Опарин А.А. Проклятые сокровища. Археологическое исследование книг Есфирь и Руфь
Часть II. Археологическое исследование книги Руфь

Глава 5

Загадочное слово “гоел”

“И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! И сказал Вооз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это молодая женщина? Слуга, приставленный к жнецам, отвечал и сказал: эта молодая женщина — Моавитянка, пришедшая с Ноеминью с полей Моавитских; она сказала: „буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов“; и пришла, и находится здесь с самого утра доселе; мало бывает она дома. И сказал Вооз Руфи: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!” (Руфь 2:4—12). В этих стихах мы встречаемся с ещё одним действующим лицом этой книги — Воозом. Это был очень богатый человек и весьма знатный. Здесь нам Библия показывает, что ошибаются те люди, которые говорят, что христианство — это религия бедных людей, и неотъемлемым его атрибутом являются сума и слёзы. Те же, кто имеют достаток и жизнь, не содержащую трагедий христианами, истинными христианами быть якобы не могут. Однако, Священное Писание показывает, что это весьма ошибочное мнение. Езекия, Авраам, Исаак, Иосиф, Вооз были очень богатыми людьми, мультимиллионерами, говоря современным языком. Они занимали весьма высокое положение в обществе, но были глубоко верующими, посвящёнными Богу людьми. Вместе с тем, Библия рассказывает нам и о бедных людях, таких как некоторые из апостолов и пророков, которые также верны были Господу, но были при этом бедны. На первый взгляд, какая-то несправедливость. Однако, никакой несправедливости нет. Просто Господь знает, кому из людей и что можно доверить. Что для человека станет соблазном и преткновением на пути к вечности, а что — нет. И если богатство для кого-то является этим камнем преткновения, то Христос не будет человеку давать его, ибо оно вместо счастья приведёт человека к гибели. Как и власть: одних людей, — как Моисей, — она возвышает, а других, — как царь Ахав, — развращает. То же самое касается и испытаний в жизни человека. Согласно Библии, выделяется 12 характеров спасённых людей (Быт. 49 гл. и Втор. 33 гл., комментарий см. Опарин А. А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие, Харьков, Факт, 2001, с. 207—219). Один из характеров принадлежит Гаду: “Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам” (Быт. 49:19). Т.е. жизнь этого человека будет полна нескончаемых испытаний и борений. Другой характер принадлежит Асиру: “Об Асире сказал: благословен между сынами Асир, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою” (Втор. 33:24). Здесь мы наблюдаем совершенно иную картину. Достаток, мир, почёт. Если всё это дать людям с характером Гада, то они преткнутся об это, согрешат и погибнут для вечности. Целью же Господа является в первую очередь спасти человека. И история с Руфью показывает нам, что Вооз был тем человеком, которому богатство и почёт не затмили глаза. Мы это видим как по уважительному отношению Вооза к своим жнецам (см. Руфь 2:4), так и по его чуткому отношению к бедной девушке. Он проявил к ней внимание и заботу. Этих качеств не доставало людям всегда, и особенно их недостаёт сегодня. Каждый занят только собой, другие люди его интересуют лишь с точки зрения собственных интересов. Здесь стоит отметить, что Вооз проявил заботу не просто о девушке, а девушке-моавитянке. Дело в том, что как мы помним израильский и моавитский народ были давнишними врагами. Они ненавидели друг друга. Более того, многие израильтяне считали их недостойными даже спасения. Они неверно понимали следующее: “Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки” (Втор. 23:3). Они не понимали, что этот стих указывал на то, чтобы израильский народ не принимал обычаев, нравов, религии моавитян через смешение с этим народом, который погряз в грехах. Однако, когда дело касается вопросов спасения, Господь не взирает на лица. “Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце” (1Цар. 16:7). И подобно тому, как Он посылал пророков к израильтянам, Он так же обращался с вестью Евангелия к ассирийцам, вавилонянам, сирийцам, грекам, римлянам. Недаром даже в родословии Господа присутствует хананеянка Раав — жительница Иерихона (И. Нав. 2 гл.) и моавитянка Руфь (Мф. 1:5, 17). Христос сказал: “…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном” (Мф. 8:11). И Вооз по примеру Бога смотрел на человека, как на отдельную личность, как дитя Божье, вне зависимости от его национальности. Вооз узнал то добро, которое делала Руфь для его дальней родственницы, как она, следуя за Ноеминью покинула свой край, ища Бога. Он проникся состраданием к этой девушке. И потому повелел своим слугам, чтобы они милостиво обходились с ней.

“[Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею. Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою” (Руфь 1: 15—17). В этой главе Господь также показывает, что Он никогда не оставляет тех, кто идёт Его путём. Руфь делала добро для своей свекрови. Делала не для того, чтобы это заметили другие люди и не для того, чтобы заработать у Бога спасение. Она делала так потому, что иначе просто не могла поступить. Библия это называет делами веры, т.е. когда человек, движимый Богом делает добро без всякой корысти, ибо это его сущность. Но выделяет Библия и такое понятие, как дела закона. Внешне они выглядят так же: помощь ближнему, соблюдение заповедей. Но движущий лейтмотив их совершенно иной. Люди делают их, чтобы другие увидели их святость, набожность, чтобы оценили то добро, которое они делают. Наконец, чтобы этими добрыми делами заработать у Бога спасение. Праведные поступки Божии не вызывают Божию милость, но вытекают из Божьей милости. Божий народ совершает дела милосердия и любви не с тем, чтобы заслужить Божию благодать, а в ответ на Его благодать. Именно так поступала Руфь, и Господь ответил ей. “И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть” (Руфь 1:19—20).

Однако, услышав рассказ невестки, Ноеминь начала понимать, что Господь услышал её молитву и встреча с Воозом является ответом на неё. Родственник-избавитель (по-еврейски “гоел”) — являлся спасителем, хранителем, защитником интересов личности. Родственник-избавитель мог выкупить израильтянина, который вынужден был продать себя в рабство. Точно так же, если бедность вынуждала человека продать унаследованную им от предков землю, гоел имел право первым выкупить её так, чтобы она осталась в семье (Лев. 25:24—49). Библия также много раз говорит о том, что Господь для нас является “гоелом” (Иов 19:25; Пс. 18:15; 77:35; Иер. 50:34 — в этих местах употребляется слово “гоел”). Это слово часто употребляет пророк Исайя, когда говорит о спасении из Вавилона, посланного Богом Его народу. Христос является нашим гоелом — нашим Спасителем, Хранителем, Избавителем. Мы дети небесного Отца, Который искупил нас!

В следующей главе мы станем свидетелями того, как история бедной моавитской девушки приобретает эпохальное значение. Мы узнаем, что Руфь, оказывается, сыграла огромную роль и в моей личной жизни.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования