Глава 9
Ефес — один из городов, в котором проповедовал апостол Павел. Но окажись апостол в этих краях сегодня, он бы не узнал знакомых мест. «Все вокруг изменилось. На месте гавани простиралось болото. От моря, когда-то подступавшего к городу, остались небольшие озера. Кое-где белели развалины древних строений, но большая часть их скрылась под слоем ила и песка» [1].
И если бы мы прошли среди этих развалин, следов былого великолепия, и если бы внимательно прислушались, то быть может услышали бы громкие возгласы древних жителей, кричавших в свое время: «Велика Артемида Ефесская!»
Проповедь апостола Павла в этом городе встретила ожесточенное сопротивление гильдии ремесленников, ведомых неким Димитрием, серебряных дел мастером. «Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! Вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги; А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушавши это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!» (Деян. 19:25-28).
Только благодаря вмешательству властей, жизнь учеников Христа была сохранена. Димитрий и его сторонники боялись, что проповедь Павла приведет к ниспровержению храма и веры в саму Артемиду. Однако блюститель порядка успокоил народ, сказав, что не стоит волноваться, ибо Ефес был и есть служитель и почитатель Артемиды, и никакая проповедь не сможет разрушить ни храм, ни веру в великую богиню (Деян. 19:35).
Народ, рассудив спокойно, согласился с доводами властей.
Но история показала обратное, подтвердив опасения серебряных дел мастера Димитрия. Проповедь скромных апостолов разрушила культ Артемиды, а время почти ничего не оставило и от ее великолепного храма, входящего наряду с пирамидами в число Семи чудес Древнего Мира, восторженно описываемого древними историками. «Иония отличается прекрасным климатом и ровной температурой воздуха; в ней есть такие храмы, каких нет нигде. Первым из них по величине и всякому богатству является храм Артемиды в Ефесе» [2].
«Описание храма оставили также Геродот, Страбон, Плиний Старший. Храм Артемиды занимал огромную площадь (110x55 м). Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружало 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров… Внутреннее помещение храма было облицовано мраморными плитами… В целле находилась гигантская статуя богини (высотой в 15 метров). Лицо богини, кисти рук и ступни ног были сделаны из дерева, составлявшего основу статуи. Всю остальную поверхность сплошь покрывали золотые украшения и драгоценности» [3].
Греческий историк Геродот так же пишет, что когда Крез (царь Лидии, 6 век до Р. Хр.) осадил Ефес, то ефесцы посвятили свой город Артемиде [4]. Это сообщение подтверждает упоминание в Деяниях об Ефесе, как городе Артемиды. Однако храм богини был не только культовым зданием. «Святилище издавна было также сокровищницей и банком. Здесь помещали свои сбережения государства и частные лица, греки и персы… Деньги, хранившиеся в Артемисионе, не лежали мертвым капиталом. Жрецы храма охотно ссужали их под большие проценты. Так росли богатства самого храма и его служителей» [5]. Так историк 1-2 века до Р. Хр. Дион Хризостом пишет: «У ефесян… вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только ефесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а так же деньги, принадлежащие народам и царям… Все помещенные вклады помещают ради их безопасности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят».
Располагалась в храме и крупнейшая в тогдашнем мире картинная галерея. Собственностью храма были и многочисленные земли и даже озера [6].
Таким образом, храм Артемиды был не только религиозным, но и экономическим центром Ефеса и всей Малой Асии. Поэтому проповедь, направленная против Артемиды, ставила под угрозу материальное благополучие не только жрецов, но и ремесленников, купцов, банкиров. Поэтому становятся более понятными причины, которые побудили этих людей бурно протестовать против проповеди Павла, что же касается простых горожан, то так как они не пользовались преимуществами храма, то и без всякой оглядки могли принять проповедь апостолов.
После крушения Римской империи город теряет всякое значение. Начинается его медленное умирание. Над Ефесом проносились вражеские нашествия, опустошавшие то немногое, что еще оставалось. «Однако самые страшные разрушения причинила храму болотистая почва, которая по замыслу строителя должна была уберечь святилище от землетрясений. Наносы реки Каистра постепенно скрыли остатки разрушенного храма, погрузившиеся в вязкое болото» [7]. Шли столетия, и многим стало казаться, что сообщения Библии и античных историков о великом храме являются легендой. Но не так относился к ним инженер Дж. Т. Вуд, не раз перечитывавший 19 главу книги Деяния. «Эта история пробудила в душе английского архитектора Вуда страстное желание исследовать храм Артемиды — греческой богини охоты, которую почитали во многих городах древнего мира. Британский музей спонсировал его предприятие [8].
Вуд начал работы весной 1863 года. Ил превратил всю местность в болото и английской экспедиции пришлось работать более 4 лет, чтобы найти остатки Магнесианских ворот. Пройдя через многие мытарства, Вуду удалось, наконец, обнаружить остатки мощной крепостной стены. Вскоре инженер нашел два больших текста, которые сообщали, что стену вокруг храма Артемиды построил в 6 году до Р. Хр. римский император Август. В 1869 году Британский музей скупил всю окрестную территорию и начались раскопки самого храма. В процессе трехлетних работ было снято более 100 тыс. м. куб. грунта, и только весной 1873 года были отправлены в Британский музей 60 тонн архитектурных и скульптурных находок [9]. Кроме храма, Вуд обнаружил театр, здание библиотеки, улицы и площади. Через несколько лет после открытия Вудом храма Артемиды, вокруг которого разыгрались события, описанные в 19 главе книги Деяний, английский профессор Дж. Ситлингтон Стеррет сделал еще одну находку, напрямую связанную с пребыванием Павла в Ефесе. «На острове Кипр близ древнего города Патос была найдена еще одна римская надпись. В ней упоминается проконсул Павел, который в книге Деяния назван «мужем разумным», а также описаны беспорядки в Ефесе, упоминаемые в Новом Завете» [10].
Шли годы, и новое археологическое открытие стало иллюстрацией к 19 главе Библейской книги Деяний: «Тридцать пять лет спустя соотечественник Вуда, Дэвид Г. Хогарт, обнаружил под остатками алтаря большую коллекцию изображений богини из бронзы, золота, слоновой кости и серебра. Их изготовляли те самые ремесленники и мастера, почуявшие в проповедях апостола Павла угрозу своему благосостоянию и ответившие Димитрию криками: «Велика Артемида Ефесская!» [11].
Даже антирелигиозная книга советского историка Крывелева вынужденно приводит эти данные, добавляя еще одну деталь, иллюстрирующую точность евангелиста Луки, как историка, описывающего те давние события. «Ефесские ремесленники, по сообщению Деяний, восклицали: «Велика Артемида Ефесская!» Это восклицание совпадает с обнаруженными в храме надписями» [12].
Сегодня развалины храма выступают свидетелями могущества Божьего слова, сокрушившего без единого выстрела великий храм и веру в Артемиду, казавшуюся незыблемой и вечной жителям Ефеса, да и всего тогдашнего мира.
И сегодня только большое воображение может расслышать среди развалин мертвого города Ефеса гордые и вызывающие крики его граждан: «Велика Артемида Ефесская!»
В следующей главе мы выслушаем показания трех проклятых городов.