Опарин А.А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета
Часть IV. Свидетели

Глава 10

Показания мертвых городов

При исследовании земного служения Иисуса Христа невольно бросается в глаза тот факт, что иудеи, которые ждали прихода Мессии и проповедовали о Нем каждую субботу, встретили Его приход крайне враждебно, в то время как язычники, люди вроде бы на первый взгляд далекие от Бога, откликнулись всем сердцем. Духовная гордыня иудеев, их презрение к язычникам, любование собственной самоправедностью не позволили им увидеть Своего Господа, почувствовать нужду в Нем. Древняя колоннада Особое упорство в неприятии Его Слова было проявлено жителями трех городов, располагавшихся на берегах Галилейского озера: Капернаума, Вифсаиды и Хоразина. Эти города добровольно приговорили сами себя к смерти. И приговор над ними был произнесен Самим Творцом: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:20-24).

Когда произносились эти слова, города сии были богатыми и цветущими, но последующая история полностью подтвердила слова Спасителя. И сегодня развалины этих городов являются свидетелями не только верности пророческого слова Нового Завета, но и примером того, к чему приводит неприятие Евангельской вести.

Итак, взглянем на этих немых каменных свидетелей, предоставив им слово на суде.

«Капернаум — это древний город на северо-западном берегу Моря Галилейского в Израиле, располагавшийся близ Телль-Хума, где сохранилось немало развалин… Несмотря на всю свою славу, город полностью исчез и даже его местонахождение было предметом долгих споров» (British Encyclopaedia). Окончательная идентификация развалин города была сделана только в 1916 году немецкой археологической экспедицией, в ходе которой были также открыты развалины синагоги, в которой проповедовал Сам Христос: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил» (Мк. 1:21).

«Среди темной зелени эвкалиптов сверкают белые каменные плиты с четырьмя колоннами. Между камнями, которыми вымощен двор, между разбитыми колоннами и узорными базальтовыми плитами пробивается трава. Все, что сохранилось от некогда находившихся здесь ворот — широкие ступени лестницы. Это — остатки стоявшей здесь когда-то великолепной синагоги, последнее свидетельство древнего Капернаума. В 1916 году немецкие археологи Г. Коль и К. Ватцингер обнаружили под слоем щебенки и дерна разрозненные фрагменты здания. Францисканцы восстановили из руин часть древнего фасада. Стены этой постройки изначально были сложены из белого известняка; с трех сторон ее окружали ряды высоких колонн. Интерьер синагоги… был украшен скульптурами, изображавшими пальмы, виноградные лозы, львов и кентавров. Из большого окна открывался вид на юг, на просторную гладь озера и на дальние очертания голубоватых холмов, за которыми лежал Иерусалим. Оба археолога не сомневались в том, что обнаружили Капернаумскую синагогу времен Христа» [1].

После этого открытия ряд ученых попытались свести его на нет, объявив, что остатки синагоги относятся ко 2 веку и что строение времен Христа лежит под ними. Однако в 1922 году монах-францисканец Орфали тщательно изучил этот вопрос и опубликовал работу, в которой настаивал на том, что руины синагоги относятся именно к 1 веку по Р. Хр. [2].

«На западной стене синагоги есть каменные сиденья, на которых сидели книжники и фарисеи. Кафедра находилась на северном конце стены. Таким образом вы почти можете видеть то место, где стоял Господь» [3].

Иудейская война, смерчем пронесшаяся по Палестине, почти дотла уничтожила древний Капернаум. Однако после нее римляне восстанавливают город, который после раздела империи в 395 году перешел во владения Византии. Но уже через пять лет город переживает новое разрушение, но вызванное на этот раз уже не войной, а страшным землетрясением. Его последствия были столь катастрофичны для города, что византийское правительство решает его не восстанавливать. После этого руины зарастают травой, а память о самом городе, отвергнувшем проповедь Спасителя, стирается из умов людей, а затем и из анналов истории. «Безлюдные пустыни, угрюмые, бесплодные горы, унылые развалины Капернаума» [4]. Но если еще в руинах Капернаума угадываются черты города, то от Вифсаиды и Хоразина оставшиеся развалины настолько жалки и бедны, что даже раскопки руин в Керазе (бывшем Хоразине) и Айн-Эт-Табигах (на месте бывшей Вифсаиды) почти ничего не сообщили нового об истории этих гордых городов, показав лишь, что окончательно они погибли в 400 году по Р. Хр. от того же землетрясения, что и Капернаум.

Рядом с этими заросшими травой камнями высится город Тивериада, современник Капернаума, Вифсаиды и Хоразина. За свою долгую историю Тивериада, основанная в 16 году по Р. Хр. Иродом Антипой, пережила много войн и нашествий. Этим городом владели римляне, византийцы, крестоносцы, египетский султан Салах-ад-Дин, турки, французы при Наполеоне. В 1837 году город переживает страшное землетрясение, но несмотря на все это, он выстоял и существует поныне. Почему выжил именно этот город, а те три — погибли?

Ответ на этот вопрос, необъяснимый с исторической точки зрения, мы находим в Евангелии, в пророческих словах Христа.

Сегодня руины этих городов взывают к нам, жителям 21 века, чтобы мы не повторили их роковой ошибки. Своей горькой судьбой они засвидетельствовали верность слов Нового Завета.

А нами не владеет ли также, как и в свое время их жителями, духовная гордыня, что привела к гибели процветающие города?

Внимаем ли мы предостережению мертвых городов — Капернаума, Вифсаиды и Хоразина?


В следующей главе мы узнаем о памятнике, поставленном в честь того, кого не знаем по имени.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 10 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Келлер В. Библия как история, М., Крон-Пресс, 1998, с. 403.

[2] И. А. Крывелев, Раскопки в «библейских» странах, М., Советская Россия, 1965, с. 204; Орфали, Capharnaum et ses ruines, Paris, 1922.

[3] Г. Геллей, Библейский справочник, СПб., Библия для всех, 1996, с. 502.

[4] М. Твен, собр. соч. в 12-ти т-х, М., 1959, т. 1, Простаки за границей, с. 474.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко