Глава 3
(часть первая)
«Камни из стен вопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им…» (Аввак. 2,11).
Библейская археология
Многие считают, что Библия — это сборник легенд и сказок, так как не все события подтверждены историей. Однако археологические открытия наших дней все больше и настойчивее свидетельствуют о том, что Библия содержит истину. А ведь было время, когда о каком-либо народе или городе знали только то, что было известно из кратких и скупых сообщений Библии.
«Эпоха просвещения принесла с собой критику; но именно тот самый век… принес одновременно и доказательство тому, что… в Библии содержится ядро верных сведений». [25]
А. Осипов вынужден признать в своем комментарии к книге З. Косидовского:
«Здесь З. Косидовский, опираясь на новейшие археологические и исторические данные, а также на сумму всех накопленных человечеством знаний о прошлом, дает научный анализ изложенного им… библейского текста. Дает его в популярной форме, научно, честно и беспристрастно. Последнее хочется особенно подчеркнуть.
Дело в том, что у нас долгое время господствовала теория абсолютной мифичности и полного отрицания историчности большей части библейских сказаний и персонажей. Если открыть тома «Большой Советской Энциклопедии» (2-е издание) на библейских именах, то чуть ли не везде против них можно прочесть: «мифическая личность», «миф» и т. п. В связи с этим у некоторых атеистов-пропагандистов выработался упрощенный взгляд на Библию как на собрание древних легенд, ничего общего не имеющих с исторической действительностью. Однако, современная историческая наука говорит о том, что дело здесь обстоит далеко не так просто.
В оценке Библии как исторического документа З. Косидовский не идет на поводу ни у одной из старых точек зрения, какой бы авторитетной она ни казалась. Он все время стоит на позициях науки, и это очень ценно. Если наука подтверждает какой-либо из Библейских текстов, он так и пишет: подтверждает. Если он знает, что наука по данному вопросу имеет пока несколько мнений, гипотез, предположений и не обладает данными для окончательного вывода, он так и заключает: пока мы не можем сказать, где здесь истина. З. Косидовскому чуждо навязывание готовых мнений и рецептов. Он передает лишь то, что известно на сегодняшний день науке». [26]
Многие ученые-археологи, прежде чем производить раскопки и искать какой-либо город, открывали Библию и исследовали, что говорит Писание на этот счет. Вот что пишет известный археолог Керам: «…вначале в распоряжении ученых не было ничего, кроме нескольких фраз из Библии, если не считать разбросанных кое-где холмов…» [27.1]
Великий французский ученый Шампольон, прежде чем стать археологом, «в двенадцать лет изучал в оригинале Ветхий Завет». [27.2] С Библией в руках он исследует Египет и добивается огромных успехов.
Английский ученый Д. Смит на основе Священного Писания ищет среди развалин Месопотамии сведения о потопе. Его соотечественник археолог Лэйярд раскапывает Вавилон. И тоже с ним Библия, как руководство и путеводитель. Он точно определяет место древнего Вавилона среди многочисленных пустынных холмов. «Бедуины, кочевавшие здесь в поисках скудного пропитания для своих верблюдов, не знали, что скрывается под этими холмами; верные приверженцы Аллаха и Мухаммеда, пророка его, они не имели ни малейшего представления о словах, сказанных в Библии об этой стране». [27.3]
«В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. В развалинах этих городов найдены подтверждения подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии, в том числе неопровержимые доказательства… Иисуса Навина, остатки зданий времен Саула, Давида и Соломона…» [28]
История сотворения и грехопадения
Исследуя первые пять глав Бытия, мы узнаем о существовании созданного Богом рая, сотворении Адама и Евы, их грехопадении, о том, что до потопа прошло десять поколений (родов). Нам представлены 10 праотцов-патриархов от Адама до Ноя. Для допотопного мира характерно долголетие: люди жили по несколько веков, а Мафусал не дожил до тысячи лет всего 31 год (умер в год потопа, будучи в возрасте 969 лет).
Над этими сведениями Библии атеисты смеялись, а многие еще и сегодня настроены скептически.
Какой же свет пролила на это археология, о чем свидетельствует «голос тысячелетий» — древние письмена на камнях, различных драгоценных украшениях?
«Рассказы о сотворении мира были записаны в различных формах на дощечках еще до Авраама. Не так давно они были найдены в развалинах Вавилона, Ниневии, Ниппура и Ассура. По своему содержанию все они близки к «Гимну творения» в Бытие…
Обнаружено семь дощечек или эпох творения: «в начале — первобытная бездна»; «водный хаос — глубина»; «боги сотворили все — верхнюю и нижнюю твердь»; «основали небо и землю»; «на четвертый день «установили звезды»; «повелели траве и зеленым злакам расти»; «сотворили полевых зверей, животных и все живые существа»; а на шестой день «сотворили человека из праха земли — они стали живыми существами: муж и жена и жили вместе в саду, были друзьями и не имели одеяния». «Седьмой день» был назначен «святым днем», в который велено не заниматься работой.
Эти вавилонские и ассирийские рассказы о творении чрезвычайно политеистические (многобожные). Но в виду их сходства с рассказом Бытия, есть основание думать, что они имеют общее начало. Не являются ли эти извращенные предания доказательством того, что рассказ сотворения мира есть Божественного происхождения?
Библия учит, что сначала человеческий род верил в одного Бога и что многобожие и идолопоклонство развилось позже. Учение Библии противоречит современному взгляду, что идея единобожия развилась постепенно от анимизма. Библейский взгляд был недавно подтвержден археологией. Д-р Стефан Лангдон из Оксфордского университета обнаружил в ранних вавилонских надписях, что первоначальным верованием человека было единобожие, и что скоро после этого человек впал в политеизм и идолопоклонство. (см. «Семитская мифология Лангдона» и «Экспедиция в Куш, музей Фильда Оксфордского университета». Брош. 28. Генри Фильда)
Сэр Флиндерс Питри сказал, что первоначальной религией Египта был монотеизм.
В 1898 г. Саус сделал заявление, что он обнаружил на трех различных дощечках времени Хаммурапи, хранящихся теперь в Британском музее, слова: «Ягве (Иегова) есть Бог».
Ведущие антропологи весьма недавно сделали заявление, что среди всех примитивных народов была вера в одного всемогущего Бога. (См. «Начало и рост религии — факты и теория» д-ра Шмидта)». [29]
Г.О. Ланге пишет: «Древнейшие памятники говорят нам, что местные культы выражались уже тогда в чистом и высоком богослужении, и что в последующее время культ этот упал со своей первоначальной высоты. Древние местные культы свидетельствуют нам о вере в Высшего Господина небесного мира, которому в области его владычества подчиняются все силы неба и земли. Это есть то понятие, которое семиты связывали с названием Бога Эль (Илу)». [30]
Когда были раскопаны поселения в районе Тигра и Евфрата, то найдено много так называемых «списков» народов, живших до потопа, которых ученые называли «шумерами».
Найденные письмена шумеров содержат повествование о насажденном рае. По З. Косидовскому у шумеров «рай изображен как сад, полный плодовых деревьев, где люди и звери живут в мире и согласии, не зная страданий и болезней».
«Археологи нашли в руинах одного из Месопотамских городов Аккадскую печать с выгравированной сценой, которая предположительно иллюстрирует прототип сказания об Адаме и Еве. Мы видим на этой резьбе дерево со змеем, а по обеим сторонам две фигуры: мужчину с рогами и женщину…
С незапамятных времен людей интриговало то обстоятельство, что Бог сотворил Еву своеобразным путем — из ребра Адама… Клинописные таблички из развалин Вавилона, дали прямо таки сенсационное разъяснение этой загадки. «У шумеров была богиня с именем Нинти, что означает «женщина из ребра», а также имеет другое значение — «женщина, дающая жизнь». «Таким образом, Нинти может в равной мере означать «женщина из ребра» и «женщина, дающая жизнь». [31]
Слово «Ева» так же обозначает «жизнь». Это может свидетельствовать о том, что значения собственных имен у разных народов, произносимых на их наречиях, по-разному передавали из рода в род. Видоизменялась и форма, передаваемая вначале устным путем сказания, но ядро отображало первоначальный смысл. Господь часто повелевал: «И чтобы ты рассказывал сыну твоему, и сыну сына твоего о том, что Я сделал…» (Исх. 10,2).
Десять допотопных патриархов
Что об этом говорит история и археология?
Согласно «спискам», история шумеров начинается со времен сотворения человека. В Библии идет речь о десяти праотцах, если считать от Адама; у шумеров они называются «древнейшими царями», и их тоже десять. Библейские праотцы отличались необыкновенным долголетием. Адам, которому было 130 лет, когда родился его первенец, прожил после этого еще 800 лет. «Мафусалов век» стал нарицательным для обозначения долголетия.
«Шумерские владыки отличались еще большим, поистине фантастическим долголетием…» «Потом, — согласно шумерских клинописных табличек, — был потоп… После потопа вновь возродился человеческий род — он повел свое начало от Унтапиштима». [32.1]
Как видим, археологические изыскания о десяти праотцах приводят нас к потопу. То же самое сообщает нам и Библия.
Потоп
Следующие главы книги Бытие описывают время потопа (Быт.6-8).
Что же говорят об этом раскопки?
Производя археологические работы в Ниневии, английский ученый Лэйярд, обнаружил при дворце «Синаххериба (по Библии — Сеннахирим) большую библиотеку», которая размещалась в двух помещениях. «Книгохранилище… насчитывало тридцать тысяч томов, вернее 30.000 глиняных табличек».
Эту библиотеку основал Ашшурбанапал (668-626 г. до н. э.), собирая через своих подданных таблички с письменами по всей Ассиро-Вавилонии… «В библиотеке имелось довольно много медицинских текстов…, а также табличек, содержащих сведения из области философии, астрономии, математики, филологии… Наконец, в библиотеке были собраны царские указы, исторические заметки, дворцовые записи… А под всем этим хранились глиняные таблички, на которых было нанесено самое выдающееся произведение литературы месопотамского мира… в нем содержится рассказ, проливший свет на наше древнейшее прошлое, рассказ, который и поныне еще изучают школьники всей Европы…»
По-настоящему открытие заговорило, когда другой ученый — Джордан Смит — расшифровал письмена табличек в 1872 г. Тогда стало известно, что сообщение «действительно восходит к истокам человеческого рода, непосредственно к Библейскому прародителю…»
«Это была история потопа — не обычного наводнения, упоминания о котором можно найти в ранней мифологии чуть ли не всех народов, а совершенно определенного потопа, о котором впоследствии было рассказано в Библии, ибо Унтапиштим был Ной, — это с полной очевидностью явствовало из текста поэмы». [32.2]
«Ученый-историк знает, что очень часто легенды — это опоэтизированные истории, и что нередко в них содержится какая-то историческая правда». [33]
А вот другое подтверждение того, что потоп — историческое событие:
«В 1927-28 г. археолог Леонард Вуллей в возрасте 47 лет приступил к раскопкам города Ура на Евфрате — легендарной родины Авраама…» [34]
«В гигантской мусорной свалке, которая в течение тысячелетий скапливалась под стенами шумерской столицы, он прорыл шахту и на глубине 14-ти метров обнаружил гробницы шумерских царей начала третьего тысячелетия до нашей эры, содержащие огромные сокровища и человеческие останки.
Но Вулли (Вуллей) обязательно хотел выяснить, что скрывается под этим местом захоронения. Когда рабочие по его указанию прошли следующий пласт, они наткнулись на речной ил, в котором не было никаких следов человеческого существования. Неужели рабочие добрались до напластований почвы, относящихся к тому периоду, когда в Месопотамии еще не было человеческих поселений? На основании триангуляционных расчетов Вулли пришел к выводу, что он еще не достиг девственной почвы, поскольку ил лежал выше окружающего пласта и образовал отчетливо заметное возвышение. Дальнейшие раскопки кладбища принесли замечательное открытие. Под слоем ила толщиной в три метра появились новые следы поселений: кирпичи, мусор, пепел от костров, черепки керамики. Как форма, так и орнамент черепков гончарных изделий свидетельствовали, что они относятся к совершенно другой культуре чем те, которые были обнаружены над слоем речного ила. Это расположение пластов можно было объяснить только следующим образом: какое-то грандиозное наводнение уничтожило неизвестные нам человеческие поселения еще не установленной давности, а когда вода отступила, пришли другие люди и снова заселили Месопотамию. Это были шумеры, создавшие самую древнюю из известных нам цивилизаций мира.
Для того, чтобы могли нагромоздиться почти три метра ила и хлама, вода в этом месте должна была в течение очень долгого времени стоять на высоте без малого восемь метров. Подсчитано, что при таком уровне воды вся Месопотамия могла стать жертвой разбушевавшейся стихии… пространство, захваченное катастрофой, составляло весь мир и… было всемирным потопом…» [35]
«…невиданный поток, сметающий все на своем пути, хлынул на землю; по словам Библии: «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей…, вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней…»
«Потоп, следы которого обнаружил Вуллей, был тем потопом, о котором говорится в Библии…» [36]
Есть и другие причины верить во всемирный потоп. Вот одно из признаний:
«Люди не могут не верить своим собственным глазам. Даже на самых высоких горах, на высоте семи или восьми километров, встречаются камни и каменные породы, внутри которых часто можно отыскать множество морских остатков. Среди них и окаменелые морские раки, и кораллы, и морские лилии; множество всевозможных ракушек, больших и малых, отпечатки морской травы, рыб. И всяких таких остатков очень много. И, разумеется, они попали внутрь камней не случайно.
Почему же и как они туда попали? Глядя на них, любой скажет: где есть такие остатки, там когда-то действительно было море. Их находят нередко на большой высоте, — значит, когда-то и море было на таком уровне. Значит, оно покрывало собой все долины, и равнины, и холмы, и так до горных вершин. Но что же это значит? Это наводит на мысль, что когда-то и вправду был всемирный потоп». [37]
«В последние годы американской экспедицией во главе с профессором Стонасс велись археологические работы на Араратском хребте с целью поисков следов ковчега Ноя. И хотя идея казалась очень смелой, тем не менее в результате раскопок напали на след какого-то доисторического корабля и позволили сделать заключение, что если это и не тот самый ковчег (он мог сохраниться, будучи постепенно погружен в почву), то во всяком случае какое-то судно дней потопа, иначе какие силы могли его забросить на такую высоту от уровня моря?! Останки корабля были отчасти в окаменелом состоянии, не рассыпавшиеся, отчасти — в истлении, и все это лишь благодаря подпочвенному нахождению. Внутри судна был обнаружен птичий помет и шелуха от зерен». [38]
Так содержащиеся в Библии сведения нашли свое подтверждение во время раскопок в Двуречье.
Раскопки в Двуречье открыли и подтвердили истинность и других сведений, о которых повествует Библия.
Вавилонская башня
В Быт. 10,8-12 идет речь о царе Нимроде, «сильном зверолове». «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад, Халне в земле Сеннаар» (ст.10).
«Во время раскопок обнаружены не только города Вавилон, Ниневия, но и город, носивший имя Нимрода. На дворцах сохранились рисунки — сцены охоты и изображения зверей. Здесь было найдено охотничье снаряжение. Надписи свидетельствовали, что охота была постоянным занятием ассирийской знати. О Двуречье до этого сообщала только Библия». [39-1]
В Бытии 11,2-4,9 читаем: «Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли… Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
«Вавилонская башня… Сооружение, о котором говорится в книге Бытие…
Кольдевею (немецкому археологу) удалось обнаружить всего-навсего гигантский фундамент. В надписях же речь шла о башнях. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи; на смену ей появилась другая, которую воздвигли в память о первой.
Сохранились следующие слова Набопалассара: «К этому времени Мардук повелел мне «Вавилонскую башню», которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть — фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье».
А его сын, Навуходоносор, добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом…» [39-2]
З. Косидовский пишет: «Археологи раскопали фундамент и нижнюю часть стен. Мы точно знаем, каков был архитектурный облик строения, потому что помимо описаний на клинописных табличках, найдено ее изображение. Пирамида состояла из семи ярусов, и высота ее равнялась девяноста метрам.
Возник вопрос: не была ли вавилонская пирамида прообразом библейской Вавилонской башни? Известный французский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основе ряда доказательств пришел к убеждению, что вопрос этот не вызывает ни малейших сомнений. Здесь трудно привести всю его довольно сложную и обстоятельную аргументацию. Ограничимся наиболее существенными доказательствами.
Согласно Библейскому сказанию, в те времена, когда на земле существовал только один язык, люди строили Вавилонскую башню в стране Сеннаар, которую некоторые ученые отождествляют с Шумером. Строительный материал, которым они пользовались — обожженный кирпич и речная глина в качестве цемента — в точности соответствует строительному материалу Вавилонской пирамиды». [40]
«Э-темен-анки» — «храм краеугольного камня неба и земли» — «Вавилонская башня»…
В Библии говорится о смешении языков при постройке Вавилонской башни. В Вавилоне существовало два государственных языка — шумерский и семитский… кроме того, в страну приносили свои диалекты… аморреи, эламиты, касситы и другие… племена». [41]
Родина Авраама — Ур Халдейский
Уже упоминалось, что «в двадцатых-тридцатых годах нашего столетия английский археолог Л. Вуллей предпринял раскопки в Уре, библейском городе, в Халдее, на родине Авраама».
Прежде ничего не было известно об этом городе и вообще о родине Авраама. Только краткие сообщения встречались в Библии. Многие утверждали, что библейский Ур не подтвердится находками. Однако, вопреки тем, кто не желал бы этого, город был найден, раскопан и исследован. То, о чем повествовал текст из Быт. 11,31, подтвердилось.
Кстати, где же был расположен, и где обнаружен Библейский Ур? В И.Нав. 24,2, читаем: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора…»
«Генри Роулинсон… дешифровальщик клинописи… определил, что древний Ур находится на месте развалин Аль-Муккайира (Мукейр) на правой стороне Евфрата, близ устья Шатт-Эль-Хаи и Евфрата. Знающий Библию читатель настораживается. На правой стороне Евфрата? Значит западнее реки, «по эту сторону» от Сирии и Ханаана? Но Библия ясно говорит: «За рекой». Авторы Библейского текста должны были знать, лежал ли Ур на этой или на той стороне реки.
Наверное они знали это из древнейшего предания. Но даже у рек есть своя история, и они меняют свое русло. Раскопки подтвердили, что Ур в древние времена лежал близ левого берега Евфрата, значит «за рекой». Сегодня Евфрат течет на 16 км восточнее развалин Ура. Между ним и этим мертвым городом лежит селение Арка». [42]
«Среди многочисленных находок Вуллея… были две особенно интересные: парик одной шумерской царицы и пластинка с мозаичной инкрустацией, так называемый «штандарт из Ура». Важным для наших знаний о древнем периоде истории человечества было открытие, которое подтвердило историческую достоверность одного из самых впечатляющих рассказов Библии. Штандарт воспроизводит разные сцены из жизни шумеров и дает нам сведения об одежде и утвари: мы видим, как ведут на заклание жертвенных животных». [43]
И еще одно сообщение:
«Совершенно сенсационным открытием мы обязаны французскому археологу Андре Парро. Между Мосулом и Дамаском находится холм, названный арабами Тель-Харири. Рабочие, рывшие там однажды могилу, нашли странного стиля статуэтку, относящуюся к какой-то незнакомой культуре. Парро, узнав о находке, поспешил туда и в 1934 году начал систематические раскопки. Уже в первые дни он нашел фигуру бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками. Клинописный текст у основания скульптуры гласил: «Я Лами-Мари, царь государства Мари…».
Эта новая находка произвела колоссальное впечатление. О существовании в древности государства Мари, правда, было известно и ранее, но никому не удавалось установить, где оно находилось. В XVII веке до нашей эры страну завоевали вавилонские войска и сравняли ее столицу с землей, так что не осталось и следа. Дальнейшие поиски Парро подтвердили, что под холмом находится столица Мари. Были обнаружены храм, жилые дома, крепостные стены, зиккурат и прежде всего великолепный царский дворец, построенный в третьем тысячелетии до нашей эры. Дворец состоял из двухсот шестидесяти комнат и залов…
Крупнейшей находкой оказался царский архив, состоящий из 33.600 табличек с клинописными текстами. Из этих табличек мы узнали, что население Мари составляли племена Аморреев. В состав государства входил также город Харран, причем именно в тот период, когда туда прибыла семья Фарры. Когда ученые начали расшифровывать хронику, рапорты и переписку государства Мари, обнаружилась удивительная вещь: упоминаемые в этих документах названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи, Фалеки поразительно похожи на имена родственников Авраама — Нахор, Фарра, Серух и Фалек. Кроме того, там говорится о племенах Авам-рам, Иакоб-эль и даже о племени Вениамин, которое появилось на границе и досаждало жителям Мари. Не подлежит сомнению, что имена Авраама, его внука Иакова и самого младшего из сыновей Иакова — Вениамина находятся в непосредственной связи с названиями этих племен. Кстати, стоит напомнить, что тестя Нахора в Библии звали Харран, таким образом, мы и здесь видим полное совпадение имени человека с названием города…
Великие археологические открытия на рубеже XIX-XX веков доказали, что эти города существовали в действительности, и что в этом отношении Библия вполне достоверна. Это касается прежде всего города Ура, из которого отец Авраама эмигрировал в Харран». [44]
Вот еще сообщение об этом:
«В Месопотамии есть еще два места, связанных с именем этого библейского пророка (Авраама). Это город Ур, упоминаемый в Библии как Ур Халдеев, и город Эль-Курана, на месте слияния Тигра и Евфрата, где, как свидетельствует надпись на таблице, поставленной там, (где) …Авраам молился две тысячи лет назад до нашей эры». [45]
Древние цари Ханаана
Исследуя дальше повествование Библии и открытия археологии, важно остановиться на 14-й главе книги Бытие.
«Для всех ученых эта глава охватывала только список имен, без никакого содержания и повествования о предлагаемой войне между четырьмя царями Месопотамии и пятью из долины Иордана… Новые открытия доказали существование царей, которые взяли в рабы Лота и его семью из Содома. Также эти открытия доказали, что те четыре царя не были выдуманы…, но они действительные цари, которые вели действительные войны. Так что глава из Бытие, так много отрицаемая, содержит действительную историю». [46]
Так глава за главой, страница за страницей, а с ними вся Библия подтверждается свидетельством раскопок. «Камни вопиют», голоса тысячелетий свидетельствуют… Мы не имеем возможности рассмотреть все свидетельства, поэтому останавливаемся только на более главных, тех, которые больше всего подвергались сомнению как мифические, вымышленные и неисторические.
Содом и Гоморра
Что известно науке о городах Содоме и Гоморре, о которых повествует 19-я гл. книги Бытие, и в частности, 24-25 стихи? — «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей сих, и произрастания земли».
Несколько десятилетий назад обнаружены остатки этих городов на дне Мертвого моря, о чем писала в 1961 г. газета «Правда» в статье «Миф или действительность». Эти находки изучаются и обрабатываются учеными. Но голос их уже звучит.
А вот, что заявляет З. Косидовский:
«До сих пор, к сожалению, не удалось установить место положения Содома и Гоморры, хотя в последние годы в мире ученых все прочнее утверждается мнение, что эти города существовали в действительности. Вот вкратце результаты поисков, достигнутые к сегодняшнему дню.
Уже в середине XIX века англичане установили, что от узкого мыса Лисан, на восточном берегу Мертвого моря, тянется под водой высокий скальный гребень, разделяющий это озеро на два отдельных бассейна. Южный — очень мелкий, а в Северном дно резко опускается на глубину до 400 метров. Предполагают, что мелкая часть была некогда сушей, затопленной в результате какого-то геологического катаклизма. Согласно Библии, Содом и Гоморра находились в долине Сиддим, «где ныне море соленое» (Быт. 14,3). Недавно были найдены отрывки из «Первобытной истории» финикийского жреца Санхунятона, который пишет: «Долина Сиддим провалилась и стала озером…» В непосредственной близости к Мертвому морю расположены холмы каменной соли. Есть соляной столб на берегу Мертвого моря, напоминающий человеческую фигуру…
Летчики, совершавшие систематические рейсы над Мертвым морем, утверждают, что заметили контуры каких-то развалин, причем именно в том месте, где предположительно находились Содом и Гоморра. Аквалангисты пытались обследовать морское дно. Например, начальник баптистской миссии в Вифлееме доктор Ральф Баней заявил в 1958 году, что он добрался до самого дна и обнаружил там следы плотины. Но к его словам отнеслись с сомнением…
Спуститься на дно Мертвого моря и разобрать, что там находится, чрезвычайно трудно. Вода содержит 25% соли и настолько мутна, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Кроме того, плотность воды такова, что человек может спокойно улечься на поверхности и читать книгу. Для того, чтобы спуститься на дно, ныряльщик должен захватить килограммов 40 груза. Кроме того, высокое содержание соли вызывает болезненное раздражение кожи и отечность губ». [47]
Необыкновенная вода Мертвого моря, в которой «воды только три четверти».
«По анализу Марсе и Тенона в ста граммах воды Мертвого моря заключается: хлористого кальция — 3,792 ч., хлористого магнезия — 10,4 ч., хлористого натрия — 10,676 ч. и сернистого кальция — 0,054 ч., всего 24,922 части посторонних примесей». [48]
Мамре и пещера Махпела
Найдена археологами и пещера Махпела, купленная Авраамом для погребения Сарры (Быт. 23 гл.).
«Местность Мамре, где Авраам, а затем Исаак благоденствовали в тени дубрав, вообще никогда не исчезала. Она расположена в трех километрах к северу от Хеврона. Арабы называют ее Харам-Рамет-Эль-Халиль («Священная возвышенность друга Божьего», т. е. Авраама). Там издавна окружены культом дуб, колодец и жертвенник Авраама. При археологических раскопках здесь обнаружили древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. Кроме того, в окрестных пещерах найдено множество человеческих останков, свидетельствующих о том, что в древние времена в Мамре находилось большое кладбище. Над пещерой в Махпеле, где, согласно Библии, похоронены Авраам, Исаак и Иаков, находится теперь одна из самых почитаемых исламских мечетей». [49.1]
Идолы Лавана
Археологические открытия объяснили даже такой факт, как похищение Рахилью идолов у Лавана (Быт. 31,19).
Вот, что мы узнаем:
«Долгое время оставался загадочным вопрос о статуэтках домашних божков, украденных Рахилью. Исследователей Библии интересовало, зачем Рахиль украла статуэтки, и почему Лаван придавал им такое значение. Ответ был найден лишь недавно. В архиве клинописных табличек из Нуци обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства. Отец подчеркивает в своем завещании, что другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы божку. Согласно законодательства Хаммурапи, зять, обладающий статуэткой тестя, пользовался правом на наследство наравне с сыновьями.
Исходя из этого можно предполагать, что Рахилью руководили чисто практические соображения: украв статуэтку, она обеспечивала своему мужу право на наследство. Лаван знал об этом и именно поэтому так настойчиво добивался возвращения украденного». [49.2]
Царство Еммора
«Археологические раскопки в Палестине дают еще лучшие результаты. В последнее время найдены развалины нескольких более мелких городов, упомянутых в Библейской истории патриархов. Так, близ современного местечка Тель-Балафа обнаружены развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую вендетту (Быт. 34 гл.). Самый древний слой раскопок относится к XIX веку до нашей эры. Там найдены остатки мощной крепостной стены, дворца и храма, судя по которым, царь Еммор был могущественным властелином…» [49.3]
История евреев и египетского рабства
Рассмотрим еще одно событие, центральное в Пятикнижии, — пребывание еврейского народа в плену у египтян и его исход, о котором, как любят заявлять приверженцы мифа, не найдено или вернее почти не найдено археологических подтверждений. Упомянутое здесь выражение «почти не найдено», подразумевает некоторые сообщения, которые проливают свет на пребывание Израильского народа в Египетском плену.
История «избранного народа», детей Авраама «по плоти», представляет собой большой интерес главным образом потому, что открывает многогранность святого характера Бога, Его бесконечную милость, абсолютную справедливость, беспредельную мудрость, неограниченную силу и Его вечную любовь.
Многие ученые признают египетский плен Израиля и его исход за историческое событие и имеют для того свои веские доводы.
И. Крывелев в своем труде цитирует православного богослова А. Лопухина:
«…История рабства Израильтян в Египте отражается, так сказать, в каждом иероглифе древних египетских памятников, по странной случайности доселе однако на этих памятниках не найдено ни одного имени, которое бы прямо относилось к евреям и называло бы их одним из присвоенных ими наименований». [50]
В гробнице правителя одной из египетских провинций было обнаружено изображение: «…группа мужчин с характерными семитскими бородками вместе с женщинами и детьми пришла на поклон к египетскому чиновнику и преподносят ему дань…» Надпись гласит, что на картине изображено семейство некоего Абши, состоящее из 37 человек. Археологическое исследование установило, что изображение относится, примерно к 1900 г. до н. э.
Русский историк Иегер видит в этой картине тождественность двух событий — прихода в Египет Иакова и его встречи с Иосифом. «В русском издании «Всеобщей истории» Иегера снимок с картины, о которой идет речь, сопровождается надписью: «переселение евреев в Египет». [51]
Вот, что сообщает по этому поводу А. Лопухин: «Когда братья Иосифа прибыли в Египет со своим отцом, голод еще свирепствовал, и не будь тех мудрых мер, которые были приняты министром фараона Апапи II, сделавшим большие запасы во время урожайных годов, превосходивших обычные сборы хлеба, голод этот повлек бы за собою бесчисленные жертвы.
Иосиф, между другими должностями, имел и надзор за царскими житницами. Эта должность имела весьма важное значение при дворе фараонов.
Житницы представляли собою обширные, конической формы помещения, которые располагались на одной линии и закрывались сверху, откуда они и наполнялись. Одно отверстие в виде небольшого четырехугольного окна имелось обыкновенно внизу или в середине житницы и предназначалось для того, чтобы брать хлеб или для проветривания житницы. В подобные житницы различных городов Египта Иосиф собрал избыток жатв плодородных годов. При сухом климате этой страны зерновой хлеб сохранялся великолепно. В Луврском музее можно и теперь видеть хлебные зерна, которые найдены были в египетских гробницах и имели таким образом сорокавековую древность. Зерна, извлеченные из египетских гробниц, несмотря на такую древность, тем не менее сохранили в себе зародыши жизни и при посеве давали росток. Поэтому для Иосифа не было ничего легче и удобнее, как сохранить хлеб в течение семи лет голода.
Памятники древнего Египта также содержат немало свидетельств о голоде, который время от времени терпела эта страна.
