Глава 5
Вступление.
Город Сардис, основанный около 1100 г. до х. э. был столицей богатейшего в мире Лидийского царства. Богатства правителей этого города, и, в частности, царя Крёза, вошли в поговорку: “Богат, как Крёз”. Однако время и войны свели на нет былое величие города, который, к тому же, страшно пострадал от жестокого землетрясения. Сегодня на месте Сардиса остались лишь руины, поросшие травой. В годы своего великолепия Сардис славился высочайшим уровнем науки и искусства, которому совершенно не соответствовала глубочайшая аморальность его жителей. В роскошных, изящно построенных дворцах, царил грех. Именно подобную картину мы и будем наблюдать в Сардисский период церкви, когда внешний презентабельный вид будет скрывать духовную гниль его представителей.
I Раздел.
История церкви.
Реформация, начатая Мартином Лютером, привела к глубоким преобразованиям в церкви и появлению протестантских христианских государств. Последователи Лютера и других реформаторов получили название протестанты, так как они выступали против союза церкви и государства, соединений Божьей истины с языческими учениями в христианстве. Лютер, а вслед за ним Кальвин, Цвингли, Нокс и пр. возвращали церковь к простоте Христова учения, с которого она свернула много веков назад. На протяжении многих десятилетий, начиная с Лютера, дело Реформации развивалось поступательно вверх, т.е. оно освобождало христианство от языческих учений, преданий и измышлений, введённых папством. И вот, когда казалось, что церковь доведёт дело Реформации до конца, движение преобразования остановилось. Наступил Сардисский период церкви. “И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам” (Откр. 3:1—6). Период Реформации остановился в тот момент, когда, казалось, были все условия для её успешного завершения: папство потеряло власть, в Европе стали массово образовываться Библейские общества — в 1804 г. Британское, и пр. Библия стала печататься массовыми тиражами и распространяться по всему миру. Тезис Мартина Лютера: “Праведный верою жив будет”, взятый им из Библии, облетел весь мир. Но если одними людьми он был понят в контексте Библии, то для большинства он стал девизом вседозволенности. Люди пожелали забыть, что вера без дел мертва, и что плохо уклонение как в сторону законничества — религии дел и обрядов, которое наблюдалось при папстве, так и учение о вседозволенности — “дешёвой” благодати. Перестав уделять внимание Божьему Закону, церковь Сардисского периода остановилась в своём развитии, оставив в своём учении языческие догматы, введенные папством: бессмертие души, празднование первого дня недели — воскресенья. В церковь начал вкрадываться мирской дух.
II Раздел.
История пророческого периода на Руси.
Начало XIX века ознаменовалось наполеоновскими войнами, в ходе которых амбициозный корсиканец пытался опровергнуть Библейское пророчество о том, что Европа объединена не будет никогда (Дан. 2:42—43). Но эти войны, бушевавшие почти 20 лет, подтвердили Библейское пророчество и ниспровергли гордого императора. Победоносная русская армия, пройдя всю Европу, доходит до Парижа. К себе на родину солдаты-победители везли не только трофеи, но и прогрессивные идеи как государственного, так и духовного порядка. Причём, эти идеи весьма поддерживал сам Российский император Александр I (1801—1825), в котором почти всю жизнь боролись император и монах, либерал и консерватор. Вообще жизнь этого человека покрыта тайной. Это один из самых загадочных русских самодержцев, который, по мнению многих современников, тайно отрёкся от престола и ушёл в монастырь, тогда как по всей России было объявлено о его смерти [Барятинский В.В. Царственный мистик. Л.: Сказ, 1990]. При нём были проведены, или, точнее, начали проводиться весьма прогрессивные преобразования, которые при их успешном завершении, привели бы, вероятнее всего, Россию к парламентской монархии и устройству по типу современной Великобритании. Неотъемлемой частью этих реформ стало открытие в 1813 году Библейского общества в России, куда входили представители различных христианских конфессий и министры, главной целью которого был перевод Библии на современный русский язык и её самое широкое распространение в народе. Президентом общества стал князь А.Н. Голицын. В 1816 году император даёт согласие на перевод и распространение Библии на современном русском языке [Рижский. Указ. соч. С. 131]. Эта идея была весьма радостно встречена практически во всех кругах, кроме церкви! “Священный Синод отклонил от себя одобрение русского перевода к печатанию и издание его” [Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. СПб.: Тип-я М.М. Стасюлевича, 1899. С. 26]. Почему же православная церковь, которая должна была бы первой радеть о распространении Слова Божьего в России, выступила против. Как мы уже говорили в главах выше, для того, чтобы избежать какой бы то ни было религиозной предвзятости, предоставим самому православному духовенству и их сторонникам в правительстве объяснить свою столь странную позицию. Вот что говорил президент Академии Наук, министр просвещения, ярый поборник православия А.С. Шишков: “При сём необузданном и, можно сказать, всеобщем наводнении книгами Священного Писания где найдут место правила апостольские, творения святых отцов, деяния святых соборов, одним словом, все, что служило оплотом православию? Всякий делается сам себе толкователем Библии и, образовав веру свою по собственным понятиям и страстям, отторгнется от союза с церковью” [Чистович. Указ. соч. С. 245]. Как видим, не скрывается ничего, всё написано ясно и понятно. Действительно, если люди начнут читать Библию, они увидят, что с ней не согласуются творения многих “отцов” церкви и вселенских соборов, а ряд из них прямо противоречит воле Божьей (доктрины о бессмертии души, воскресном дне). И тогда, действительно, от этого полуязыческого оплота православия не останется ничего и люди отторгнут союз с этой церковью, покинув её. Далее, Шишков прямо пишет, “что чтение Священных книг состоит в том, чтобы истребить православие!” [Записки адмирала Шишкова — ЧОИДР; 1868. Кн. 3. С. 65]. Шишкову вторит высочайший иерарх церкви, петербургский митрополит Серафим. Прибыв лично к императору, он демонстративно поверг у его ног белый клобук — символ власти митрополита, и заявил, что не оденет его до тех пор, пока не будет снят князь Голицын и не изменена деятельность Российского библейского общества, которое “колеблет церковь православную!” [Русский архив, 1869. №6. С. 1387—1388]. Государственная церковь действительно начала колебаться в своих основах, многие из которых противоречили воле Божьей, уходя своими корнями в языческую Русь. На своём собрании Священный Синод (высшее управление православной церкви после упразднения в 1700 году Петром I патриаршества), отыскав грамоты православных патриархов, решает отправить их во все духовные учебные заведения и раздать их ученикам семинарий. Дело это возглавил Московский митрополит Филарет [Чистович. Указ. соч. С. 125—126]. В этих Патриарших грамотах о чтении Священного Писания говорилось: “…всякому благочестивому позволяется слушать Писание, дабы веровать сердцем в правду и устами исповедывать во спасение; но не всякому позволяется без руководства читать некоторые части Писания, особливо Ветхого завета. Без разбору позволять неискусным читать свящ. Писания тоже значит, что и младенцам предложить употребление крепкой пищи” [Послания восточных патриархов. СПб., 1838. С. 59]. Искусные — это, конечно, духовенство. Как видим, данное запрещение ничем не отличается от постановлений папства, которое, кстати, в эти же годы запрещает переводы Библии на современные языки. Так в булле папы Пия VII от 1820 года библейские общества объявлялись “ненавистнейшим изобретением, которое нужно истреблять, а переводы запрещать. В 1816 году Пием VII был запрещен перевод Библии на польский язык [Рижский. Указ. соч. С. 134]. Архимандрит Фотий в послании к Александру I заявляет, что ему, якобы, Богом было открыто, что надо немедленно уничтожить! Библейское общество под предлогом, что уже напечатано много Библий и оно теперь не нужно” [Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. С. 237; ЧОИДР, 1868. Кн. 1. С. 270—271]. Так Бог, по словам иерея, выступал против Своего же Слова, да ещё и подсказывал столь нелепый предлог для закрытия. Тем временем произошли изменения в государственном аппарате империи. Первым царским министром становится граф А.А. Аракчеев, отличавшийся крайне реакционными взглядами и деспотизмом. Вокруг него и сплачиваются высшие православные иерархи, уже несколько лет безуспешно призывающие Александра I закрыть общество, распространяемые Библии которого открывают разницу между чистой религией Христа и той, что была принята при Владимире. Наконец, в мае 1824 года князь Голицын был снят, а на его место президента Библейского общества поставлен митрополит Серафим, который немедленно обратился к царю с прошением о необходимости закрыть его, а так же с запиской “о вреде всеобщего обращения Библии, о необходимости прекратить перевод на современный язык и уменьшить скромными мерами число выпущенных Библий” [Рижский. Указ. соч. С. 137]. Спустя несколько месяцев выяснилось, что предстоятель церкви понимал под скромными мерами. Весной 1825 г. по распоряжению духовного начальства несколько тысяч недавно отпечатанных экземпляров русского перевода Пятикнижия сожгли в печах кирпичного завода! [Чистович. Указ. соч. С. 117—118; Рижский. Указ. соч. С. 137]. Да, не только в западной Европе папство сжигало Библии, но и у нас, в России, к сожалению, это ужасное, антихристианское деяние было совершено государственной церковью. После этого средневекового акта вандализма 12 апреля 1826 года библейское общество было закрыто, а перевод Библии приостановлен. Но Библия, несмотря на старания иерархов, достигла людей. Так в течении 7 лет вышло 15 изданий Библии на современном русском языке. Было отпечатано за один только год 22.500 экз. Библии и еще 37.700 экземпляров Нового Завета. Русское Библейское общество успело издать Библии на 41 языке (!) (в том числе на армянском, калмыцком языках) для народов, проживающих на территории России и вне её. Были напечатаны части “Библии для слепых” с выпуклым шрифтом. Духовенство пыталось всячески истребить эти попавшие людям Библии, даже “делая попытки запретить народу домашнее чтение Библии” [Малов В. Библейский спутник, Русское библейское общество. М-К., 1923. С. 60]. Так в России, как и на Западе, период Сардисской церкви, который мог бы стать прекрасным продолжением реформации, стал периодом её не только приостановки, но в чём-то и отката назад. Однако, уже брезжили лучи нового Филадельфийского периода церкви.
III Раздел.
Символика периода.
Третья глава книги Откровение, говоря о Сардисском периоде, подчеркивает, что в этот период христиане носят имя, будто живы, но они мертвы. И действительно, они носили имя христиан, но при этом забыли о Божьих заповедях, поэтому их вера была мертвой, а следовательно и само их христианство.
IV Раздел.
Механизмы закабаления.
I механизм закабаления: Через проникновение мирского духа в церковь.
Мы видели, что у христиан Сардисского периода была прекрасная возможность завершить дело реформации, однако этого не произошло. И удивительно в этом то, что окончание реформации не произошло не из-за папских гонений, не из-за давления светской власти, не из-за каких-то догматических споров, а на первый взгляд из-за мелочей, маленьких мирских обычаев, которые незаметно вкрались в церковь: разрешение употреблять немного вина, посещение казино и различных игорных клубов, нерегулярное посещение церкви, и т.д. Всё это привело к тому, что люди уже перестали с должной ответственностью и серьёзностью относится к Библии, ибо где разрешено малое отступление, там вскоре появится и большое отступление. В наши дни дух мира так же проникает в церковь. Он проникает сегодня под личиной “демократизации” и приближения церкви к современному человеку. На первый взгляд в этом плохого ничего нет, церковь действительно должна отвечать запросам современного человека, говоря на понятном ему языке, разбирая вопросы, актуальные для него, но, к сожалению, часто выполнение этой задачи, действительно важной и необходимой, (см. Джон Паулин. Библейская истина в современном мире. Заокский: “Источник жизни”, 2000) приводит к вульгарной либерализации церкви. Это выливается в появлении в церкви рок-музыки, сокращении времени для проповедей, в которых к тому же не поднимается тема о Божьем суде, святилище, духовном Вавилоне, а ведь именно они всегда были одними из отличительных для Божьей церкви остатка. Особо опасно мирской дух действует на молодёжь, и дьявол это прекрасно понимает.
Механизм вызволения.
Когда-то Иисус Христос сказал, что Его дети должны Ему поклоняться в духе и истине: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4:24). Часто мы забываем вторую часть стиха — в истине. Любое нововведение или усовершенствование в богослужении должно проверяться Словом Божьим. И если хотя бы на один процент это нововведение, каким бы замечательным оно не было на первый взгляд, противоречит Библии, ему не должно быть места. Необходимо помнить, что любое отступление всегда начинается с малого, приводя в дальнейшем к страшным последствиям. Христиане Сардисского периода даже не заметили как дух мира вошёл в их сердца, закабалил их, приведя к духовной гибели.