Опарин А.А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь
Часть I. Археологическое исследование книги Есфирь

Глава 12

Перстень Амана

Перстень, некогда подаренный Аману, Ксеркс теперь отдал Мардохею. Эта передача перстня символизировала царскую милость и доверие. Также на Востоке царский перстень был символом власти. На просьбу царицы возвратить письма, отправленные царём в провинции, в которых было дано повеление об истреблении иудеев, царь “предложил ей написать от имени его всё, что угодно будет решить касательно иудеев, скрепить это его печатью и разослать письмо по всему царству: ведь никто, кто прочитает послание, снабжённое царскою печатью, не осмелится действовать против указа. Когда затем было послано за царскими писцами, она приказала им написать касательно иудеев следующее письмо, адресованное всем [жившим в стране] народностям, всем управителям и начальствующим, от пределов Индии до Эфиопии, сатрапам ста двадцати семи сатрапий: “Великий царь Артаксеркс, приветствует начальствующих лиц и всех благомыслящих и преданных ему людей. Многие злоупотребляют обильными благодеяниями и почётом, которых они добились благодаря щедрости своих правителей, и притом решаются оскорблять не только своих подчинённых, но даже своих же собственных благодетелей; таким образом они искореняют чувство благодарности среди людей и, вследствие наглости своей, не умея пользоваться дарованными им сверх всякого ожидания дарами и не чувствуя признательности к виновникам этого их обогащения, они верят слепо, будто всё это останется неизвестным Божеству и будто сами они сумеют избегнуть наказания. Некоторые из таких людей, получив от дружески к ним расположенных лиц управление делами и питая к некоторым особенную ненависть, путём ложных сообщений и клеветнических наветов побудили правителей своих восстать и разгневаться на совершенно невинных, которые в силу этого подверглись опасности погибнуть… И вот ныне сын Амадафа, Аман… достиг у всех великого почёта… ему все поклонялись и он занимал после меня второе место в государстве и пользовался всем подобающим столь высокому сану почётом, но он не был в состоянии достойно отнестись к выпавшему на его долю счастью и не сумел разумно пользоваться великими доставшимися благами; но он злоумышлял против моей власти и моей жизни… При этом он… посягнул на Мардохея, и на мою подругу в жизни и на престоле Эсфирь, злобно и обманным образом добиваясь их гибели… Того же, который повел против них интригу, я повелел распять вместе со всем родом его пред воротами города Сузы… Вам же я повелеваю вывесить копию этого указа во всём царстве, оставить иудеев в покое и предоставить им жить по их собственным законам, оказав им поддержку во всех тех случаях, если бы им на тринадцатый день месяца адара пришлось отражать лиц, которые вздумали бы их в этот день обидеть. Этот день по желанию Господа Бога, станет для них днём спасения вместо гибели. Да будет день сей днём радости для всех преданных нам людей и днём памятным для злонамеренных, дабы они вспомнили о наказании… Этот указ пусть будет обнародован во всех частях подвластной нам страны и пусть все достаточно приготовятся к тому вышеуказанному дню, чтобы отразить врагов своих”. Всадники немедленно развезли эти указы по всем направлениям” [1]. “В силу царского разосланного по всей стране указа иудеи в одних только Сузах перебили около пятисот врагов своих” [2]. “И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей. Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселья” (Есф. 9:16—17). Итак, согласно указу Ксеркса иудеям разрешалось оказать сопротивление своим противникам, чем они и не преминули воспользоваться. Отменить же вообще свой указ об истреблении евреев царь не мог, ибо, как мы помним, законы мидян и персов не могли отменяться. Поэтому и был найден такой необычный выход из сложившегося положения. Однако, заметим, что получив от царя полную свободу действия, иудеи не использовали её с целью наживы и простой мести, как то планировали персы. Во-первых, Библия и другие исторические документы говорят, что евреи обрушились лишь на своих врагов, обидчиков, чинивших им зло и козни. Во-вторых, евреи “на грабёж не простёрли руки своей” (Есф. 9:15). Примечателен также тот факт, что чудо-избавление, произошедшее с еврейским народом произвело громадное впечатление на другие народы необъятной Мидо-Персидской державы. Это привело к тому, что многие из них подвергли себя обрезанию [3] и сделались Иудеями (Есф. 8:17). Так к Божьей церкви присоединились люди, принадлежавшие к различным народам и племенам. Это ещё раз иллюстрирует тот факт, что дверь спасения была открыта Господом всегда и для всех народов. “Поэтому Иудеи сельские, живущие в селениях открытых, проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу; [живущие же в митрополиях и пятнадцатый день Адара проводят в добром веселье, посылая подарки ближним]. И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним, о том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование — в день праздничный, — чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным. И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, и о чем Мардохей написал к ним” (Есф. 9:19—23). “Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их” (Есф. 9:27, 28). Подобно тому, как древние иудеи были спасены во дни Эсфири, так и в последние дни земной истории Христос чудесным образом избавит Свой народ. Из гонимого, презираемого всеми он станет народом-победителем, который наследует вечную жизнь. “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны” (Откр. 21:1—5). Сегодня Христос обращается к каждому из нас со словами: “И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (Откр. 22:17).

Постскриптум

Перед царицей Эсфирь лежали все богатства и сокровища Мидо-Персидской империи. Но она была готова полностью пожертвовать ими во имя счастья своего народа, пусть даже ценой собственной жизни. Она понимала всю призрачность и недолговечность этих несметных богатств по сравнению с сокровищем вечной жизни и вечного счастья, которое может даровать только Господь.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования