Опарин А.А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь
Часть II. Археологическое исследование книги Руфь

Глава 3

Извечный вопрос

Одинокие путницы долго брели по опасным дорогам Палестины. Но вот, наконец, показалась родная земля — Иудея. Как по-разному эти две женщины вглядывались в неё! Одна, Ноеминь, невольно вспоминала события многолетней давности. Когда она, ещё молодая, полная сил, с мужем, двумя сыновьями и имуществом покидала этот край, направляясь в Моав. Минули годы. И теперь она, уже пожилая женщина, похоронившая мужа и сыновей, без всяких средств к существованию возвращается на родину. Вторая, Руфь, с нетерпеливым ожиданием и интересом вглядывалась в эти места. Места, в которых она никогда не была, где жил иной народ, но где царил Господь, к Которому она стремилась всей душой. Вот, наконец, они вошли и в родной город Ноемини — Вифлеем. “И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?” (Руфь 1:19). Встреча с жителями этого города была для неё особенно тяжка. Ибо они оживили в её памяти те времена, когда она была молода и счастлива. Теперь же по-человечески для неё всё было кончено. И здесь весьма назидательно отношение Ноемини к своему состоянию. Да, этой женщине было безусловно тяжело, и даже её имя (Ноеминь — в пер. с еврейского приятная) вызывало теперь у неё боль. Она не понимала, за что Господь послал ей эти беды и несчастья, ведь она была верна Ему. Однако, несмотря на это в её словах нет ропота и гнева. Подобно Ноемини, многие другие герои Библии также часто не понимали, почему с ними, — людьми, которые живут по Божьим законам, — происходят беды, а у отъявленных грешников жизнь порой складывается весьма хорошо. Где же справедливость? — вопрошали патриархи и пророки. “Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный” (Авв. 1:2—4); “Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях — сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: „Он не увидит, что с нами будет“” (Иер. 12:1—4). Этот вопрос: “доколе, Господи?!” проходит через всю историю земли. Сегодня практически все люди так же вопрошают и говорят: если есть добрый Бог, почему в мире существует столько зла? Почему гибнут в Чечне дети? Почему погибли тысячи людей 11 сентября при атаке террористов? Почему была зверски изнасилована и убита молодая девушка? Почему маленький ребёнок умер от рака? Почему? Почему? Почему?.. На многие из этих вопросов мы не можем найти ответа. Их мы получим только в вечности. Нам трудно бывает понять, почему в нашей собственной жизни происходят порой горькие события, без какой бы то ни было видимой причины. Но реакция на эти события у людей разная. Да, Ноеминь и другие герои Библии не понимали, почему с ними это произошло. Им было тяжело и духовно, и физически. Они не видели по-человечески выхода из сложившихся обстоятельств. Но они продолжали доверять своему Богу. В словах жены Елимелеха нет ропота против Господа. Здесь уместно вспомнить пример другой библейской героини — жены Иова, в жизни которой произошли события аналогичные тем, что случились с Ноеминью. Она также лишилась детей и имущества. И в ответ на эти несчастья, она сказала, обращаясь к Иову: “ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри” (Иов. 2:9). Две схожие ситуации — и какие разные реакции! Обеим этим женщинам трудно, тяжело. Но одна проклинает Бога и призывает это сделать своего мужа, а другая продолжает безропотно со слезами на глазах нести свой крест. А как в годины несчастий реагируем мы с вами, уважаемый читатель? Подобно жене Иова или жене Елимелеха? Не звучит ли порой в наших словах и действиях ропот против Бога? Умеем ли мы принимать, как Ноеминь и Иов, не только доброе от Бога? Не подкашивают ли нас беды? Умеем ли мы, забывая заднее, простираться вперёд? Заметим, Господь нигде в Библии не осуждает таких людей, как Аввакум, Иеремия, которые задают Ему вопросы, спрашивая: почему происходит или произошло то или иное событие? Более того, мы видим, что Христос объясняет им причины этого или даёт утешение. Так и у нас, когда происходит что-то горькое, мы можем не бояться поделиться своей печалью с Богом. Задать Ему вопросы, которые волнуют и беспокоят нас. Бог хочет, чтобы мы излили всё, что у нас на сердце. Недаром в Мф. 11:28 говорится: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Мы также должны помнить, что “…Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1Кор. 10:13). И это тоже является для нас хорошим утешением в бедах. Библия учит нас, что ни один волос не упадёт с головы человека без ведома Бога: “у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:30). И если Творец допускает в нашей жизни какое-либо испытание, то только для нашего же блага. “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28). Ноемини было очень тяжело, но она вверила себя в руки Господа и Он совершил чудо в её жизни. “Какая счастливая случайность! Как это могло произойти? Как мне повезло! Ведь этого же не должно было случиться!” — подобные восклицания мы часто можем слышать от других и говорить их сами. Случай — что это такое? Имеет ли вообще это слово право на жизнь? Как можно разобраться в тех случайностях, которые, как мы считаем, происходят в нашей жизни? Исследование этой интересной проблемы станет предметом рассмотрения нашей следующей главы.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко