Часть третья
«Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16:2)
Книга Откровение — особая весть от Господа к нам, живущим на планете Земля в конце XX века. В 17 главе этой книги мы находим описание необычного видения, которое видел Иоанн: «И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в Своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:3—5).
Образ великой блудницы
Рассмотрим это место Священного Писания. В библейской символике пророческих видений жена — символ церкви, т. к. Господь — супруг. Этим Господь хотел показать ту близость, которую Он желает иметь со Своим народом, что по Библии муж и жена — одна плоть, так и Господь желает иметь самые близкие отношения со Своим народом. О том, что жена символ церкви, мы находим во многих местах Священного Писания. В частности мы читаем: «Говорят: если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась бы этим страна та? А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь… Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь» (Иер. 3:1, 20). Таким образом, в образе жены Господь желал показать Иоанну какие-то события, которые произойдут в жизни церкви.
Жена сидела на звере багряном. Символом чего в Библии является зверь? В книге Даниила мы находим ответ на этот вопрос: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли… зверь четвертый — четвертое царство будет на земле…» (Дан. 7:17, 23). Таким образом, звери символизируют человеческую власть — государственную машину. Объединяя эти два символа, мы приходим к выводу, что жена, сидящая на звере, — церковь, имеющая опорой человеческую власть, церковь, уповающая не на Господа, а на владык мира сего, т. е. религия, тесно переплетенная с государством. Причем, зверь багряный — символ кровавой власти. А что это за кровь? Чья это кровь?
Книга Откровение дает нам исчерпывающий ответ: «И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?.. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:4, 7, 8). Таким образом, кровь на звере — это кровь святых, не поклонившихся зверю, — человеческой власти, которая идет против Бога, т. к. мы читаем о звере: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и живущих на небе» (Откр. 13:6).
Но у нас сразу же возникает вопрос, если жена — церковь, сидит на багряном звере, т. е. мирно сосуществует с государством, кто такие святые, которые в этот же момент лишаются жизней за имя Божие. Библия дает ответ и на этот вопрос, о первой жене сказано: «Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17:6). Это образ церкви, которая, упивалась кровию детей Божиих, отступившей от Господа, духовной прелюбодейки, ибо написано о ней: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с ней блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1, 2). Об этой жене — церкви, сказано, что она не сохранила верности своему супругу — Господу, а блудодействовала с человеческими властями.
Верная церковь
Но у Господа всегда была верная жена, церковь остатка, о которой сказано: «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд… и рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:1, 17).
В другом месте читаем: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:7, 8).
История отступления
Итак, две жены — две церкви. Одна — прелюбодейка, изменившая Господу и соединившаяся с властями человеческими для того, чтобы силою власти уничтожить церковь истинную, преданную Богу.
В Библии церковь-отступница всегда носила имя Вавилона, т. к. именно в этом городе в древние времен люди объединились против Господа, против Его воли, желая построить башню, которая достигла бы небес. Это символ религии, которая только прикрывается именем Божиим, на самом деле идет против Него, Его законов, желая утвердить свою гордыню, утвердить имя не Божие, а свое. Мы читаем о строителях Вавилонской башни: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).
История религии, отступницы и ее борьбы с истинной церковью, людьми, которые служат не своей гордыне, не человеческим властям, а Господу, уходит корнями во времена первых людей на земле.
В книге Бытие мы читаем об истории двух братьев — Каина и Авеля. Оба были религиозными людьми, но Авель любил Бога и поклонялся Ему в той форме, которую установил Сам Господь через жертвоприношение ягненка, который указывал на искупительную жертву Христа. Этим Авель утверждал свою веру в то, что в деле спасения он не уповает на свои дела, а целиком уповает на Господа. Каин же ввел свою форму поклонения — жертвоприношение плодов земли. Каин хотел быть лучше Авеля, но когда Господь указал ему на то, что его жертва не имеет в Его глазах никакого значения, гордыня Каина была ущемлена. В его сердце затаилась злоба на Бога и на Авеля. Мы знаем печальный исход этой истории. С тех пор верующие люди разделились на две группы — идущих по стопам Авеля — по пути соблюдения предписаний Господа, Его слова. Другая группа идет путем Каина, путем установления своих норм и правил поклонения Господу, часто противоречащих тому, что Сам Господь говорил в Своем Слове.
Линия противопоставления Вавилона как символа объединения людей, изобретающих свои формы поклонения — центра язычества и группы детей Божиих, сохраняющих поклонение Господу, прослеживается во всей Библии. Авраам — родоначальник Израиля — народа Божьего также по повелению Господнему вышел из Вавилонии.
Вавилон на протяжении тысячелетий был центром языческого мира, городом, где разрабатывались формы и ритуалы языческого поклонения. В Вавилоне существовал тайный верховный совет жрецов, который контролировал жречество всего древнего мира и имел огромное влияние через местное жречество на властителей мира.
В Вавилоне на протяжении веков была разработана система государственной религии — иерархическая пирамида, на вершине которой восседал царь, ему подчинялось бесчисленное множество начальников областей, военачальников, чиновников различных рангов. При этом невидимые нити связывали царя с тайным советом жрецов храма верховного бога Мардука. Задачей жреческих союзов было поддерживать суеверия людей. Вместо того чтобы направлять умы людей к истинному Богу, жрецы разрабатывали магические обряды, поддерживали страх перед различными явлениями природы, объясняя их как кару богов, разрабатывали пантеон богов, системы поклонения им, гороскопы, толковали сны, приметы. Таким образом, они имели колоссальную духовную власть. Царь ничего не делал, не посоветовавшись со жрецами, не услышав от них благоприятного прогноза. К тому же цари и сами зачастую были верховными жрецами, им присваивались титулы полубогов, они требовали божественного поклонения себе. Нередко цари пытались разорвать связь со жрецами, выйти из подчинения им, но почти всегда это заканчивалось поражением царей.
Еще в детстве наследники престолов отдавались в обучение жрецам, которые обучали их наукам, магическим обрядам, основам языческого поклонения. В это время и закладывалось то влияние, которое затем имели жрецы на правителя на протяжении всей его жизни. Сатана, изобретя языческую форму поклонения, идолопоклонство, был вдохновителем вавилонской системы поклонения. Он желал использовать этот мощный союз религии и государственной власти для подавления всякой попытки поклонения истинному Богу.
Об этом сказал Иисус в Евангелии от Иоанна: «Иисус сказал им если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божий; вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:42—47). Таким образом, Иисус разграничил две формы поклонения — одна истинное поклонение Господу, основанное на Его слове, и другая, только по виду являющаяся формой поклонения Богу, на самом же деле — это поклонение дьяволу, т. к. не основана на Божием слове, Его воле.
Отступление в Израиле
Авторитет первосвященников превысил авторитет слова Божьего. Священники разработали систему религиозной жизни в Израиле, которая базировалась в основном не на Слове Господа, а на человеческих предписаниях. Об этом и говорит Иисус: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:7—9). Поклонение Господу превратилось в безжизненную форму, бездумное исполнение законов и предписаний, что Господь неоднократно осуждал в Своем Слове: «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов, и агнцев, козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, — кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои. Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу, ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис.1:11—16).