Ко времени переселения Иакова в Египет эта страна уже имела за собою тысячелетия истории: во главе государства сменилось шестнадцать династий, последовательно управлявших его судьбой. Теперь царствовала семнадцатая династия, известная под названием пастушеской или гиксанской (гиксосской). Она, как уже сказано было выше, принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов.
Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали: но несомненно, что этим переворотом Египет был обязан одному из тех народных движений, которые временами поднимались из глубины Азии, и волны которых распространялись все дальше и дальше на запад.
При одном из представителей этой династии, именно Апапи II, и правил Иосиф Египтом. Только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презираемых природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. При нем пастушеская династия достигла высшего своего блеска, и страна после смут стала вновь оправляться в своем внутреннем благосостоянии. Но вместе с тем в среде природных египетских князей, находившихся в подчинении у фараона, стали замечаться политические движения, направленные к освобождению страны от чужеземцев. Предчувствуя опасность, пастушеская династия естественно заботилась о том, чтобы упрочить свое положение и покровительствовала инородцам, раздавая им для поселения лучшие участки земли с той целью, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить тот факт, что фараон Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам один из богатейших округов страны.
Округ Гесем лежал на северо-восточной границе Египта. Там и раньше селились разные кочевые выходцы, так как он отличался превосходными пастбищами. В настоящее время, вследствие многовекового запустения, округ этот представляет печальную пустыню, покрытую песком, рыхлым камнем и солончаками: но признаки его древнего плодородия можно видеть и теперь на берегах канала, проведенного Лессепсом от Нила к Суэцкому каналу. Где только проходит вода, пустыня оживает и диковинно расцветает, показывая, что нужна только влага для того, чтобы превратить весь округ в плодородные поля и роскошные пастбища». [52]
Выводы Зенона Косидовского на этот счет совпадают с вышеизложенным.
«Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книге Бытие (46,34) о евреях сказано так… «мерзость для египтян всякий пастух овец». Легко понять, что гиксосские фараоны, с подозрением относившиеся к местному населению, питали больше доверия к близким им по происхождению и языку азиатам, пришедшим из Ханаана. Даже фараоны-египтяне иногда проводили подобную политику в отношении отдельных лиц.
Гиксосский фараон, несомненно, отдавал себе отчет в революционной традиции Египта и поэтому боялся, как бы новое восстание народных масс не расшатало его власть, в особенности потому, что был он чужим, ненавистным деспотом. Таким образом, когда Иосиф предложил свой план предотвращения грядущего голода, фараон приветствовал его как мужа, ниспосланного провидением. Этим объясняется и особо привилегированное положение Иосифа при дворе, и милости, какими его осыпал фараон.
Человек настроенный скептически, мог бы нам возразить, что все это искусно построенное рассуждение опирается всего лишь на очень лаконичные упоминания в Библии и, в первую очередь на догадки, так как твердо не установлено, что израильтяне поселились в Египте в период властвования гиксосов. Библейская хронология весьма проблематична, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, когда именно Иаков и его род забрели в Египет. Это в равной мере могло случиться и до вторжения гиксосов, и после их изгнания.
Ответ на эти сомнения мы находим в замечательном анализе библейского текста, который дает французский египтолог Пьер Монте в книге «Египет и Библия». Монте делится с читателями следующими наблюдениями:
«Иаков, как мы уже знаем, поселился в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Нила. Иосиф, будучи наместником фараона, жил, разумеется, рядом со своим владыкой в столице. При известии о прибытии семьи Иосиф незамедлительно сел в колесницу и поспешил навстречу отцу. Потом он вернулся к фараону, чтобы рассказать ему о своей поездке.
Из Библии совершенно неопровержимо следует, что события эти произошли на протяжении очень короткого времени, если даже не в один и тот же день».
В книге Бытие (45,10) Иосиф обещает отцу, что поселит его в земле Гесем и, стало быть, поблизости от себя. Отсюда особо напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должна была находиться на небольшом расстоянии от земли Гесем, т. е. в самой дельте. Ею ни в коей мере не могли быть такие города, как Мемфис, Фивы или Фаюм. Они лежали слишком далеко от Гесема, и путешествие Иосифа в колеснице заняло бы несколько дней. К тому, как утверждает французский египтолог Масперо, в Египте, ввиду отсутствия подходящих дорог, никогда не пользовались колесницами для дальних путешествий. Такие путешествия, как правило, совершались на барках по главной коммуникационной артерии, которой являлся Нил.
Все вышеприведенные обстоятельства служат нам как бы путевыми столбами, стрелки на которых дружно направлены в сторону Авариса, столицы гиксосов. Мы теперь уже знаем, что Аварис лежал в дельте Нила, так как руины этого города вместе со множеством гиксосских печатей раскопаны по соседству с современной деревней Сан-эль-Хагер. И если Иосиф осуществлял власть в Аварисе, то отпадают всякие сомнения: историю его жизни надо вместить в эпоху гиксосов.
В Библейской истории поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев. Вспомним, что Иосифа подстригли, прежде чем он предстал перед фараоном. Эта, казалось бы, мелкая подробность весьма красноречива, так как лишний раз свидетельствует о знакомстве с египетскими обычаями. В Египте никому не разрешалось носить бороду: привилегия эта принадлежала исключительно фараону, который, впрочем, подвешивал искусственную бороду, и поэтому его остригли, как того требовал придворный этикет.
Так же обстоит дело с возведением Иосифа на должность наместника фараона. Торжественная церемония протекала в соответствии с тем ритуалом, с каким нас знакомят папирусы и картины в гробницах. Новый вельможа получал из рук фараона почетные дары, отвечающие его высокому званию, драгоценную цепь на шею, дорогую одежду и, сверх того, жену знатного рода. Во время торжественных шествий наместник занимал одну из позолоченных дворцовых колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона. Египтяне заимствовали у гиксосов обычай пользоваться лошадьми, и этот церемониал, и после изгнания захватчиков сохранился в Египте.
В Библейском сказании знаменательно еще и то, что имена, которые там приводятся, тоже типично египетские. Фараон назвал Иосифа Цафнаф-Панеах, что означает — «Бог говорит: да здравствует». Жену Иосифа звали Асенефа или Асенет, т. е. «принадлежащая Нет» (богине, почитаемой в дельте Нила), а Потифер или Поти-пера — это искаженное имя «Па-ди-па-ре», означает «(тот), которого дал (бог) Ра». В заключение стоит еще добавить, что сказанное об Иосифе дает четкое представление о египетской топографии.
Сообщаемые подробности позволяют легко ориентироваться в расположении земли Гесем и, по косвенным признакам, установить, в какой именно столице жил Иосиф». [53]
Хотя «Библия не говорит, что современник Иосифа был фараон-гиксос, однако ясно, что он не был фараоном национальной династии. Это открывается из того, что Иосиф указывает братьям не на кастовый, а на расовый предрассудок, который наблюдался в Египте в отношении к номадам (пастухам-кочевникам). Египтяне не любили кочевников, они же заклеймили унизительным прозвищем своих фараонов иноземной династии, назвав их «царями-пастухами». Но фараон, современник Иосифа, будучи сам таким «царем-пастухом», не разделял недоброжелательства египтян к номадам, и в частности, к пришельцам-семитам. Это хорошо знал Иосиф и, поэтому, дал совет братьям, чтобы они откровенно сказали фараону о роде своих занятий. Такой вывод из данных Библии напрашивается сам собой, и его давно уже сделал один старый комментатор (Кальмет), не располагавший, по замечанию Уркюхерта, теми данными, которые имеются теперь у египтологов, также подтверждающих, что фараон при Иосифе был гиксосом». [54]
Еще одно свидетельство:
«Считается неоспоримым фактом, что Иосиф жил в Египте под покровительством царского дома хиксосов (гиксосов). После смерти Иосифа владычество хиксосов продолжалось до 1570 г. до н. э. Приблизительно в 1550 году дом хиксосов пал. Амос I (по другим источникам: Ахмос или Яхмос I — Д.Ю.), основатель 18-й династии, изгнал своего царственного предшественника». [55]
В одном из Лондонских папирусов содержится небольшой отрывок, повествующий об изгнании гиксосов, и в этом отрывке значится имя последнего фараона гиксосов Апепи (Апапи).
«Положение их изменилось к худшему со вступлением на престол новой природной египетской династии. «Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», а вместе с тем не мог признавать и прав его потомков на те особенные привилегии, которыми они пользовались при прежней династии. Имя Иосифа, как сановника низверженной династии, могло быть ему неизвестно (или он мог просто не признавать его заслуг). Вместе с тем понятно с какими чувствами царь в его положении мог относиться к израильтянам. Они были привилегированными подданными, пользовались особенной благосклонностью низвергнутой династии, при которой они владели одним из богатейших округов Египта, господствующим над подступом к самому сердцу страны. Ненависть и вражду к низложенной династии он естественно перенес и на любимое ею племя… И вот в чисто государственных интересах начинается по отношению к ним политика давления и угнетения.
Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии, но затем оно перешло и к их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае и не нужно было выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самой местности обитания израильтян. После изгнания гиксосов из Египта требовалось на будущее время охранить страну от вторжения диких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был дармовой труд израильтян. Труд был, очевидно, каторжный: библейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькой от тяжелой работы над глиной и кирпичами, и от всякой работы полевой, и от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1,13-14).
С каждым новым царствованием возрастали тяготы для народа, и не только израильского, но и египетского. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками, которыми украшали свои резиденции, и чем знаменитей был фараон, чем блистательнее его царствование, тем больше стонал народ под гнетом непосильных работ и повинностей. Самым знаменитым фараоном этого периода (18-й династии — Д.Ю.) был Тотмес III (Тутмос). Это был «Александр Македонский» древнего Египта. В течение своего продолжительного 54-летнего царствования он создал бесчисленное множество монументов, величественных храмов и укреплений». [56]
«Почему нет ни одного упоминания об Иосифе в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей, а семит на должности наместника — событие слишком серьезное, чтобы о нем можно было умолчать. Такого рода пробел в египетской историографии казался подозрительным и возбуждал сомнения в реальности фигуры Иосифа.
Нельзя, однако, забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Даже летописцы обходят молчанием период гиксосской оккупации, период страданий и унижения египетской державы. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до н. э. и возобновляются только после 1580 г. до н. э. Одной из жертв этого «вымарывания» ста пятидесяти лет истории пал также Иосиф …исполнитель гиксосской политики, ответственный за глубокие экономические перевороты, непопулярные у египтян». [57.1]