Опарин А.А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета
Часть IV. Свидетели

Глава 8

Слово предоставляется председателю синедриона

Фарисей — это слово стало давным-давно нарицательным и являющимся синонимом коварства, ханжества, лицемерия, спасения собственными заслугами и делами. И это вполне оправдано, ибо исторические фарисеи полностью соответствовали этой характеристике. Однако исключения бывают всегда. И вот таким исключением среди фарисеев был Гамалиил, который по собственному свидетельству апостола Павла был его учителем. Именно благодаря заступничеству этого человека апостолы в свое время не были осуждены: «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывесть Апостолов на короткое время… сказал: …отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, А если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:34-39). Это сообщение книги Деяния всегда вызывало у критиков Библии много вопросов, и, в частности, как председатель синедриона (а именно им был Гамалиил) мог вступиться за христиан, проповедь которых подрывала основу иудаизма! Известно, что со времен Христа фарисеи всегда выступали против Него Самого и Его последователей. А здесь в лице Гамалиила происходит все наоборот, и более того, в его речи звучит смирение относительно того, кто прав: христиане или иудеи, и не исходит ли проповедь и деятельность христиан от Самого Бога? Именно это звучит в его словах!

А таким образом мыслить и говорить председатель синедриона и всеми уважаемый фарисей просто не мог! Поэтому марксисты решили, что речь Гамалиила, приведенная в Деяниях, является выдуманной Лукой, да и сам факт исторического существования Гамалиила был поставлен под сомнение.

Впрочем, последнее утверждение использовалось советскими учеными только в 30-е годы, ибо отрицать существование такой личности, как Гамалиил, было слишком даже для идеологизированной советской науки.

Итак, кто же такой Гамалиил и известен ли он как историческая личность?

«В царствование Агриппы Первого, во главе Иерусалимского синедриона стоял Гамлиель Первый, внук великого законоучителя Гилеля. Гамлиель мудро руководил деятельностью синедриона, приспосабливая законодательство к потребностям жизни. Одним из учеников Гамлиеля был Савл из Тарса, который впоследствии отпал от еврейства и сделался главным апостолом христиан под именем Павла» [1].

Не отрицается историчность Гамалиила и у ученого-атеиста З. Косидовского, крайне отрицательно в силу политического заказа относившегося ко всему, что связано с христианством. [2]. Словарь Брокгауза и Ефрона добавляет, что Гамалиила «народ… очень уважал; он первый получил звание раббана (главного учителя — прим. А. О.)» [3].

Умер этот человек до 70 года по Р. Хр. [4].

Итак, Гамалиил действительно существовал и был председателем синедриона во времена апостола Павла. Но мог ли он столь благосклонно относиться к христианам и к их учению?

Изучение трудов Гамалиила и его теологической школы, основанной его дедом Гилелем, показало следующее: «Иногда там встречаются почти буквальные совпадения с Новым Заветом. Приведем хотя бы несколько наиболее характерных примеров. В трактате «Жертвоприношение» сказано: «Кто подает милостыню тайно, тот выше самого Моисея». Это напоминает слова Спасителя, сказанные Им в Нагорной Проповеди. К ней же примыкают другие наставления раввинов: «Лучше краткая молитва с благоговением, чем длинная без усердия», «Если твой ближний попросит у тебя осла, возложи седло на спину свою», «Не будь скор на гнев…», «Начало Торы и конец ее — любовь к людям» [5].

Сходство с Христовыми заповедями имеют и слова: «Плати добром за зло», отрицающие древний закон возмездия по принципу «око за око» [6].

Поэтому слова апостолов, проповедующих об этом же, были весьма близкими Гамалиилу, но будучи весьма умным человеком, он увидел, что эти истины, проповедуемые им, имеют порой весьма разрозненный характер и не могут поэтому сравниться по глубине и единству со словами христианских проповедников.

Мы не знаем, что именно творилось в душе председателя синедриона, но его слова, приведенные выше: «…берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками», — говорят очень о многом.

Гамалиил был одним из первых высокопоставленных лиц того времени, кто увидел в христианстве не просто человеческое учение!

Сегодня, когда мы читаем это место из книги Деяния, мы знаем, что учение и учеников Христа не постигла участь сторонников лжемессий Иуды Галилеянина или Февды, исчезнувших после смерти их предводителей.

Христианство же, напротив, после смерти и воскресения Иисуса Христа начало победное шествие по миру. Его не смогли уничтожить ни великие императоры, ни философские системы Востока, ни лжеучителя. Не сгорела Истина и на кострах средневековой инквизиции, как не была уничтожена и в римских цирках. История показала, что «это дело исходит действительно от Самого Бога»! Сегодня слова Гамалиила являются свидетельством этого для каждого из нас, а председатель синедриона дает показания в пользу Истины, показания, проверенные временем и Словом Божьим.

P.S. Некоторые источники сообщают, что в конце своих дней Гамалиил принял христианство, но сообщения об этом не могут сегодня рассматриваться, как точные, ибо они не проверены и исторически не доказаны [7].

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 8 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Дубнов С. М., Краткая история евреев, СПб, 1912, ч. 2, с. 58.

[2] Косидовский З., Сказания евангелистов, М., Политиздат, 1979, с. 125, 129, 135.

[3] Брокгауз и Ефрон, Биографии, М., 1994, т. 3, с. 604.

[4] Там же, с. 604.

[5] Хагига, 1, 5 а; Шаббат, 10, Менахот, 110; Сота, 14 а.

[6] Шемот Раба, 22.

[7] Брокгауз и Ефрон, Биографии, М., 1994, т. 3, с. 604.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко