Глава 2
И Орфа, и Руфь, они обе хотели пойти с Ноеминью, но в конце концов решилась на это только одна. Здесь для нас явлен пример отношения к истине различных людей. Одни люди, подобно Орфе, желают следовать за Господом. Они сознают свою нужду, их не удовлетворяет настоящее положение вещей. Они тянутся к истине, однако… силы для того, чтобы сделать решительный шаг у них нет. Они подобны той категории людей, о которой Христос говорил в своей притче о сеятеле. “Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока… А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется” (Мф. 13:5, 20—21). Не бывает ли так и в нашей жизни, когда мы душой понимаем важность и необходимость принятия Христа в сердце, но заботы этого мира, суета, привычная, пусть даже плохая обстановка, друзья, боязнь мнения окружающих мешают нам сделать это? В своей повседневной жизни мы порой пытаемся совмещать следование за Богом и одновременно за обычаями этого мира. Мы пытаемся служить и Богу и маммоне (Мф. 6:24). Но в конце концов мы рано или поздно встанем перед выбором, когда придётся сказать чёткое “да” или “нет”. Встанем перед выбором, который определит в дальнейшем всю нашу жизнь. Встала перед таким выбором и Орфа, когда ей необходимо было избрать: либо следовать за Ноеминью и её Богом в неведомую землю, либо остаться здесь в Моаве, стране грубого идолопоклонства и разврата. Довериться Богу или нет, вручив Ему свою судьбу? Этот выбор был для Орфы очень тяжёл, она плакала. В ней шла борьба. Но, в конце концов, после долгих колебаний и сомнений она избирает более лёгкий путь — остаться в Моаве. Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе этой девушки. Как она сложилась? Когда и как она умерла? Был ли у неё новый муж и дети? Она просто сходит со страниц истории в безызвестность, разделив судьбу миллионов безымянных людей, канувших в лету веков и оставивших после себя только прах. Её же родная сестра Руфь поступила иначе. Обе девушки выросли в одном доме, получив схожее воспитание. Обе они жили и воспитывались в развращённой среде языческого общества. Обе были жёнами иудеев. Обе одинаково общались со своей глубоко верующей свекровью. Они обе любили и уважали её. Но в отличие от Орфы, у Руфи была крепкая вера, доверие к Богу, и она сумела сделать решительный выбор: отказаться от всего привычного и знакомого и пойти в неведомую страну, к неведомому народу. Представим себе, что сегодня нам предлагают переехать в совершенно нам незнакомую страну, население которой говорит на непонятном языке. При этом мы должны оставить свой дом, знакомых, родственников, имущество, причём взамен не обещается ничего. Нам предлагают переехать туда для того, чтобы улучшилась наша духовная жизнь. Как бы вы отнеслись, читатель, к подобному предложению, пусть оно даже исходило бы от самого близкого для вас человека? Имеем ли мы, люди XXI века, читающие Библию, посещающие церковь, знающие библейские доктрины такое доверие к Богу, какое имела моавитская девушка — пойти за Богом, куда бы Он не повёл? (Мф. 8:19). В Библии мы ещё читаем о схожих ситуациях, когда верующим людям Господь повелевал выйти из греховного общества, в котором они жили, и идти в обетованную землю. Так было с Авраамом, которому было повелено выйти из Ура Халдейского (Быт. 12 глава), евреям выйти из Египта (Исход 6 глава). Но в отличие от них Руфь была в более сложной ситуации. Так, Авраам выходил не один, а со своей семьёй и слугами, к тому же он был мужчина. Еврейский народ вообще выходил из Египта числом в несколько сотен тысяч человек с обозами. Руфи же предстояло выйти одной, лишь со своей пожилой свекровью. Выйти и идти многие десятки километров по весьма опасной дороге, по которой с огромной осторожностью передвигались огромные караваны, охраняемые воинами. Ибо это было очень страшное и жестокое время, когда убийство и изнасилование не считалось грехом. И вот молодой девушке предстояло идти по этому страшному пути, где её могли убить, изнасиловать, взять в плен и увезти в далёкие страны. Однако, она решилась на это, ибо доверяла Богу. Она не желала жить среди порока и поклоняться изуверским богам своей земли. Она видела Ноеминь и видела, что та стала такой благодаря своей вере и своему Богу. Руфь очень хотела преображения в своей жизни. Она хотела изменить свой характер, победить грех.
Сегодня перед подобным выбором, пред которым оказались в своё время Орфа и Руфь, стоим и мы, жители третьего тысячелетия. В русских народных сказках мы часто читаем о том, как во время долгих странствий их герои приходили к развилке дорог, у которой стоял древний камень. На нём были высечены слова, говорящие путникам о том, что их ждёт, если они выберут ту или иную дорогу. Пред похожей развилкой оказываемся и мы в своей жизни, когда необходимо сделать выбор между Богом и дьяволом, между добром и злом, между следованием библейским законам и человеческим постановлениям. И при этом, подобно древнему камню, Библия повествует нам о нашей участи, если мы изберём тот или иной путь. Обращаясь к нам, Христос говорит: “Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30:19). Что изберём сегодня мы, уважаемый читатель? Право выбора остаётся за нами. Мы сегодня так же, как герои Библии стоим перед дилеммой — быть с Богом, доверясь Ему, или нет. В отличие от библейских героев нам не нужно, чтобы быть верными Богу, оставлять свою страну и город, направляясь в неведомую землю. Нам не нужно оставлять близких и друзей, жертвовать имуществом, однако мы также должны совершить исход. Но исход духовный. В своё время Христос молился Богу, говоря о своих последователях: “Не молю Тебя, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы Ты сохранил их от зла” (Ин. 17:15). Живя среди греховного мира, где царствуют законы наживы и порока, мы не должны жить по этим законам. Мы не должны участвовать в греховных делах этого мира. Его философии (секуляризм, эзотерика, лжехристианство, теософия), его обычаи (гражданский брак, свободный секс), его методы (клевета, предательство), его цели (карьеризм, деньги, женщины) не должны властвовать над нами. Нам необходимо выйти из всего этого греховного, что окружает нас. И сделать это, как мы видим по личному опыту, бывает порой не менее сложно, чем когда-то героям Библии. Но подобно тому, как тогда выход означал жизнь, а остаться на месте — смерть, так и сегодня выход из духовного Вавилона (этот библейский символ означает богоотступнические силы, объединяющиеся в канун Второго пришествия Христа) — означает жизнь и право на спасение, а пребывание в нём — смерть, и смерть вечную, без надежды на спасение.
Обращаясь к Ноемини, Руфь сказала: “…не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом” (Руфь 1:16). Руфь оставляет проклятые сокровища земли Моав, которые так ценили его жители и к которым так стремились многие израильтяне — вспомним, например, отступничество иудеев при Ваал-Фегоре (Числ. 25 глава). Руфь избирает евангелие, вечные ценности, вечные сокровища, которые дают человеку счастье, мир, покой, радость. И главным среди этих сокровищ является вера. (Подробнее о великих сокровищах, которые сегодня Господь предлагает человеку см. главу “Вечное сокровище” данной книги).
В своей жизни мы очень часто задаем вопросы. Особенно часто мы их задаем, когда нам плохо. И, пожалуй, наиболее распространенным и болезненным является вопрос: почему и зачем Бог допустил это в моей жизни? В следующей главе с помощью героинь книги Руфь мы найдем ответ на этот вопрос.