Глава 4
Суббота
«И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иез. 20:20)
Краткий очерк по истории
Древний Рим в I—II веках по Р. Хр. находился в апогее своего могущества, покорив себе земли от Испании до Междуречья, внушая страх и ужас всем окрестным народам. И поэтому гнев и негодование римлян были крайне велики, когда в небольшой иудейской провинции часто вспыхивали национально-освободительные восстания. Чтобы обуздать иудеев, империя начала систематические гонения, которым подвергались евреи, живущие как в Палестине, так и в других областях огромного римского государства. Одним из отличительных признаков, по которым узнавались иудеи, было празднование ими субботнего дня. Но дело в том, что субботу, как день покоя, праздновали в первые века нашей эры и все христиане, число которых с каждым годом все увеличивалось. Однако римские власти, слабо разбиравшиеся в верованиях, не делали особого различия между иудеями и христианами, и вследствие этого, многие христиане попали под гонения, обращенные на иудеев. Видя это, тогдашнее руководство церкви нашло своеобразный выход из сложившегося положения — заменить субботу, праздник установленный Богом для всего человечества (а не для иудеев!), — на почитание другого, первого дня недели, который назвали воскресеньем в честь Воскресения Христа. Таким образом, христиане отделили себя от иудеев, не заметив при этом, что отделили себя прежде всего от Бога, поправ Его установление, Его Святой Закон. Вначале, по повелению римского папы Сикста (115—125) воскресенье праздновалось только раз в году. При одном из преемников Сикста, папе Викторе (189—197) в Риме перемена субботы на воскресенье была совершена окончательно. По повелению папы отныне Господним днем объявлялось воскресенье, первый день недели. Однако далеко не все общины приняли папское установление, о чем свидетельствует, в частности, историк (не путать с философом) V века Сократ: «…почти все церкви во всем Мире совершают священное таинство по субботам каждую неделю, (но) христиане Александрии и Рима перестали делать это. Египтяне в соседних с Александрией районах и жители Фив соблюдают религиозные собрания по субботам». Почему же христиане двух великих городов Древнего мира отказались от празднования Субботы, начав соблюдать воскресенье? Дело в том, что в это время в империю проникает одна из религий востока — митранизм. В основе ее лежало поклонение богу солнца Митре, в честь которого праздновался еженедельный праздник, приходившийся на первый день недели. Таким образом, перенеся день Господень с Субботы на первый день недели, папа весьма угодил языческому римскому правительству, приветствовавшему слияние ненавистного ему христианства с языческими культами.
Впервые государственный закон о насильном соблюдении воскресного дня вышел при императоре Константине Великом (306—337) в марте 321 года. Указ говорил: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают, и пусть все мастерские будут закрыты…». Как видим, в указе день назван даже не воскресеньем, а просто днем солнца. Дело в том, что уже склонившийся к тому времени в пользу принятия христианства государственной религией, Константин хотел этим указом удовлетворить как язычников, так и христиан. Римские папы, проводившие уже сто лет политику, направленную на сближение церкви и государства, с радостью поддержали это постановление. Так, по распоряжению папы Сильвестра (314—335), все церкви обязывались держать пост в субботу, чтобы этот день перестал быть в глазах верующих Господним праздником. Через 40 лет, в 364 году, на церковном соборе в Лаодикии, это постановление было закреплено. В соборном каноне 29 говорилось: «Христиане не должны иудействовать и бездельничать в субботу, но должны работать в этот день, однако воскресенье они должны особенно почитать, и будучи христианами, должны, по возможности, не работать в этот день. Если же они окажутся иудействующими, они должны быть отлучены от Христа». Вот так! За соблюдение заповеди Христа католические иерархи отлучали людей от Христа, забыв, а скорее, не желая вспомнить, что Сам Господь сказал об этом: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами… то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли… уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13, 14).
При императоре Феодосии Первом (388—395) был издан указ, гласящий, что: «Никто не может требовать оплаты государственного или личного долга в воскресенье». При Феодосии Втором в воскресенье запрещается проведение каких бы то ни было развлекательных представлений. В 538 году Синод, состоявший в Орлеане, постановил запретить любые работы, как в городе, так и селах по воскресеньям. Строгого соблюдения воскресного дня требовали Маконский 585 года и Нарбонский 589 года соборы. Как видим, если в 200 годы верующие могли соблюдать как субботу, так и воскресенье, то уже с этого времени праздничным днем в обязательном порядке объявлялось воскресенье. На сторонников соблюдения субботы начались гонения сначала духовного, а затем и физического характера. В своем обращении к жителям Рима папа Григорий Первый (590—604) сказал: «…мне стало известно, что определенные люди с завидным упорством распространяют среди вас учения, искажающие и опровергающие святую истину. Так, они прекращают что-либо делать в субботу, как иначе мне назвать их, если не проповедниками антихриста!» Людей, которые чтили закон Божий и следовали за Христом, папа, «наместник» Христа, называет проповедниками антихриста! Для того чтобы слова духовного отца не остались неисполненными, заработали судилища (предшественники инквизиции), отыскивая этих проповедников. На Европу надвигалась тень папского деспотизма.
Как мы увидели из этого краткого очерка, всего несколько человеческих постановлений, вышедших из-под пера языческих по вероисповеданию императоров, упразднили Божью заповедь о субботе, заменив ее языческим праздником. Однако и сегодня представители большинства христианских конфессий, зная заповедь Божью о субботе, продолжают почитать установленный не Богом, но людьми день — воскресенье, тем самым упраздняя Божью заповедь человеческим предписанием.
В заключение мы хотим предложить несколько цитат, прекрасно иллюстрирующих вышеизложенное:
1.Thomas Enright, President Redemptorist College, Kansas City 1884 г., 18 февраля:
«Библия говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его». Католическая церковь говорит — нет, моей божественной властью я отменяю день субботний, и приказываю вам соблюдать первый день недели. И вот, смотрите! Весь цивилизованный мир в почтительном повиновении склоняется перед повелением святой католической церкви» (эти слова принадлежат римско-католическому богослову!).
2. Католический ученый Джон О. Брайен говорит: «Поскольку в Библии речь идет не о воскресенье, а о субботе, то не странно ли, что не-католики, которые заявляют о том, что их убеждения основаны исключительно на Библии, а не на учении церкви (католической! — прим. авт.), тем не менее соблюдают воскресенье вместо Субботы? Это непоследовательно. Обычай соблюдать воскресный день основывается на власти католической церкви, а не на… библейском тексте».
Суббота красной строкой проходит через все Священное Писание. Почему столько внимания в Библии уделено субботе? Почему почти все христиане нашего времени не святят субботу?
Суббота в Библии
На первых страницах Священного Писания нам открывается картина сотворения земли. За шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в седьмой почил 6т всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:2, 3).
Этим Господь узаконил ритм жизни для человека. Об этом мы читаем в 4 заповеди десятисловного закона: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — Суббота Господу Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8—11).
Заповедь говорит нам о том, что суббота особый, отличный от других день, который мы должны посвятить Богу. Этот день — день покоя не только для человека, но и для животных в доме его. Бог желал, чтобы у нас один день в неделю был свободным от всякой суеты. Этот день по замыслу Божию — день особых благословений, ибо в субботу по заповеди человек освобождается от всяческих суетных дел, имеет возможность на особо тесное общение с Господом в молитве, в изучении слова Божьего, в служении страждущим. Этот день — день, когда человек имеет возможность восстанавливать и аккумулировать духовные силы, ибо в шесть дней работы мы не имеем возможности постоянного тесного контакта с Господом, мы больше заняты делами плоти, а дух наш слабеет в мирской суете. В субботу же царство духа — все дела плоти забыты — дух в Господе. Поэтому Христос сказал: «И сказал им: суббота для человека…» (Марк. 2:27).
Суббота — день особого освящения для народа Божия: «Дал им так же Субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:12), потому что именно в этот день предоставляется благословенная возможность особого общения с Господом. Наш разум, освобожденный от суеты мирских, обычных дел, особым образом настраивается на волну спокойного, сосредоточенного общения с Господом.
Искажение истины о субботе
Сатана, будучи врагом рода человеческого, понимал особое значение Субботы для укрепления духовных сил человека, его связи с Богом. Поэтому Суббота всегда подвергалась его особым нападкам и лжи. С древности большинство человечества, за исключением отдельных, преданных Богу мужей, обманутое сатаной, было лишено этой благословенной возможности святить субботу.
Особо сатана желал извратить смысл субботнего поклонения среди народа Божьего. Потеряв духовный смысл, для большинства израильтян Суббота стала законнической формой. Не понимая духа Субботы, евреи формально отдыхали от физических дел, но их дух не устремлялся в этот день к Богу, они больше были заняты страхом, чего не сделать в субботу, не нарушить предписаний книжников и фарисеев. От этого их суббота из субботы блаженства, радости общения с Господом превратилась в рутину, убивающую дух. Увлекшись вопросом, что можно, а что нельзя делать в субботу, они окончательно забыли об основном смысле субботы — укреплении духа.
Духовная Суббота
Иисус, придя на эту землю, желал вернуть людям духовное понимание Субботы. Но фарисеи не желали уступать, т. к. правила и предписания, которые они навязывали народу, позволяли держать людей в повиновении. Христос сказал: «…таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим… Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мт. 15:6, 9).
По-прежнему актуальны слова апостола Павла, записанные в его послании к евреям: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:9, 10). Апостол Павел в этом тексте Священного Писания указывает на особое значение Субботы как показателя нашей связи с Господом. Чем теснее наши отношения с Иисусом, чем мы больше жаждем общения с Ним, тем с большим нетерпением мы будем ожидать каждого субботнего дня, чтобы, оставив все мирские дела, посвятить целый день Господу, напитаться духовной пищей, освободиться от суеты мира. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его…» (Откр. 22:14). Блаженство — состояние наивысшего счастья. Все хранящие закон Божий в сердце, хранящие Его субботу — блаженные — в высшей степени счастливые люди. Дорогой читатель, если вы еще никогда не познали радость субботнего покоя, попросите Господа в молитве, чтобы вам открылась вся радость субботнего дня, все счастье субботнего общения с Господом.