Опарин А.А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя...
Часть 2. Лжеучения проникают в Церковь

Глава 3

Бессмертие души

«Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4)

 

История вопроса

Эти лжеучения также уходят своими корнями во времена Эдемского сада. Автор и вдохновитель идеи о бессмертии души — сатана. В книге Быт. 3:4 мы читаем, что он сказал через уста змея нашим прародителям Адаму и Еве: «…нет, не умрете». Это был прямой вызов Богу, Который до этого предупредил Адама, что, вкусив от дерева познания добра и зла, он обречет себя на смерть. Сатана посеял сомнение в словах Бога, недоверие Богу. Он хотел войти в доверие к Адаму и Еве, показать себя их другом и благодетелем. Христос назвал дьявола отцом лжи, т. к. он первым во Вселенной стал на этот путь. Выражение «…отец лжи» (Ин. 8:44) очень точно характеризует характер дьявола. Он породил ложь во Вселенной, ложь стала сутью его естества, все его действия глубоко лживы и коварны. Так как он — отец лжи, то она в его исполнении очень изощренная, часто ее почти невозможно отличить от правды.

Будучи опытным психологом, сатана разработал план искушения первых людей.

Прежде всего, необходимо было посеять в их сердцах недоверие к Богу, Его любви к людям, Его слову. «…И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). На первый взгляд, безобидный вопрос тонко подтолкнул Еву к сомнению в подлинности Божьего слова.

Ева ответила, что Бог предупредил их о последствиях вкушения плодов — их ждет смерть.

Посеяв сомнение в слове Бога, сатана разрушает вторую преграду в сердце Евы — страх перед последствиями, утверждая, что никакой смерти не наступит, просто Бог не желает, чтобы они познавали мир, совершенствовались, Он, якобы, не говорит им всю правду, желает: их запугать.

Сатана тонко убедил Еву в безнаказанности, так как по его словам, никакой смерти нет. Идея о бессмертии сыграла решающую роль в искушении Евы.

Египетский бог смерти Анубис склонился над мумиейНо так как Адам и Ева впоследствии убедились в том, что смерть реальна, сатана прибегнул к новой лжи, посеяв в людях веру в то, что, хотя тело и тленно, бессмертна душа — особая субстанция, якобы присущая человеку, покидающая тело во время его смерти и живущая вечно. Не имеющее никакого обоснования в, Слове Божьем учение прочно вошло в религиозные верования различных народов.

В древности настолько верили в бессмертие души, что у некоторых народов в гробницах вместе с царями хоронили также красивых девушек, жен, чтобы в потустороннем мире души правителей ни в чем не имели нужды. Это варварство основано на вере в бессмертие души.

 

Лжеучение проникает в Израиль

После вавилонского плена вера в бессмертную душу вошла и в сознание народа Божия. Эта вера еще более укрепилась после оккупации Иудеи греками во времена Антиоха (175—164) и в результате дальнейшей эллинизации населения Палестины. Эллинистический, т. е. греко-язычный мир того времени находился под влиянием философии Платона, который утверждал, что наш материальный мир есть отражение более возвышенного мира идей. Таким образом, все земное, материальное, несовершенно — вечна только душа — некая субстанция из мира идей, приходящая в мир материи, соединяющаяся с телом, чтобы побудить его совершенствоваться. Понимание души как самостоятельной вечной субстанции, способной существовать вне тела, прочно вошло во все языческие культы, а также в христианство с III в. по Р. Хр. в связи с притоком в него греков, римлян, германцев и т. д., которые принесли с собой языческие верования, греческую философию, римскую иерархическую лестницу.

 

Лжеучение проникает в христианство

Вера в бессмертную душу прочно вошла во многие христианские конфессии и породила учение об аде и рае. По этому учению души умерших праведников попадают в рай — некое место во вселенной, где в присутствии Бога живут счастливо и беззаботно.

Души же грешников попадают в другое место, где правит сатана, где царят вечные муки, — ад.

 

Учение о вечных муках

Учение о вечных муках напрочь отвергает любовь Божию, показывает Его жестоким, так как Он позволяет сатане и его ангелам вечно мучить грешников в аду. Такого Бога могло создать только языческое воображение, в котором Богу приписывались человеческие свойства, а так как человеку древности зачастую присущи жестокость, чувство мести и т. д., то эти свойства получали и языческие боги. Христианство первых веков приняло эту небиблейскую доктрину, которая полностью противоречит сути Евангелия Иисуса Христа, Который явил на земле Отца Небесного. Иисус был исполнен любви, милости, сострадания к грешникам. Даже Иуду Христос продолжал любить так же, как и остальных учеников; когда Иуда предавал Христа целованием, то Иисус и тогда назвал его другом. Иисус, распинаемый на кресте, молил Отца о милости и прощении к палачам. Насколько не соответствует образ Иисуса понятию о Боге, предусмотревшем бесконечные адские муки!

 

Учение об аде

Учение об аде сформировалось в учениях иудейских раввинов после вавилонского плена, где иудеи находились под влиянием языческих представлений вавилонян. Греческое слово «гадес», которое так же, как и еврейское «шеол» означает могилу, находят на надгробиях в Малой Азии.

У раввинов ко времени Иисуса сформировалось учение о том, что ад — подземный мир, в котором сохраняются души всех людей праведных и неправедных до дня Воскресения. У ворот ада якобы стоит архангел, который отделяет праведников от не-праведников, последних он направляет к месту мучений в неугасимом огне, а первых к месту света, названному «лоном Авраама», где праведники блаженствуют, созерцая мучения нечестивых. В несколько измененном виде учение об аде вошло в раннехристианскую церковь и окончательно было принято на соборе в 533 году по Р. Хр.

Учение об аде не имеет библейского подтверждения, т. к. утверждает, что вечными муками руководит сатана, но в Священном Писании говорится о Божьем суде над сатаной: «…и Я извлеку из Среды твоей огонь, который и пожрет тебя; и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя, все знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:18, 19).

Таким образом, сатана будет уничтожен раз и навсегда. Так же будут уничтожены и те, кто последовали за сатаной: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской, и вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный, и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:7—9).

Великий любящий наш Бог никогда не хотел не то чтобы вечно мучить грешников, но даже смерти их. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Непонятно, как Бог, Который за то, чтобы грешники покаялись и имели жизнь вечную, отдал Собственного Сына, вдруг начинает их ненавидеть после смерти и для чего-то допускает и бесконечные, жестокие муки. Для чего Богу, Который есть любовь, создавшему такой прекрасный, светлый мир, понадобилось создать также и место бесконечных мук и страданий? Это нелогичное, страшное, изуверское учение возможно и живет только потому, что люди верят в бессмертную душу. А так как бессмертная душа грешника не может жить в раю, то для нее придумали вечные муки в аду.

 

Учение о чистилище

Католическая церковь, столкнувшись с проблемой объяснения жестокого и бессмысленного учения о вечных муках в аду, видоизменила его, добавив учение о чистилище.

Согласно католическому вероучению — чистилище — промежуточное место между раем и адом, где душа грешника, не получившего прощения в земной жизни, но не отягощенная смертными грехами, прежде, чем получить доступ в рай, горит в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» в память умершего и оставшихся на земле родных и близких. Под «добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. Учение о чистилище, введенное папой Григорием I (590—602), было окончательно оформлено католическим богословом Фомой Аквинским (1225—1274) как догмат. Догмат о чистилище был принят флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором. Православная и протестантские церкви отвергают учение о чистилище.

На этот компромисс католическая церковь пошла, чтобы хоть как-то оправдать муки в аду, т. е. у грешника есть шанс, очистив свою душу в чистилище, все же попасть в рай.

Но и этот догмат не имеет никакого подтверждения в Библии, так как человек будет судим по делам, совершенным при жизни. «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

Множество отцов церкви, богословов посвятили всю свою жизнь доказательству и обоснованию учения о бессмертии души, так как нет никакого библейского указания на чистилище.

 

Библейское понимание души

Библия указывает на различное понятие слова «душа». Первый раз это слово встречается в книге Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Таким образом, душа — это весь человек, состоящий из праха земного (материальное тело), в которое Господь вдохнул жизнь.

Человек не был создан безусловно бессмертным. Мы читаем, что Господь сказал Адаму: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).

Возможность бессмертия человек получал только в результате питания от дерева жизни: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей; и не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 2:22).

Перед этим Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Таким образом, после смерти человека уже нет, и души уже нет, ибо сказано: «…душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4).

В Библии смерть — это сон: «Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:11—13).

Все умершие спят в могилах в ожидании пришествия Иисуса: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29).

Слово «душа» в Библии имеет еще одно понятие: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его…» (Лев. 17:14). Слово «душа» также означает нервный центр человека, источник переживаний, эмоций: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно: будьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38).

Библия дает нам знания об истинном Господе, Который предлагает всем людям принять Его как Личного Спасителя, соединиться с Ним узами веры, познать Его любовь.

Библия говорит, что Бог желает очистить Вселенную от греха и порождаемого им зла. Бог желает раз и навсегда покончить со злом. Поэтому Господь предлагает всем людям покаяться, очиститься от грехов кровью Иисуса, но так как Господь раз и навсегда уничтожит грех, то, к сожалению, с грехами погибнут и люди, не расставшиеся с ними. Об этом говорится у апостола Петра: «Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтобы, кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут» стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят, …впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:9, 10, 13).

Таким образом, во Вселенной наступит день, когда все зло и его носители будут уничтожены вместе с грешной землей раз и навсегда. Для тех же, кто очистился от греха. Господь сотворит новое небо и новую землю, о которой сказано: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши, ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:3—5).

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко