Глава 2
Вчитываясь в Священное Писание, мы убеждаемся, что у Бога во все века была только одна (!) истинная церковь. Апостол Павел в послании к Ефесянам 4:5 пишет: «Один Господь, одна вера…» Одновременно с этим мы знаем, что сатана во все века пытался разобщить верующих людей, разделить церковь, которая бы называлась Именем Христа, но на деле отрекалась бы от него, противореча Его учению. О таких церквах Бог говорит через пророка Исайю: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «Свой хлеб будем есть, и свою одежду носить, только пусть будем называться Твоим именем, — сними с нас позор» (Исаия 4:1). В Библии женщина, жена является символом церкви:
1. Чистая женщина или дева — символ истинной Божьей церкви; апостол Павел пишет церкви города Коринфа: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). О ком речь здесь, о какой деве? О церкви Божией! Еще один текст, параллельный этому: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откровение 19:7, 8). Брак в Библии есть символ отношения между Богом и церковью.
2. Нечистая женщина, или блудница, в Библии символизирует отступнические (то есть не Божьи!) церкви: «…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами… жена облечена была в порфиру и багрянцу, украшена золотом… и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; И на челе ее написано имя: Тайна, Вавилон Великий, Мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых…» (Откровение 17:3—6). Ниже мы читаем: «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» (Откровение 17:9). «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (Откровение 17:18). Теперь, чтобы все стало ясно до конца, мы вновь обратимся к Библии и посмотрим, что же это за зверь, на котором сидит жена: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» (Даниил 7:17), теперь понятно, что зверь — это олицетворение царя, или царства, или, иными словами, земной политической власти. Что же за жена, блудница, названная именем Вавилон, сидит на звере (власти земной)? Мы прочитали, что «жена… есть город великий, царствующий над земными царями». С древнейших времен путешественники, паломники, торговцы называли Рим городом на семи горах, или на семи холмах. Кроме того, единственная церковь на земле, поправшая Закон Божий (изменившая заповеди) и имевшая невиданную власть не только духовную, но и политическую над большинством стран, была римско-католическая церковь. Кроме того, отступническими церквами, то есть в Библии — блудницами, названы церкви, не соблюдающие Закон Божий. Истинная же церковь прежде всего будет послушна воле Божьей: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14).
Мужчина в тексте Исайя 4:1 символизирует Иисуса Христа (что видно и из приведенного текста 2 Коринфянам 11:2). Семь — обозначает в Священном Писании число полноты, то есть множество. Хлеб символизирует Слово Божие, а одежда — праведность Христа. Итак, семь женщин — это семь (то есть множество) церквей, которые хотят иметь свое «слово» — то есть учение (а не учение Христа), и свою одежду (то есть праведность), а не Иисуса Христа, но называться предпочитают Христовым именем! Мы уже говорили о сатанинских чудесах, которые проявляются во многих церквах, именующих себя христианскими. Сам Господь говорил, что к концу времени восстанут лжехристы и лжепророки, а в тексте Исайя 4:1 Бог предупреждает, что будет множество христианских церквей, у которых общее со Христом будет только имя и ничего более. Эти церкви, как мы уже убедились, не будут иметь нужды в Слове Божьем («свой хлеб будем есть») и в праведности Христовой («свою одежду будем носить»), но будут иметь свое учение и свое представление о праведности. Как же получилось, что вместо первоначально единой апостольской церкви сегодня существует около 300 христианских церквей, претендующих называться истинными, но в то же время из Библии известно, что истинной церковью Божьей может быть только одна!
В Библии приведены слова апостола Павла, которые он пишет Тимофею: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тимофею 3:14, 15). Не церкви, не столпы, не истины, но в единственном числе: церковь, столп, истина, ибо слово Божье неизменно: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться». (Числа 23:19); «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Псалом 88:35) — так говорит Господь! Как же распознать истинную и неистинные церкви среди множества христианских конфессий и церквей? Совет очень прост, и дан он на страницах Библии: апостол Павел проповедовал в Верии: «Здешние… приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так…» (Деяния 17:11), иными словами, когда нельзя сказать на чье-либо утверждение, проповедь или на учение любой церкви «Так написано в Библии» или «Так говорит Господь в Своем Слове», когда учение не выдерживает проверку Библией и является в чем-то библейским, а в чем-то человеческим (например, опирается на человеческие предания или измененный людьми Закон Божий) — такая церковь не является истинной. Таким образом, истинной Божьей церковью может быть только та, которая опирается на БИБЛИЮ в целом, как на Слово Божье, а не на отдельные выборочные места Священного Писания и не смешивает слово человеческое с Божественным.
2.1. Государственная церковь
В 2—4 вв. по Р. Хр. на христианскую церковь обрушились страшные гонения, имевшие цель — ее полное уничтожение. В этот период ряд церковных иерархов решили, что для сохранения церкви и для ее распространения по миру необходимо пойти на некоторые компромиссы с языческим имперским правительством. Заключив своего рода обоюдовыгодный союз, в котором государство должно было охранять и поддерживать церковь, а она, в свою очередь, быть его идеологией, с помощью которой можно было бы объединить распадающуюся на части римскую империю. Окончательно этот союз был оформлен при императоре Константине (311—337 гг. по Р. Хр.). В результате церковь из гонимой превратилась в Государственную, но при этом изменила многие библейские доктрины в угоду язычникам, составлявшим большую часть населения страны, включая и правительственный аппарат, ибо только на этих условиях они согласились стать христианами. Так, слова Божьи и заповеди Божьи были заменены человеческими, а значит и авторитет человеческий был поставлен выше Божьего, чтобы только язычников привлечь в христианство. Итак, было сделано все, чтобы не язычников обратить на путь истинный, открыв им любовь Спасителя и красоту Его Закона, но чтобы христианство сделать языческим. Так, празднование субботы (четвертая заповедь Закона Божьего) было заменено на празднование воскресенья — что было близко и понятно язычникам, ибо воскресенье, первый день недели, отмечался всем языческим миром как день бога солнца. Ну, а чтобы оправдать себя перед Богом и перед людьми, основанием для этого было взято то, что Христос воскрес в воскресенье, хотя в Библии Бог не дает такого повеления. По своем воскресении, находясь сорок дней еще на земле, Христос ни слова не сказал, что четвертую заповедь следует изменить, напротив, последними Его словами перед вознесением были следующие: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Матфея 28:19—20). В жизни же земной Христос называл себя «Господином субботы» (Марка 2:28; Лука 6:5). В Евангелии от Матфея 5:17—18 записаны такие слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Апостолы также соблюдали субботний день, установленный еще в Едеме, как памятник творения земли, апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евреям 4:9). При Константине же всех, кто сохранял верность Богу, в частности, продолжая праздновать субботу, стали называть иудействующими христианами (но, как выше было сказано, субботний покой был установлен Богом тогда, когда люди не были разделены по национальному признаку, ибо тогда существовали только два человека: родоначальники человечества Адам и Ева). С того же времени появились в церкви иконы, статуи святых — таким образом, вторая заповедь не просто была нарушена, но напрочь упразднена! В Библии Бог дал четкое указание на этот счет: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину…» (Второзаконие 4:15—16). И сама вторая заповедь говорит об этом очень ясно и не подразумевает какого-либо иного толкования: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу… Не поклоняйся им и не служи им…» (Исход 20:4—5). В это же время окончательно были разделены миряне и духовенство, вопреки повелению Божьему (1-Петра 2:9); вместо скромных молитвенных домов, какие были приняты в первоапостольской церкви, появились великолепные храмы, по пышности превосходящие языческие; в служении была упразднена проповедь; не поощрялось, а вскоре стало запрещаться изучение Библии, опять же вопреки Божьей воле: Христос сказал людям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39). Вскоре был введен догмат о бессмертии души, о поклонении святым, Деве Марии — нигде в Священном Писании мы не найдем оснований для этого. Таким образом, христианская церковь стала отступнической, и вскоре из духовной превратилась в политическое орудие правящих классов, став при этом крупнейшим землевладельцем (феодалом). Вскоре при церкви создается инквизиция — карательная организация, призванная уничтожать всех инакомыслящих, и прежде всего — истинных детей Божьих, которые, несмотря ни на что сохраняли верность Иисусу Христу, выполняя то, что Он повелел им в Библии. Как уже было сказано, стали запрещать читать Библию и под страхом смерти иметь ее дома. Вместо Слова Бога появились труды так называемых отцов церкви, часто противоречащие Священному Писанию. Государство стало христианским только по имени, по сути же оставшись языческим. С этого времени церковь активно поддерживает императора во всех его начинаниях, в том числе и противоречащих учению Христа. В это время и была заложена основа всемирного господства папства, фактически правящего тогдашним миром — с 538 по 1798 гг. Этот период в истории называется темным, так как отмечен небывалой жестокостью, пытками, кострами инквизиции, падением морали и нравственности, схоластикой, суеверием, невежеством. На этот союз между церковью и государством и на все то, что он повлек за собой, многие истинные христиане, оставшиеся верными Богу, ответили протестом, повторяя слова апостола Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами…» (2 Коринфянам 6:15—16). Они отстаивали чистоту христианского учения, так ясно изложенного в Библии, и основанием для своей веры и для своей жизни считали Библию и только Библию как Слово Божье! В ответ же на это стремление жить согласно воле Божьей их объявили еретиками! Церковь истинных детей Божьих, не пожелавших отойти от чистоты Христова учения, официально стала называться протестантской в 1529 г., когда в Шпейере князья Германии выразили протест на государственном сейме против засилья отступнической «государственной» церкви Рима. С тех пор широкой волной протестантизм стал распространяться по Европе. Вот почему сегодня ведущие страны Европы являются протестантскими. И с тех пор многие гонимые папством протестанты вынуждены были бежать на Американский континент. В России тоже есть протестанты, но в силу «коммунистической схоластики», длительное время господствовавшей в бывшем СССР, а также благодаря усилиям «государственной» церкви, протестантов было принята именовать… сектантами, а их церкви — сектами! Тем более, что людьми, не интересующимися историей и Библией, а полагающимися на мнения других людей, таких же слабых и грешных, легко маневрировать и создавать так называемое «общественное мнение».
Итак, протестантизм зародился еще в IV в., а официально стал именоваться таковым в XVI в., как протест против противоестественного антибиблейского союза церкви и государства, как протест на отступление от учения Христа, изложенного в Библии, как протест на поддерживаемое невежество, безграмотность, темноту, развращенность, преступность, схоластику в тогдашнем мире. Вот почему протестантские страны отличались быстрым ростом науки, культуры, искусства, высокой нравственностью, грамотностью населения. Каждый смог выбрать: присоединиться к гонимой протестантской истинной церкви Божией, либо прийти в лоно церкви государственной, языческо-христианской. Обе церкви назывались именем Иисуса Христа, но только одна следовала по Его пути, пройдя через те же гонения, что перенес Христос от тогдашней «государственной» церкви, которая распяла Спасителя, но ни на йоту не отступив от воли Божьей и Его Закона; как и Христос, который предвидел все, что произойдет в истории с истинными Его последователями: «…Если Меня гнали, будут гнать и вас… Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Иоанна 15:20—21).
Бурные политических события VIII—XI вв., противостояние и борьба за власть западных королевств и Византийской империи, римского папы и константинопольского патриарха привели в 1054 г. к окончательному разделению государственной церкви, основанной Константином. Так появилась Западная, или католическая, церковь, во главе с папой римским и Восточная, или православная, церковь во главе с патриархом. Спустя немного времени Византия начинает разваливаться. В близлежащих от нее странах — Болгарии, Сербии, России, принявших православие и подчинявшихся ей политически, возникают движения, направленные на независимость церквей данных государств от Константинополя, путем введения собственного патриаршества. Этот процесс в разных странах занял различный временной промежуток, но, в конце концов, привел к тому, что некогда единая православная церковь раскололась на несколько независимых национальных церквей: русскую, грузинскую, сербскую, румынскую, болгарскую, кипрскую, элладскую, польскую, словацкую, американскую, албанскую и четыре древних — Константинопольскую, Антиохийскую, Иерусалимскую и Александрийскую. Три последних были независимы еще с IV в. от Византийской церкви. Кроме того, существуют и автономные церкви — Синайская, Финляндская, Критская и Японская. Политические события на территории России — раскол при патриархе Никоне в XVIII в., Октябрьская революция 1917 г., оккупация Украины Литвой и Польшей в Средневековье, развал СССР и др. привели к расколу Русской православной церкви на Русскую православную церковь Московского патриархата, Русскую православную церковь Киевского патриархата, Русскую зарубежную православную церковь, церкви старообрядческого толка — поморский, беглопоповский, федосеевский, спасовский, белокриницкий, филипповский, молокан, духоборов, которые в свою очередь, были раздроблены на так называемые согласия. Союз с католической церковью некоторых православных церквей привел к созданию нескольких униатских (греко-католических) церквей. Все эти православные церкви в истории были непримиримы между собой, призывая истреблять друг друга. Поэтому монолитной Православной церкви, о которой сейчас часто приходится слышать, никогда не было.
В России еще в XIV в. возникло протестантское течение, которое возглавил митрополит Зосима, при поддержке великого князя Ивана III, государя «всея Руси» (1462—1505 гг.) и великого канцлера Ф. Курицына. По своей сути оно очень близко к учению немецких протестантов (Лютера, в частности), ибо за основу веры принята была Библия в полном своем контексте. Но реакция взяла верх, и первые русские протестанты, желавшие веровать исключительно Слову Божьему, были сожжены в 1503 г. в Москве. Но их учение продолжало жить до XIX в. Итак, в России всегда были истинные верующие, соблюдавшие заповеди Божьи (не человеческие!). А с XIX в. и по наши дни на территории бывшего СССР существует протестантская церковь христиан-адвентистов седьмого дня, основой жизни, веры и учения которой является Библия и только Библия (а не часть Библии — Евангелие или Новый Завет, не отдельные части Библии, а Библия в полном своем контексте, как она есть!). Церковь, которая руководствуется только Словом Божьим, по примеру Христа, отвечающего на искушения: «Так написано», иными словами: «Так говорит Библия»! (14, 15, 22, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 48, 53, 59, 60, 62, 63, 65, 71, 73, 77, 80, 88, 96, 97, 108, 109, 122, 123, 128, 129, 136, 146, 147).
2.2. Реформация
Великое движение Реформации, положившее начало протестантизму, начатое в XIV в. при Д. Уиклифе, было продолжено Яном Гусом и получило полный расцвет при Мартине Лютере, охватило всю Европу, бросив вызов папской тирании. В результате упорной борьбы на политической карте мира появились протестантские страны — Германия, Англия, Швеция, Дания, Голландия, Швейцария. Казалось, что христианско-языческой церкви, образованной при императоре Константине, переросшей в папскую, приходит конец. Но дьявол не бездействовал, защищая свое детище. Он начинает сеять раскол в рядах протестантов, одновременно уверяя их, что они в своей борьбе за чистоту учения достигли уже всего, и поэтому пришло время удовлетвориться достигнутым и успокоиться. Замечательные идеи обновления церкви, возрождения в ней чистоты Христова учения без примеси человеческих представлений, мнений и преданий, были постепенно забыты, и к XVIII в. реформация остановилась. За эти 200 лет были созданы несколько протестантских церквей — лютеранская, кальвинистская, церковь гугенотов, англиканская. В конце этого периода христиане, увидев ошибку своих предшественников, решают продолжить путь возрождения церкви. Так возникает церковь баптистов, пуритан, методистов; им на смену приходят другие многочисленные протестантские деноминации, получившие распространение особенно в Америке. Эти несколько десятков протестантских церквей (конфессий) отличает друг от друга различная степень принятия отдельных положений Библии, но ни одна из них так и не приняла целиком, в полном контексте Библию, учение Иисуса Христа, изложенного в Ветхом и Новом Завете, то есть полной Библии! Многие из церквей возникли в силу определенных исторических событий или деятельности нескольких человек. В XX в. особую силу получило движение, направленное на модернизацию церкви и ее учения, приспособление ее к современной жизни, особенно под молодежь. Так возникли церковь Христа, церкви Бога и др. Порой церкви возникали из-за борьбы отдельных руководителей, к примеру, многочисленные церкви пятидесятнического толка и другие (15, 53, 64, 65, 88, 108, 109, 136, 146, 147).
2.3. Лжехристы и лжепророки
В предыдущих главах мы уже говорили о том, что многие церкви, носящие имя Христа, на самом деле представляют собой страшные секты, создавая которые сатана имел целью дискредитировать учение Христа в глазах неверующих людей, отталкивая их фанатизмом, глоссолалией, разрушением семей и др. Каждая из таких церквей почти всегда имеет свои собственные «священные писания», авторитет которых ставится выше Библии. По данным статистики, подобные церкви популярны, и их литература выходит большими тиражами, так что людям, незнакомым с Библией, трудно разобраться в этом потоке информации. Единственный верный совет, который можно дать людям, встречающимся с обилием подобной литературы, приведен на страницах Библии, и мы предлагаем его вашему вниманию: «Исследуйте Писания…» (Иоанна 5:39) и «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно…» (Иоанна 7:17). Иными словами, когда нельзя сказать: «Так говорит Библия», даже если на нее ссылаются, имеют учение ложное! Подчеркнем еще раз — только и единственно Библией, в полном ее контексте, а не отдельно приведенными местами (которые правильно можно понять лишь в полном контексте всей Библии), следует руководствоваться при оценке того или иного учения той или иной конфессии — неважно какой — государственной церкви или протестантской! Об отступниках от Божьего учения Христос сказал: «…люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим… ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? …Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Марка 7:6—9, 13). Нередко от многих людей можно слышать такое утверждение: «Какая разница, как поклоняться Богу? Лишь бы поклоняться! Ведь у каждого свой путь, и все пути ведут к Богу, все церкви, ибо они учат добру!» На это можно ответить вновь словами Иисуса Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:21—23).
Итак, мы увидели, что многообразие христианских церквей сегодня объясняется политическими, историческими, теологическими, национальными и другими причинами, и, в первую очередь, — деятельностью князя тьмы. Имея в своих рядах много искренних христиан, все же ни одна из названных конфессий не отвечает Библейскому пророческому критерию об истинной церкви Божией, Церкви остатка, которая была у Христа всегда, на протяжении всех веков! (4, 15, 22, 29, 30, 32, 35, 39, 40, 41, 48, 53, 59, 60, 62, 63, 65, 71, 73, 77, 80, 88, 96, 97, 108, 109, 122, 123, 128, 129, 136, 146, 147).
В какую бы из церквей пришел бы наш Господь Христос сегодня, окажись Он вновь на земле? Ответив на этот важнейший для каждого вопрос, мы придем к заключению, какая же из церквей является действительно Его церковью, церковью Божией!