновь о Вавилоне. Ученые свидетельствуют, что Вавилон был самым крупным городом на Востоке, более крупным, чем даже Ниневия. А если учесть, как считали древние, что город — это «обнесенное стеной поселение», то Вавилон был и останется самым большим городом, существовавшим когда-либо на свете. В 538 г. до н. э. Кир наголову разбил Вавилонян и основал первое великое Персидское царство, чем подписал смертный приговор Вавилону. Сегодня Вавилон — это руины зданий, расписанные фрагменты фресок, остатки былой роскоши. И, поневоле, вспоминаются слова пророка Иеремии: «И поселятся там степные звери с шакалами, и будут жить в нем страусы, и не будет обитаема вовеки, и населяема в роды родов» (Иер. 50,39).
В 3-й книге Царств 4,26 читаем: «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы».
В результате раскопок древнееврейского города Мегиддо в 1928 году были обнаружены остатки сооружений, которые по времени относятся к царствованию Соломона, а по характеру похожи на конюшни со стойлами. Многие археологи считают, что это и есть развалины конюшен царя Соломона.
«С последней четверти 19-го столетия Даниил, благодаря тщательному изучению Ассирологии и Вавилонии, стал исторической личностью, занимавшей при Вавилонских царях Навуходоносоре и Валтасаре, и при Персидском царе Дарии, различные высокие посты». [83]
Таким образом, библейские сообщения о городах и народах, царях и их походах подтверждаются данными раскопок. Когда археологи раскапывают города, построенные древними ассиро-вавилонскими царями, египетскими фараонами и другими властелинами мира, имена которых упоминает Библия; когда находят многочисленные таблички с перепиской этих людей и записями об их деяниях, тогда библейские рассказы о них приобретают значение исторического источника. Навуходоносор, Тиглатпаласар (Феглаффелласар), Асархадон, Шешонк (Сусаким) и другие — это уже теперь не только мифологические и библейские персонажи, но и реальные исторические фигуры.
Различные археологические экспедиции в разное время включались в поиски ханаанских городов. Так американцы открыли руины города Вефиля, лежавшего на расстоянии полутора километров от Гая. Кроме того, были раскопаны руины городов Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона и других. В культурном слое 12-го столетия до н. э. обнаружены следы насилия и пожара. Экспедиция Иерусалимского университета в 1956 году наткнулась на развалины города Асора, столицы библейского царя Иавина. Крепость была расположена к северу от Галилейского озера и насчитывала в свое время около 40.000 жителей. Для нас важно открытие того, что Асор в 12 веке до н. э. стал жертвой большого пожара. Это подтверждает сообщение Библии, что этот город был предан заклятию (И.Нав. 11,10-11).
Зато не обнаружено следов пожара и опустошений в городе Гаваоне, что подтверждает библейское сообщение о добровольной сдаче гаваонитян под власть Иисуса Навина и таким путем избежавших уничтожения города. Раскопки подтвердили Библию еще в одном отношении. В книге Иисуса Навина (10,2) мы читаем: «Гаваон город большой, как один из царских городов». Руины Гаваона обнаруженные в иорданской деревне Эль-Джиб, примерно в восьми километрах к северо-западу от Иерусалима, свидетельствуют, что Гаваон состоял «из многочисленных улиц, площадей, храмов и общественных зданий». О его богатстве говорит множество предметов из бронзы, найденных в развалинах домов. Даже найдены кувшины с выгравированным названием «Гаваон».
В книге пророка Иеремии сказано (7,12): «Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля». И другое место из этой же книги (26,9): «Дом сей будет, как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей».
Эти сообщения говорят, что филистимляне разрушили Силом, который просто перестал существовать как центр Богопоклонения в Израиле.
В 1926-29 годах датская экспедиция раскопала развалины Силома примерно в 22-х километрах к югу от города Сихема. И главное в этом, что развалины относятся к 11 веку до н. э. и носят явные следы пожара и насильственного разрушения.
История трагической гибели Саула известна нам исключительно из Библии.
В 1922 году американский археолог и востоковед Олбрайт нашел в Тель-эль-Фулле, в пяти километрах от Иерусалима, развалины Гивы, резиденции Саула. Раскопки показали, что это «была мощная горная крепость, простая и строгая по конструкции, но совершенно неприступная. Ее защищали угловые башни и две линии стен из каменных блоков. Между стенами находились потайные переходы и склады продовольствия. Среди развалин нашли огромное количество бронзовых наконечников стрел и каменных снарядов для пращей». Ученые установили, что развалины относятся ко второй половине одиннадцатого столетия до н. э., т. е. ко времени правления первого израильского царя. Обнаружены также развалины Беф-Сана, где филистимляне глумились над телом Саула. Согласно Библии, они поместили голову несчастного царя в храме Дагона, его доспехи — в храме Астарты, а туловище повесили на городской стене. Высота развалин составляла более 23 метров. Беф-Сан был одним из древнейших городов Ханаана. Самое интересное то, что в слое, относящемся к эпохе Саула, обнаружены развалины двух, расположенных рядом друг с другом, храмов — Дагона и Астарты, о которых говорится в Библии. Камни этих древних храмов были свидетелями последнего филистимско-израильского конфликта, окончившегося гибелью Саула и его сыновей.
Библия сообщает о водопроводе царя Езекии. Езекия велел пробить в скале новый канал, по которому вода из источника поступала прямо в Иерусалим, где ее собирали в водоемы.
Этот канал Езекии был обнаружен совершенно случайно в 1800 году. Группа арабских мальчиков играла над прудом Силоэ. Один из них свалился в воду и, плывя к противоположному берегу, обнаружил в скале узкий проход. Это и был канал длиной в полкилометра, который вел окружным путем к западной части города, как оказалось впоследствии потому, что нужно было обойти выдолбленные в скале гробницы Давида и Соломона.
И только в 1880 году были получены окончательные доказательства, что это был именно канал Езекии. Несколько немецких ученых отправились исследовать канал. Примерно на середине один из них заметил на стене какую-то таинственную надпись. Узнав об этом открытии, английский востоковед Арчибальд Сейс, отправился, чтобы снять копию с надписи. Сейс просиживал долгие часы в грязи и воде, освещая стены свечой, копируя букву за буквой. И эта работа стоила таких усилий: текст содержал рассказ о том, как «рабочие долбили скалу с двух сторон и, приблизившись на расстояние трех локтей, услышали голоса друг друга» и с удивительной точностью встретились в этом месте. Тоннель был вырыт, и вода потекла из источника в город. Еврейский язык… (этой надписи) принадлежал эпохе Езекии.
А вот в «вавилонских документах» найдено подтверждение библейского рассказа об Иудейском царе Иехонии, которого пленил Навуходоносор и увел в плен в Вавилон. Когда на Ассирийский престол вступил Евилмеродах, он не только выпустил Иехонию из тюрьмы, но и поселил в царском дворце.
В 4-Царств 25,28-29 читаем: «И говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престолов царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его».
В 1933 году среди манускриптов Вавилонского архива были найдены упоминания о выдаче довольствия различным людям, находившимся у царя на иждивении. В списке упомянуто и имя царя Иудеи Иехонии и пяти его сыновей. Каждый из этих царей-пленников получал ежедневный продовольственный рацион, имел свой престол и свои комнаты во дворце.
Благодаря археологическим открытиям историки получили подтверждение также того, что упоминающийся в Библии Годолия, которого Навуходоносор назначил губернатором Иудеи, и который был убит соплеменниками, является историческим лицом. Среди развалин города Лахиса была найдена печать с надписью: «Собственность Годолии, поставленного над Иудеей».
З. Косидовский в своих исследованиях проливает свет на положение Даниила, полученное им в награду за изъяснение таинственной надписи со стены дворца Валтасара.
«В течение долгого времени оставалось невыясненным Библейское упоминание о том, что царь Валтасар сделал Даниила третьим лицом в городе. Почему именно третьим, а не вторым? Вопрос разъяснила опять-таки археология. Оказалось, что «Валтасар был сыном Набонида» и стал при его жизни регентом, и правил в Вавилоне. Таким образом, поскольку Валтасар при живом отце был вторым лицом в государстве, Даниил в качестве его главного министра, мог занять только третье место в дворцовой иерархии». [84]
Из всего изложенного видим, что истинность Библии подтверждается многими источниками.
Много еще можно было бы приводить примеров и доказательств в пользу того, как открытия ученых-археологов подтверждают истинность Священного Писания в части Ветхого Завета, однако, ограничимся для краткости рассмотренным и перейдем к рассмотрению книг Нового Завета.
Подтверждается ли Новый Завет научными открытиями или же это миф, как заявляют критики?..
Итак…